Просмотр содержимого документа
«Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры»
Россия - Родина для многолетнего поколения, но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.
Своя культура всегда выделяется человеком как особенная, первая, с которой он, как правило, свыкается, сживается, которую впитывает, как принято говорить, «с молоком матери».
В настоящее время можно с радостью отметить рост интереса к истинной истории нашего государства и общества в целом. Воспитывая детей на национальных традициях, можно развить у них национальное самосознание, дать ребенку почувствовать себя частью великого целого - своего народа, своей страны, научиться уважать традиции, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить настоящих патриотов своей Родины.
Знание культуры собственного народа, умение понять, желание приобщиться к ее дальнейшему развитию могут стать основой для воспитания патриотических чувств у детей, если их знакомить с народной культурой с самого раннего детства, а верным проводником и запечатлением исторического наследия выступает - книга, художественное слово.
Так я посчитала необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях.
Словесное русское народное творчество заключает в себе большие поэтические ценности. Припевками, приговорками издавна пользуются для воспитания детей, особенно самых маленьких, для того чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить, поговорить.
Такие процессы в жизни маленького ребенка, как одевание, купание, требуют сопровождения словом, и здесь русское народное творчество незаменимо. С раннего детства ребенок откликается на потешки, приговорки, попевки.
Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребёнок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы.
Чтобы привлечь внимание детей, пополнить и расширить знания о русском быте, я совместно с родителями воспитанников :
• создаем мини-музей народного творчества;
• оформили в русском стиле горницу для наших кукол, нарядив их в русские костюмы;
• подобрали иллюстрации о традиционной русской семье;
собираются альбомы «Русское декоративно-прикладное искусство», где отражены такие виды художественной росписи как гжель, хохлома, палех «Русский народный костюм», «Русская изба»;
• «Русские народные промыслы» - знакомятся с различными видами художественного прикладного творчества и русских промыслов.
Используя различные формы взаимодействия, творческий стиль общения, вовлекаю детей в познавательную, речевую, художественно – эстетическую, игровую деятельность.
Взаимодействие с семьями воспитанников строю на основе творческого сотрудничества и активного вовлечения в образовательную деятельность.
Использую следующие формы взаимодействия с родителями: мастер-классы, консультации, беседы, проектную деятельность, выставки, конкурсы, фольклорные праздники, народное гуляние «Масленица». Вместе с музыкальным руководителем использую и на занятиях, и в повседневной жизни, русские народные песни и музыкальные произведения. В работе с детьми добиваюсь, чтобы они были не только пассивными слушателями, но и активными исполнителями песен, потешек, хороводов.
Очень важно обращать внимание детей на образный язык сказок. Привлекаю их к повторению запомнившихся ими отдельных слов, выражений, песенок персонажей. Например, после слушания сказок «Козлята и волк», «Кот, петух и лиса», предлагаю детям повторить песенки действующих лиц. Ведь из сказок дети узнают о культурных ценностях, расширяют свой кругозор, развивают речь. В сказке раскрываются такие понятия как «лень», «жадность», «упрямство», высмеивается трусость и приветствуется трудолюбие, правдивость, смелость, верность.
При работе с детьми использую следующие формы
• Организация самостоятельной творческой деятельности детей в течение пребывания ребенка в детском саду (рисование, лепка, аппликация и др.).
Ознакомление с народным фольклором и рассматривание иллюстраций.
• Совместная деятельность с музыкальным руководителем (пение народных песен, показ кукольного настольного театра).
• Организация игровой деятельности детей в течение дня (народные игры, инсценировки сказок, отгадывание загадок).
• Организация выставок детского творчества.
• Конкурсы по выявлению творческих способностей.
Таким образом, данная работа позволяет сформировать у детей младшего дошкольного возраста знания о культурном наследии русского народа, дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. В процессе знакомства детей с художественной литературой расширяются словарный запас, активизируется познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, активно проявляют себя в разных видах художественной деятельности и творчески активны, у них развито самосознание, умеют понимать и принимать юмор и становятся намного доброжелательнее, что немало важно в современном обществе.