Просмотр содержимого документа
«Прjфилактика и преодоление речевых нарушений младших дошкольников.»
Профилактика и преодоление речевых нарушений младших дошкольников.
Проводя вначале младшей группы мониторинг, выяснилось, что в группе много детей с нарушением речи. Поэтому решила более углубленно заняться этой проблемой, так как младший дошкольный возраст- период интенсивного развития всех психических функций. Основное ново образование этого периода- овладение речью, которое становиться фундаментом для дальнейшего развития ребенка. В этом возрасте дети обычно легко вступают в контакт не только с близкими, но и с посторонними людьми, все чаще инициатива общения исходит от ребенка. Потребность расширить свой кругозор, желание глубже познать окружающий мир, вынуждает малыша все чаще и чаще обращаться ко взрослым с разнообразными вопросами.
Активный словарный запас, которым должен располагать ребенок на этом возрастном этапе, дает ему возможность, свободно общаться с окружающими, но не редко он испытывает трудности из-за не достаточности и бедности словаря, когда надо передать содержание чужой речи, пересказать сказку, передать событие, участником которого он был. На 4 году жизни у детей должно отмечаться заметное улучшение произношения, речь становиться более отчетливой. Совершенствуется речевой слух ребенка.
Целью моей работе было создать в группе условия для успешного развития речи младшего дошкольного возраста посредством здоровья сберегающих технологий.
Задачи:
-продолжать расширять и активизировать словарный запас слов.
-развивать моторику речи двигательного аппарата, слуховое восприятие, речевое дыхание
-развивать речевую активность, формировать потребность детей в общении со взрослыми и сверстниками.
-развивать тактильную «чувствительность», как основу развития «ручного интеллекта ребенка»
Работы проводила всей группой, под группами индивидуально . Один раз в неделю по понедельникам, приходила для совместных занятий учитель –логопед Васильева И.Н. Все занятия проводились в игровой форме. Представленные технологии использовала в своей работе ежедневно: в режимных моментах, в НОД в СОД во второй половине дня. В своей работе использовала следующие направления:
Игровой артикуляционная гимнастика, как средство формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста или «лого минутки». Использовали в работе сенсорно интерактивные артикуляционные гимнастику (автор Лынская Н.И.). Использовали символы Ткаченко Т.А.( Рече двигательная )гимнастика-пропевание гласных звуков. Задачи артикуляционной гимнастики были:
- укреплять мышцы артикуляционного аппарата.
-готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка.
-вызвать интерес детей к артикуляционной гимнастике
-познакомить детей с артикуляционными упражнениями
2. Пальчиковая гимнастика- развивать у детей мелкую моторику память, внимание, активную речь.
3. дыхательная гимнастика- формировать у детей правильное речевое диафрагмальное дыхание и длительный ротовой выдох, формировать правильный вдох и выдох.
4. Песочная терапия- развивать у детей мелкую моторику, глазомер, развивать тактильную чувствительность, внимание, формировать интерес у творческой деятельности, учить регулировать мышечное напряжение и расслабление.
5. СУДЖОК-терапия нормализовать у детей мышечный тонус, стимулировать речевые области в коре головного мозга, содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможённости.
6. Игры с пальчиками-развитие у детей мелкой моторики.
Вся работа по этим направлениям проводилась в определённой системе.
Система работы.
Артикуляционная гимнастика
Пальчиковая гимнастика
Дыхательная гимнастика
Октябрь
Язычок Яша в гостях у малышей
Иллюстрированное пособие вологинной «НА» про машину
Пропевание гласных звуков с парашютом
Игровой самомассаж лица: «Не болей ка, тюшки-тютюшки»
«Дружат в нашей группе»
«Есть у каждого свой дом»
«Мы капусту рубим рубим»
«Осенние листья»
С цветным парашютом
Носиком вдохнули-ротиком выдохнули.
С осенними листочками
С шариками и свистульками
Ноябрь
Язычок Яша простудился
Расскажи Яше сказку «Колобок с массажным мячиком»
Сделаем зарядку, чтобы не болеть-речи двигательная гимнастика с гласными звуками.
Речи двигательная гимнастика «Свист ёлочки и шипелочки»
Мы спросили нашу печь что сегодня нам испечь.
Ласковые лапки
Где мы были мы не скажем
Рисование на спине
С мыльными пузырями
Со свистульками
С цветным парашютом
Раздувание песка
Декабрь
Внедрение методики Новиковой-Иванцовой «От слова к фразе»-попевки со звука подражаниями с картинками и музыкой
Пропевание гласных звуков с парашютом
Старшие ребята в гостях у малышей
Сделаем зарядку чтобы не болеть
«снежинка»
«сидит белка на тележке»
Игрушки
«Маша варежку надела-Ой! Куда я пальчик дела?»+заучивание стихотворения
С ватными шариками « С дуй снежок с ладошки»
«Носиком вдохнули ротиком выдохнули
С вертушками
С цветным парашютом
Январь
Язычок Яша в гостях у малышей упражнение «Заборчик» и «окошко»
Язычок Яша наводит порядок в своем доме
Прогулка язычка-презентация
Язычок Яша поёт свои любимые песни и делает зарядку
Дружная семья
«замок»
«рыбки»
«Сорока-белобока»
С цветными вертушками
Со снежками
Чесночок вдыхаем болезнь выдыхаем
С цветным парашютом
Февраль
1 «Мы делили апельсин»
2 «Сидит белка на тележке»
3 «Замок»
4 «Семья»
С цветным парашютом
Со снежками
С мыльными пузырями
Март
Работа по методике Новикова-Иванцовой « От слова к фразе»
Пропевание гласных звуков с парашютом.
Игровой само-массаж
Язычок Яша в гостях у малышей
Распустился цветок
Семья
Чтоб красиво говорить надо с пальцами дружить
Есть у нашей кошки лапки
Раздувание песка с помощью коктейльных трубочек
С мыльными пузырями
Со свистульками
С цветным парашютом
Апрель
1-цветочек, 2- цветочек
Скворцы
Пришла весна
Сидит белка на тележке
С весенними листиками
Раздувание песка
С мыльными пузырями
С цветными верхушками
Песочная терапия
СУДЖОК-терапия
Игры с пальчиками
Октябрь
Добро пожаловать в волшебный мир песка
«необыкновенные следы»
«солнечный день»
Знакомство с песочным человечком
Этот маленький дружок называется СУДЖОК
Упражнение «колечки»
Шарик я открыть хочу- правой я рукой кручу
Дорожка
С деревянными бусами
С расчетными палочками
«ловкие ручки»
Ноябрь
Волшебные цветы-выкладывание на песке волшебных камешков
Домашние животные дорисовывание деталей
Рассказывание сказки Колобок
Большие и маленькие рисование на песке
«Веселый мячик»
«колки иголки»
Испечем мы каравай
Здравствуй, мой любимый мяч
Мастерим бусы
Пальчиковый бассейн
Прицеплю прищепки ловко, я на мамину веревку
Игры- шнуровки
Декабрь
Рисование узнай следы на снегу
Рисование на песке волшебных деревьев
Песочные фантазии
Рассказывание сказки теремок
Прыжки
Здравствуй, мой любимый мяч
Волшебная зимняя сказка
Друзья
Работа с соленым тестом
Завязывание шнурков
Выкладывание геометрических фигур из счетных палочек
Нанизывание деревянных бус на палочки по цвету
Январь
Рисование на песке по замыслу: «нарисуй любимую сказку»
Песочные прятки
Волшебные цветы
Большие маленькие человечки
Здравствуй мой любимый мяч
Ловкие пальчики
Колючий ёжик
Друзья
Ловкие ручки-застегивание-растягивание пуговиц и крючков
Игры с цветными резинками-упражнение рингдинг
Цветные клубочки
Февраль
Рисование снежинок
Песочные прятки
Рисование по замыслу
Чашки
Колечки
Колки иголки
Веселый мяч
Цветные мозаики
Счетные палочки
Цветные клубочки
Игры шнуровки
Март
Весенние цветы-выкладывание цветных камешков
На песке как я-учить копировать изображения
Убери лишнее-чего не бывает у животных
Рассказывание сказки репка
Ловкие пальчики
Ёжик
Выкладывание с цветных ниток геометрических фигур
Мастерим бусы для мам
Игры со счетными палочками
Игры с цветными резинками
Апрель
Необыкновенные следы (идёт медведь, ползет змея и тд.)
Такая работа проводилась в системе в течении всего года.
Родители в течении всего года были активными участниками в работе. Были проведены 2 мастер-класса, проводились семинары- практикумы, индивидуальные консультации, многие после консультаций прошли лечение у врачей неврологов. Свою проделанную работу отражала на своём сайте педагогах, выкладывала фотографии в открытой группе для родителей и педагогов.
Благодаря проведенной в течении года работе, итоговый мониторинг показал положительную динамику в развитии речи детей. Не говорящих детей в группе, нет. Увеличился заметно словарный запас детей, дети свободно общаться между собой и со взрослыми, стало меньше лексико-грамматических ошибок.