Проблема улучшения взаимоотношений в дошкольной группе через развитие коммуникативных качеств
Проблема улучшения взаимоотношений в дошкольной группе через развитие коммуникативных качеств
Воспитатель в содружестве с семьей формирует в процессе цeлeнаправленного педагогического воздействия те навыки привычки поведения, начала тех личностных качеств, которые определяют характер взаимоотношений ребенка (' другими людьми, и тем самым создает предпосылки развития коллективизма.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проблема улучшения взаимоотношений в дошкольной группе через развитие коммуникативных качеств»
Проблема улучшения взаимоотношений в дошкольной группе через развитие коммуникативных качеств
В условиях общественного дошкольного воспитания ребенок с первых лет жизни находится в кругу сверстников. Дети охотно вместе играют, трудятся, занимаются, у них ярко выражено стремление к общению. Воспитатель в содружестве с семьей формирует в процессе цeлeнаправленного педагогического воздействия те навыки привычки поведения, начала тех личностных качеств, которые определяют характер взаимоотношений ребенка (' другими людьми, и тем самым создает предпосылки развития коллективизма. Поэтому так важно, особенно в старшем дошкольном возрасте, придать отношениям детей со взрослыми и детским взаимоотношениям дух доброжелательности, развивать у детей стремление и умение помогать как старшим, так и друг другу, оказывать сопротивление плохим поступкам, общими усилиями достигать поставленной цели, значимой не только для ребенка, но и для всей группы.1
В дошкольном учреждении дети организуются, как известно, в группы, скомплектованные по возрастному принципу. Устойчивость состава детей в этих группах и постоянство педагогических требований к взаимоотношениям детей создают предпосылки к формированию детского коллектива на основе нравственных норм, доступных этому возрасту.2
Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная и порой драматическая картина межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют. Все эти отношения остро переживаются участниками и несут массу разнообразных эмоций. Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения с взрослым.
Взрослые иногда не подозревают о той широкой гамме чувств и отношений, которую переживают дети, не придают особого значения детским ссорам и обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Определить появления нарушений эмоциональной сферы можно по следующим признакам3:
Нарушение, какой либо сферы личности, психики ребёнка всегда оказывает негативное воздействие на другие сферы, в результате чего те деградируют, либо замедляют своё развитие.
Нарушение - проявляется в поведении, его можно опознать при наблюдении: трудновоспитуемость, непослушание, агрессия, капризность, упрямство проявляющиеся не в критические возрастные периоды.
Психические нарушения приводят к социальной дезадаптации: к сужению круга людей, с которыми ребёнок может нормально взаимодействовать.
Психические нарушения оказываются барьером на пути воспитательных воздействий.
Задача устранения нарушений оказывается первичной, по отношению к собственно
воспитанию.
Нарушения психики и личности часто приводят к психосоматическим заболеваниям.
Гармония или дисгармония эмоционально-мотивационной и волевой сферы определяет всю жизнь ребёнка. Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении, может приводить к различным типам поведения.
Неуравновешенное, импульсивное поведение4, характерное для быстро возбудимых детей. При возникновении конфликтов со сверстниками эмоции этих детей проявляются во вспышках гнева, громком плаче, отчаянной обиде. Негативные эмоции детей в этом случае могут быть вызваны как серьёзными причинами, так и самыми незначительными. Их эмоциональная несдержанность и импульсивность приводят к разрушению игр, к конфликтам и дракам. Вспыльчивость - скорее выражение беспомощности, отчаяния, чем агрессии.
Однако эти проявления ситуативны, представления о других детях остаются положительными и не препятствуют общению. Повышенная агрессивность детей, выступающая как устойчивое качество личности. Исследования и многолетние исследования показывают, что агрессивность, сложившаяся в детстве, остаётся устойчивой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Гнев перерастает в нарушение при постоянном, агрессивном поведении родителей, которым подражает ребёнок; проявлении нелюбви к малышу, из-за чего формируется враждебность к окружающему миру; длительных и частых негативных эмоций5.
Среди причин, провоцирующих агрессивность детей, выделяются следующие:
привлечение к себе внимания сверстников;
ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть своё превосходство;
защита и месть;
стремление быть главным;
необходимость овладения желанным предметом.
Проявление выраженной склонности к агрессии6:
высокая частота агрессивных действий - в течение часа наблюдений такие дети демонстрируют не менее четырёх актов, направленных на причинение вреда сверстникам;
преобладание прямой физической агрессии;
наличие враждебных агрессивных действий, направленных не на достижение какой-либо цели, а на физическую боль или страдание сверстников.
Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный уровень произвольности, неразвитость игровой деятельности, сниженную самооценку. Но главной отличительной чертой агрессивных детей является их отношение к сверстнику. Другой ребёнок выступает для них как противник, как конкурент, как препятствие, которое надо устранить. Агрессивный ребёнок имеет предвзятое мнение о том, что поступками окружающих руководит враждебность, он приписывает другим негативные намерения и пренебрежение к себе7.
Всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство - невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать их чувства.
Обидчивость - устойчивое негативное отношение к общению. Обида проявляется в тех случаях, когда ребёнок остро переживает ущемлённость своего «Я».8 К этим ситуациям относятся следующие:
игнорирование партнёра, недостаточное внимание с его стороны;
отказ в чём-то нужном и желанном;
неуважительное отношение со стороны других;
успех и превосходство окружающих, отсутствие похвалы.
Характерной особенностью обидчивых детей является яркая установка на оценочное отношение к себе и постоянное ожидание положительной оценки, отсутствие которой воспринимается как отрицание себя. Всё это приносит ребёнку острые болезненные переживания и препятствует нормальному развитию личности. Поэтому повышенную обидчивость можно рассматривать, как одну из конфликтных форм межличностных отношений.
Замкнутость - нарушение, проявляющееся в сужении круга общения, уменьшении возможностей эмоционального контакта с окружающими людьми, возрастании трудности установления новых социальных отношений.
Причинами этого нарушения могут быть:
длительный стресс;
недостаток эмоционального общения;
индивидуальные патологические особенности эмоциональной сферы.
Замкнутость качественно отличается от застенчивости, но в поведенческом плане они бывают похожи.
Особенности поведения застенчивых детей:
избирательность в контактах с людьми: предпочтение общения с близкими и хорошо знакомыми и отказ или затруднения в общении с посторонними людьми, что вызывает эмоциональный дискомфорт, проявляющийся в робости, неуверенности, напряжении; страх любых публичных выступлений;
повышенная чувствительность к оценке взрослого. Удача вдохновляет и успокаивает, малейшее замечание вызывает новый всплеск робости и смущения;
дисгармония в общей самооценке. С одной стороны, ребёнок имеет высокую общую самооценку, а с другой - сомневается в положительном отношении к себе других людей, особенно незнакомых.
Стеснительность является следствием несформированности социальной компетентности. Её коррекция заключается в обучении ребёнка навыкам общения, умению воспринимать и интерпретировать поведение другого человека.
Тревожность, патологический страх, которые препятствуют общению,
развитию личности, психики, приводят к социальной дезадаптации9.
Среди «негативных» тактик воспитания ребёнка, вызывающих состояние тревоги, можно выделить три основных:
сверхтребовательное отношение (чрезмерная критика, наказание за малейшую провинность);
гиперопека (сверхзаботливое отношение, при котором ребёнок лишён возможности самостоятельно действовать).
Чем сильнее эмоциональное неблагополучие ребёнка, тем вероятнее возможность возникновения ситуаций, вызывающий трудности взаимодействия с внешним миром. Ребёнок становится малоконтактен, тревожен, испытывает разнообразные стойкие страхи, либо, наоборот, становится агрессивен и вспыльчив.
Демонстративность как устойчивая личностная особенность.
Такое поведение детей выражается в стремлении привлечь к себе внимание любыми возможными способами. Отношения являются не целью, а средством самоутверждения.
Представления о собственных качествах и способностях демонстративных детей нуждаются в постоянном подкреплении через сравнение с другими. Ненасыщаемая потребность в похвале, в превосходстве над другими становится главным мотивом всех действий и поступков. Такой ребёнок постоянно боится оказаться хуже других, что порождает тревожность,
неуверенность в себе. Поэтому важно вовремя выявить проявление демонстративности и помочь ребёнку в её преодолении10.
При всем многообразии проблем, с которыми сталкиваются воспитатели, можно выделить две группы трудностей в общении со взрослыми, которые наиболее типичны для дошкольников. Это импульсивность (гиперактивность) и заторможенность (пассивность) детей. При всей их противоположности, эти особенности в одинаковой мере затрудняют общение и нуждаются в своевременной коррекции.
Импульсивные дети чрезвычайно подвижны и эмоциональны. Для них характерны повышенная активность, суетливость, неорганизованность. Они охотно принимают любые предложения, с интересом включаются в любую игру, но очень быстро теряют интерес и остывают. Таким детям трудно соблюдать правила игры, сидеть на занятиях, долгое время заниматься одним делом. Им трудно слушать взрослого - они не могут дослушать объяснение до конца, постоянно отвлекаются. Очевидно, что такие дети представляют серьезную проблему в каждой группе: Они могут громко разговаривать на занятиях или просто уйти, если им не слишком интересно.11
Стремление к самостоятельным действиям («Я так хочу») оказывается более значимым и сильным мотивом, чем любые правила. При этом такие дети могут прекрасно знать правила поведения, однако эти правила еще не выступают для них как значимый мотив их собственных действий. Правило остается знаемым, но субъективно не значащим. Интеллектуальный уровень и творческая активность таких детей могут быть достаточно высокими, однако в ситуации занятий они часто отвлекаются сами и мешают остальным. Основной проблемой этих детей является не развитость произвольности, неспособность сдержать свои непосредственные, ситуативные желания.
Заторможенные, пассивные дети, напротив, чрезвычайно спокойны и усидчивы. Они ничем не выделяются, не нарушают дисциплины и никому не мешают. Они спокойно и покорно выполняют поручения взрослого, соблюдают правила поведения в быту и на занятиях. Такие дети очень «удобны» в группе - они не требуют к себе внимания, они почти незаметны. Однако такая покорность должна настораживать, поскольку за ней может стоять отсутствие интереса к окружающему - к играм, к предметам, к самостоятельной деятельности.12
Как правило, у пассивных детей сниженный эмоциональный тонус, они редко и тихо смеются, ничему не удивляются, не проявляют интереса к играм и занятиям, хотя и участвуют в них наравне с другими. Они редко и тихо говорят, от них трудно добиться развернутого ответа, а тем более самостоятельного высказывания. Они равнодушно принимают любые предложения взрослого, никогда не отказывают ему, но как только нужно проявить свою инициативу в игре или на занятиях (что-нибудь придумать, сочинить, ответить на трудный вопрос), они молчат, опускают глаза, пожимают плечами и явно не знают, что делать. В их поведении, особенно в новой, проблемной для них ситуации, чувствуется скованность и напряженность, что мешает включиться в деятельность и проявить себя. Их внимание обычно сосредоточено на взрослом, от которого они постоянно ждут указаний и инструкций.
Несмотря на покорность и «послушность» таких детей, их подчинение любым правилам, общаться с ними трудно: они никогда не возражают, не высказывают своей точки зрения, не проявляют себя. А без такой взаимной активности общение невозможно и сводится к одностороннему руководству взрослого и подчинению ребенка. Хотя эти дети и не приносят особых хлопот воспитателю, они должны вызывать серьезную тревогу. Их пассивное, незаметное поведение может свидетельствовать о не развитости мотивационной сферы, об отсутствии собственных интересов и творческой активности.13
Описанные группы детей можно выявить с помощью наблюдения. Однако далеко не всегда повышенная активность ребенка свидетельствует о его гиперактивности и отсутствии произвольности, а пассивное поведение – о неразвитости интересов и творческой активности. Для более точного выявления таких трудностей следует использовать специальные методические приемы.
Таким образом, связующим звеном между личностью и обществом является коллектив. Именно через коллектив, который является носителем общественных идей, происходит формирование отношений отдельной личности. В зависимости от отношения коллектива к тем или иным событиям, фактам действительности в большой мере складываются и отношения личности к ним.14 В свою очередь отдельная личность оказывает определенное влияние на других членов коллектива. Таким образом, личность выступает как член коллектива, связанный определенными отношениями с другими его членами. Эти важные положения развития личности рассматриваются в ряде работ психологов и педагогов (А. Д. Шнирман, А. Г. Ковалев и др.).15
Сделать коллективную жизнь детей интересной, деятельной и радостной, чтобы в ней дети находили воплощение своих замыслов и поставленных целей,- необходимое условие успешного складывания положительных взаимоотношений между детьми.
1 Смирнова Е. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений: Второй этап программы: игры, развивающие внимание к сверстнику/Е. Смирнова, В. Холмогорова // Дошкольное воспитание.-2003.-№9 - С.68-74
2 Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед.спец. /Иван Федорович, Харламов. - Изд. 4-е,
3 Сорокова М.Г. Система М.Монтессори: Теория и практика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов/ Мария Геннадьевна Сорокова,. - М.: Академия, 2003. - 384 с.
4 Ашикова С. "Прикоснись ко мне добротой..."/ С.Ашикова; С. Ашикова // Дошкольное воспитание.-2003.-№2 - С.22-26.
5 Безруких М. "Портрет" будущего первоклассника /М. Безруких; М. Безруких // Дошкольное воспитание.-2003.-№2 - С.47-51.
6 Асмолов А.Г. Главное сохранить «Почемучек» // Дошкольное воспитание.- 2005.-№ 3 - С. 68-69.
7 Блонский П.П. Педология:Книга для преподавателей и студентов высш.учеб.заведений/ П.П. Блонский; Под ред.В.А.Сластенина. - М.:Владос,1999. - 288 с.
8 Ашикова С. Сердце Герды / С. Ашикова; С. Ашикова // Дошкольное воспитание.-2003.-№3 - С.6-8.
9 Видра Д. "Это мое!", или Талант быть добрым/ Д. Видра; Д. Видра // Дошкольное воспитание.-2003.-№9 - С.50-51.
10 Гармаева Т.В. Особенности эмоциональной сферы и самопознания в контексте становления личности дошкольника// Психолог в детском саду. - №2.-2004.-С.103-112.
11 Мещерякова С. Становление общения ребенка с взрослым на первом году жизни/ С. Мещерякова; С.Мещерякова // Дошкольное воспитание.-2003.-№ 9- С.90-95.
12 Никитик В.В_Не загоняйте себя в угол! // Управление ДОУ. - 2002. - №3.-с. 38-39.
13 Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учеб.пособие/ Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект Пресс,2001. - 460 с.
14 Минаева В. Знакомим детей с эмоциональным миром человека /В. Минаева; В. Минаева // Дошкольное воспитание.-2003.-№2 - С.13-20.
15 Маркова Л.С. Работа педагога-психолога в ДОУ: метод. пособие/ Людмила Сергеевна Маркова. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 384 с.