Просмотр содержимого документа
«Проблемно-ориентированный анализ работы методиста ДО»
Анализ работы
На дошкольную организацию в современных условиях развития нашего общества возлагаются очень ответственные социальные задачи – обучать, воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально – экономический, научно – технический и нравственный прогресс казахстанского общества в новом столетии. В связи с этим все более нетерпимыми становятся недостатки и ошибки в учебно–воспитательной работе ДО, в управленииобразованием и в самой педагогической науке.
Сегодня реальный уровень постановки методической работы в дошкольной организации становится одним из важнейших критериев оценки его деятельности. Поэтому нужно рассматриватьработу методиста, как нечто первостепенное.
Как и в каждой профессии, в моей работе методиста есть много положительных моментов, динамика в профессиональном развитии, но есть и проблемы и затруднения, которые я, (не всегда успешно) пытаюсь преодолеть.
В 2015 году, вступив в должность методиста «из воспитателей» я столкнулась с одной из этих проблем. Особенностью труда начинающих методистов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и методисты с многолетним стажем, а воспитатели, администрация, родители ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Те методисты, которые в первый год своей работы не получили поддержи от коллег, администрации, вырабатывают для себя так называемую защитную систему действий, которая в дальнейшем препятствует профессиональному росту методиста. Переориентация деятельности от детей к педагогам - это достаточно сложный период осознания своей новой сущности, и если в этом вопросе не оказать своевременной помощи, то адаптация сопровождается чувством неуверенности в своих силах и может привести к стрессу. Но помощь в лице заведующей, методистов ДО города и отдела образования мне была оказана вовремя и моя адаптация прошла успешно. Поэтому, может было бы целесообразно, помимо МО методистов города, создать Школу молодых методистов области?
Сейчас, работая четвертый год в этой должности, я поняла, чтобы методическая работа была эффективной, методисту необходимо знать, как обстоят дела в дошкольной организации: какие условия созданы для воспитания детей, каков уровень педагогической работы в детском саду, каковы взаимоотношения в коллективе и т.д. Но, методист имеет дело не с механизмами, а с живыми людьми, которые сами управляют процессом становления и развития личности ребенка. Очень часто успешность методической работы зависит от психологической готовности и профессиональной компетентности воспитателей, а отсутствие этих качеств является большой проблемой в работе методиста. Как показал опыт работы в двух разных ДО, зачастую, педагоги имеют одни и те же проблемы и затруднения в работе.
- формальное взаимодействие воспитателя с родителями;
- отсутствие у воспитателя навыков партнерского общения с детьми;
- недостаточная компетентность воспитателя в знании возрастных особенностей детей;
- недостаточная компетентность воспитателя в знании возрастных особенностей детей;
- непрофессионализм в проведении мониторинга;
- эмоциональная и физическая перегрузка.
Как методист, я обязана с помощью разнообразных форм методической работы исправить данные недочеты в работе педагогического коллектива ДО.
Для развития взаимодействия с родителями ежегодно включаю в план работы ДО годовую задачу по этому направлению:
2015-2016 учебный год «Реализация новых форм взаимодействия с родителями посредством проектной деятельности»;
2016-2017 учебный год «Создание единого образовательного пространства «ДО-семья» с целью формирования основ культуры личности ребенка»;
2018-2019 учебный год , методическая тема «Создание условий , обеспечивающих физическое, интеллектуальное развитие ребенка в эффективной работе семьи и ДО»;
2019-2020 учебный год «Развитие двигательных навыков, укрепление здоровья детей через оптимизацию традиций физического воспитания в семье и воспитание здорового образа жизни».
Провожу разнообразные совместные мероприятия с родителями: семинары («Детские провокации, или Как устанавливать запреты», «Здоровье наш бесценный дар! Его все ценят – млад и стар» и т.д.), «Вечерние посиделки», акции («Мы за здоровый образ жизни», «Сотвори добро», «Пять минут поэзии на ночь» и т.д.), совместные викторины («Скажем случайностям –нет!», «Хочу все знать»), «круглые столы» («Охрана жизни и здоровья детей», «Почему трудно учиться»), тренинги («Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», «Развиваем речь ребенка»). Организую совместную проектную деятельность, развлечения, контролирую содержание групповых планов работы с родителями и их выполнение, провожу Дни открытых дверей (2 раза в год), анкетирование и тестирование родителей.
Для повышения уровня знаний педагогов в той или иной области (стиль взаимоотношений с детьми, их возрастные особенности, организация и проведение мониторинга и т.д.) нередко использую такую форму работы как групповые консультации, так как это - постоянная форма оказания помощи воспитателям.
Однако, у меня не всегда получается дать исчерпывающие ответы за короткий отрезок времени. Некоторые проблемы воспитания детей требуют более длительной беседы, обсуждения, и, если они волнуют нескольких воспитателей, то организую такую коллективную форму методической помощи, которой является семинар (по запросу педагогов): «Активные формы взаимодействия с родителями по здоровьесбережению дошкольников», «Современные подходы к оценке профессиональной компетентности педагога».
Такая форма методической работы как индивидуальная консультация требует от методиста большого такта и использовать ее в своей работе я начала не сразу. Беседуя с воспитателем, выясняю его настроение, интересы, затруднения в работе, узнаю о причинах неудач, стремлюсь оказать действенную помощь. Но не все педагоги идут на тесный контакт и сотрудничество, признают критику или принимают советы, поэтому возникающие проблемы иногда остаются нерешенными.
В связи с нехваткой педагогических кадров, некоторые педагоги вынуждены работать по одному на группе, вследствие этого и возникает эмоциональная и физическая утомляемость. Для создания положительного психо-эмоционального настроя в педколлективе, подключаю педагога-психолога, который с помощью игр, тренингов и консультаций оказывает действенную помощь воспитателям и специалистам. Но, надо признать, что если наладить взаимоотношения воспитателей с детьми и родителями удается, устранить пробелы в знаниях тоже, то искоренить авторитаризм педагогов, особенно «старой закалки», бывает очень сложно.
Еще одна из проблем в моей работе методиста это: как сделать, чтобы каждый воспитатель был активным, заинтересованным участником работы на педсоветах, консультациях, семинарах? Как избавиться от пассивности отдельных педагогов?
Моя практика показала, что конечный результат любого, методического мероприятия будет высок и отдача эффективна, если при подготовке и проведении использовались разнообразные методы включения в активную работу. Выбор методов для каждого мероприятия должен определяться его целями и задачами, особенностями содержания, контингентом педагогов, конкретным состоянием учебно – воспитательного процесса. Эту проблему я решаю с помощью таких методов работы как: ситуации – иллюстрации, ситуации – оценки, ситуации – проблемы, диалоги, дискуссии, обучение практическим умениям. К этому я пришла не сразу, но сейчас в приоритете у меня именно эти методы .
Значительных усилий требует от методиста изучение, обобщение и внедрение передового опыта, который представляет собой совокупность знаний, умений, навыков, приобретаемых воспитателем в процессе практической учебно-воспитательной работы. Очень трудно преодолеть инертность и пассивность педагогов, которые имеют уже немалый опыт, но обобщать его не хотят. Я думаю, это нежелание связано с низкой внутренней мотивацией отдельных членов педагогического коллектива. Кроме того, выявить, изучить, обобщить, распространить ППО - это еще не все, внедрить его, вот наиболее трудная составная часть этой работы. Возможно, это моя недоработка как методиста в том, что у педагогов нет желания и творческой готовности делать это, чтобы педагоги сами вдумчиво отобрали полезное для себя, творчески переработали и органически соединили со своим личным опытом. В будущем буду продумывать формы работы с педагогами, которые бы заинтересовывали, вовлекали их в этот процесс.
Как методист, я также руковожу самообразованием воспитателей. Прежде всего, я создаю необходимые условия: вместе с педагогами подбираю интересующую их литературу, материалы, освещающие передовой опыт, консультирую по вопросам выбора темы, формы самообразования, оформления результатов повышения знаний и педагогических умений работы с детьми. При рекомендации тем для самообразования исхожу из интереса каждого педагога и из потребности его в образовании. Но, получается, что тем по самообразованию такое многообразие, что изучить глубоко какую-то из них не представляется возможным. Я думаю, в будущем, по завершению работы педагогов над своими темами по самообразованию, необходимо внедрить блочное распределение их тематики, это позволит избежать такого разброса и поможет более детально проработать выбранное направление.
Конечно, несмотря на динамику в развитии двух педагогических коллективов, я знаю, что недостатки в моей работе методиста еще есть и наверное будут. Потому как не всегда, грамотно организованная методическая работа является залогом успешной деятельности ДО, и зависит она от ряда факторов (буду исходить из нынешнего места работы ТОО «ТДТ 2018»):
Во-первых, это человеческий фактор. Так сложилось, что в нашу дошкольную организацию приходят работать люди в основном без дошкольного образования- учителя начальных классов, предметники, без категорий ( но с 20-летним стажем работы в частных детских садах) и без желания их получить. Если наблюдается кадровая нехватка в государственных ДО, то у нас она сопровождается еще и текучкой. Во многом это объясняется невысокой заработной платой сотрудников, в сравнении с государственными дошкольными организациями.
Мотивируя этим, педагоги не хотят участвовать в конкурсных мероприятиях, транслировать свой опыт, обобщать и публиковать его. Мне, как методисту, с трудом дается мотивирование воспитателей на участие в данных мероприятиях и даже повышении собственной квалификации. А с таким кадровым потенциалом довольно сложно организовать и грамотно вести воспитательно-образовательный процесс.
Во-вторых, это материально-техническая база ДО. Недостаточность финансирования отражается в отсутствии современной методической литературы, подписных изданий, развивающих игр и пособий, техническом обеспечении и т.д. Это делает очень сложновыполнимой работу по внедрению инновационных технологий в воспитательно-образовательный процесс ДО, разработке каких-либо передовых идей и находок.
Вот основные факторы, которые вызывают наибольшие затруднения в моей работе методиста. Я думаю, что можно преодолеть такие негативные явления, как формализм, пассивность многих педагогов и родителей воспитанников. Главными из этих рычагов являются активизация человеческого фактора в просвещении, развитие творческого потенциала педагогов и родителей.
Но есть и личные факторы. Я, как и многие педагоги, нередко испытываю затруднения при самоанализе своей деятельности, несмотря на наличие циклограммы рабочего времени, не всегда укладываюсь в нее, моя результативность участия возросла только в последний год.
Диаграмма результативности
И начать мне, как методисту, я думаю нужно, прежде всего с себя. Для начала:
- прояснить свои личные ценности.
- определить цели выполняемой работы;
- постоянно поддерживать свой собственный рост и развитие.
Для этого мне нужно выработать некоторые качества:
1.Проблемы в работе нередко наваливаются как снежный ком, а средства их решения ограничены. Поэтому способность решать проблемы быстро и эффективно становится все более важной частью навыков управления.
2.Конкуренция на рынке услуг делает необходимостью выдвижение новых перспективных идей. Поэтому я как методист должна быть изобретательна и способна гибко реагировать на изменение ситуации.
3.Многие методы управления устарели. Поэтому требуются новые, более современные приемы управления, и методист должен освоить иные подходы в отношении своих подчиненных.
4. Требуются новые подходы в борьбе с возможностью собственного “устаревания”. Поэтому от методиста требуется умение помочь другим в быстром изучении новых методов и освоении практических навыков.
5. Методист должен уметь создать и совершенствовать группы, способные быстро становиться изобретательными и результативными.
Специалист, обладающий выше перечисленными качествами, сможет наиболее эффективно организовать систему методической помощи в ДО по обеспечению теоретической и практической деятельности воспитателей и специалистов. А я стремлюсь стать именно таким методистом…