Проект детско-взрослый "Готовимся к школе с удовольствием"
Проект детско-взрослый "Готовимся к школе с удовольствием"
Проект детско- взрослый "Готовимся к школе с удовольствием" разработан и реализуется в соответствии с ООП ДОУ разработанной на основе примерной образовательной программы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект детско-взрослый "Готовимся к школе с удовольствием"»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 80» г. Перми
Проект
«Готовимся к школе с удовольствием»
для детей 6-7лет
Составил
Воспитатель Артёмова Ю.А.
Пермь, 2019г.
Проект в детском саду для детей подготовительной к школе группы
тема: «Готовимся к школе с удовольствием»
Проект разработан и реализуется в соответствии с ООП ДОУ разработанной на основе примерной образовательной программыпо образовательным программам дошкольного образования. В работе с детьми в подготовительной группе № 11,используется комплексная программа «Школа 2100»( «Детский сад 2100»).
Паспорт проекта
Сроки реализации: долгосрочный (ноябрь 2019- май 2020)
Вид проекта: детско-педагогический, информационно-практико-ориентированный, психолого-просветительский.
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы №11, педагоги группы, психолог, родители.
База внедрения проекта: подготовительная к школе группа №11 МАДОУ «Детский сад №80»
Проект разработала: Артёмова Юлия Александровна, педагог первой квалификационной категории.
Основная образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие».
Цель проекта: Повышение мотивационной готовности к школьной жизни.
Задачи проекта: - повысить уровень индивидуального развития и развить интерес воспитанников к школе; - сформировать положительное отношение к предстоящему обучению, подготовить к принятию новой социальной роли- позиции «школьника»; - повысить грамотность и компетенцию родителей в вопросах предшкольной подготовки детей.
Актуальность проблемы
Поступление в школу – качественно новый этап в развитии дошкольника, связанный с изменением социальной ситуации и личностными преобразованиями, которые Л.С. Выготский назвал кризисом семи лет. Главное что необходимо ребенку, - положительная мотивация к обучению. По результатам опроса на начальном этапе дошкольники представляю свою будущую школьную жизнь примерно так: школьник самый счастливый ребенок ему купили новый портфель, форму и всякие принадлежности, он будет слушать учителя и получать пятерки. Подобные детские надежды таят в себе опасность, потому что ребенок воспринимает школу как очередную игру, которая может оказаться совсем не такой привлекательной. Таким образом, стала очевидным целенаправленная работа по воспитанию положительного отношения к школе, формированию умения сотрудничества со взрослыми (умения просить помощи).
Отношение ребенка к школе формируется до того как он в нее пойдет, и здесь важно правильно подать информацию со стороны родителей и детского сада. В дошкольном возрасте важно настроить ребенка на ежедневный труд и внушить ему, что у него все получиться, если он постарается. И поэтому, реализуя данный проект, углубились в формирование у детей знаний о тех предметах, качествах характера и условий которые необходимы школьнику для получения результата.
Принципы реализации проекта:
1.Целенаправленность процесса воспитания положительного отношения к школе на основе возрастных особенностей детей. 2.Научно- обоснованное сочетание разных видов деятельности. 3. Единство содержания форм и методов работы. 4. Личностно- ориентированный подход в процессе воспитания положительного отношения к школе детей дошкольников. 5.Принцип сотворчества детей, педагогов и родителей в совместном процессе «дети- родители- сотрудники». 6. Принцип доступности. 7. Принцип системности и последовательности. 8. Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живёт и развивается его ребёнок). 9. Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
Проект реализуется по двум направлениям:
Совместная деятельность с детьми. Взаимодействие с родителями.
Ожидаемые результаты проекта: Дети: Получат дополнительные знания о школе, освоят новые виды совместной деятельности с родителями ; Психологически подготовятся к переходу от игровой деятельности к учебной; Разовьют психические процессы будущего первоклассника: внимание, память, мышление, восприятие; Подготовят руку к письму; У каждого ребёнка сформируется ориентация на самостоятельность и уверенность в себе, успешность и самоэффективность (уверен в своих действиях).Сформируют волевой и мотивационный компоненты будущего школьника. Родители: Уточняют и пополняют знания : о современной школе, о возрастных психофизиологических особенностях детей, о способах подготовки детей к обучению , повысят свою компетентность в отношении знаний особенностей развития своего ребёнка; Смогут своевременно проконсультировать по насущной проблеме со специалистами; Грамотный выбор родителями образовательного учреждения ориентируясь на способности , подготовленность и особенности своего ребёнка. Педагоги: Получат необходимую и дополнительную информацию о детях и их родителях; Реализуют возможность обобщения и распространения передового педагогического опыта в использовании нетрадиционных форм работы с семьёй; Получать возможность оперативного получения «обратной »связи.
Организация контроля над реализацией проекта: мониторинг детей на начало и конец учебного года.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап.
В ходе подготовительного этапа происходит разработка структуры проекта и подбираются материалы: - изучение научной и методической литературы по теме проекта ; - мониторинг детей подготовительной группы; - анкетирование родителей; - разработка комплексного плана взаимодействия педагогов ДОУ и родителей (Приложение 1); - разработка рабочей программы «Весёлые домашние задания» ( по предложению родителей для совместной деятельности родителей и детей дома ( Приложение 2); - разработка методических материалов для обеспечения педагогического процесса ; - подготовить в группе необходимую предметно-развивающую среду и материально- техническую базу.
На этом этапе родители задают вопросы , которые наиболее остро стоят перед ними. Определение круга проблем по подготовке детей к школе.
Основной этап – реализация проекта
Содержание работы с семьёй по направлениям:
«Физическое развитие»: - информирование родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребёнка ( спокойное общение, питание, закаливание, движение). – стимулирование двигательной активности ребёнка совместными спортивными играми , прогулками. «Социально- коммуникативное развитие»: - знакомство родителей с опасными для здоровья ребёнка ситуациями (дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоёма) и способами поведения в них; - привлекать родителей к активному отдыху с детьми; - заинтересовать родителей в развитии игровой деятельности детей , обеспечивающей успешную социализацию, усвоение гендерного поведения; -сопровождать и поддерживать семью в реализации воспитательных воздействий; - изучить традиции трудового воспитания в семьях воспитанников; - проводить совместные с родителями конкурсы, акции по благоустройству и озеленению территории детского сада, ориентируясь на потребности и возможности детей и научно-обоснованные принципы и нормативы. «Познавательное развитие»: - ориентироватьродителей на развитие у ребёнка потребности к познанию , общению со взрослыми и сверстниками. «Речевое развитие»: - развивать у родителей навыки общения с ребёнком; - показывать значение доброго, тёплого общения с ребёнком; - показывать методы и приёмы ознакомления ребёнка с художественной литературой. «Художественно- эстетическое развитие»: - поддержать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома; - привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности способствующим возникновению творческого вдохновения; - раскрыть возможности музыки как средства благоприятного воздействия на психическое здоровье ребёнка.
Заключительный этап На завершающем этапе планируется: - оформление аналитического отчёта в формате мультимедийной презентации для защиты проекта; - семинар- практикум для педагогов «Подготовка детей к школьному обучению , через использование нетрадиционных форм работы с семьёй»; - проведение повторного мониторинга детей; - создать подборку наглядно- просветительского материала для родителей и педагогов; - разработать рекомендации для педагогов подготовительных групп и советы для родителей будущих первоклассников.
Приложение 1 Перспективный план работы с родителями подготовительной группы
Родительские собрания
Консультации, беседы, папки-передвижки
Совместные мероприятия
День открытых дверей
Индивидуальные беседы
сентябрь
«Семья на пороге школьной жизни ребёнка» (практикум )
Беседа «Безопасность на дороге. Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге», Консультация «Секреты психологического здоровья», «Поделки из бросового материала», «Какой вид спорта подходит вашему ребёнку?», «Речевая готовность к школе», «Патриотическое воспитание в процессе общения с книгой», «Что такое ФГОС?», «Подготовка детей к обучению в школе».
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ 5-7 лет по правилам дорожного движения.
Конкурс «Дары осени», Осенний праздник «Золотая осень»
Оформление выставки в книжном уголке по теме: «Школа. Школьные принадлежности».
Анкетирование родителей.
Мастер-класс «Изготовление лепбуков»
Лекция «Особенности психофизической готовности детей к школе»
«Одежда детей в группе», «Детская агрессивность», «Не переучивайте левшу». «Причины плоскостопия и пути его профилактики», «Игры для гиперактивных и агрессивных детей»
октябрь
Папка-передвижка «Октябрь», «Осень»
Беседа «Игрушки в жизни ребёнка 6-7 лет», консультация «Речевое развитие детей 6-7 лет», «Как развивать память у детей», «ОРЗ. Профилактика ОРЗ», «Обучение детей работе в тетради в клетку», «Кризис 7 лет», "Развитие мелкой моторики посредством использования крупы", «Художественное конструирование как средство развития творческой личности», «БЕЗОПАС - НОСТЬ ребёнка на улице», «Прикоснись к природе», «Как воспитывать детей?».
Папка - передвижка «ПДД для детей», «Животный мир Пермского края»
Творческая встреча с родителями «Как научить ребенка жить среди людей»
«День матери»
Лекция «Обучение грамоте в семье»
Беседа. «Правила поведения дошкольника. Культурно- гигиенические правила».Беседа о необходимости прогулок с детьми в выходные дни. «Как отвечать на детские вопросы»
ноябрь
Папка-передвижка «Ноябрь», «День матери».
Консультация «Всё о детском питании»,«Значение и организация утренней гимнастики в семье»,«Особенности общения с детьми в семье» , «О дружбе», «Игрушки в сюжетно-ролевых играх детей 5-6 лет», «Продуктивные способы воспитания: поощрение или наказание?», "Развитие исследовательских способностей детей дошкольного возраста в игре на природе", "Ребенок и компьютер", «Игры, развивающие музыкальные способности детей», «Методы выявления эмоциональных нарушений у детей».
Изготовление кормушек для птиц.
Привлечь родителей к украшению участка снежными постройками, гирляндами и игрушками, сделанными своими руками из бросового материала.
Посещение родителей занятий детей по основным видам деятельности в подготовительных группах.
Проекты «Тайна моего имени», «Часы»
«Путешествие Почемучек»
Лекция «Что такое произвольность?»
«Формируем навыки самообслуживания у ребёнка». Рекомендации о развитии речи ребенка дома. «Чесночницы – одна из мер профилактики вирусных инфекций».
декабрь
«Роль этикета в воспитании детей» (игра КВН)
Папка-передвижка «Декабрь», «Зима», «Новый год».
Консультация «Как внешний вид влияет на поведение человека», «Грипп – болезнь грязных рук», «Плохие слова. Как отучить ребенка ругаться», «Праздничный детский стол», «Быстрое заучивание новогодних стихов в таблицах», «Учимся отмечать праздники», «Обучение дошкольников правилам дорожного движения», "Готовим руку к письму", «Нетрадиционная техника аппликации», «Учите любить природу».
Конкурс «Дед Мороз», «Зимняя сказка» выставка рисунков. Подготовка группового помещения к Новогоднему празднику.
Праздник «Новый год».
Лекция «Развитие психических процессов у старших дошкольников»
«Как провести выходной день с ребёнком?». Рекомендации о развитии мелкой моторики детей в домашних условиях. «Как говорят наши дети?»Беседа с родителями о правилах безопасности в новогодние праздники.
январь
Папка-передвижка «Январь», «Рождество».
Консультация«Как сделать зимнюю прогулку с ребёнком приятной и полезной?», «Как дошкольнику подружиться с часами»,«Занимательные опыты на кухне», «Как накормить ребенка в праздники?», «Воспитание сказкой детей», «Игры и игровые упражнения для обучения правильному дыханию», «Если ребенок обманывает. Что делать?», «У истоков творчества».
Проект «Птицы нашего края»
Рекомендации о чтении сказок детям дома. «Развитие логического мышления у детей». Рекомендации по выполнению дыхательной гимнастики с детьми.
февраль
Игровой интеллектуальный марафон - «Язык родной дружи со мной»
Консультация «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности», «Взрослый мир в детских мультфильмах», «Ребёнок берет чужие вещи. Что делать?», «Не хочу учиться», «Значение оригами для развития ребёнка», «Закаливание в домашних условиях», «Экологическое воспитание дошкольников»
Лепбук «Наши защитники», «Хлеб всему голова»
Конкурс: Домашние поделки из солёного теста на тему: «Масленица»
Фотогазета с рассказами детей «Самый лучший папа мой!»
Межгрупповые спорт соревнования «Защитник Отечества»
Лекция «Социально-личностная готовность ребёнка к школьному обучению»
Индивидуальные беседы с папами, тема: «Кого вы считаете главным в воспитании ребенка?». Инструктаж по технике безопасности «Чем опасна оттепель на улице».
март
Папка-передвижка «Март», «8 марта», «Весна».
Консультация «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста», «Культура поведение детей в общественных местах», "Трудовое воспитание в семье", «Не делайте из ребёнка кумира», «Проблемы школьной адаптации», «Готовим к школе родителей», «Создание музыкальной среды дома». «Бережное отношение к природе».
Стенгазета «Вкусняшки от мамочки»
Совместное создание в группе огорода. Папка – передвижка с рассказами детей «Нашим дорогим мамам посвящается!».
«Правила поведения при пожаре».«Домашний игровой уголок». Беседа с родителями о соблюдении режима дня в выходные дни.
апрель
Папка-передвижка «Апрель», «День космонавтики».
Консультация «Как предупредить авитаминоз весной», «Цветные фантазии или как цвета влияют на поведение детей», «Приобщение детей к народным традициям», «Пасха, светлая Пасха», «Нужно ли знакомить дошкольников с космосом?», «О роли сказок в воспитании детей», «Как нужно готовить ребенка к школе», «Готов ли Ваш ребёнок к школе?».
Лепбук «Космос», «Красная книга Пермского края»
Спортивный праздник «Мама, папа, я – здоровая, и спортивная семья».
Посещение родителей занятий детей по основным видам деятельности в подготовительных группах.
Проект «Мир книги»
Открытые занятия в группе
Лекция «Что такое адаптация к школе?»
«Все о компьютерных играх».Консультирование родителей по вопросам профилактики кишечных инфекций.
май
Итоговое собрание «До свиданья, детский сад» с презентацией
Папка-передвижка «Май», «День Победы».
Консультация. «Режим будущего школьника», «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка», "Этот День Победы...", «Расскажем детям о Великой Отечественной войне», «Что нужно знать родителям будущих первоклассников», «Как дошкольник становиться школьником», «Осторожно – солнце», «Досуг с ребёнком на природе».
Лепбук «Детям о ВОВ»
Фотовернисаж: «Вот и стали мы на год взрослей». Привлечь родителей к благоустройству территории детского сада (ремонт оборудования, посадка цветов на клумбе, работа на огороде и т.д.)
Выпускной вечер «До свидания, детский сад!»
«Наказывая, подумай – Зачем?».«Адаптация детей в школе».Беседы с родителями о предстоящем летнем периоде: требования к одежде, режим дня в летний период и др.
Приложение 2
Рабочая программа 11 группа «Почемучки»
«Весёлые домашние задания»
Цель: создание условий для всестороннего развития личности ребёнка, психических процессов и эмоционально- волевой сферы, мотивации к обучению в школе через развивающие игровые задания в тетрадях.
Задачи:
- развивать мотивацию к учению, отношение к нему как к очень важному , значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определённым учебным занятиям;
- развивать мускулатуру, точность движений, готовность руки к выполнению мелких, точных и разнообразных движений, согласованность движения руки и глаза, умение владеть ручкой, карандашом;
- умение владения приёмами умственной деятельности , которое предполагает определённый уровень развития познавательных процессов ребёнка. Это дифференциация восприятия, позволяющего наблюдать предметы и явления , выделять в них те или иные свойства и стороны, владения логическими операциями , способами осмысленного запоминания материала;
- развивать самостоятельность – как стремление искать способы решения и объяснения всего нового и удивительного , побуждение применять разные пути, давать различные варианты решений , обходиться в практической деятельности без посторонней помощи;
- формировать у детей желания и привычки трудиться для себя и других, осознания ответственности и важности выполняемого поручения;
- развивать умения работать в коллективе . считаться с интересами и желаниями товарищей, владеть навыками общения со сверстниками и взрослыми;
- развивать ориентировку в пространстве и времени, знаний единиц измерения, чувственного опыта, глазомера.
Перспективный план работы
1 полугодие (сентябрь – декабрь)
Неделя
День недели
Наименование тетради
Цель работы
1,3 неделя
Понедельник
«Я решаю логические задачи»
Научить детей решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту; применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем); учить сравнивать, обобщать, анализировать и делать простейшие умозаключения; овладение умения самостоятельно решать предложенную задачу.
Среда
«Геометрические фигуры»
Развивать умение детей, используя клетку, преобразовывать геометрические фигуры в предметы; развитие логического мышления, умения решать задачи на установление закономерностей и на выполнение мыслительных операций анализа и синтеза предметов; закреплять полученные умения и навыки работы в тетради в клетку, развивать внимание и память.
Пятница
«Я решаю арифметические задачи»
Научить детей решать задачи с помощью метода моделирования; формировать навыки самоконтроля.
2,4 неделя
Понедельник
«Знакомство с клеточками»
Развивать зрительное восприятие и мелкую моторику; научить детей ориентироваться на листе бумаги в клетку; научить выполнять графические диктанты; в точности копировать предложенные схемы рисунков.
Среда
«Предмет, слово, схема»
Развитие мышления (работа с моделями слов), совершенствование навыков звуко-буквенного анализа, умения работать самостоятельно, способность принимать решения.
Пятница
«Думаем, рисуем»
Развивать у детей зрительное восприятие, произвольное внимание, память и мышление.
Познакомить детей с гласными и согласными буквами, научить их печатать, составлять и читать слоги. Развивать координацию движений рук и пальцев, совершенствуя речевое развитие, внимание, память, мышление.
Пятница
«Логика»
Научить детей решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту; применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем); учить сравнивать, обобщать, анализировать и делать простейшие умозаключения; овладение умения самостоятельно решать предложенную задачу.
2, 4 неделя
Понедельник
«Играем со словами»
Закрепить навыки чтения; освоить звуко-буквенный анализ слова; развивать внимание, память, мышление; вызвать интерес к чтению.
Среда
«Волшебство в картинках»
Развитие у детей зрительного восприятия и внимания.
Пятница
«Я решаю арифметические задачи»
Научить детей решать задачи с помощью метода моделирования; формировать навыки самоконтроля.
Предполагаемые результаты:
Сформированная эмоциональная ,личностно-волевая, интеллектуальная и социальная готовность ребёнка к школе. Развитая самостоятельность ребёнка с элементами инициативы и творчества. Формирование у ребёнка первооснов социально- личностного компонента. Полноценно и всесторонне развитый ребёнок к началу систематического обучения в школе. Снятие напряжённости адаптационного периода на первом году обучения. Повышение качества знаний в начальной школе. Сохранение здоровья детей.
Практическая значимость:
В ходе реализации проекта планирует тесное взаимодействие педагога-психолога и родителей на формирование у детей подготовительной группы осознанной мотивации к учёбе. В ходе сотрудничества, родители являются активными и действенными участниками образовательного процесса. Данный проект позволит обогатить представление детей о школе и профессия учителя. Такая совместная работа с родителями способствует успешному развитию полноценной , гармонично развитой личности. Повышение педагогической культуры родителей в вопросах успешного перехода детей на новую ступень образования.
Заключение
Подводя итоги работы по разработке проекта «Готовимся к школе с удовольствием», можно отметить , что работа по данному наплавлению действительно необходима и приносит результаты . В проекте показана система работы с родителями при формировании готовности ребёнка к школе с использованием нетрадиционных форм взаимодействия с семьёй. В связи с тем, что в последнее время достаточно много уделяется внимания подготовки к школе детей, но это внимание направлено в основном только на интеллектуальную сферу. А мной разработанный проект по психологическому сопровождению будущих первоклассников , в котором в первую очередь уделяется внимание личностной готовности к школе, мотивационной готовности.