Просмотр содержимого документа
«Проект «Финансы – это интересно и увлекательно»»
Проект по теме «Финансы – это интересно и увлекательно.
Рябинина Татьяна Валерьевна
Дементьева Наталья Николаевна
МАДОУ «Детский сад «IT мир» г.Перми
Актуальность: Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. И поэтому они уже с дошкольного возраста достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Актуальность заключается в формировании полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, это поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
Цель: сформировать основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачами являются:
- Расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей.
-Раскрыть сущность понятий «деньги», «монета», «купюра»; закрепить знания детей о внешнем виде современных денег.
- Сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам.
- Расширить знания детей и дать осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд - товар - деньги» и «стоимость товара в зависимости от качества».
- Научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.).
- Способствовать развитию умений соизмерять собственные потребности – с материальными возможностями.
Формы работы: деловые, сюжетно-ролевые игры, тематические занятия, беседы с привлечением родителей (сотрудников экономического сектора), экскурсии, а также использование ЭОР, ИКТ.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы, родители.
Вид проекта: познавательный.
Этапы проекта:
Подготовительный этап реализации проекта направлен на изучение методики преподавания детям дошкольного возраста; подбор и анализ специальных образовательных ресурсов, определение базовых финансовых категорий, доступных для понимания дошкольникам, изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
- Анкетирование родителей по теме финансовой грамотности.
- Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Финансы – это интересно и увлекательно.
-Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
-Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
-Создание развивающей среды по теме.
Как всё-таки правильно познакомить ребенка с финансовой составляющей жизненных отношений?
Наблюдая за играми детей, мы увидели, как легко они пользуются такими понятиями, как «баксы», «доллары» и т.д. И тогда решили провести беседу с детьми, чтобы выяснить знания и представления детей о деньгах.
что такое деньги, какие они бывают;
что такое «необходимые покупки», и «желаемые покупки»;
что такое карманные деньги. Банковская пластиковая карта ребенка;
как планировать свои расходы;
техника безопасности использования банковских карт.
Для начала необходимо четко объяснить функцию денег на понятном дошкольнику языке. Следует подробно рассказать детям о способах заработка родителями. То есть им нужно понимать, что каждый день мама и папа должны ходить на работу, чтобы в конце месяца получить зарплату, на которую их семья будет жить и тратить в течение месяца. Важно объяснить ребенку, что неправильное обращение с деньгами может привести к разорению.
Практический.
На данном этапе - реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми.
Просмотр мультфильмов (Уроки тетушки совы, «Как старик корову продавал» «Барбоскины и реклама», смешарики «Финансовая грамотность. Благородное дело.», …), решение проблемных ситуаций. продуктивная деятельность.
НОДв игровой форме, через интересный и познавательный сюжет дети знакомятся со сложными финансовыми понятиями: «Откуда взялись деньги», «Деньги и цена», «Деньги: монета, банкнота, пластиковая карта», «От чего зависит цена», освоение экономической природы вещей - «Что и где производится», «Разные профессии», «Идем в магазин» или «Как правильно делать покупки», «Дом, где живут деньги» … Решение логических задач, задач- шуток увеличивает интерес ребенка к финансовым знаниям, такие задания несут в себе элементы проблемности и занимательности, способствуют лёгкому преодолению пути в познании сложных финансовых явлений. Дети получают знания о том, что такое деньги, какие виды денег бывают, как распределить свои расходы путем определения, желаемого и необходимого, а также как безопасно использовать банковские карты. Расширяются знания о труде взрослых, об их трудолюбии и мастерстве.
Презентации по темам: «Путешествие денежки», «История денег», «Презентация семейный бюджет», «Путешествие в страну Экономика», «Деньги. Купюра. Монета».
Беседы: «Чем пахнут ремесла?», «Все профессии важны» (о важности труда, разнообразии профессий и их обязанности.), «В магазине» (закрепление у детей знаний о продуктовых магазинах, «Деньги» (продолжать закреплять знания у детей о деньгах), «Большой или маленький? Проблема выбора», «Моя копилка» (обсуждение с ребёнком суть накоплений, для чего нужна копилка и др.
Организация и проведение сюжетно ролевых игр: «Магазин». Самая полезная экономическая игра для дошкольников – с/р игра в магазин. Дети уже в детском саду играют в эту игру, но здесь роль воспитателя – по ходу игры объяснить детям: что такое деньги и зачем они нужны, откуда деньги берутся, как грамотно их тратить. Прежде чем начать играть, детям нужно оценить каждый товар в магазине. Ведь без ценников на товарах невозможна продажа. Использовать в качестве ценников можно цветные стикеры.
А также игры «Банк», «Кафе», « Семья», «Салон красоты», «Супермаркет», «Рекламное агентство». Изготовление альбома «Магазин», изготовление чеков, меню для «Кафе», другой материал для сюжетно-ролевых игр.
Игровая ситуация «Рекламная компания», где дети выбирают товар и рекламируют его с целью продажи, «Мини банк», воспитатель показывает принципы финансового планирования и объясняет принцип «сначала зарабатываем – потом тратим», ситуация «Совместные покупки» и «Самостоятельная покупка» - объяснит происхождение стоимости товара и разумных покупок, «Ярмарка поделок», когда дети и родители устанавливают собственную цену стараясь продать «товар» по собственной цене.
Настольно-печатные игры, моделирующие жизненные ситуации - операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции: «Ай – да, ярмарка», «Бизнес», «Оптовик», «Хочу - надо», «Дорого – дешево», «Хочу – надо», «Монополия», «Выбираем подарок другу».
Дидактические игры, которыенаучать детей тому, что деньги не появляются сами собой, а зарабатываются! Объясняем, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности. Разовьют умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него. Объясняем, что стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести. Познакомят детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями; научат подбирать монеты разного достоинства. Финансы нужно планировать. Приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде.
«Что быстрее купят?» «Угадай, где продаются», «Купи другу подарок» «Магазин игрушек», Игра «Хочу - надо», «Что, когда было?», «Хорошо - плохо» «Размен», «Услуги и товары» …
Проведение интеллектуальных игр по теме проекта с целью - содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, активизация имеющихся у детей знаний финансовой грамотности: «Брейн-ринг», «Что, где, когда?», «Аукцион», «Ярмарка».
Также важную роль в экономическом воспитании мыотводим использованию сказок. В сказках экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность, нестандартность мышления, коммуникативно познавательные навыки.
Некоторые учат малышей основам экономики и финансовым отношениям: это русские народные сказки «Репка» и «Лисичка со скалочкой», сказки К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха» и А.Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», сказка Шарля Перро «Кот в сапогах».
Сказки, которые знакомят с понятиями «деньги», «доходы», «расходы», труд, распределение, обмен, производство - С.Михалков «Как старик корову продавал», «Лисичка со скалочкой», Г.Х.Андерсен «Огниво».
Сказки, помогающие понять значение экономичность, предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность, бережливость - К. Чуковский «Федорино горе», А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Народные сказки «Жадная старуха», «Иван – царевич и серый волк», «Как коза избушку построила».
Подбор раскрасок по теме.
Взаимодействие с семьей.
Наиболее важный эффект, который ожидаем от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. На занятиях педагог дает им знания, но правильные навыки обращения с личными финансами дети могут получить только в семье.И лучшим инструментом в обучении станут карманные деньги. Именно с их помощью ваш ребёнок сможет тренироваться в постановке финансовых целей и планировании личного бюджета.
1. Выдавайте детям карманные деньги важно, чтобы у ребёнка были деньги, которые он может тратить по своему усмотрению. Только на собственном опыте управления деньгами ребёнок сможет научиться эффективно их тратить, сохранять и вкладывать.
2. Договоритесь с ребёнком о сумме и периодичности выдачи карманных денег, все детали следует, прежде всего, обсудить с ребёнком в формате уважительного диалога.
3. Не увлекайтесь контролем расходов. Цель предоставления карманных денег ребёнку состоит в том, чтобы дать ему возможность научиться в реальной и при этом безопасной ситуации самому принимать решения по поводу своих финансов.
4. Расскажите ребёнку, для чего нужна копилка. Обсудите с ребёнком суть накоплений — для чего они нужны, что позволяют делать, поделитесь собственным опытом.
5.. Помогите ребёнку оптимизировать расходы. Расскажите ребёнку о понятии оптимизации расходов. Наглядно продемонстрируйте, каким образом у него будет оставаться больше свободных денег, если он оптимизирует свои расходы.
6. Будьте примером. Дети – это наша копия. Поэтому для воспитания финансово грамотного человека в первую очередь стоит позаботиться о собственной финансовой грамотностью. Всё, что вы рекомендуете или рассказываете ребёнку о финансовой грамотности, будет иметь вес в его глазах только в том случае, если вы сами будете придерживаться тех же правил.
«Экскурсия в магазин», «Экскурсия в бухгалтерию», «Экскурсия в банк», ПрофиКОП .
Создание музея денег.
Консультации для родителей:
«Играем вместе с детьми», «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?», «Сюжетно-ролевые игры в жизни детей», «Юные финансисты».
Заключительный.
Ожидаемые результаты:
- Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
- Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
- Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник).
- Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).
- Финансы нужно планировать(приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).
- Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).
- Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
Наиболее важный эффект, который ожидаем от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов.
«Нажить много денег- храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство».
Бертольд Авербах.
Список литературы:
Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников), - Калининград, 2013.-26 с.
Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.
Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.