Дошкольный возраст – важнейший период в развитии ребенка. В дошкольном возрасте закладываются основы не только миропонимания, но и самопознания. В это время происходит переход к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с предметным миром. В это время у детей начинает активно проявляться потребность в познавательном общении с взрослыми, поэтому так важно поощрять познавательную активность, развивать стремление к наблюдению, сравнению, обследованию. Первым объектом для исследования часто становится сам ребенок и его окружение – взрослые и сверстники. Самое интересное и непонятное для ребенка – это он сам. Ребенок очень рано начинает стремиться к познанию строения своего тела, сравнивает себя с другими, находит сходства и отличия. Кто я? Какой я? Что я могу делать? Зачем нужны глаза, уши? - это только небольшая часть вопросов, которые задает ребенок, и ответить на которые самостоятельно он не может. И тут главная задача взрослого – поддержать имеющийся у детей интерес к собственному телу, его строению и функционированию, научить их помогать себе, научить их бережно относиться к своему организму. Усвоение ребенком знаний о человеческом теле и организме будет способствовать лучшему самопознанию, пониманию зависимости совей жизни от окружающей действительности, от умения ориентироваться в ней. Эти знания помогут детям осмыслить собственное существование среди других детей, осознать свою неповторимость и одновременно сходство со сверстниками. Все, что будут учить дети, они станут применять в реальной жизни, на практике.
Мы хотим видеть наших детей активными, любознательными, умеющими ориентироваться в окружающем мире, решать возникающие проблемы, самостоятельными личностями. Ведь именно с дошкольного возраста закладывается заинтересованность в здоровом образе жизни, и эта проблема ЗОЖ является особенно актуальной в наше время.
Таким образом, можно заключить, что тема самопознания является актуальной для изучения с детьми дошкольного возраста, а использование технологии проектирования позволяет детям стать активными участниками учебного и воспитательного процессов, а также создает условия для привлечения в образовательно-воспитательный процесс и их родителей.
Матрица проекта
Тема проекта: «Я и мое тело».
Цель проекта:формирование представлений о своем организме, потребность в здоровом образе жизни.
Задачи проекта:
Образовательная:формировать представления о строении своего тела, ознакомить детей с внутренним строением человеческого организма. Формировать отношение к собственному здоровью, как к единому целому.
Развивающая:развивать связную речь детей, обогащать словарь, развивать логическое мышление, образную память, внимательность и наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, умение анализировать.
Воспитательная:воспитывать доброжелательность, взаимопомощь, ответственность, умение работать в коллективе.
Планируемые результаты
Личностные качества
- Развитие личностных характеристик (проявление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения).
Интеллектуальные качества
-Усвоение детьми знаний, представлений о строении своего организма, внутренних органов.
-Обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы.
-Систематизация и расширение представлений детей о строение организма.
Физические качества
-развиты мышцы рук,
-развита мелкая моторика рук
-способен проявить волевые усилия при рисовании цветными карандашами (довести работу до конца).
Содержание проекта
Срок реализации: краткосрочный(ноябрь 1, 2 неделя)
Состав участников:дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели.
Форма проведения: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.
Вид проекта: познавательно-творческий.
Планируемое время на реализацию проекта по этапам1, 2учебная неделя
(ноябрь2021г.)
Описание продукта, полученного в результате проекта
Дидактическая игра «Части тела»
Презентация «Строение моего организма»
Экспериментирование«Надуваем легкие – Модель Дондерса»
Анализ проведенных мероприятий по теме проекта, обобщение.
12.11
6
Взаимодействие с родителями
Консультация «Познай себя: тело человека, здоровье».
Консультация «Мой организм, мое здоровье».
Буклет « 10 правил для здоровья»»
7
Взаимодействие с педагогами
Презентация проекта
Круглый стол (обсуждение и пути реализации проекта)
Консультация для педагогов «В здоровом теле, здоровый дух»
Показ работы «Модели Дондерсена»
Результатом реализации проекта является рассматривание презентаций, беседа с детьми по теме проекта, вовлечения родителей в реализацию проекта. Воспитание в детях здорового образа жизни и сохранение здорового тела и организма.
проводится воспитателями и детьми группы общеразвивающей направленности для детей от 6 до 7 лет №2.
Список литературы
Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу».
М.: 2006.Шукшина С. Е. Я и мое тело.
Деркунская В. А. Образовательная область «Здоровье».Как работать по программе «Детство»: Учебно – методическое пособие/ науч. ред. А. Г. Гогоберидзе. -СПб.: ООО»ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО –ПРЕСС»; М.:ТЦ «СФЕРА», 2012.-176с.
Карепова Т. Г.Формирование здорового образа жизни у дошкольников : планирование, система работы /авт. -сост. Т. Г. Карепова. –Волгоград : Учитель, 2010. - 170с.
Методическое пособие для педагогов, воспитателей, родителей. - М Школьная Пресса, 2009. -96с. - (Программа «Я – человек».) –( «Дошкольное воспитание и обучение – приложение к журналу «Воспитание школьников» ; вып. 207).