Одной из основных задач воспитания ребенка — формирование духовно-нравственногоотношения и чувства сопричастности к культурному наследию; уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей; формирование чувства собственного достоинства, как представителя своего народа. Игрушка – это часть культуры народа. Она возникла давно вместе с человеческим обществом. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушек, предназначенных для игры ребенка. Поэтому, мастера-игрушечники вкладывают в образ игрушки всю свою фантазию, выдумку и изобретательность. Интерес к игрушке у детей дошкольного возраста устойчивый. Русская народная игрушка имеет огромное значение в воспитании всесторонне развитого человека. Русская -народная игрушка самобытна, интересна. История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка - одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие. К сожалению в последние десятилетия ознаменовались выраженным интересом к проблеме сохранения культурного наследия. Можно ли в наше время переоценить важность и необходимость эстетического воспитания дошкольников через восприятие народно-прикладного искусства. И начинать это воспитание необходимо, безусловно, с самого раннего возраста, с ОУ. Эффективная работа в ОУ по формированию основ эстетического развития детей требует грамотного подхода в этом направлении. Надо тренировать в детях наблюдательность, внимательность, сочувствие, сопереживание. Важно формировать у детей потребность в самостоятельном познании окружающего мира, где встречаются уникальные экспонаты с глубоким прошлым. Необходимо сочетать ознакомление детей с яркими объектами и творческой и игровой деятельностью.
Матрица проекта
Тема: «Игрушки из русской избы»
Цель: духовно-нравственное воспитание детей к истокам своей культуры.
Задачи:
Образовательная:продолжать знакомить детей с народно - декоративным искусством.Расширять представление о русской - народной игрушке. Обогащать словарь детей за счет специальных терминов, характерных для той или иной игрушке (матрешка, кукла- закрутка; Ванька –встанька, кукла – пеленашка).
Развивающие:развивать познавательные и творческие навыки, применение полученных знаний на практике. Развивать умения пользоваться речью-доказательством для обоснования своих суждений. Учить отображать представления об старинных игрушках в сюжетно-ролевых играх, передавая в игре отношение детей к игрушкам.
Воспитательная:воспитывать доброжелательное отношение к своим сверстникам, умение договариваться друг с другом для решения общих задач;воспитывать осознанное отношение к ценности старинных игрушек.
Планируемые результаты
Личностные качества
проявляет устойчивый интерес к старинным игрушкам.
проявляет интерес к желанию получать новые знания об старинных игрушках, понимает, какую ценность имеет старинная игрушка для старшего поколения.
развитие личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения).
Интеллектуальные качества
любознательность и активность в процессе ознакомления с разными видами игрушек русской избы.
способен уверенно действовать по инструкции педагога в процессе создания аппликации и описания продукта собственной художественно-творческой деятельности;
способен разработать план действий в процессе рисования, составления описательного или творческого рассказа об игрушке.
обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы
Физические качества
проявляют ловкость, силу, выносливость, гибкость
развита координация движений
развиты мышцы рук, ног
развита мелкая моторика рук
способен проявить волевые усилия при изготовлении аппликации (довести работу до конца).
Содержание проекта
Срок реализации: среднесрочный(январь - март)
Состав участников:дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели.
Форма проведения: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.
Вид проекта:творческо-исследовательский
Планируемое время на реализацию проекта по этапам: три месяца (январь – март 2022г.)
Описание продукта, полученного в результате проекта
- Мастер – класс «Кукла оберег»
Итоговое мероприятие: «Квест – игра «Бабушкин сундук»
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта
Результатом реализации проекта является приобретенный опыт видения и ценностных отношений к народным игрушкам, которые окружают детей.У дошкольников появился интерес к данной теме, сформировалось целостное представление, дети приобрели и обогатили знания о старинных и народных игрушках, повысился интерес детей и родителей к русскому народному творчеству, пополнилась и обновилась предметно-развивающая среда по духовно-нравственному воспитанию, повысилась компетентность педагогов по духовно-нравственному воспитанию. Дети знают и называют большое количество народных, старинных игрушек Дети стали более раскрепощены и самостоятельны. В свободной деятельности играют в сюжетно – ролевые игры используя тряпичные куклы.
Список литературы
1. Русский быт. Н. В. Астахова «Белый город», М.- 2006.
2. Русские обряды и традиции. Народная кукла. И. Н. Котова, А. С. Котова.
«Паритет», С.- Петербург.- 2006. 3. Обычаи и традиции русского народа. И. Панкеев. М.: 1998г. 4. Скачи добрый единорог. А. Миловский М.: «Детская литература»,1983
5. Журнал «Дошкольное воспитание» 10/89, статья И. Долинер, «Игрушки
делаем сами».
6. Журнал «Народное творчество» 5 – 6/ 92, статья А. С. Каргин «Народное творчество на изломе времени». 7. Православный женский журнал «Славянка», ноябрь – декабрь 2007.