Просмотр содержимого документа
«Проект "Искатели интересного"»
Вид проекта: педагогический
Время проведения проекта 2018-2019уч.г.
Творческое название «Искатели интересного».
Тип проекта: исследовательский, практико-ориентированный.
Участники проекта: воспитатели, дети средней группы «Буратино», родители.
Продолжительность проекта :долгосрочный(учебный год).
Актуальность:
В рамках программы развития МБДОУ "Савинский детский сад "Созвездие" на 2018-2021гг.-"Созвездие"-центр образовательных путешествий"- мы разработали проект "Искатели интересного".
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является патриотическое воспитание. Важно воспитывать у детей любовь к России, к ее истории, ее культуре, к ее народу .Любовь начинается с малого – с любви к нашей малой родине. Но чтобы любить, надо знать. С чего начинается Родина для ребёнка? С осознания и понимания им смысла понятия «Родина», «малая Родина».
Если маленький ребенок не знает своей истории, не видит красоты родного края, не слышит положительной информации о своей стране, у него не сформируется ценностное отношение к Родине, он не сможет полюбить, а значит, в дальнейшем не будет способен отстаивать и защищать её интересы.
В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов и школ воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.
Необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен прежде всего познакомиться со своим родным селом, а потом осваивать чужое.
Со словом «Родина» у каждого человека связаны ассоциации с самым дорогим в его жизни. Это может быть населённый пункт, в котором родился и вырос, местная природа, предки. Любовь к Отечеству, чувство причастности к судьбе родного края, не возникают сами по себе. В современном мире дети, имея общее представление о стране, гимне и гербе, не имеют достаточных знаний в области краеведения. Они могут назвать президента, столицу, а населённые пункты своего района, уважаемых жителей, живущих с ними на одной улице, не знают и не могут объяснить, чьё имя носят улицы села. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности. Интерес детей к своему месту жительства вполне понятен и естественен, но сведения, черпаемые малышами из окружающего мира, довольно скудны и разрознены. Конечно, роль семьи в формировании начальных представлений ребёнка о родном крае очень важна и в комплексе с целенаправленной работой воспитателей ребёнок получает довольно полное представление о мире вокруг.
Цель проекта:Формирование представлений о достопримечательностях Пермского района, знакомство с дер. Ванюки, возрождение семейных традиций, расширение кругозора детей.
Задачи проекта:
-Ознакомить детей с историческим, культурным, географическим, природным своеобразием родного села, района;
-Развивать бережное отношение к селу и его природе, к достопримечательностям ,улицам и культурным ценностям;
-Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей;
- Обобщить и систематизировать знания о родном крае.
Проект даёт возможность детям дошкольного возраста осознать ценность и значимость малой родины, познать и беречь то, что окружает их с детства, развивать социальные навыки.
Ресурсное обеспечение:
Открытки, буклеты, фотографии о родном крае; альбомы для рассматривания, карты Пермского края, Пермского района; презентации, книги пермских писателей и поэтов, аудиозаписи Пермских композиторов . Ожидаемые результаты: Дети должны знать и называть своё родное село город, край, район, близлежащие улицы; некоторые достопримечательности Пермского края; флору и фауну района. У детей должно быть сформировано чувство гордости за свой район и желание сохранить его чистым и красивым. Вовлечь семьи воспитанников в учебно-воспитательный процесс . Разработать методические и дидактические пособия по патриотическому воспитанию .Активизировать знания родителей по вопросу патриотического воспитания у детей среднего дошкольного возраста.
Этапы проектирования
Проектные мероприятия
Срок исполнения
Промежуточный результат
1.Подготовительный
2.Практический
(основной)
3.Заключительный
-Изучение воспитателями литературы по данной проблеме ,составление конспектов занятий ,бесед, экскурсий
- Советы родителям по содействию нравственного развития детей.
Коллективный коллаж(газета) с использованием фотографий детей «Искатели интересного».
Распечатка альбома «Моя деревня Ванюки».
Знакомство детей с гербом района.
Беседа с детьми «Кто работает в детском саду».
«Кем работают мои родители».
- Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Детский сад»
Спортивное мероприятие с родителями «Отправляемся в поход!»(Приложение 1)
Рассматривание тематического альбома «Профессии в детском саду».
Дид.игра «Угадай профессию»
Сюж.-рол. игра «Больница».
Мастер-класс от родителей детям «Все работы хороши!(родители о своей профессии и демонстрацией спецодежды и атрибутов)-медсестра.(Приложение 2)
Аэропорт «Большое Савино» презентация для детей.
Конструирование из бумаги «Самолёты»
Подвижная игра «Самолёты»
Рассматривание альбома «Зимние виды спорта»;
Участие детей в подвижных играх;
Беседа с детьми : Оздоровительный комплекс и горнолыжный комплекс «Иван-гора».
Рассматривание карты Пермского края;
альбома «Мой город Пермь».
Оформление фотоэкспозиции «Хохловка».
Беседа с детьми о бережном отношении к природе, насекомым и животным.
Презентация курорт Усть-Качка
Туристический поход по территории детского сада «В поисках интересного »(Приложение 4)
Презентация для родителей «Как мы реализовывали наш проект «Искатели интересного в районе».
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
– Родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогом по вопросам нравственного воспитания детей, обучать способам проявления и заботы, доброжелательного отношения со сверстниками и к сотрудникам детского сада. – проявляют личную заинтересованность в согласовании требований к воспитательному процессу.
Дети способны :
–самостоятельно рассказать о своих увлечениях и кружках, которые они посещают в разных поселения нашего района.
– Дети и родители с желанием и интересом принимают участие в игре, активны и заинтересованы.
Дети называют несколько профессий, способны подобрать атрибуты, относящиеся к той или иной профессии .
С увлечением принимают участие в мастер-классе.
Дети обогатили свои знания о значении аэропорта,его работниках;
-активно взаимодействуют друг с другом в играх.
У детей развивается интерес к различным видам спорта, спортивным играм; формируется потребность к ЗОЖ.
У детей формируется интерес к истории Пермского края, бережное отношение к природе.
-Дети активно помогают в уборке территории детского сада, замечают порядок.
Дети активны и заинтересованы ,рассказывают о своих впечатлениях, связанных с детским садом, путешествиях по родному краю.
Дети и родители готовы принимать активное участие в мероприятиях группы.
Литература:
Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» Москва: «Мозаика-Синтез», 2014 год. А.Зеленин «Пермь и Пермский край» .Пермь 2009.
В. Михайлюк «Город мой Пермь».Пермское книжное издательство 1973.
«Твоё Прикамье. Береги свой дом.»(Эколого-краеведческая хрестоматия) Пермь 2001.
Приложение 1
Спортивное мероприятие «Отправляемся в поход!»
Цель: формирование двигательной активности, самостоятельности, инициативности, умения действовать сообща. Знакомство с природой и животным миром родного района.
Задачи:
Повысить эмоциональный настрой.
Развивать стремление к активному участию в развлечениях.
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители. 2018-19 уч. год –год детского туризма в России. Сегодня я мы хотим предложить вам отправиться в поход по родному району. Много интересного ждет нас в пути, все берём рюкзаки и отправляемся в путь.
Если вышли вы в поход
Смело двигайтесь вперёд
Посмотрите все на нас
Мы спортсмены высший класс!
Дети и родители двигаются по залу под музыку.
Воспитатель: Вот мы пришли в наш лес. А кто тут сидит под кустом? Да это же ёжик. Нужно помочь ёжику собрать грибы. Только помните, что в корзинку нужно складывать только съедобные грибы. А какие бывают съедобные грибы?( Ответы детей и родителей) Молодцы! Всё знаете, а теперь давайте скорей собирать грибы для ёжика.
Воспитатель: Идём дальше! Нам нужно перебраться через болото, но передвигаться можно только по кочкам, не наступая в болото.(Прыжки из обруча в обруч).
Воспитатель: Все перебрались, никого не потеряли? Молодцы. А теперь давайте поиграем.
Проводиться игра «Поймай комара» (дети- «комары» летают по площадке, имитируя звуки комара(ЗЗЗ) водящий - «лягушка», по сигналу, выпрыгивает из болота и ловит «комаров»).
Воспитатель: Отправляемся дальше!
Ребята, в нашем районе есть 3 крупные реки- Кама ,Сылва и Бабка. У нас с вами впереди переправа через реку Кама , идём по мостику(ходьба по коврикам для профилактики плоскостопия),переправляемся по мосту.
Воспитатель:«Вот мы и переправились через реку, пора идти дальше.
Проводится игра «Поймай комара» (дети- «комары» летают по площадке, имитируя звуки комара, водящий - «лягушка», по сигналу, выпрыгивает из болота и ловит «комаров»).
Воспитатель: Поиграли, а теперь время привала(родители по очереди изображают дикое животное нашего леса ,а дети –угадывают).
Воспитатель: Вот и подходит к концу наш поход, пора отправляться домой! Много интересно встретили в пути. Любите и берегите нашу природу!
(Дети и родители под музыку уходят из зала)
Приложение 2
Мастер-класс с участием родителя «Все работы хороши».
Цель: расширение представлений у детей о профессиях родителей, формирование у родителей активной позиции участника образовательно - воспитательного процесса в группе детского сада, которую посещают их дети.
Воспитатель:
- Ребята, мы с вами уже начали знакомство с профессиями ваших родителей .Сегодня к нам в гости пришла мама Алёши Несветаева- Алёна Игоревна ,которая работает в больнице в Центральной районной больнице Большого Савина- медсестрой. Она нам расскажет о своей профессии .
Медсестра:
- Здравствуйте, ребята Посмотрите пожалуйста- все врачи и медсёстры на работе надевают стерильные белые халаты и шапочка. Сегодня мы с вами вместе поучимся обрабатывать рану на руке у куклы и сделаем ей перевязку, но для начала нужно пожалеть и успокоить нашу больную. Вот ватные тампоны, вот бинты, ножницы. Начнём, помощники? (Дети надевают халаты и шапочки, один ребёнок успокаивает куклу, другой - обрабатывает рану, третий забинтовывает, отрезают ножницами лишние края узелка).
А ещё медсёстры делают прививки. Расссказ о необходимости и важности прививок.
В конце мероприятия воспитатель читает стихотворение Д. Родари:
- У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.
Мимо столярной
Идёшь мастерской,
Стружкою пахнет
И свежей доской.
Пахнет маляр
Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.
Куртка шофёра
Пахнет бензином.
Блуза рабочего-
Маслом машинным.
Пахнет кондитер
Орехом мускатным.
Доктор в халате-
Лекарством приятным.
Рыхлой землёю,
Полем и лугом
Пахнет крестьянин,
Идущий за плугом.
Рыбой и морем
Пахнет рыбак.
Только безделье
Не пахнет никак.
Сколько ни душится
Лодырь богатый,
Очень неважно
Он пахнет, ребята!
Приложение 3
Беседа с детьми : Оздоровительный комплекс и горнолыжный комплекс «Иван-гора».
Воспитатель:
Скользили лыжи вразнобой –
Вперед одна, назад другая.
Смеялись лыжи надо мной,
Носы упрямо задирая.
Но я еще упрямей был –
Я их кататься научил.
Ребята ,а то из вас умеет кататься на лыжах? У кого есть лыжи дома? А знаете ли вы, что лыжи бывают разные: деревянные или пластиковые?
На деревянных лыжах хорошо кататься, когда снег сухой. А когда снег сырой, то он прилипает к лыжам. Чтобы лыжи скользили по снежному покрову, приходится пользоваться специальными мазями.
С лыжами, а особенно с палками нужно обращаться очень осторожно, не толкать друг друга, чтобы не пораниться.
Кататься на лыжах можно на горке, на ровной поверхности. Особенно хорошо пойти в лес, в парк вместе с папой и мамой. Когда вы пойдете в школу и немного вырастите, то может быть, будете тренироваться в ходьбе на лыжах и вскоре станете лыжниками – спортсменами.
В выходные вы с родителями можете посетить горнолыжный комплекс «Иван-гора»(Гамово) расположен на склоне горы в густом сосновом бору. Лесные пейзажи, белый снег, прозрачный воздух— сразу и не скажешь, что до города Пермь 20-30 км. Между тем такое близкое расположение важно для постоянных посетителей «Иван- горы». Сюда можно приехать на автомобиле и на рейсовом автобусе. В зимний сезон комплекс работаем каждый день — если позволяют погодные условия. Поэтому «Иван-гора» — в числе любимых мест отдыха у жителей Пермского края .
Приложение 4
Туристический поход по территории детского сада
«В поисках интересного ».
Цель: воспитание у детей ответственного отношения к окружающей среде, умения следовать экологическим правилам.
Задачи:
1. Развивать у детей выносливость.
2. Способствовать формированию у детей знаний, умений, навыков по ориентировке с помощью карты.
Дети с воспитателем входят на участок и находят конверт с картой(обозначено место клада).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? (обращает внимание детей на конверт)
Дети: ответы.
Воспитатель: Правильно, это-карта и мы отправляемся в необычное путешествие – в поход на поиски сокровища(клада)! А вы знаете, что к походу люди готовятся заранее. Мы должны быть в хорошей спортивной форме; дружные, организованные, смелые, вы должны быть внимательными, чтобы никто не потерялся на нашей туристической тропе.
А сейчас мы проверим, как вы умеете дружить с физкультурой:
1. «Надеваем рюкзак» - круговые движения рук плеча вперед, назад.
2. «Определим погоду» - поднести руку ко лбу и поворачиваемся то вправо, то влево.
3. «Собери ветки для костра» - наклоны вправо – влево.
4. «Завяжи кроссовки» - наклоны то к правой, то к левой ноге.
5. «Перепрыгни через кочки» - прыжки вправо – назад – влево - вперед.
6. «Идем в поход» - ходьба на месте.
Воспитатель: но чтобы нам добраться до места назначения ,нам нужно выполнить задания ,на каждом участке групп.
Двигаемся на участок группы Гномики.
Воспитатель младшей группы читает задание:
Закончи предложение:
Заяц зимой белый, а летом….серый
Еж спит днем, а охотится …ночью
Белка живет в дупле, а еж в …норе
Лиса охотится в одиночку, а волк…стаей
Зайца от врагов спасают ноги, а ежа…колючки
Заяц пушистый, а еж…колючий
Лиса живет в норе, а волк в ….логове
У белки шубка летом рыжая, а зимой…серая
У зайца хвост короткий, а уши…длинные
У лисы – лисенок, а у белки - …бельчонок
Дети идут дальше . Подходят к участку группы Лучики.
Воспитатель группы Лучики: Здравствуйте ребята, зачем пожаловали?
Дети: Ответы(привела карта).
Воспитатель: вот вам моё задание: вам нужно назвать животных нашего леса.
Дети: ответы
Воспитатель: Какие вы умные. Отправляйтесь дальше.
Дети отправляются до участка группы Знайки.
Воспитатель: Отгадайте загадки:
Он в берлоге спит зимой,
Под большущею сосной,
А когда придет весна
Он проснется ото сна. (медведь)
Кто с высоких толстых сосен,
В ребятишек шишку бросил,
А в кусты, через пенек,
Промелькнул, как огонек. (белка)
Домовитая хозяйка,
Полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком
Он поделится медком (пчела)
А теперь мы с вами поиграем в игру: «Как живёшь?».
Текст: Дети произносят и показывают:
Как живем? Вот так! (показывают большой палец)
Как плывем? Вот так! (имитируют плавание)
Как идем? Вот так! (ходьба на месте)
Вдаль глядим! Вот так! (приставляют ладонь ко лбу)
Машем вслед. Вот так! (машут кистью руки)
Как шалим? Вот так! (ударяют кулачками по надутым щекам)
Воспитатель: Какие вы молодцы! Отправляйтесь дальше.
Дети идут на участок группы Ромашка.
Воспитатель: Здравствуйте, вам нужно объяснить правила поведения в лесу:
1. На природе отдыхали,
Много ели и играли.
Мусор весь мы соберём
И с собой его…( возьмём)
Ведь полянка – чей – то дом
пусть порядок будет в нём!
2. И лягушку, и жучка,
В паутинке паучка,
Бабочку и муравья
Обижать никак…(нельзя).
3. Деревце, цветок и куст
Радуют всегда нас пусть!
Не сорвём и не сломаем,-
Что они ….(живые) мы это знаем!
Воспитатель: Молодцы, вы справились и нас ждут наши сокровища на участке группы Мишутки. Двигаемся дальше. Дети находят приз-клад(в сундучке под деревом сладости).
Воспитатель: Наконец – то мы справились со всеми заданиями, попутешествовали по территории нашего детского сада, а теперь можно отдохнуть на своём участке.