Севременное дошкольное образовательное учреждение - это детский сад, который имеет возможность устойчиво развиваться, и составлять программу коррекционно-развивающей работы в соответствии с потребностями дошкольников и запросами родителей. Данный проект направлен на оказание коррекционно-развивающей логопедической помощи детям и их родителям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект "Красивая речь - залог успеха!"»
Проект
«Красивая речь – залог успеха!»
Оглавление:
Раздел I: Информационная часть проекта.
Раздел II: Содержательная часть проекта.
1. Аннотация проекта.
2. Актуальность темы и проблема, на решение которой направлен проект.
3. Цели и задачи проекта.
4. Возможные риски и пути их преодоления.
5. Планирование работы по реализации проекта.
6. Образ конечного результата, критерии его оценки.
7. Ресурсное обеспечение проекта.
8. Перспективы развития проекта.
Раздел III: Бюджет проекта.
Литература.
Приложения.
Раздел I: Информационная часть.
Паспорт проекта.
Название проекта
«Красивая речь – залог успеха!»
Тип проекта:
Долгосрочный, практико-ориентированный
Название учреждения
ГККП я/с «Батыр»
Адрес учреждения
г. Петропавловск ул. Попова, д.44
Телефон учреждения
53 – 29 - 24
Срок осуществления проекта
Сентябрь 2017 года – май 2018 года
Раздел II: Содержательная часть проекта.
1. Аннотация проекта
Современное дошкольное образовательное учреждение – это детский сад, который имеет возможность устойчиво развиваться и составлять программу коррекционно-развивающей работы в соответствии с потребностями дошкольников и запросами родителей.
Данный проект направлен на оказание коррекционно-развивающей логопедической помощи детям и их родителям (законным представителям), заинтересованным в развитии ребенка. Проект рассчитан на детей от 3 до 5 лет, посещающих дошкольное учреждение. Он позволяет снять напряженность и обеспечить доступность логопедической помощи в сензитивный период развития и формирования речи дошкольников в условиях логопедического пункта ДО.
Проект «Красивая речь – залог успеха!» носит открытый характер: изучив запросы родителей детей посещающих младшие и средние группы детского сада по результатам анкетирования, решено ввести и предложить заинтересованным родителям посещать логопедические занятия вместе с детьми, что окажет педагогическую помощь и повысит компетентность родителей. Таким образом, достигается индивидуализация оказываемой логопедической помощи по определенному запросу родителей и конкретного ребенка с речевым недоразвитием, мной разработан индивидуальный маршрут, направленный на коррекцию речевой патологии.
Реализация проекта была осуществлена через различные формы организации предоставления логопедической услуги:
1. Коллективная на базе ДО (родительские собрания, консультации, беседы).
2. Индивидуальная на базе ДО в кабинете коррекции, по предварительной записи детей на логопедический пункт.
Данный проект реализовывается в четыре этапа:
I этап – подготовительный: сентябрь - октябрь 2017 года.
II этап – организационно – проектировочный: ноябрь 2017 г. – февраль 2017 года.
III этап – практический: декабрь 2017 года – май 2018 года.
IV этап – аналитический: сентябрь 2018 года.
2. Актуальность темы и проблема, на решение которой направлен проект.
«Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего современным потребностям общества и каждого гражданина. Все это подразумевает всестороннее удовлетворение потребности населения в образовательной услуге, улучшения качества дошкольного образования, поиск эффективных форм организации деятельности дошкольных учреждений.
Нормативно-правовая база и положение о логопедическом пункте ДО даёт возможность пересмотреть приоритеты оказания логопедической помощи и привлечения родителей, что будет способствовать более эффективной и качественной работе логопеда с детьми до 5 лет в условиях логопедического пункта ДО.
Для оценки возможностей данной работы ГККП я/с «Батыр» были проведены различные исследования, обобщив результаты которых можно сделать следующие выводы:
1. Родители младших дошкольников заинтересованы в улучшении качества речи детей.
2. В ДО имеются достаточные ресурсы в виде кадрового потенциала.
3. В среднем более 70 % семей, имеющих детей младшего и среднего дошкольного возраста нуждаются в оказании данной помощи.
В связи с чем, появилась необходимость в концептуально новой организации работы логопедического пункта ДО, которая была бы направлена на оказание логопедической коррекционно-развивающей помощи младшим дошкольникам и их родителям.
Отсюда вытекают следующие противоречия.
1. В ДО с общеразвивающими группами задача коррекционно-развивающей деятельности при реализации программы является дополнительной.
2. В логопедический пункт зачисляются дети старшего дошкольного возраста, хотя статистические данные показывают необходимость оказания коррекционной помощи в более ранний период, когда недостатки не закрепились в активной речи ребёнка.
3. Повышается необходимость оказания ранней квалифицированной помощи постоянно возрастающему количеству детей в соответствии с социальным заказом родителей.
4. Мной наблюдается недостаточная морально-психологическая и профессиональная подготовленность воспитателей в оказании коррекционной помощи детям логопатам.
5. Основными формами организации работы с детьми логопатами, имеющими недостатки в речевом развитии, являются индивидуальная и подгрупповая непосредственно организованная деятельность.
6. Учитель-логопед вынужден вклиниваться в процесс обучения в тот день, когда ребенок посещает его занятия. Сами дети получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно.
7. Востребованность родителями услуг раннего развития детей, и отсутствие альтернативных моделей.
8. Желание семьи получить гарантированную и квалифицированную психолого-педагогическую поддержку в ДО которое посещает ребёнок.
Разрешение обозначенных противоречий я вижу в реализации новой модели предоставления логопедической помощи в присутствии родителей для детей от 2.5 до 5 лет (с возможностью предоставления потребителю выбора времени услуги) на базе логопедического пункта ДО.
Анализ ситуации побудил меня к разработке данного проекта.
Новизна проекта состоит в разработке новой системы взаимодействия с семьями, чьи дети посещают младшие и средние группы ДО, в применении новых форм сотрудничества с семьей, в осуществлении особого подхода к коррекции и развитию речи ребенка.
3. Цели и задачи проекта.
Цель проекта - создание и организация коррекционной непосредственно организованной деятельности на базе логопедического пункта ГККП я/с «Батыр», обеспечивающего индивидуальный подход к ребёнку с речевой патологией и последующие равные стартовые возможности при поступлении в школу и максимально удовлетворяющего запросы родителей.
Задачи проекта:
1. Разработать организационную базу для создания и функционирования логопункта ДО, апробировать организационно – содержательные и методические условия индивидуальных и подгрупповых занятий в присутствии родителей.
2. Изучить потребительский спрос на занятия среди семей, имеющих детей дошкольного возраста 3-4-х лет посещающих ГККП я/с «Батыр».
3. Спроектировать модель логопункта ДО, направления и виды деятельности, формы предоставления услуги.
4. Обеспечить функционирование инновационных моделей работы логопункта ДО (в первую половину дня).
5. Создать программно-методическое обеспечение предоставляемых логопунктом логопедических услуг.
6. Оценить возможности пространственной среды логопункта и материально-технического оснащения коррекционно-развивающего процесса и создать условия для организации коррекционной непосредственно организованной деятельности с детьми 3-5 лет, посещающих ДО, и оказания помощи при подготовке к поступлению в школу.
Создание условий для оказания своевременной коррекционно-развивающей логопедической помощи в условиях логопедического пункта ДО и изменения материально-технического и дидактического оснащения коррекционно-образовательного процесса ДО.
Оказание помощи родителям детей с речевыми нарушениями в условиях дошкольного логопедического пункта.
Реализация инновационной деятельности по проекту позволит мне обобщить многолетний педагогический опыт учителя-логопеда, что в свою очередь, будет способствовать изменению социально – педагогического имиджа ДО в городе Петропавловске.
Подготовительная (исследовательская) часть проекта.
Успешность построения механизма реализации проекта на основании сформулированной актуальности требует определения объекта и предмета коррекционной работы.
Объектом проекта является логопедический пункт дошкольного образовательного учреждения в условиях повышения качества и развития дополнительных форм дошкольного образования.
Предмет проекта - комплекс организационно-развивающих мероприятий, направленных на повышение речевых возможностей дошкольников логопатов.
Методы исследования – анализ средового пространства, мониторинг потребностей и возможностей детей логопатов.
4. Возможные риски и пути их преодоления.
В ходе моего исследования я просчитала возможные риски и предусмотрела пути их преодоления.
Факторы, представляющие возможности (благоприятные факторы) внешней среды.
Семьи и дети получат своевременную помощь специалиста учителя-логопеда.
Имеется потенциальная возможность (при необходимости) раннего вмешательства, консультирования ребёнка у узких специалистов (невропатолога, психиатра, ЛОР и т.д.)
Интернет-ресурсы дают возможность подобрать методическое сопровождение образовательной услуги.
Факторы, представляющие угрозы.
Низкая компетентность родителей в вопросах развития и воспитания ребенка раннего и дошкольного возраста ведет к смещению приоритетов в воспитании ребенка в сторону раннего обучения, а не развития ребенка.
Сильные стороны:
У учителя-логопеда имеется большой опыт работы с детьми раннего дошкольного возраста.
Режим работы детского сада позволяет организовать предоставление услуги в утреннее время.
Потенциал педагогического коллектива достаточно высок, т.е. педагоги работающие в ГККП я/с «Батыр» с детьми способны к внедрению инноваций и работе в проектной деятельности.
В практике ДО используются различные программы, что облегчает разработку логопедических программ для коррекции речевых нарушений и их индивидуализации под конкретного ребенка.
Функционирует сайт ДО, имеется электронная почта, что позволяет обеспечить открытость деятельности учреждения по оказанию логопедической помощи детям 3-5 лет.
На базе сада существует психологическая служба.
Слабые стороны:
Недостаточный уровень квалификации некоторых воспитателей для выполнения отдельных видов работ в коррекции преодоления речевых нарушений, внедрения инноваций.
Определение возможной стратегии реализации проекта:
Использование сильных сторон для извлечения преимуществ из новых возможностей:
Организовать и провести родительские собрания с предоставлением данных обследования речи детей логопатов, обозначить проблемы и приоритетные направления преодоления речевых нарушений.
Познакомить родителей и педагогов учреждения с проектом, пригласить их к сотрудничеству.
Провести опрос родителей младших и средних групп ДО через анкетирование с целью выявления востребованности услуг в рамках проекта.
Компенсация слабых сторон за счет хороших возможностей:
Провести консультации, беседы для родителей и педагогов по реализации логопедической помощи в ГККП я/с «Батыр»;
Использовать методическую помощь в разработке и подборе коррекционной помощи в присутствии родителей.
Использование сильных сторон для смягчения угроз:
Изучить опыт по данной коррекционной работе;
Организовать на базе учреждения консультационный пункт для родителей с целью их педагогического просвещения.
5. Планирование работы по реализации проекта.
Поэтапный план – график реализации проекта:
Проект реализовывается мной в четыре этапа:
I этап – подготовительный: сентябрь - октябрь 2017 года.
II этап – организационно – проектировочный: ноябрь 2017 г. – февраль 2017 года.
III этап – практический: декабрь 2017 года – май 2018 года.
IV этап – аналитический: сентябрь 2018 года.
Продолжительность проекта – 5 месяцев.
Направления
Действия по реализации задач
Ожидаемые результаты
Участники реализации
I этап – подготовительный: сентябрь - октябрь 2017 года.
Изучение нормативно-правовой базы.
Изучение законодательной базы по осуществлению образовательной деятельности.
Оформление папки «Нормативно-правовое сопровождение дошкольников 3-5 лет с речевой патологией в логопункте ДО».
Учитель – логопед.
Проведение исследования потребительского спроса на образовательные услуги.
Получить статистические данные по семьям.
Составление информационного банка детей, нуждающихся в логопедическом сопровождении.
II этап – организационно – проектировочный: ноябрь 2017 г. – февраль 2017 года.
Нормативно-правовое обеспечение.
Разработка изменений для внедрения проекта, Положения о логопункте ДО;
Перспективные планы;
Пакет «Нормативно – правовых документов, регламентирующие деятельность логопункта ДО».
Учитель-логопед, педагоги работающие с детьми 3-5 лет.
Учитель-логопед, педагоги работающие с детьми 3-5 лет.
Проектирование модели логопункта ДО.
Определение направлений, форм деятельности логопункта ДО.
Модель логопункта ДО.
Программно-методическое обеспечение.
Подбор методической литературы,
согласование и утверждение планов коррекционной работы учителя – логопеда.
Пакет документов по каждому направлению:
- индивидуальные планы;
- перспективные планы;
- методическое обеспечение;
- диагностические материалы.
Создание комфортных условий для оказания логопедических услуг.
Оснащение материально-технической базы; приобретение материалов и оборудования согласно требованиям СанПиН.
Комфортная предметно – развивающая среда по всем направлениям (готовность кабинета коррекции к осуществлению образовательной деятельности).
III этап – практический: декабрь 2017 года – май 2018 года.
Организация информационной акции.
Организация родительских собраний.
Организация индивидуальных встреч с родителями с целью ознакомления с дополнительными услугами и формирования их заказа.
Формирование банка заказчиков дополнительных услуг.
Индивидуальный заказ родителя, выход на индивидуальный маршрут коррекционной помощи ребенка.
Учитель-логопед и педагоги ДО.
Проведение логопедической помощи в присутствии родителей.
Логопедическая помощь проводится по предварительной записи в специальном логопедическом журнале;
Формирование банка методических материалов;
Организация «обратной связи» с родителями через систему анкетирования и сайт ДО.
Утверждение списков групп;
Утверждение расписания услуг;
Определение качества оказываемой образовательной услуги;
Подведение промежуточных результатов.
Учитель-логопед и педагоги ДО.
IV этап – аналитический: сентябрь 2018 года.
Промежуточный мониторинг деятельности логопедической помощи в присутствии родителей.
Анализ эффективности работы логопедической помощи в присутствии родителей.
Учитель-логопед.
Учитель-логопед.
6. Образ конечного результата, критерии его оценки.
Результат проекта – модель организации коррекционно-развивающей работы с детьми 3-5 лет в условиях логопедического пункта ДО, через успешное функционирование логопедической коррекционной помощи в присутствии родителей.
Модель деятельности логопедического пункта ГККП я/с «Батыр».
Условия
Вариативность пребывания
Логопедическая коррекционная помощь
в присутствии родителей
(в течении учебного года)
Летне – оздоровительный период
Продолжительность работы
Декабрь 2017 года – май 2017 года.
Июнь – август 2018 года.
Режим дня
1 половина дня
Время
20 минутное индивидуальное
20 минутное индивидуальное
Недельная цикличность
Два раза в неделю.
Два раза в неделю.
Специальные предложения
Консультации учителя – логопеда.
Ожидаемые результаты проекта.
Качественные:
Снижение количества детей нуждающихся в логопедическом сопровождении к старшему дошкольному возрасту (механизм оценки – количественный анализ);
Наличие апробированной модели логопедического пункта (критерий оценки – наличие пакета «Нормативно – правовые документы, регламентирующие деятельность логопункта ДО по оказанию логопедической коррекционной помощи в присутствии родителей»);
Создание банка методических материалов.
Обогащенная пространственная и предметно-развивающая среда кабинета коррекции и групп ДО.
Наличие логопедической программы психолого-педагогической поддержки семей воспитанников.
Удовлетворенность родителей и педагогов в качестве предоставляемых услуг (критерий оценки – результаты анкетирования потребителей).
Планирование работы консультационного пункта для родителей (тренинги, семинары, консультации, беседы).
Количественные:
Выполнение Государственного стандарта образования по повышению качества образования и предоставления равных возможностей детям с нарушением речи при поступлении в школу.
Привлечение в систему дошкольного образования родителей, как равных партнёров в проведении коррекционно-развивающей работы с детьми в возрасте от 2,5 до 5 лет (критерий оценки - показатель мониторинга по обследованию речи дошкольников).
Высокая и регулярная посещаемость ребенком группы, снижение заболеваемости.
Обучено и проконсультировано не менее 100 родителей (законных представителей).
Увеличение доли детей с нормальным речевым развитием к старшему дошкольному возрасту.
Активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе.
Эффективность проекта я буду оценивать:
По увеличению количества запрашиваемых и предоставляемых дополнительных услуг: востребованность услуги, оказание услуг детям в возрасте 3-5 лет.
По увеличению спроса на посещение логопедической коррекционной помощи в присутствии родителей: качество услуги; положительные отзывы родителей; по стабильной привлекательности учреждения для родительского контингента.
7. Ресурсное обеспечение проекта.
Кадровые: младшие и средние группы всегда укомплектованы воспитателями и помощниками воспитателей.
Информационные: кабинет коррекции оснащён большим количеством современной методической литературы.
Временные: проект был рассчитан на 5 месяцев, считаю, что данного времени было достаточно для его реализации и получения первичных результатов.
Материально – технические: в ДО кабинет коррекции: логопеда и психолога; имеются наглядные, дидактические пособия по различным линиям развития детей.
8. Перспективы развития проекта.
В случае успешной реализации проекта можно использовать его как одну из вариативных моделей оказания дополнительных услуг семьям ДО.
Предоставление услуги в рамках идеи данного проекта (индивидуальный заказ родителей, индивидуальные маршруты по освоению программы) позволяет реализовать современный подход к уровню дошкольного образования.
Результаты внедрения проекта будут использоваться для долгосрочного проектирования логопедической коррекционной работы учителем - логопедом.
Опыт реализации проекта может быть использован другими учреждениями, так как в ходе его реализации будут разработаны нормативные и содержательные аспекты предоставления дополнительных услуг детям.
Модель компетентности.
Компетентность родителей в речевом развитии детей:
ЗНАЮ о проблеме ребёнка;
УМЕЮ использовать знания;
ХОЧУ владеть знаниями;
МОГУ самостоятельно помочь.
Результат проекта:
Повысился уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, установлен контакт с членами семьи, согласованы воспитательные и коррекционные воздействия на ребёнка.
Разработана и апробирована система методических и практико-ориентированных мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников 3-5 лет через организацию и проведение индивидуальной логопедической коррекционной помощи в присутствии родителей.
Создана копилка методических, практических и электронных пособий, картотек.
Выработаны и приняты единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, в вопросах подхода в воспитании.
Возможности дальнейшего развития проекта:
На основе приобретенного опыта по реализации проекта «Красивая речь – залог успеха!»: проводить логопедическую коррекционную помощь в присутствии родителей на логопункте ДО для детей от 2.5 до 7 лет.
Публикации опыта работы, распространение его.
Выступления на семинарах, конференциях различного уровня.
Цель создания логопедической коррекционной помощи в присутствии родителей на логопункте ДО для детей от 2.5 до 5 лет — это повышение компетенции родителей, воспитывающих детей с речевыми нарушениями и коррекционно-развивающего потенциала, а также привлечение внимания специалистов и педагогов к ценности семьи, как важнейшему институту семейного воспитания.
Раздел III: Литература. Приложение.
Литература:
1. Альбом для логопеда. Иншакова О. Б. (В альбоме представлен иллюстрированный материал для обследования устной речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Для логопедов, воспитателей речевых детских садов, студентов дефектологических факультетов).
2. Научите меня говорить правильно : Пособие по логопедии. Крупенчук О. 3. Логопедия. Краузе Е. (Книга представляет собой практическое руководство для занятий с детьми дошкольного возраста. Она включает полный комплекс логопедических занятий и отражает современный взгляд на проблему правильного и своевременного формирования речи, в том числе и у детей раннего возраста (с 2-3-х месяцев). Автор книги - логопед-практик считает, что не нужно ждать, пока станет явным отставание в речевом развитии ребенка, заниматься с детьми нужно буквально с рождения - это гарантия их физического и психического здоровья, успехов в учебе. Книга поможет также и тем, кто столкнулся с логопедическими проблемами уже почти на пороге школы. Определить уровень речевого развития ребенка читатель сможет с помощью тестов. Методические рекомендации помогут правильно и эффективно организовать занятия, включающие пальчиковую гимнастику, артикуляционную гимнастику, игры для развития слухового внимания и фонематического слуха, игры и упражнения для формирования словарного запаса и правильного грамматического оформления речи, логоритмику, логопедический массаж и др. Для родителей, воспитателей, логопедов и всех, кто заинтересован в гармоничном развитии детей). 4. Логопедия : Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С.Н. Шаховской : 3-е изд., перер. и доп. (Рассматриваются различные формы нарушения речи и их коррекция, а также вопросы организации логопедической помощи. Учебник предназначен для студентов, а также логопедам-практикам.) 5. Логопедический массаж. Дьякова Е.А. (В пособии изложены научные представления о строении и анатомо-физиологических механизмах речевого аппарата. Даны представления и четкие методические рекомендации о различных приемах логопедического массажа...) 6. . Дидактический материал по логопедии (свистящие и шипящие звуки). Сказка о веселом Язычке. Поваляева М. (В учебно-методическом пособии собран интересный материал о речевом развитии ребенка, о ранней диагностике предрасполагающих факторов, предложены комплексы артикуляционных упражнений в виде "Сказок о веселом Язычке" (общий, для свистящих (с, з, ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ) звуков), что поможет в игровой форме подготовить необходимый артикуляционный уклад. Красочный наглядно-иллюстративный материал, подбор стихов, чистоговорок и загадок сделает коррекционный процесс наиболее увлекательным. Пособие предназначено для детей раннего, дошкольного и школьного возраста, рекомендовано педагогам, медикам, родителям и студентам педагогических колледжей и вузов) 7. Домашний логопед. Светлова И. (Полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное обучение в школе, овладение в дальнейшем иностранными языками зависят от четкой и внятной дикции. Последовательные занятия по прекрасно иллюстрированной книге "Домашний логопед" помогут сделать речь малыша четкой и правильной). 8. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет: Пособие для логопеда: В 2 ч.: Ч. 1. Иншакова О.Б. 9. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет: Пособие для логопеда: В 2 ч.: Ч. 2. 10. У Кота Котовича: Попевки и детские песенки: Комплект пособий "Логопедическая ритмика в играх и упраж Кузнецова Е. 11. Логопедия. Заикание Белякова Л., Дьякова Е. (В учебнике рассматриваются вопросы этиологии и патогенеза заикания с позиций современных достижений психофизиологии, психологии и коррекционной педагогики; подробно проанализированы клиническая и психолого-педагогическая характеристики невротической и неврозоподобной форм заикания; изложены современные представления о реабилитации заикающихся, впервые интегративно представлены логопедические технологии формирования плавной речи у заикающихся; даны методические разработки к организации учебного процесса со студентами и практическими работниками, осваивающими данный раздел логопедии. В книге представлена авторская позиция по проблеме заикания. Книга предназначена для студентов дефектологических факультетов, логопедов, психологов, врачей, заикающихся детей и их родителей.) 12. Фронтальные логопед. занятия в старшей группе для детей с ОНР. 1-й период. : Цветн. демонстр. материал. Коноваленко В. В. 13. Говорим правильно Ж-Ш-Ч-Щ: Логопедический альбом. - (Говорим правильно) 14. Развитие связной речи : Фронтальные логопедические занятия. Тема "Осень" в подготовительной группе ОНР. Коноваленко В. В. Коноваленко С. В. (Данное пособие является частью серии пособий по развитию речи детей старшего дошкольного возраста, объединенных едиными коррекционно-воспитательными задачами). 15. Техника обучения чтению: Дидактический материал по логопедии. 16. Говорим правильно "Л-Л`" : Логопедический альбом. 17. Говорим правильно. К, Г, Х, Й : Логопедичекий альбом. Резниченко Т. С. Ларина О. Д. 18. Логопедические игры и задания : Учебно-методическое пособие. Быстрова Г. 19. Понятийно-терминологический словарь логопеда Селиверстов В. (В словарь включено около 5000 терминов, отражающих содержание логопедической теории и практики и связь логопедии с разными отраслями научных знаний о человеке: лингвистикой, медициной, психологией, педагогикой, дефектологией и др. Словарь предназначен длядефектологов, работников образования, здравоохранения и социального обеспечения, а также - для студентов педвузов и средних специальных учебных заведений, для слушателей курсов повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров). 20. Логопедия. Речь,ритм,движение. Лопухина И.С. 21. Логопедия - Звуки,буквы,слова. Лопухина И.С. 22. Справочник логопеда. Поваляева М.А. 23. Логопедическая работа с дошкольниками. Шашкина Г., Зернова Л., Зимина И. 24. Звуки "Ш" "Ж", я вас различаю!: Настольные логопедические игры-занятия для детей 5-7 лет. Ильякова Н.Е. 25. Звуки "Ч" "Щ", я вас различаю!: Настольные логопедические игры-занятия для детей 5-7 лет. Ильякова Н.Е. 26. Звуки "С", "З", "Ц" я вас различаю!: Настольные логопедические игры-занятия для детей 5-7 лет. Ильякова Н.Е. 27. Звуки "Р" "Л", я вас различаю!: Настольные логопедические игры-занятия для детей 5-7 лет. Ильякова Н.Е. 28. Логопедия для всех 2-е издание. Л. Парамонова. Приложение: 1. Речевая карта разработанная лично мной.
Фамилия, имя ребенка ____________________________________ Возраст _____________________
Родители (законные представители) _____________________________________________________ _____________________________________________________________________________________
1. Общие представления ребенка об окружающем мире __________________________________
Системная организация словаря (ассоциативные связи) _____________________________________
2.2 Уровень сформированности грамматической компетенции
Словоизменительные навыки и умения ___________________________________________________
Словообразовательная деятельность _____________________________________________________
Синтаксические навыки и умения _______________________________________________________
2.3 Понимание и самостоятельное продуцирование/репродуцирование текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом (рассказ/пересказ)
6.2 Речевое внимание __________________________________________________________________
6.3 Мышление (вербальный и невербальный интеллект) ____________________________________
7. Дополнительная информация
7.1 Особенности раннего речевого развития ______________________________________________
7.2 Особенности речевой среды, в которой воспитывается ребенок ___________________________
7.3 Особенности речевого поведения ____________________________________________________
7.4 Неврологический статус и состояние сенсорно-перцептивных органов и систем (зрение, слух, осязание и др.) _______________________________________________________________________
7.5 Сведения о настоящих и перенесенных заболеваниях ____________________________________
Низкий уровень - что составляет 65% от общего числа
В). Предполагаемая диаграмма на конец учебного года:
Анализ.
Анализ уровня развития показывает средние результаты по развитию речи и звукопроизношению.
У детей с низким уровнем выявлены затруднения в следующем:
1. Умение составлять рассказ;
2. Звукопроизношение;
3. Звуковая культура речи;
4. Придумывание слов с заданным звуком.
Симптомами выявленных затруднений являются: индивидуальные особенности (переживание возрастного кризиса, недостаточно развитые познавательные процессы, личностные особенности), недостаточный контроль за реализацией календарного планирования; недостаточная просветительская работа с родителями.
Рекомендации.
Продолжать вести системную работу по совершенствованию процедуры мониторинга: проектированию цели, отбору содержания, интерпретации полученных данных, разработке рекомендаций.
Продолжать работу с воспитателями по изучению программного материала по всем образовательным областям.
Учитывая выявленные по результатам мониторинга проблемные зоны и потенциальные возможности детей логопедической группы совместно с воспитателями разработать перспективный план реализации общеобразовательной программы и вариативных дополнительных программ для старшей и подготовительной групп,
Рекомендации родителям.
Совместно с педагогами, психологом спланировать работу по формированию качеств с учетом индивидуальных затруднений детей.
Активно участвовать в проведении родительских собраний с использованием информации и индивидуальных психолого-педагогических консилиумах с целью проектирования деятельности по коррекции выявленных затруднений.
Реализовывать предлагаемые педагогами, психологом рекомендации по развитию детей.
3. Перспективный план работы на 2017 – 2018 учебный год
Мақсат:
Цель:
Наиболее полное выявление характера и степени нарушения вербальной коммуникации и его воздействия на формирование личности;
Выявление причин и механизмов развития этих нарушений;
Разработка методов устранения речевых нарушений и их применение;
Профилактика нарушений речи.
Мақсаттың:
Задачи:
Логопедическое обследование речи всех детей в группах дошкольного учреждения;
Формирование и развитие артикуляционной моторики;
Целенаправленная и систематическая работа над улучшением состояния звуковой культуры речи: состояние речевого слуха, произносительной стороны речи;
Работа над развитием фонематического слуха;
Устранение дефектов произношения – постановка отсутствующих или коррекция искажённых звуков;
Автоматизация исправленных звуков;
работа с родителями и педагогами – логопедическое просвещение и консультирование, участие в родительских собраниях;
Работа над устранением дислексий и дисграфий определённого вида у детей.
Мезгілдер
Сроки
Қызмет бағыты
Направление деятельности
Қызмет түрлері
Виды деятельности
Қызмет объектісі
Объект деятельности
Айлар
Месяцы
Аттары
Недели
Қыркүйек
Сентябрь
1
2
Логопедическая диагностика
Логодиагностика речи детей с целью дальнейшей коррекционной работы. Оформление результатов логопедической работы.
Подготовительная, старшая, средняя, вторая младшая группы
3
Ознакомительная работа
Проведение занятий по знакомству детей с основными органами артикуляционного аппарата и их движениями.
Все группы
4
Подготовительная работа
Подготовка детей к длительной коррекционной работе:
Развитие слухового внимания, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;
Подготовка артикуляционного аппарата к свистящим звукам «с», «з»;
Подготовка артикуляционного аппарата к сонорному звуку «р».
Старшая,средняя и вторая младшая группы
Старшая и средняя группы
Подготовительная группа
Қазан
Октябрь
1
2
3
Коррекционная логопедическая работа
Постановка и коррекция свистящих звуков «с», «з»;
Постановка и коррекция сонорного звука «р».
Старшая и средняя группы
Подготовительная группа
4
Консультативная работа
Просвещение педагогов и родителей о профилактике и коррекции речевых нарушений;
Организация индивидуальных консультаций для родителей, участие в родительских собраниях.
Педагогам и родителям
Қараша
Ноябрь
1
2
Коррекционная работа
Автоматизация свистящих звуков «с», «з» в слогах (прямых, обратных со стечением согласных), словах, словосочетаниях;
Автоматизация сонорного звука «р» в слогах (прямых, обратных со стечением согласных), словах словосочетаниях;
Автоматизация свистящих звуокв «с», «з» в предложениях, связной речи (в потешках, стихах, чистоговорках, диалогах, играх);
Автоматизация сонорного звука «р» в предложениях, связной речи (в потешках, стихах, чистоговорках, диалогах и играх).
Старшая и средняя группы
Подготовительная группа
Старшая и средняя группы
Подготовительная группа
3
Подготовительная работа
Развитие фонематического восприятия и подготовка артикуляционного аппарата детей в играх и упражнениях к свистящим звукам «ц»;
Развитие фонематического восприятия и подготовка артикуляционного аппарата детей в играх и упражнениях к сонорному звуку «л».
Старшая и средняя группы
Старшая и средняя группа
4
Корреционная работа
Постановка и коррекция свистящего звука «ц»;
Постановка и коррекция сонорного звука «л».
Старшая и средняя группа
Подготовительная группа
Желтоқсан
Декабрь
1
2
Коррекционная работа
Автоматизация свистящего звука «ц» в слогах (обратных, прямых, со стечением согласных), словах словосочетаниях;
Автоматизация сонорного звука «л» с слогах (обратных, прямых, со стечением согласных), словах, словосочетаниях;
Автоматизация свистящего звука «ц» в предложениях, связной речи (в потешках, стихах, чистоговорках, диалогах, играх);
Автоматизация сонорного звука «л» в предложениях, связной речи (в потешках, стихах, чистоговорках, диалогах и играх).
Старшая и средняя группы
Подготовительная группа
Старшая и средняя группы
Подготовительная группа
3
Подготовительная работа
Развитие фонематического восприятия и подготовка артикуляционного аппарата детей в играх и упражнениях к шипящим звукам: «ш» и «ж».
Старшая и средняя группы
4
Коррекционная работа
Произношение мягкого сонорного звука «р» в словах (проторного аналога), в слогах, словах, словосочетаниях;
Постановка и коррекция шипящих звуков «ш» и «ж»;
Произношение мягкого сонорного звука «л» в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных), словах, словосочетаниях
Подготовительная группа
Подготовительная группа
Подготовительная группа
Қаңтар
Январь
1
2
Коррекционная работа
Автоматизация шипящих звуков «ш» и «ж» в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных), словах, словосочетаниях;
Произношение мягких сонорных звуков «р», и «л» в предложениях, связной речи (потешках, поговорках, стихах, диалогах и играх).
Старшая и средняя группы
Подготовительная группа
3
Консультативная работа
Просвещение родителей о результатах коррекции звукопроизношения детей на собраниях.
Родители
4
Коррекционная работа
Автоматизация шипящих звуков «ш» и «ж» в предлождениях, связной речи (потешках, поговорках, стихах, диалогах, играх).
Старшая и средняя группы
Акпан
Февраль
1
Подготовительная работа
Развитие фонематического восприятия и подготовка артикуляционного аппарата детей в играх, упражнениях к сонорному звуку «р»;
Подготовка артикуляционного аппарата детей к шипящему звуку «щ».
Старшая группа
Средняя группа
2
3
4
Коррекционная работа
Консультативная работа
Постановка звука и коррекция сонорного звука «р»;
Постановка и коррекция шипящего звука «щ»;
Автоматизация сонорного звука «р» в слогах (проторного аналага), словах, словосочетаниях;
Автоматизация шипящего звука «щ» в слогах (обратных, прямых, со стечением согласных), словах, словосочетаниях, дисграфий определённого вида у детей;
Просвещение родителей о результатах коррекции звукопроизношения детей на собраниях.
Старшая группа
Средняя группа
Старшая группа
Средняя руппа
Родители
Наурыз
Март
1
2
Коррекционная работа
Консультативная работа
Постановка звука и коррекция сонорного звука «р»;
Постановка и коррекция шипящего звука «щ»;
Автоматизация сонорного звука «р» в слогах (проторного аналага), словах, словосочетаниях;
Автоматизация шипящего звука «щ» в слогах (обратных, прямых, со стечением согласных), словах, словосочетаниях, дисграфий определённого вида у детей;
Просвещение родителей о результатах коррекции звукопроизношения детей на собраниях.
Старшая группа
Средняя группа
Старшая группа
Средняя руппа
Родители
Сәуір
Апрель
1
2
Коррекционная работа
Консультативная работа
Постановка звука и коррекция сонорного звука «р»;
Постановка и коррекция шипящего звука «щ»;
Автоматизация сонорного звука «р» в слогах (проторного аналага), словах, словосочетаниях;
Автоматизация шипящего звука «щ» в слогах (обратных, прямых, со стечением согласных), словах, словосочетаниях, дисграфий определённого вида у детей;
Просвещение родителей о результатах коррекции звукопроизношения детей на собраниях.
Старшая группа
Средняя группа
Старшая группа
Средняя руппа
Родители
Мамыр
Май
1
Подготовительная работа
Подготовка артикуляционного аппарата к сонорному звуку «р».
Средняя группа
2
3
4
Коррекционная работа
Произношение мягких свистящих звуков «с», «з» в предложениях, связной речи;
Постановка и коррекция звука «р»;
Работа над устранением дислексий и дисграфий определённого вида у детей;
Автоматизация сонорного звука «р» в слогах, словосочетаниях, предложениях.
Старшая группа
Средняя группа
Подготовительная группа
Средняя группа
Маусым
Июнь
Шілде
Июль
Тамыз
Август
1
2
3
4
Коррекционная работа
Закрепление пройденного материала, работа с текстами, дифференциация звуков, индивидуальная работа; занятия с подгруппами детей (из 6-7 человек), в которые подбираются дети с одинаковыми недостатками звукопроизношения.
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная группа
4.Индивидуальный план коррекционной работы с ребёнком на учебный год:
ЭТАП
ЗАДАЧИ
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к коррекционной работе:
а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, потребность в них;
б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специализированных упражнениях;
в) формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;
г) овладение комплексом пальчиковой гимнастики;
д) укрепление физического здоровья (консультации узких специалистов, массаж).
2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
а) устранение дефектного произношения;
б) развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;
в) формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речью).
3. Совершенствование грамматического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.
4. Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.
5. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.
План индивидуально – подгрупповых занятий по коррекции звукопроизношения:
МЕСЯЦ
СОДЕРЖАНИЕ
СЕНТЯБРЬ
Подготовка к постановке звука С
ОКТЯБРЬ
Постановка и начало автоматизации звука С
НОЯБРЬ
Постановка и автоматизация звуков С, З Ц
ДЕКАБРЬ
Постановка и автоматизация звуков Ш Л
ЯНВАРЬ
Постановка и автоматизация звуков Ж Р
ФЕВРАЛЬ
Постановка и автоматизация звуков Р Ч
МАРТ
Постановка и автоматизация звука Щ
АПРЕЛЬ
Закрепление правильного произношения в стихах русских поэтов
МАЙ
Закрепление правильного звукопроизношения в сказках и рассказах.
ИЮНЬ
Закрепление правильного звукопроизношения в свободной речи.