Просмотр содержимого документа
«Проект "Люди и время"»
Тема проекта: «Люди и время»
Проблема:
Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир и, таким образом, готовиться к школе. В повседневной жизни ребенок постоянно сталкивается с различными временными категориями, которыми пользуются взрослые в своей речи и общении, видит календарь, часы. Категория времени не дана уму ребенка изначально. Представление о нем возникает в процессе жизни на основе его личного опыта. Поэтому ознакомление лучше начинать с тех категорий, которые находят опору в личном опыте ребенка.
Тип проекта: вид – межпредметный (ФЭМП, развитие речи, экологическая культура, музыкальное развитие), по форме – практико-ориентировочный.
По количеству участников: групповой.
Участники проекта: дети подготовительной группы.
Продолжительность проекта: среднесрочный.
Цели проекта: систематизировать и обобщить знания детей о временных отношениях (части суток, дни недели, месяц, год, час, минута, секунда). Научить отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях с моделями часов.
Задачи проекта:
развивающие:
-развивать интерес к математике, представлении о времени;
-развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории, творческую активность;
-систематизировать знания детей о «кусочках времени»: сутках, недели, месяце, временах года, года.
обучающие:
-научить определять время с помощью часов суток, часов недели, часов месяцев;
-познакомить детей с приборами, отсчитывающими промежутки времени (часы, календарь);
воспитывающие:
-расширять кругозор детей через знакомство с разными видами часов и назначением часов. Воспитывать желание «беречь» время;
-воспитывать уверенность, самостоятельность и умение планировать свою деятельность во времени.
Руководитель проекта: воспитатель подготовительной группы
Обеспечение проекта:
Материально-техническое и учебно-методическое:
-Детская художественная литература
-Стихи, загадки, пословицы, поговорки о времени
-Модели часов различных временных промежутков
-Дидактические игры на развитие ориентировки во времени.
Предполагаемый результат:
На основе систематизации и обобщения знаний дети научатся ориентироваться во временных отношениях (части суток, дни недели, месяц, год, час, минута, секунда), научатся отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях с моделями часов.
Данный проект дает детям возможность развивать чувство времени, чувствовать его длительность, регулировать и планировать деятельность во времени, способствует развитию у ребенка таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, интерес к окружающему миру.
Этапы проекта:
I этап – подготовительный:
* знакомство с уголком времени
* рассматривание тематических картинок: «Части суток», «Что бывает раньше, что потом», «Времена года»
* знакомство детей с приборами для определения времени: секундомером, различными видами часов и календарей
* обогащение уголка времени
* проведение бесед: «О частях суток», «О последовательности частей суток», «О скорости движения», «О месяцах, сезонах», «О возрасте»
* подбор информации о временных представлениях, загадок, сказок, стихов.
II этап – выполнение проекта:
* наблюдение за отрезками времени в разное время суток, за особенностями деятельности детей или взрослых в то или иное время суток, за положением солнца в небе
* заучивание стихотворений «Двенадцать месяцев», считалки «Как запомнить дни недели»
* чтение художественной литературы: стихов «Сколько дней в неделе?», «Хоровод месяцев», «Что такое сутки?», сказок «Девочка и время», «Кукушка в часах», «О чем говорили месяцы?», «Король времени», «Листок календаря», «Умная неделя», пословицы и поговорки о месяцах, загадки о частях суток.
* просмотр мультфильмов «Сказка о потерянном времени», «Двенадцать месяцев»
* словесные упражнения: «Я начну, а ты продолжи», «Скажи наоборот», «Что лишнее?»
* сюжетно-ролевые игры: «Семья. Распорядок дня», «Путешествие во времени»
* подвижные игры: «Совушка-сова», «День и ночь», «Лови, бросай, дни недели называй»
* работа с моделями: «Дни недели», «Части суток», «Времена года»
* разработка консультаций для родителей: «Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста», «Как научить ребенка разбираться с часами и временем»
* проведение блока НОД «Знакомство со временем»
* проведение тренинга «Что можно сделать за одну минуту?»
III этап – результаты:
*Презентация проекта в форме КВНа
* Подведение итогов и анализ работы.
Ожидаемые результаты проекта:
Данный проект дает детям возможность развивать чувство времени, чувствовать его длительность, регулировать и планировать деятельность во времени, способствует развитию у ребенка таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность и интерес к окружающему миру.