kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект "Логопедические ступеньки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Логопедические  ступеньки–  это различные направления в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушениями речи, «ступеньки», ведущие ребенка к полноценной развитой речи: формирование артикуляционной моторики, развитие правильного речевого дыхания, фонематических процессов, усвоение правильного звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, связного высказывания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Логопедические ступеньки"»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад407» г. Перми.

Учитель-логопед: Шишмакова М.А.


ПРОЕКТ «Логопедические ступеньки».

Практико-ориентированный проект, направленный на повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников. 

Актуальность проекта. 

В современных условиях все более актуальной становится переориентация образовательного процесса на методы, нацеленные на развитие способностей детей думать, анализировать, самостоятельно находить и обобщать информацию, делать выводы. 
Подобный подход к процессу обучения – это такой образовательный процесс, когда ребенок становится именно субъектом деятельности, и активная деятельность формирует у него чувство личной причастности, вовлеченности, усиливает интерес к приобретению новых знаний. 
Логопедические ступеньки– это различные направления в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушениями речи, «ступеньки», ведущие ребенка к полноценной развитой речи: формирование артикуляционной моторики, развитие правильного речевого дыхания, фонематических процессов, усвоение правильного звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, связного высказывания. Этот метод логопедических проектов представляется как способ организации коррекционного процесса, основанный на взаимодействии учителя-логопеда, ребенка, родителей и воспитателей. 

Проект предназначен для детей 6 – 7 лет 

Участники проекта: дети с нарушениями речи, учитель-логопед, воспитатели, родители. 

Цель: повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников. 

Гипотезой проекта выступило предположение о том, что использование метода проектов в логопедической работе с детьми дошкольного возраста позволит воспитанникам быстрее, легче и прочнее «присваивать» знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, повысят мотивацию ребенка и заинтересованность родителей в речевом развитии их детей. 
Задачи проекта 
1.Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи. 
2.Развивать речевые и творческие способности детей. 
3.Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти. 
4.Увеличить объем коррекционного воздействия, 
5. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к процессу активного познания. 
6. Побуждать детей к совместной деятельности. 
7. Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский потенциал. 
8. Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей. 
Ожидаемый результат: 
1. Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей. 
2. Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей. 
3. Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы. 

Эффективность данных результатов:
Для детей: 
- положительная динамика речевого развития; 
- успешная социальная адаптация в ДОУ и семье; 
- выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации. 

Для родителей: 
- положительная оценка деятельности ДОУ; 
- готовность и желание помогать; 
- активизация педагогического потенциала родителей, 
- приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей; 
- овладение родителями регулярной рефлексии достижений ребенка; 
- чувство удовлетворенности от совместного творчества. 

Для педагогов:
 
- положительный психологический климат между логопедом и воспитателями; 
- заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях; 
- удовлетворенность собственной деятельностью; 
- повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам речевого развития и воспитания детей дошкольного возраста через 
разнообразные формы и методы работы; 

Для ДОУ: 
- благоприятные условия для профессионального роста педагогов.
Практическая значимость проекта. 
-Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система применения проектного метода в коррекционно-логопедическом процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте, а также дисграфии и дислексии в школьном возрасте. 

Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный.
 

Срок реализации проекта – 1 год 

Этапы и стратегия реализации проекта
 

I. Подготовительный этап (информационно-аналитический): 
Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей. 

Задачи: 
1. Изучение состояния исследуемой проблемы в теории и практике,
2. Выявление проблемы – диагностика актуального уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста (логопедическое обследование детей). 
3. Определение системы логопедических проектов, условий их реализации. 

II. Основной этап реализации проекта (практический): 

Блок1. «Послушный ветерок». 
Задачи: 
• Формирование у детей понятия о здоровом образе жизни, правильном дыхании; обучение детей технике диафрагмально-релаксационного дыхания 
• Приобретение детьми навыков дифференциации носового и ротового дыхания, эффективности использования речевого дыхания 
• Формирование силы, плавности и направленности выдыхаемой воздушной струи. 
• Повышение компетенции воспитателей в данной области 
• Привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей. 

Вид проекта: Практико-ориентированный, краткосрочный, коллективный 
Срок реализации: Сентябрь- октябрь 

Содержание работы: 


Работа с детьми 
• Развитие силы и целенаправленности воздушной струи у детей на логопедических занятиях, при выполнении гимнастических 
упражнений и в играх на утренней гимнастике, на занятиях по физкультуре. 
• Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания с использованием красочных иллюстраций, специальных пособий.
• Придумывание и изготовление пособий для дыхательной гимнастики во время проведения краткосрочных образовательных практик «Султанчики», «Сдуй снежинку». 
Работа с семьей. 
• Консультации для родителей по темам «Формирование правильного речевого дыхания», «Дыхательная гимнастика». 
• Памятки для родителей «Послушный ветерок», «Будем правильно дышать», «Игровые упражнения для развития дыхания» .
• Совместное с детьми придумывание и изготовление пособий для занятий дыхательной гимнастикой «Рыбка в море», «Бабочка и цветы», «Задуй свечку», «Укрась елочку», «Рыбки в аквариуме».
Работа с педагогами в рамках клуба «Мамина школа».
• Консультация с практикумом «Игры для развития речевого дыхания у детей».
• Изготовление специальных пособий для проведения дыхательной гимнастики с детьми.

Практический результат проекта.
• Практическое применение продуктов проекта в утренней коррекционной гимнастке. 

Блок 2. «Наш Веселый Язычок».
Задачи: 
• Формирование представлений об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения, 
• Выработка тонких дифференцированных движений артикуляционного аппарата с использованием нетрадиционных комплексов. 
• Повышение интереса родителей к коррекционному процессу. 
• Повышение компетенции воспитателей в данной области. 

Вид проекта: Информационно-практико-ориентированный, краткосрочный, коллективный 
Срок реализации: Ноябрь-Декабрь.
Содержание работы: 
Работа с детьми 
• Знакомство со строением органов речи посредством логопедической сказки

во время проведения краткосрочной образовательной практики «Веселый Язычок» старших групп. 
• Коллективное придумывание сказки о Веселом Язычке.
•Аппликация «Веселый Язычок». 

• Совместное с ребенком изготовление артикуляционного веера «Веселая артикуляционная гимнастика» для лэпбука «Звуковичок». 


Работа с семьей 
• Памятки «Строение артикуляционного аппарата». 
• Практическое занятие «Выполнение основных артикуляционных упражнений» для родителей детей, посещающих логопедический пункт ДОУ.
• Индивидуальные показы выполнения упражнений, направленных на выработку артикуляционного уклада определенной группы звуков. 

Работа с педагогами 
• Консультация «Нарушения звукопроизношения. Причины. Виды». 
• Практикум «Артикуляционные позы как залог правильного звукопроизношения»

•Выступление на педсовете «Зрительные и жестовые символы в работе логопеда».


Практический результат проекта. 
• Итоговое занятие: «Презентация артикуляционного веера», коллективный просмотр видео «Артикуляционная гимнастика», оформление альбома «Артикуляционные упражнения».
• Практическое применение продуктов проекта в утренней коррекционной гимнастке.

Блок 3.
«Рифмушки». 
Задачи:
 
• Привлечение интереса и внимания ребенка к звучащему слову 
• Развитие фонематического слуха и восприятия у детей. 
• Развитие умения подбирать к слову парное ему слово, отличающееся от данного слова одним звуком. 
• Привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию фонематических процессов у детей. 

Вид проекта: Практико-ориентированный, краткосрочный, индивидуальный 
Срок реализации: Январь-февраль.

Содержание работы: 
Работа с детьми :
• Развитие фонематического слуха и восприятия детей на логопедических занятиях.

•Проведение краткосрочной образовательной практики «Рифмушки» для детей 5-7лет.
• Приобретение детьми умений находить сходные по звуковому наполнению слова, устанавливать, чем они отличаются, подбирать слова-паронимы, заменяя в слове один звук, выделять изменяющий слово звук. 
• Оформление обложки собственной книжки-малышки «Рифмушки», придумывание пар слов-паронимов и рисование соответствующих иллюстраций .
Работа с семьей
• Консультация – практикум для родителей «Формирование фонематических процессов у детей». 
• Памятка для родителей «Волшебный мир звуков» (игры на развитие фонематических представлений). 
• Совместное с ребенком изготовление книжки-малышки «Рифмушки» 
Работа с педагогами 
• ГМО Выступление для педагогов «Краткосрочные образовательные практики речевого и познавательного направления развития дошкольников» . Презентация по данной теме.
• Консультация-практикум для музыкальных руководителей «Рекомендации по развитию фонематических процессов в процессе музыкально-коррекционной работы с дошкольниками».

 • Презентация «Рифмушки» на ГМО и в ДОУ.
Практический результат проекта. 
• Презентация и выставка книжек-малышек «Рифмушки», изготовленных руками детей, 
• Создание мини-библиотеки из книжек-самоделок 

Блок 4. «Наша речь». 
Задачи: 
• Развитие грамматического строя речи. 
• Формирование у детей представления о предлогах как отдельных самостоятельных словах. 
• Развитие у детей интереса к родному языку .
• Повышение интереса родителей к коррекционному процессу. 
• Повышение компетенции воспитателей в данной области .

Вид проекта: Информационно-практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный 
Срок реализации: В течение учебного года 

Содержание работы: 
Работа с детьми .

Кружок «РЕЧЕЦВЕТИК»
• Знакомство детей с предлогами на занятиях кружка «Речецветик».
• Использование моделей предлогов.
• Составление предложений с заданным предлогом. 
• Наблюдение за предлогами «Важные словечки».

Работа с семьей. 
• Собрание «Особенности речевого развития детей 7-го года жизни». 
• Презентация «Использование авторизированных дидактических игр для автоматизации звуков».


Работа с педагогами .
• Презентация «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АВТОРИЗИРОВАННЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ».
• Практическое использование пособия «Предлоги»( схемы-предлоги).

Семинар –практикум для педагогов «Организация образовательной деятельности по обучению грамоте». 
Практический результат проекта.
• Ознакомление детей и родителей с результатами проекта на итоговой презентации. 


Блок5. «АБВГД-ейка» 
Задачи: 
• Усвоение образа буквы.
• Вовлечение каждого ребенка в активный познавательный творческий проект по созданию “Веселой азбуки.” 
• Обучение отбору средств и материалов для осуществления своих творческих замыслов, представлению результатов своего труда в виде презентации. 
• Воспитание у детей интереса к творческому взаимодействию при совместной работе. 
• Привлечение внимания родителей и педагогов к совместной работе по развитию слоговой структуры слов у детей. 

Вид проекта: исследовательско-творческий, долгосрочный, коллективный. 
Срок реализации: В течение учебного года 

Содержание работы: 
Работа с детьми
• Предварительная работа: Игры и упражнения для усвоения образа букв. 
• Анализ существующих Азбук. 
• Иллюстрирование каждой буквы по мере ее изучения, 
• Презентация (рассказ о букве, рассматривание коллажа), размещение странички с буквой на выставке «Веселая азбука» 
• Подготовка и участие в открытом занятии «АБВГДЕЙка» 
Работа с семьей: 
• Помощь в изготовлении странички с буквой (рисунок, выполнение из различного бросового материала).
• Создание коллажа для данной буквы (подбор слов на звуки, которые обозначает буква, определение позиции звука в слове). 
Работа с педагогами: 

•Семинар-практикум по обучению грамоте. Изготовление альбома «Гласные буквы».
• Речевой праздник «АБВГД-ейка». 

III. Заключительный этап реализации проекта: 

Задачи: 
1. Анализ проектной деятельности и оценка результатов эффективности применения логопедических проектов в коррекционном процессе. 
2. Итоговая презентация результатов проектной деятельности детей и родителей через выставки, презентацию мини-библиотеки книжек-самоделок, коллективно созданных альбомов, организацию открытого занятия «АБВГД-ейка». 

Конечным продуктом проекта будет являться: 


• Сформированная устойчивая мотивация детей к речевой самореализации. 
• Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе 
• Повышение профессиональной компетентности педагогов МАДОУ в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушениями .
В заключение хотелось бы отметить, что использование проектной деятельности вполне возможно и даже необходимо в коррекционно-логопедическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков. 
Список использованной литературы: 
1. Бабина Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе - журнал Логопед - № 5, 2005. 
2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010 
3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005 
4. Киселева Л.С. проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Арти. М., 2005 
5. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. -М. 2007. 
6. Фадеева Ю.А., Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. М., 2012









Блок1. «Послушный ветерок». 

Блок 2. «Наш Веселый Язычок».



Блок 3.«Рифмушки». 

Блок 4. «Наша речь». 

Блок5. «АБВГД-ейка» 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проект "Логопедические ступеньки"

Автор: Шишмакова Марина Анатольевна

Дата: 26.02.2021

Номер свидетельства: 574368


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства