Актуальность проекта. В современных условиях все более актуальной становится переориентация образовательного процесса на методы, нацеленные на развитие способностей детей думать, анализировать, самостоятельно находить и обобщать информацию, делать выводы. Подобный подход к процессу обучения – это такой образовательный процесс, когда ребенок становится именно субъектом деятельности, и активная деятельность формирует у него чувство личной причастности, вовлеченности, усиливает интерес к приобретению новых знаний. Логопедические ступеньки– это различные направления в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушениями речи, «ступеньки», ведущие ребенка к полноценной развитой речи: формирование артикуляционной моторики, развитие правильного речевого дыхания, фонематических процессов, усвоение правильного звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, связного высказывания. Этот метод логопедических проектов представляется как способ организации коррекционного процесса, основанный на взаимодействии учителя-логопеда, ребенка, родителей и воспитателей. Проект предназначен для детей 6 – 7 лет Участники проекта: дети с нарушениями речи, учитель-логопед, воспитатели, родители. Цель: повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников. Гипотезой проекта выступило предположение о том, что использование метода проектов в логопедической работе с детьми дошкольного возраста позволит воспитанникам быстрее, легче и прочнее «присваивать» знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, повысят мотивацию ребенка и заинтересованность родителей в речевом развитии их детей. Задачи проекта 1.Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи. 2.Развивать речевые и творческие способности детей. 3.Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти. 4.Увеличить объем коррекционного воздействия, 5. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к процессу активного познания. 6. Побуждать детей к совместной деятельности. 7. Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский потенциал. 8. Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей. Ожидаемый результат: 1. Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей. 2. Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей. 3. Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы. Эффективность данных результатов: Для детей: - положительная динамика речевого развития; - успешная социальная адаптация в ДОУ и семье; - выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации. Для родителей: - положительная оценка деятельности ДОУ; - готовность и желание помогать; - активизация педагогического потенциала родителей, - приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей; - овладение родителями регулярной рефлексии достижений ребенка; - чувство удовлетворенности от совместного творчества. Для педагогов: - положительный психологический климат между логопедом и воспитателями; - заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях; - удовлетворенность собственной деятельностью; - повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам речевого развития и воспитания детей дошкольного возраста через разнообразные формы и методы работы; Для ДОУ: - благоприятные условия для профессионального роста педагогов. Практическая значимость проекта. -Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система применения проектного метода в коррекционно-логопедическом процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте, а также дисграфии и дислексии в школьном возрасте. Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный. Срок реализации проекта – 1 год Этапы и стратегия реализации проекта I. Подготовительный этап (информационно-аналитический): Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей. Задачи: 1. Изучение состояния исследуемой проблемы в теории и практике, 2. Выявление проблемы – диагностика актуального уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста (логопедическое обследование детей). 3. Определение системы логопедических проектов, условий их реализации. II. Основной этап реализации проекта (практический): Блок1. «Послушный ветерок». Задачи: • Формирование у детей понятия о здоровом образе жизни, правильном дыхании; обучение детей технике диафрагмально-релаксационного дыхания • Приобретение детьми навыков дифференциации носового и ротового дыхания, эффективности использования речевого дыхания • Формирование силы, плавности и направленности выдыхаемой воздушной струи. • Повышение компетенции воспитателей в данной области • Привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей. Вид проекта: Практико-ориентированный, краткосрочный, коллективный Срок реализации: Сентябрь- октябрь Содержание работы: Работа с детьми • Развитие силы и целенаправленности воздушной струи у детей на логопедических занятиях, при выполнении гимнастических упражнений и в играх на утренней гимнастике, на занятиях по физкультуре. • Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания с использованием красочных иллюстраций, специальных пособий. • Придумывание и изготовление пособий для дыхательной гимнастики во время проведения краткосрочных образовательных практик «Султанчики», «Сдуй снежинку». Работа с семьей. • Консультации для родителей по темам «Формирование правильного речевого дыхания», «Дыхательная гимнастика». • Памятки для родителей «Послушный ветерок», «Будем правильно дышать», «Игровые упражнения для развития дыхания» . • Совместное с детьми придумывание и изготовление пособий для занятий дыхательной гимнастикой «Рыбка в море», «Бабочка и цветы», «Задуй свечку», «Укрась елочку», «Рыбки в аквариуме». Работа с педагогами в рамках клуба «Мамина школа». • Консультация с практикумом «Игры для развития речевого дыхания у детей». • Изготовление специальных пособий для проведения дыхательной гимнастики с детьми. Практический результат проекта. • Практическое применение продуктов проекта в утренней коррекционной гимнастке. Блок 2. «Наш Веселый Язычок». Задачи: • Формирование представлений об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения, • Выработка тонких дифференцированных движений артикуляционного аппарата с использованием нетрадиционных комплексов. • Повышение интереса родителей к коррекционному процессу. • Повышение компетенции воспитателей в данной области. Вид проекта: Информационно-практико-ориентированный, краткосрочный, коллективный Срок реализации: Ноябрь-Декабрь. Содержание работы: Работа с детьми • Знакомство со строением органов речи посредством логопедической сказки во время проведения краткосрочной образовательной практики «Веселый Язычок» старших групп. • Коллективное придумывание сказки о Веселом Язычке. •Аппликация «Веселый Язычок». • Совместное с ребенком изготовление артикуляционного веера «Веселая артикуляционная гимнастика» для лэпбука «Звуковичок». Работа с семьей • Памятки «Строение артикуляционного аппарата». • Практическое занятие «Выполнение основных артикуляционных упражнений» для родителей детей, посещающих логопедический пункт ДОУ. • Индивидуальные показы выполнения упражнений, направленных на выработку артикуляционного уклада определенной группы звуков. Работа с педагогами • Консультация «Нарушения звукопроизношения. Причины. Виды». • Практикум «Артикуляционные позы как залог правильного звукопроизношения» •Выступление на педсовете «Зрительные и жестовые символы в работе логопеда». Практический результат проекта. • Итоговое занятие: «Презентация артикуляционного веера», коллективный просмотр видео «Артикуляционная гимнастика», оформление альбома «Артикуляционные упражнения». • Практическое применение продуктов проекта в утренней коррекционной гимнастке. Блок 3.«Рифмушки». Задачи: • Привлечение интереса и внимания ребенка к звучащему слову • Развитие фонематического слуха и восприятия у детей. • Развитие умения подбирать к слову парное ему слово, отличающееся от данного слова одним звуком. • Привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию фонематических процессов у детей. Вид проекта: Практико-ориентированный, краткосрочный, индивидуальный Срок реализации: Январь-февраль. Содержание работы: Работа с детьми : • Развитие фонематического слуха и восприятия детей на логопедических занятиях. •Проведение краткосрочной образовательной практики «Рифмушки» для детей 5-7лет. • Приобретение детьми умений находить сходные по звуковому наполнению слова, устанавливать, чем они отличаются, подбирать слова-паронимы, заменяя в слове один звук, выделять изменяющий слово звук. • Оформление обложки собственной книжки-малышки «Рифмушки», придумывание пар слов-паронимов и рисование соответствующих иллюстраций . Работа с семьей. • Консультация – практикум для родителей «Формирование фонематических процессов у детей». • Памятка для родителей «Волшебный мир звуков» (игры на развитие фонематических представлений). • Совместное с ребенком изготовление книжки-малышки «Рифмушки» Работа с педагогами • ГМО Выступление для педагогов «Краткосрочные образовательные практики речевого и познавательного направления развития дошкольников» . Презентация по данной теме. • Консультация-практикум для музыкальных руководителей «Рекомендации по развитию фонематических процессов в процессе музыкально-коррекционной работы с дошкольниками». • Презентация «Рифмушки» на ГМО и в ДОУ. Практический результат проекта. • Презентация и выставка книжек-малышек «Рифмушки», изготовленных руками детей, • Создание мини-библиотеки из книжек-самоделок Блок 4. «Наша речь». Задачи: • Развитие грамматического строя речи. • Формирование у детей представления о предлогах как отдельных самостоятельных словах. • Развитие у детей интереса к родному языку . • Повышение интереса родителей к коррекционному процессу. • Повышение компетенции воспитателей в данной области . Вид проекта: Информационно-практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный Срок реализации: В течение учебного года Содержание работы: Работа с детьми . Кружок «РЕЧЕЦВЕТИК» • Знакомство детей с предлогами на занятиях кружка «Речецветик». • Использование моделей предлогов. • Составление предложений с заданным предлогом. • Наблюдение за предлогами «Важные словечки». Работа с семьей. • Собрание «Особенности речевого развития детей 7-го года жизни». • Презентация «Использование авторизированных дидактических игр для автоматизации звуков». Работа с педагогами . • Презентация «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АВТОРИЗИРОВАННЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ». • Практическое использование пособия «Предлоги»( схемы-предлоги). Семинар –практикум для педагогов «Организация образовательной деятельности по обучению грамоте». Практический результат проекта. • Ознакомление детей и родителей с результатами проекта на итоговой презентации. Блок5. «АБВГД-ейка» Задачи: • Усвоение образа буквы. • Вовлечение каждого ребенка в активный познавательный творческий проект по созданию “Веселой азбуки.” • Обучение отбору средств и материалов для осуществления своих творческих замыслов, представлению результатов своего труда в виде презентации. • Воспитание у детей интереса к творческому взаимодействию при совместной работе. • Привлечение внимания родителей и педагогов к совместной работе по развитию слоговой структуры слов у детей. Вид проекта: исследовательско-творческий, долгосрочный, коллективный. Срок реализации: В течение учебного года Содержание работы: Работа с детьми: • Предварительная работа: Игры и упражнения для усвоения образа букв. • Анализ существующих Азбук. • Иллюстрирование каждой буквы по мере ее изучения, • Презентация (рассказ о букве, рассматривание коллажа), размещение странички с буквой на выставке «Веселая азбука» • Подготовка и участие в открытом занятии «АБВГДЕЙка» Работа с семьей: • Помощь в изготовлении странички с буквой (рисунок, выполнение из различного бросового материала). • Создание коллажа для данной буквы (подбор слов на звуки, которые обозначает буква, определение позиции звука в слове). Работа с педагогами: •Семинар-практикум по обучению грамоте. Изготовление альбома «Гласные буквы». • Речевой праздник «АБВГД-ейка». III. Заключительный этап реализации проекта: Задачи: 1. Анализ проектной деятельности и оценка результатов эффективности применения логопедических проектов в коррекционном процессе. 2. Итоговая презентация результатов проектной деятельности детей и родителей через выставки, презентацию мини-библиотеки книжек-самоделок, коллективно созданных альбомов, организацию открытого занятия «АБВГД-ейка». Конечным продуктом проекта будет являться: • Сформированная устойчивая мотивация детей к речевой самореализации. • Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе • Повышение профессиональной компетентности педагогов МАДОУ в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушениями . В заключение хотелось бы отметить, что использование проектной деятельности вполне возможно и даже необходимо в коррекционно-логопедическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков. Список использованной литературы: 1. Бабина Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе - журнал Логопед - № 5, 2005. 2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010 3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005 4. Киселева Л.С. проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Арти. М., 2005 5. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. -М. 2007. 6. Фадеева Ю.А., Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. М., 2012 |