Цель проекта: вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию репчатого лука на перо в комнатных условиях, узнать о его пользе, заинтересовать этапами проведения опыта.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Актуальность проекта: в нынешнем мире проблемы экологии стоят на одном из ведущих мест, и на данный момент главной задачей является воспитание экологически грамотного человека. В воспитании и обучении детей дошкольного возраста используется много приемов и методов для решения этой задачи, но наиболее перспективным является метод проектной деятельности. В проекте участвуют как дети, так и их родители. Для решения поставленной цели дети используют знания и навыки, приобретенные в различных видах деятельности, что естественно способствует всестороннему развитию самого ребенка, формирует навыки сотрудничества. Огромную роль в экологическом воспитании детей играет практическая, исследовательская деятельность. Городские дети не очень тесно общаются с природой. Они, конечно же, знают растения и животные, обитающие рядом с ними. Не все дети видят, как родители сажают лук, осенью убирают, используют в различных видах и с различной целью. Проект даст возможность детям задуматься: как растет лук, какие условия необходимы для его роста и чем же он полезен. Умение самим посадить репчатый лук, ухаживать за ним, вырастить лук зеленый, пронаблюдать, как и насколько быстро вырастет он в перо, при этом учесть, что посадка лука на перо может быть выполнена в самом различном виде, вселяет в них чувство гордости и победы. А самое важное – это хороший способ употреблять в пищу собственные экологически чистые продукты.
Цель проекта: вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию репчатого лука на перо в комнатных условиях, узнать о его пользе, заинтересовать этапами проведения опыта.
Задачи проекта:
Образовательные:
Расширять представления детей об условиях необходимых для роста и развития растения (земля, влага, тепло, свет);
Учить ребенка оформлять результаты наблюдений (календарь жизни культур);
Формировать у детей знания о росте и потребности растений;
Развивающие:
Дать элементарные понятия о природных витаминах;
Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию;
Воспитательные:
Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
Формировать желание наблюдать.
Участие родителей в реализации проекта.
Беседа с родителями.
Консультация и изготовление папки-передвижки для родителей.
Изготовление табличек-указателей с картинками растений (лука), изготовление колодца, травянчика.
Помощь родителей в приобретении посевного материала, емкостей для выращивания овощей, изготовление шапочек для игр.
Домашнее задание – просмотр и обсуждение мультфильма «Чиполлино», с детьми вырастить зеленый лук у себя дома на подоконнике, составить рассказ о том, как ухаживали за луком в домашних условиях, расширить представление у детей о применении зеленого лука в пищу.
Этапы работы над проектом:
ПОДГОТОВИТЕЛЛЬНЫЙ ЭТАП ПРОЕКТА.(Паспорт проектной работы)
Определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы, составление плана мероприятий по организации детской деятельности.
1-я неделя.
ОСНОВНОЙ ЭТАП. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА.
Проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы и т.д.).
2-я – 3-я недели.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Проводятся итоги работы, подготовка в пищу выращенного лука, подготавливается презентация. Изготовление пособия для развития дыхания «Лучок». Посадка многолетнего лука весной на огород.
4-я неделя.
План реализации проекта
№
п/п
Мероприятия
Цели
Сроки реализации
1 этап – подготовительный.
1.
Беседа с родителями на тему: «Лук – зеленый друг».
Обсудить цели и задачи проекта, сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта:
Консультация «Полезные свойства репчатого и зеленого лука». Изготовление папки-передвижки.
Просвещение родителей по данной теме.
1-янеделя.
3.
Подбор демонстрационного материала, природного материала, художественной литературы, приобретение необходимого оборудования.
Создать условия для реализации проекта «Лук – зеленый друг»: составление плана основного этапа, определение цели и задач проектной деятельности.
1-я неделя.
4.
Предложить детям совместно с родителями посадить лук дома.
Пронаблюдать и зарисовать в календаре наблюдений в условиях дома, как и насколько быстро вырастет он в перо, при этом учесть, что посадка лука на перо может быть выполнена в самом различном виде.
1-я неделя.
2 этап – основной.
5.
Чтение художественной литературы: Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться», Н. Никитина «Что растет в огороде»; чтение стихов, пословиц и отгадывание загадок о луке.
Углублять и расширять знания об овощных культурах.
2-3 недели.
6.
Рассматривание иллюстраций овощных культур (в том числе лука)
Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания о видах растений.
2-3 недели.
7.
Дидактические игры:
«Вершки – корешки».
Лото «Овощи, фрукты, ягоды».
Обучить классификации растений по ценности.
2-3 недели.
8.
Труд в уголке природы.
Учить детей правильно ухаживать за растениями, создать благоприятные условия (вода, свет, тепло).
2-3 недели.
9.
Опыты: «Луковка», «Лук и земля», «Свет и темнота», «Вкус и луковые слёзы», «Сидит дед во сто шуб одет», «Два брата лучок и чесночок».
Уточнить представления о луковице; учить находить «донце» с корнями и верхушку; определить вкус лука: горький, сладкий, солёный; сравнить, чем похожи и чем отличаются лук и чеснок: форма, вкус, цвет; выяснить сколько «шуб» одето на луковице.
2-3 недели.
10.
Совместная деятельность воспитателя с детьми по художественно-эстетическому развитию. Лепка: «Сажаем лук», аппликация: «Собираем урожай», рисование: «Лучок – желтый бочок».
Закреплять умения детей различать овощные культуры. Добиваться схожести с оригиналом.
2-3 недели.
11.
НОД по познавательному развитию «Сажаем лук».
Формировать основы исследовательской деятельности у младших дошкольников в процессе посадки лука.
2-3 недели.
12.
Беседа о том, как ухаживать за луком, используя календарь наблюдений, составленный дома.
Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии лука. Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и друг с другом.
2-3 недели.
13.
Оформление выставки рисунков, лепки, аппликации
Развитие детского художественного творчества, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
2-3 недели.
3 – этап заключительный.
14.
Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации «Лук-зелёный друг»
Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
4неделя.
15.
Употребление в пищу выращенного лука.
Празднование удачного завершения работы.
4 неделя.
16.
Оформление папки-передвижки «Лук – зеленый друг»
Просветительская работа с родителями в области экологии, информирование о проделанной работе.
4 неделя
17.
Изготовление пособия для развития дыхания «Лучок»
развивать у детей физиологическое дыхание.
4 неделя
18.
Посадка лука весной на огород
развивать у детей трудолюбие
Предполагаемый результат
Дети: получение новых знаний, проявление творческой активности в процессе выполнения продуктов деятельности; формирование познавательного интереса, наблюдательности, мыслительной деятельности; обогащение представлений детей о трудовых действиях, результатах труда.
Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
Родители: получают новые знания, расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания, чтение совместно с ребенком.
Продукт проектной деятельности.
Употребление в пищу выращенного лука.
Презентация проекта.
Презентация проекта «Лук – зеленый друг»
Изготовление пособия «Лучок»
Оформление папки-передвижки «Лук – зеленый друг
Представление проекта на межмуниципальных педагогических чтениях «Человек как предмет воспитания», посвящённых 150-летию выхода одноимённой книги К.Д.Ушинского.
ОСНОВНОЙ ЭТАП. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА.
Беседа с родителями на тему: «Лук – зеленый друг».
Консультация для родителей «Полезные свойства репчатого и зеленого лука». Изготовление папки-передвижки.
Чтение художественной литературы: Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться», Н. Никитина «Что растет в огороде».
Чтение стихов, пословиц и отгадывание загадок о луке.
Дидактические игры «Вершки – корешки», лото «Овощи, фрукты, ягоды»;
Опыты: «Луковка», «Лук и земля», «Свет и темнота», «Вкус и луковые слёзы», «Сидит дед во сто шуб одет», «Два брата лучок и чесночок».
Совместная деятельность воспитателя с детьми по художественно-эстетическому развитию. Лепка: «Сажаем лук», аппликация: «Собираем урожай», рисование: «Лучок – желтый бочок».
НОД по познавательному развитию «Сажаем лук».
Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Вывод: в результате проведенной работы дошкольники понимают и осознают, насколько ценен лук. Рассматривая с детьми, выполненные дома работы, сделали вывод, лук прорастает у каждого по - своему. Всё зависит от того как за ним ухаживать, поливать, он может расти в воде, может расти в земле, может расти один и целой семейкой, (но многое зависит и от качества земли в которую сажают лук).
По итогам работы было отмечено:
Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей.
Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к луку.
Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта «Лук – зеленый друг».
Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.
Заключение:
Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт практико-ориентированной деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали рост лука, отметили его роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние на здоровье человека.
Расширился кругозор и мыслительная деятельность детей. Сам процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания, осознания собственных умений.
Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходим лук.
Родители приняли активное участие в проекте «Лук – зеленый друг».