kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект "Малые жанры фольклора"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект  в средней группе "Малые жанры фольклора"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Малые жанры фольклора"»

МБОУ «Малоугренёвская СОШ» структурное подразделение Бийского района Алтайского края













Познавательно - исследовательский проект
«малые жанры фольклора»
средняя группа «дружные пчёлки»









Выполнила: Мотовилова Лариса Алексеевна

Воспитатель 1 категории















Цели и задачи:

Цель: создание условий для развития у детей интереса к малым жанрам фольклора

Задачи:

  • Знакомить детей с русским народным фольклором

  • Развивать интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным традициям

  • Использовать этот материал в учебной деятельности и в современных играх

Тип проекта: познавательно - исследовательский, среднесрочный (2 месяца).

Участники проекта: дети, педагог группы, родители.

Актуальность

Тема фольклора, актуальна в настоящее время, как культурная память народа, существовавшая и создававшаяся всегда. Произведения малых форм фольклора помогают воссоздать характерные черты народной речи. Фольклор – это словесное устное творчество. Малые жанры фольклорной прозы очень разнообразны: пословицы, поговорки, загадки, потешки, колыбельные. Фольклор помогает детям познать разнообразные явления жизни, красоту и житейскую мудрость русского народа.

Разработка проекта:

  • подбор материала, ориентированного на возраст 4 лет;

  • разработка познавательных видов деятельности (беседы, оформление детских работ, картины, рассматривание иллюстраций и книг)

  • планирование игровых и познавательных видов деятельности;

  • взаимодействие с семьей.

Основные направления реализации проекта:

  • социально – нравственное развитие;

  • развитие продуктивной деятельности;

  • познавательно – исследовательское развитие;

  • приобщение к художественной литературе.

1. Подготовительный.

 

 

 

 

2. Основной.

 

 

 

 

 

 

3. Заключительный.

Создание копилки.

Изучение и подбор материала по теме: «Малые жанры фольклора». Наблюдение и фотографирование.

Подбор загадок, сказок, потешек, колыбельных.

Дидактические игры по данной теме.

Обсуждение с родителями вопросов, связанных с реализацией проекта.

.

Выставка книг, где упоминались малые жанры фольклора.

Рассматривание иллюстраций с изображением героев потешек, колыбельных.

НОД «Малые жанры фольклора – потешки»

Разучивание потешек, колыбельных.

Отгадывание загадок по теме.

НОД Рисование по сказке «Рукавичка»

Создание кукольного театра «Наши любимые потешки»

Изготовление ЛЭПБУКА «Русский фольклор»

Викторина по загадкам «Любимые герои»

Участие во Всероссийском конкурсе «Презентация проекта»



Продуктивная деятельность.

Опираясь на программные задачи дети познакомились с потешками и пестушками.

Пестушка – короткий стихотворный напев нянюшек и матерей.

Потешка – элемент педагогики, песенка – приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка.

Разучивание потешек.

Водичка, водичка,

Умой моё личико

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щёчки краснели

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик,

Там мышка живёт,

Тебе хвостик отгрызёт.

Считалки – это небольшие, стихотворные тексты с чётким ритмом. Чаще всего считалкой выбирается ведущий в игре.

Знакомство со считалками:

На золотом крыльце сидели,

Царь, царевич, король, королевич,

Сапожник, портной,

Кто ты такой.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы решили поиграть.

Мы решили, мы гадали,

Да с кого же нам начать.

Дразнилки – это короткие насмешливые стишки, высмеивающие то или иное качество, а иногда и просто привязанные к имени.

Вредина – вредина!

До дырки проедина,

Кое – как одета,

Твоя песня спета!

Лиза – подлиза,

Кланяйся до низа!

Подлизывайся улыбайся,

И одна оставайся!

Загадка – это жанр народного творчества, один из древнейших жанров устной поэзии. С помощью загадки испытывали мудрость человека, находчивость, его знания.

Викторина «Отгадай загадку»

Цель: создание условий для знакомства детей с малыми жанрами фольклора, умением думать, мыслить.



НОД «Малые жанры фольклора»

Цель: воспитание интереса к устному народному творчеству через знакомство с малыми фольклорными жанрами.

Задачи:

1. Научить детей понимать содержание и значение пословиц, связывать их значение с содержанием короткого рассказа, инсценировки.

2. Научить произносить чистоговорки.

3. познакомить детей с загадками-сравнениями.

4. повторить знакомые считалки, помочь заучить текст народной игры «Селезень».

Материалкартинки к пословицам; листы бумаги, карандаши, зеркала, шапочки к игре, атрибуты к инсценировкам, буквы «А», «О», «И», «У» на карточках.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель (В.) приветствует детей, настраивает на работу.

2. Артикуляционная разминка «Путешествие язычка».

В.: Народ придумал скороговорки и чистоговорки, которые учат детей говорить правильно, чисто, внятно и четко.

Воспитатель показывает на презентации буквы «И», «У», «А», «О» и предлагает детям вспомнить чистоговорку:

И-и-и-и ты на небо посмотри,

У-у-у-у и увидим мы луну.

А-а-а-а рядом яркая звезда,

О-о-о-о как до неба далеко.

Дети проговаривают хором вместе.

Далее воспитатель проводит игру «Сломанный телевизор» (дети работают с зеркалом, произнося чистоговорку без звука).

Воспитатель произносит скороговорку «Чики – чики – чикалочка».

Дети повторяют ее сначала медленно, затем в ускоренном темпе, потом отстукивая ритм ложками.

3. Беседа воспитателя с детьми.

В.: Дети, вы знаете много сказок, которые сочинил народ, в сказках заключена народная мудрость. Они учат быть трудолюбивыми и добрыми, в сказках зло всегда наказывается. Народной мудрости нас учат также и пословицы. Пословицы – это меткое слово, это поучения, как надо поступать и как не надо. Сейчас мы посмотрим небольшие инсценировки и подберем к ним уже знакомые поговорки.

Дети показывают заранее подготовленные сценки для группы. После каждой сценки дети называют пословицу, которой соответствует содержание сценки.

1-ая сценка: «Поспешишь – людей насмешишь».

2-ая сценка: «Как аукнется, так и откликнется».

3-ая сценка: «Человек без друзей, как дерево без корней».

После того, как дети называют пословицу к сценке воспитатель обсуждает с детьми ее смысл.

Воспитатель рассказывает историю (на слайде картинки: бабушка, два мальчика, сломанный автобус, одноухий заяц, чистая машина):

«В скверике гуляла старушка. Рядом играли дети. Остановилась старушка, посмотрела на игрушки, потом на детей и сразу догадалась, что хозяин разбитого автобуса и зайца – вон тот неряха, а хозяин чистенькой машины – мальчик в синем свитере. «Эх, – вздохнула старушка, – какие сами такие и сани!»

В.: Почему так сказала старушка?

В.: Как вы догадалась, чьи были игрушки?

Воспитатель с детьми обсуждает смысл пословицы, которая является выводом к истории.

4. Физкультурная минутка.

В ладоши громко хлопните,

Ногой по полу топните,

Нагнитесь, распрямитесь,

Как струнки потянитесь,

Теперь доброжелательно

Друг другу улыбнитесь.

Должны вы сесть, глаза закрыть.

И обо всем на миг забыть.

5. Знакомство с загадками-сравнениями.

Воспитатель спрашивает у детей, чем отличается загадка от пословиц, сказок, скороговорок. И дети делают вывод, о том, что загадки надо отгадывать, так как в них предмет не называется и нужно самому догадаться о ком или о чем идет речь.

Воспитатель предлагает детям загадать знакомые загадки своим товарищам. Дети загадывают друг другу загадки

После воспитатель загадывает детям несколько загадок:

Зеленая, но не огурчик

Прыгает, но не кузнечик (лягушка)


Серый, но не мышка,

Страшный, но не медведь (волк)

Дети отгадывают загадки, воспитатель на слайде включает изображение-отгадку. После воспитатель объясняет, по каким признакам происходит сравнение в загадках:

– по цвету;

– по действию;

– по размеру.

6. Итог занятия

В.: Ребята, вы хорошо поработали на занятии, а сейчас предлагаю стать художниками и нарисовать любого животного и сочинить по рисунку загадку-сравнение.

Дети рисуют. По окончании работы – выставка рисунков, несколько ребят озвучивают свои загадки.

В.: Вы хорошо сегодня занимались, молодцы! Свои рисунки вы можете подарить папам и мамам!




НОД «Рисование по сказке «Рукавичка»»

Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие (рисование).

Цель: развитие художественно – творческих способностей детей.

Задачи:

Способствовать развитию умения детей рисовать, раскрывая тему литературного произведения, передавая характер и настроение героев. Вызвать интерес к иллюстрированию знакомых сказок доступными изобразительно-выразительными средствами. Познакомить с приемами передачи сюжета: выделять главное, изображая более крупно на переднем плане; передавать как смысловые, так и пропорциональные соотношения между объектами. Развивать композиционные умения. Вызвать стремление добиваться хорошего результата.

Предварительная работа:

- чтение украинской народной сказки «Рукавичка»;

- рассматривание иллюстраций к сказке «Рукавичка»;

- чтение и совместное рассказывание чистоговорки.

Оборудование: листы бумаги белого цвета, карандаши цветные; несколько красивых рукавичек для рассматривания узоров и элементов декора.

Методы и приемы: игровая мотивация, художественное слово, рассматривание иллюстраций, словесное объяснение и показ приемов работы, показ образца, самостоятельная деятельность детей, анализ работ.

Ход:

1.Организационный момент (мотивация детей).

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

Кто снежинками играет,

Как букетом белых роз?

Кто метелью управляет?

Добрый Дедушка ….(Мороз)

Воспитатель читает детям украинскую народную сказку «Рукавичка»:

Шел дед лесом, а за ним бежала собачка. Шел дед, шел, да и обронил рукавичку. Вот бежит мышка, влезла в эту рукавичку и говорит:

- Тут я буду жить.

А в это время лягушка - прыг-прыг! - спрашивает:

- Кто, кто в рукавичке живет?

- Мышка - поскребушка. А ты кто?

- А я лягушка - попрыгушка. Пусти и меня!

- Иди.

Вот их уже двое. Бежит зайчик. Подбежал к рукавичке, спрашивает:

- Кто, кто в рукавичке живет?

- Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка. А ты кто?

- А я зайчик - побегайчик. Пустите и меня!

- Иди.

Вот их уже трое. Бежит лисичка:

- Кто, кто в рукавичке живет?

- Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка да зайчик - побегайчик. А ты кто?

-А я лисичка-сестричка. Пустите и меня!

Вот их уже четверо сидит. Глядь, бежит волчок - и тоже к рукавичке, да и спрашивает:

- Кто, кто в рукавичке живет?

- Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка, зайчик - побегайчик да лисичка-сестричка. А ты кто?

- А я волчок - серый бочок. Пустите и меня!

- Ну иди!

Влез и этот. Уже стало их пятеро. Откуда ни возьмись, бредет кабан:

- Хро-хро-хро, кто в рукавичке живет?

- Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка, зайчик - побегайчик, лисичка-сестричка да волчок - серый бочок. А ты кто?

- А я кабан - клыкан. Пустите и меня!

Вот беда, всем в рукавичку охота.

- Тебе и не влезть!

- Как-нибудь влезу, пустите!

- Ну, что ж с тобой поделаешь, лезь!

Влез и этот. Уже их шестеро. И так им тесно, что не повернуться! А тут затрещали сучья: вылезает медведь и тоже к рукавичке подходит, ревет:

- Кто, кто в рукавичке живет?

- Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка, зайчик - побегайчик, лисичка-сестричка, волчок - серый бочок да кабан - клыкан. А ты кто?

- Гу-гу-гу, вас тут многовато! А я медведюшка - батюшка. Пустите и меня!

- Как же мы тебя пустим? Ведь и так тесно.

- Да как-нибудь!

- Ну уж иди, только с краешку!

Влез и этот. Семеро стало, да так тесно, что рукавичка того и гляди, разорвется.

А тем временем дед хватился - нету рукавички. Он тогда вернулся искать ее. А собачка вперед побежала. Бежала, бежала, смотрит - лежит рукавичка и пошевеливается. Собачка тогда:

- Гав-гав-гав!

Звери испугались, из рукавички вырвались - да врассыпную по лесу. А дед пришел и забрал рукавичку.

Обсуждение проблемной ситуации:

Остались звери без дома.

- Ребята, как вы думаете, сможем ли мы помочь им? Что нужно сделать?

Дети: Сделать новый домик для зверей.

Основная часть:

Кладем левую руку на бумагу, пальцы плотно прижаты, большой в сторону и обводим ладонь. Соединяем конец и начало линии. Чего не хватает рукавичке? (узоров)

Физкультминутка:

Разбежались по лужайке

Мишки, лисоньки и зайки      ходьба на месте.

 

Стали весело кружиться

Стали звери веселить.         кружаться.

 

Раз – прыжок, два – прыжок

Отдыхай и ты, дружок.           прыгают.

Оформление выставки детских работ.

Чтение чистоговорки Г. Лагздынь «Моя шуба»:

Моя шуба провинилась.

Так, так, так! Так, так, так!

Белым снегом запылилась!

Так, так, так! Так, так, так!

Я её поколочу!

Так, так, так! Так, так, так!

Моя шуба провинилась.

Так, так, так! Так, так, так!

Белым снегом запылилась!

Так, так, так! Так, так, так!

Я её поколочу!

Так, так, так! Так, так, так!

        Чистой щёткой по плечу!

        Так, так! Вот так!

Организационное окончание:

Что мы делали сегодня?

Вы сегодня хорошо справились с заданием, молодцы.



Создание кукольного театра «Наши любимые потешки из сказки»

Изготовление лэпбука «Русский фольклор»

Участие во всероссийском конкурсе «презентация проекта»

Итог проекта

Таким образом, малые фольклорные жанры характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи – это не может не отразиться на речи ребенка. Ведь правильно поставленная речь, является одним из залогов успешности человека в современном мире.

Через устное народной творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проект "Малые жанры фольклора"

Автор: Мотовилова Лариса Алексеевна

Дата: 25.01.2021

Номер свидетельства: 571297

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Проект "Образ кошки в устном народном творчестве" "
    ["seo_title"] => string(52) "proiekt-obraz-koshki-v-ustnom-narodnom-tvorchiestvie"
    ["file_id"] => string(6) "105665"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402901953"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Проект "Дружба народов""
    ["seo_title"] => string(24) "proekt_druzhba_narodov_1"
    ["file_id"] => string(6) "636879"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1695197673"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Урок - творческий проект  «Пословицы и поговорки в современном мире». "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-tvorchieskii-proiekt-poslovitsy-i-poghovorki-v-sovriemiennom-mirie"
    ["file_id"] => string(6) "134096"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416666245"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Проект на тему Роль малых фольклорных жанров в развитии речи детей младшего дошкольного возраста "
    ["seo_title"] => string(109) "proiekt-na-tiemu-rol-malykh-fol-klornykh-zhanrov-v-razvitii-riechi-dietiei-mladshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "176866"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424509599"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Учебный проект по английскому языку "Увлекательное путешествие в страну лимериков" "
    ["seo_title"] => string(93) "uchiebnyi-proiekt-po-anghliiskomu-iazyku-uvliekatiel-noie-putieshiestviie-v-stranu-limierikov"
    ["file_id"] => string(6) "235138"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1443615623"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства