Просмотр содержимого документа
«Проект "Моя малая и великая Родина"»
Актуальность проекта
Социально-политическая обстановка в современном мире, особенностью которой является сближение стран и народов, усиление их взаимодействия, глобализации мира в целом обуславливает изменение в образовании, которому предстоит решить сложную задачу подготовки детей к жизни в современном многонациональном мире. Очевидно, что многокультурное общество испытывает потребность в новом мировоззрении, направленном на интеграцию культур и народов с целью их дальнейшего сближения и духовного обогащения.
Умение жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей, т.е. толерантность не передается по наследству. В каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начнется формирование соответствующих качеств личности, тем большую устойчивость они приобретут.
Сегодня перед системой образования в России стоит очень важная задача воспитание «поликультурной личности», обучению детей новому отношению к совместной жизни в одном государстве представителей различных народов. «Национальная доктрина образования в РФ» провозглашает в числе основных целей образования: «Национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов», «Формирование культуры мира и межличностных отношений», « Развитие культуры межэтнических отношений». Образование, начиная с дошкольного, должно способствовать тому, что бы, с одной стороны, ребенок осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой привить ему уважение к другим культурам.
Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью, а детский сад - это поликультурный мир, где каждый ребенок, какой бы национальности он не был, является представителем своего мира, традиций, культуры. И задача педагогов – научить детей толерантно относится друг к другу, уважать традиции и культуру других народов, а также создать условия в дошкольных группах, которые позволят организовать плодотворную работу в этом направлении.
Цель проекта: создание новой модели взаимодействия ребенка с окружающим миром: формирование любви к своей родине и толерантного отношения к другим народам, их быту и культуре.
Задачи:
- Формирование у дошкольников адекватных способов общения с близкими, социальной компетентности, в единстве ее мотивационного, когнитивного и поведенческого компонентов, ориентировки в окружающем предметном мире, в представлениях о самом себе, о событиях собственной жизни и о своей деятельности, а также о явлениях общественной жизни.
- Расширение представлений детей о родном крае: достопримечательностей региона, в котором живут дети.
- Формирование представлений детей о родине – России: элементарные сведения об истории, традициях, обычаях, разнообразии народного искусства, художественных промыслах.
- Воспитание гражданских чувств дошкольника, гордость за свой народ и свою родину.
- Расширений представлений о странах мира и народах, населяющих нашу планету, знакомство с их традициями, обычаями и культурой
- Воспитание детей в духе мира, взаимопонимания с другими людьми, уважения к представителям других народов живущих на нашей планете.
Тип проекта: долгосрочный (1 год обучения)
Этапы реализации проекта:
1этап - Подготовительный
2этап - Основной
3этап – Заключительный
Подготовительный этап
1. Подбор методической и художественной литературы.
2. Информация для родителей «Участвуем в проекте «Мы и мир вокруг нас»»
3. Выявление национального состояния семей воспитанников группы, анкетирование.
4. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей, совместное планирование деятельности, тематическое планирование
5. Сбор необходимой информации.
6. Определение тематики бесед
7. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта
8. Разработка сценариев непосредственно образовательной деятельности и развлечений
Основной этап
- Открытые занятия в группе;
- Индивидуальные и групповые беседы;
- Просмотр видео и фото материалов;
- Чтение художественной литературы;
- Прослушивание музыкальных записей;
- Театрализованные, подвижные, дидактические игры разных народов мира;
- Продуктивная деятельность детей;
- Творческая мастерская;
-Праздники
Заключительный
-Подведение итогов
- Оформление выставки поделок и рисунков «Я хочу представить вам страну»
-Создание фоторепортажа по проекту
-Презентация альбомов: «Край наш Орловский», «Страны мира», «Достопримечательности стран мира», «Народные игры стран мира»
- Итоговое занятие «На празднике мира» с творческим представлением национальных костюмов
- Организация выставки поделок и рисунков «Я хочу представить вам страну»
Принципы реализации проекта
- Принцип оптимальности предполагает тщательный отбор минимально адаптированного для дошкольников дидактического материала о культурном наследии, общечеловеческих и национальных ценностях.
- Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, проецирует установку на разумное усвоение.
- Принцип рационально сочетания разных видов деятельности, адекватных возрасту, индивидуальных особенностям ребенка, обеспечивающих развивающий характер обучения.
- Принцип вариативности предполагает возможность различных подходов к отбору содержания и технологий обучения, содействующих реализации целей формирования основ поликультурной личности посредствам народной педагогики, а также использование многообразия форм и методов работы
Ожидаемый результат
- Формирование позитивного отношения к себе, сверстникам, взрослым, миру.
- Создание системы знаний совместной деятельности «Ребенок-воспитатель», «Ребенок – родитель».
- Наличие первоначальных представлений об образе жизни людей, населяющих нашу планету, их обычаях и традициях, различных мировых культурах.
- Развитие самостоятельности, творческой активности, любознательности.
- Становление устойчивого интереса к различным источникам информации.
- Оснащение предметно-развивающей среды
Организация работы:
На первом этапе дети овладевают представлениями о себе и своем окружении. Учатся принимать себя как личность, как члена семьи, ориентироваться в социальных отношениях в микросреде и конструктивно взаимодействовать другими людьми. Знакомятся с особенностями традициями и обычаями своей страны и своей малой родины. Организуется образовательная и совместная деятельность с детьми в виде занятий, бесед-рассуждений, дидактических игр и упражнений, которая направлена на формирование представлений о собственной национальности и культуре своего народа, а также уважительного отношение к культуре другого человека.
Этот этап включает в себя 4 блока:
- «Я и мой мир»
- «Моя родина Россия»
- «Моя малая родина»
- «Россия - страна чудес»
Второй этап направлен на расширение представлений и знаний детей о странах мира, культуре и быте других народов. На данном этапе, кроме совместной деятельности детей с воспитателем, организуется работа родителей и детей в виде исследовательского проекта по странам, которые, они выбирают самостоятельно. Дети представляют свои страны в виде мини-сообщений, которые готовят дома совместно с родителями в течение недели. Это формирует у дошкольников умение обобщать и передавать информацию, последовательно, кратко и доступно рассказывать своим сверстникам об увиденном и услышанном.
Темы мини-сообщений:
- «Я хочу представить вам страну»:
- особенности и описание страны,
-символика,
-животный и растительный мир;
-«Достопримечательности страны»;
- «Традиции и обычаи страны»
- «Праздники и особенности их празднования».
Игровые приемы и ситуации, используемые во время проекта:
- «Съемки передачи» «Вокруг света»;
- «Книга ярких впечатлений»;
- «Путешествие воздушного шарика»;
- «Мы волшебники»;
- «Экскурсия-прогулка»
Обеспечение проекта:
Методическое обеспечение:
- Детская художественная и методическая литература;
Цель: формировать у детей представления о том, что такое семья
Задачи:
- Воспитывать уважение и интерес к членам своей семьи;
- Пополнить знания детей о семье, ее традициях и обычаях;
- Воспитывать бережное, уважительное отношение к своим .
2. «В поисках настроений»
Цель: расширение, обогащение и актуализация опыта и представления детей об эмоциях, чувствах и способах общения друг с другом; преодоление эмоциональной дистанции в детско-родительских отношениях.
Задачи:
- Расширить представления детей об эмоциях и чувствах, способах их выражения и причинах их возникновения;
- Воспитывать бережное отношение к чувствам и настроениям другого человека;
- Развитие бережного, внимательного отношения к другому человеку, которое проявляется в речи и деятельности
3. «В мире доброты»»
Цель: углублять представления детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.
Задачи:
- Способствовать пониманию детей таких понятий как уважение к себе, уважение к другим людям, уважение к миру природы;
-Формировать потребность в общении друг с другом;
-Воспитывать умение выслушивать своего товарища, искренне высказывать свое мнение, доброжелательность;
-Развивать коммуникативные навыки и диалогическую речь
4. «Мы все такие разные»
Цель: Познакомить детей с понятием «Уникальность»
Задачи:
-Воспитывать толерантное отношение к другим людям, способствовать развитию доброжелательности, понимания, взаимопомощи;
-Учить детей правильно воспринимать и понимать друг друга;
-Формировать навыки социального поведения и общения;
-Развивать связную и диалогическую речь.
-Беседа «Моя семья» с рассматриванием фотоальбомов;
-Дидактическая игра «Назови ласково»;
-Интервью «Настроение моей семьи»;
Продуктивная деятельность:
-Рисование «Портрет моей семьи»;
-Беседа «Чему удивляются родители?
-Дидактическая игра
«Наши настроения»;
-Упражнение «Зеркало настроений»;
Продуктивная деятельность:
-Рисование: «Каким я себя вижу, когда я радуюсь»;
-Создание коврика настроений из цветной бумаги «Как прошел мой день»;
-Беседы: « Я и мой друг»,
«О том, как дружба в беде помогает»
- Чтение стихотворений и пословиц о доброте;
-Беседа «Что такое доброта?»;
-Чтение рассказов А. Ветриной: «Рассказ о добром слове»,
«Рассказ о добром человеке»;
-Дидактические игры «Кто больше назовет красивых слов»; «Хорошо – плохо», «Пирамида добра»;
-Чтение стихотворений Е. Благининой, Н.С. Сердюкова, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева;
- Чтение рассказов М.М. Пришвина «Лисичкин хлеб», «Золотой луг»,
«Осинкам холодно»,
«Рябинкам краснеет»;
Дидактическая игра «Художественный салон»;
Продуктивная деятельность :
-Рисование «Палехская миниатюра»;
-Просмотр фильма «Народные промыслы России»;
-Чтение сказки П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка»
-Дидактическое упражнение «Составь узор»
-Рассматривание альбома «Край родной, навек любимый»;
-Рассматривание альбома «Нижний Новгород», работа с лэпбуком «город Бор»
-Рассматривание альбомов с элементами росписей народных мастеров;
- Работа с раскрасками «Народные художественные промыслы России»
-Подбор открыток и фотографий для оформления альбомов: «Город Бор»; «Край родной-земля Нижегородская»
- Поиск информации и совместное составление рассказов с детьми по темам : «Улица на которой я живу», «Достопримечательности нашего города», «Великие люди нашего края»
- Мастер-класс для родителей «Народная кукла своими руками»»;
- Изготовление поделок к выставке «Народные промыслы нашей страны»
Экскурсия в город Семенов и Городец
4 блок «Россия - страна чудес»
Декабрь
Виртуальная экскурсия «Путешествие по Золотому кольцу России»
Цель: познакомить детей с городами Золотого кольца России
Задачи:
- Познакомить детей с понятием «Золотое кольцо России»;
- Расширять знания детей о знаменитых городах нашей страны, их достопримечательностях и культурных ценностях;
- Развивать познавательный интерес детей,
-Воспитывать чувство гордости за свою Родину
- «В гости к бабушке Матрене»
Цель: познакомить детей особенностями и традициями национальной кухни России
Задачи:
- Расширять знания детей о традиционных блюдах;
-Формировать у детей чувство любви к своей родине;
-Создание эмоционально-положительного климата в группе
4. - «Как встречают Новый год в России»
Цель: расширить знания детей о традициях празднования Нового Года в России
Задачи:
- Познакомить детей с историей празднования Нового года в России;
-Формировать познавательный опыт детей;
-Развивать творческое воображение и фантазию;
-Воспитывать желание создавать и поддерживать народные традиции своей страны.
-Беседа «Что ты знаешь о Золотом кольце России»;
-Дидактическая игра «Узнай по описанию»;
-Дидактические упражнения:
«Найди такую же матрешку», «Что кому?»
- Чаепитие в группе с дегустацией национальных блюд;
Продуктивная деятельность :
-Лепка пельменей и баранок из соленого теста
-Беседа «С Новым годом, со всем родом!»;
-Просмотр кинофильма «Родина Деда Мороза»;
-Изготовление новогодних игрушек из соленого теста «Снегири», «Дед Мороз»;
-Праздник с участием родителей «Русские посиделки»
-Рассматривание иллюстраций к книге «Национальная кухня России»
-Рассматривание иллюстраций к книгам Е.В. Ракитиной: «Приключение новогодних игрушек», «Страна новогодних игрушек» а также иллюстраций и фотоматериалов о зиме.
- Познакомить с картой мира и условными обозначениями на ней;
-Познакомить с некоторыми народами Земли;
-Учить называть жителей разных стран;
-Воспитывать у детей интерес и уважение к другим народам мира.
2.- «Волшебное туристическое агентство»
Задачи:
-Познакомить детей с достопримечательностями разных стран мира;
-Развивать познавательный интерес детей:
-Формировать умение собирать и обобщать информацию
-Беседы:
«В мире жить, со всеми дружить», «Мы все такие разные», «Какие страны ты знаешь?», «Какие достопримечательности стран мира ты знаешь?», «Мы такие разные - но мы вместе», «Если бы я попал в другую страну».
-Просмотр презентаций: «Такие разные страны»;
«Чудеса света», «Танцы народов мира», «Национальные костюмы народов мира», «Необычные приветствия», «Загадочные места на планете»
-Дидактические игры: «Узнай по описанию»,
«Кто больше назовет?»,
«Закончи фразу»,
«Кто больше?»,
«Загадай-ка!».
Дидактические упражнения:
-«Дополни предложение»,
-«Измени по образцу»,
«Закончи предложения»,
«Из чего сделано»
-Продуктивная деятельность:
Рисование - «Мы такие разные», «Страна доброты», «Жилища разных народов мира»,
«Индийский орнамент», «Китайский чайник», «Греческая ваза», «Венеция», «Необычные места на планете».