Просмотр содержимого документа
«Проект "Моя малая Родина"»
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
детский сад № 3 «Дюймовочка»
Проект
по патриотическому воспитанию
в старшей группе
«Моя малая Родина»
Подготовила:
воспитатель Е.В. Голумбевская
Екатеринославка, 2019 г.
Актуальность проекта.
Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая всё большее общественное значение, становится задачей государственной важности. В настоящее время государство ставит в числе наиболее важных задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию; уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию и не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накоплений знаний представлений об окружающем, это и любовь к местам, где родился, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности со всем окружающим миром и желание сохранять и приумножать богатства малой Родины. Чувство любви к родному дому, краю, природе - одно из слагаемых патриотизма. Нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально. Родители имеют недостаточно знаний о своем крае, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной
информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине. Важно пробудить интерес к истории своей семьи, родного города. Следует начинать с более близкого детям понятия – «малой Родины», оно понятно и доступно их пониманию, ведь у детей уже сформированы чувства к близким (к своей семье). В привитии любви к Родине важно соблюдать последовательность: от близкого - к далёкому, от малого - к великому (мой дом - моя улица - мой город - моя страна - моя планета) .
Цель программы:
Формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств к своему селу, к природе на основе исторических и природных особенностей родного края.
Задачи программы:
1. Формировать у дошкольников нравственные качества личности через ознакомление с родным селом.
2. Воспитывать любовь и уважение к своему народу, его обычаям, традициям.
Вид проекта: нравственно-патриотический
Срок реализации сентябрь - май
Участники: дети, педагоги, родители.
Основные направления работы
Моя семья:
- моя семья, какой я её вижу?
- Как я интересуюсь жизнью своих родственников?
- Знаю ли я своих родственников?
- Рассматривание фотографий – внешнее сходство и различия между братьями и сёстрами;
- Профессия моих родителей;
- Выходной день в нашей семье;
Моё село.
- название отдельных улиц – отражение истории села;
- исторические памятники;
- национальности, населяющие село;
- рассматривание разных по назначению зданий;
- места отдыха, экология села;
- виды транспорта в селе;
Ожидаемый результат:
В процессе реализации программы по нравственно -патриотическому воспитанию у дошкольников к моменту выпуска из ДОУ будут сформированы следующие качества личности:
● Чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;
● духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;
● способность к саморазвитию.
У детей будут присутствовать знания об истории возникновения села, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края. Возникнет стойкий интерес к прошлому, настоящему и будущему родного села, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.
Дети должны знать:
5–6 лет.
● Знать свой домашний адрес, название села.
● Иметь представление о символике села.
● Знать название близлежащих улиц.
● Иметь представление о жизни и быте народа населивших село.
● Узнавать на фотографиях достопримечательности села, уметь рассказывать о них.
● Знать профессии своих родителей.
● Знать правила поведения в природе.
● Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
● Различать некоторые рода войск.
Законодательно-нормативное обеспечение программы
● Закон РФ «Об образовании».
● Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
● Устав МДОБУ «Детский сад № 3 с. Екатеринославка «Дюймовочка»
● Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении и программы, реализуемые в детском саду: «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.)
Материально-техническое сопровождение
● Дидактические и наглядные пособия;
● ИКТ;
● методическая литература;
● Репродукции картин;
● картинки с различными видами войск и Защитников Отечества, фотоальбомы «Моё село»;
● «Моя семья»;
● художественная литература;
● грамзаписи и аудиозаписи с песнями военных лет;
● карты, атлас Амурской области;
● символика Амурской области и Октябрьского района.
Проект включает в себя несколько этапов:
Этапы работы над проектом:
I этап «Подготовительный»
II этап «Основной»
III этап «Заключительный»
Планируемые результаты и продукты проекта:
1.Дети могут знать и называть место проживания: село, область, некоторые предприятия родного села и их значимость; символику села, достопримечательности; флору и фауну села.
2. Дети могут называть свой домашний адрес, адрес детского сада; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду, с удовольствием идти в детский сад.
3. Дети могут знать и называть место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; проявлять внимание и уважение к ветеранам, пожилым людям, оказывать посильную помощь.
Результат деятельности детей: выставка рисунков, поделок, посвящённых Дню Победы в Великой Отечественной Войне, праздник, посвящённый этой дате.
Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.
*Принцип дифференциации.
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
*Принцип интегративности.
Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной библиотекой.
Результативность работы по нравствено-патриотическому воспитанию определяется по следующим критериям:
1. Определение характера отношения дошкольников к малой Родине.
2. Формирование патриотического сознания личности.
Этапы внедрения программы
● Сбор информации.
● Разработка и внедрение программы.
● Реализация плана выполнения программного материала.
● Мониторинг
Перспективный план «Моя малая Родина» старшая группа
месяц
I неделя
II неделя
III неделя
IV неделя
Сентябрь
Рассказ воспитателя «О тружениках села
Беседа с детьми о летнем отдыхе – страна большая, наш край, город ее часть.
«Край, в котором мы живем» (географическое расположение, климатические особенности).
Экскурсия к памятнику героям ВОВ
Октябрь
Мир природы «Хвойные и лиственные деревья»
Сюжетно-ролевая игра «МЧС».
Рассказ воспитателя «О символике родного края».
Рассматривание карты России, карты Амурской области
Ноябрь
Беседа «Чем славится Октябрьский район»
Экскурсия к строительству нового дома.
«Поиграем в экономику» (что из чего сделано?)
Выставка рисунков «Мама лучшая на свете» посвященная Дню матери.
Декабрь
«Панорама добрых дел».
Экскурсия в краеведческий музей.
Природохраняемая акция «Не рубите елочку».
Создание группового альбома «Все профессии важны, все профессии нужны» (профессии округа).
Январь
Чтение рассказа «Кто хозяин?» (В.Осеева)
Изготовление с детьми и родителями герба с. Екатеринославка
История возникновения
Екатеринославки
Проект (д/и) «Вкусная и полезная пища».
Февраль
Защитники земли Русской (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович).
Природный мир «Природа и человек».
Акция «Подарки для Защитников Отечества».
Праздник День Защитника Отечества.
Март
Праздник, посвященный международному женскому дню 8 Марта
Целевая прогулка по близлежащим улицам с. Екатеринославки Природоохраняемая акция «Берегите птиц».
Изготовление альбома фотографий «Достопримечательности села».
Экскурсия в Центральную районную библиотеку «Встреча с знаменитыми людьми
Апрель
Беседа с детьми «Люди каких национальностей населяют наш город».
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по Екатеринославке».
«Кем работают наши родители».
Экскурсия к памятнику погибшим от пожара корейских школьников
Май
Тематический праздник «День Победы». Встреча с героями ВОВ
«Вкусная и полезная пища».
Беседа «Национальная одежда коренных народов».
Викторина «Знаешь ли ты свой город?»
Взаимодействие с родителями по патриотическому воспитанию детей
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьями воспитанников.
Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.
Формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей
Работа по патриотическому воспитанию проводится с применением разнообразных форм и методов.
1.Познавательные занятия
● НОД , посвященная изучению государственных символов.
● НОД о происхождении города, географическом расположении, климате и т.д.
2. Традиции
● Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами русского народа укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к русскому народу. Для этого проводятся:
● Обрядовые праздники: «Рождественские колядки», «Масленица», «Посиделки»; они объединяют всех участников, вызывают радостные волнения, эмоциональный подъем, дают возможность полнее проявить свою фантазию, изобретательность, творчество;
● Экскурсии в краеведческий музей;
● Тематические досуги «Мой край задумчивый и нежный», «Моя семья», «Мой папа», «Зарница».
3. Природа и экология
Одно из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Постепенно у детей формируются представления о родном городе, природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней.
4. Героическое прошлое
Важно донести до детей мысль: спустя много лет люди помнят о событиях грозных лет войны, чтя память погибших, окружат вниманием и любовью людей, защищавших нашу Родину.
Это такие мероприятия как:
1. Ежегодный месячник патриотического воспитания, во время которого организуются:
● Конкурс плакатов и рисунков «Защитники Отечества».
● Занятия «Дети – герои», «Герои войны – наши земляки».
● «Занятия мужества», на которых дети обращаются к славным подвигам российского солдата, проявившего беспримерное мужество в суровое для страны время.
2. «Неделя памяти» включающая:
● оформление поздравительных открыток и подарков для ветеранов войны.
● Занятия, беседы.
● Утренник «День Победы» с приглашением ветеранов войны.
Взаимодействие с родителями
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. С их участием проводятся:
● Выставки рисунков, поделок: «Моя мама лучше всех», «Моя семья» и др.
● Оформление групповых комнат.
● Благоустройство ДОУ.
● Труд бытовой в природе.
● Утренники, праздники, экскурсии, соревнования.
● Природоохраняемые акции «Посади цветок», «Изготовление кормушки» и др.
Используемая литература:
1. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.
2. Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6
3. Игушенцева А. Музей боевой славы // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.11-13.
4. Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2
5. Казакова Н.В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12
6. Пряхина С.А. Мне посчастливилось родиться на Руси // Воспитатель ДОУ 2008 №8