В данном проекте речь идет о значении истории родного города и его влиянии на этнокультурное и патриотическое воспитание дошкольников.Инновационность разработанного материала заключается в том, что дошкольников знакомят с родным городом на условиях активного взаимодействия с окружающим миром, эмоционально-практическим путем, т.е. через игру,предметную деятельность, общение, труд, обучение,разные виды деятельности, свойственные старшему дошкольному возрасту.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект "Моя малая Родина - город Рудный"»
ТОО «ТДТ 2018»
Проект
«Моя малая Родина – город Рудный»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Составила: методист Киселева В.В.
2019год
«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил иузнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой ее ты в детствеувидал»
К.М.Симонов.
Введение.
Дошкольный возраст яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья. В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое.
Известно, если маленький ребенок не знает своей истории, не видит красоты родного края, не слышит положительной информации о своей стране, у него не сформируется ценностное отношение к Родине, он не сможет полюбить, а значит, в дальнейшем не будет способен отстаивать её интересы, защищать. Круг социальных, нравственных, духовных ценностей нельзя навязывать ребенку. Их смысл и значение определяется, вырабатывается собственными его усилиями, в процессе непосредственного знакомства и приобщения к той среде, в которой он живет.
Актуальность темы проекта:
Мы горим желанием воспитать у ребёнка любовь к Родине, а оказываемся не в состоянии воспитать у него любовь к самому близкому—к родному дому и детскому саду. Но ведь это основа основ этнокультурного,духовно- нравственного и патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом –гражданином Казахстана, и только потом—жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далёкому. Актуальность рассматриваемой темы я связываю в первую очередь с тем, что в настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов дошкольных организаций и школ воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его влияние на этнокультурное и патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Почему я выбрала метод проектной деятельности?
Потому как процесс приобщения дошкольников к краеведению достаточно сложен, требует продуманного отбора содержания знаний, проектирования педагогического процесса на основе личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей. А метод проектов, как показывает опыт, является наиболее эффективным в формировании системного подхода к развитию у детей старшего дошкольного возраста любви к родному краю.
Это один из перспективных методов, способствующих решению задач этнокультурного и гражданско -патриотического воспитания дошкольников. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, к доступным ребёнку явлениям общественной жизни, формирует навыки сотрудничества, воспитывает любовь, уважение к родному краю и чувство гордости за него.
Метод проектирование деятельности дошкольников позволяет совершенствовать навыки целепологания и проблематизации, что несомненно способствует вхождению ребенка в окружающий мир. Этнос имеет огромное значение на способность ребенка благоприятно социализироваться. Педагогами ДО были проведены диагностические мероприятия, которые выявили недостаточность знаний старших дошкольников о знаменитых людях нашего города, о достопримечательностях и памятниках, об истории возникновения г. Рудного и т.д..
Почему старший дошкольный возраст?
Старшие дошкольники обладают определенным количеством знаний, а их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к проблемам происшедшим и происходящим в большом взрослом мире. У старших дошкольников появляется стремление больше узнать о своем родном крае, о его историческом прошлом.
Методическая ценность:
Данный проект поможет детям и родителям познать свою национальную культуру, активизировать свою гражданскую позицию, понять и принять этнокультурные различия, убедиться, что этнокультурное многообразие –это позитивное, прогрессивное явление, и затем выстраивать положительное взаимодействие с другими людьми, а педагогам -повысить профессиональный уровень в области формирования у детей этнокультурной и гражданско-патриотической компетенции.
Проблема:
1.Интерес детей к своему месту жительства вполне понятен и естественен, но сведения, черпаемые малышами из окружающего мира довольно скудны и разрозненны. «Дерево без корней гибнет»- так гласит народная мудрость. Поэтому процесс ознакомления с родным городом и краем должен быть разнообразен и регулярен, без больших пауз между мероприятиями и занятиями.
2. Отсутствие у детей навыков самостоятельного поиска информации по интересующей теме; слабое умение представить окружающим полученные знания; не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
3. Большинство родителей считают, что нравственно-патриотическим воспитанием должны заниматься дошкольные организации и школы, а о поликультурном развитии ребенка многие вообще не имеют понятия. Поэтому в семье этим вопросам уделяется минимум внимания.
Гипотеза:
Если использовать методы и формы проекта в своей работе мы заинтересуем детей и их родителей к дальнейшему развитию интереса к истории своего края, то можно считать, что цель проекта будет выполнена.
Цель проекта:
Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан Казахстана, патриотов своего Отечества.
Задачи проекта: - Формирование у ребенка чувства любви и привязанности к своему дому, детскому саду, своим близким, родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
- Развитие познавательного интереса старших дошкольников к истории и культуре своего этноса. - Воспитание гордости за свой город, родной край. - Активизация творческого потенциала родителей, активное их вовлечение в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и дошкольной организации.
- Пополнение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста. - Обеспечение благоприятного, эмоционально насыщенного положительного климата в группе и во взаимоотношениях между семьей и сотрудниками дошкольного учреждения. - Развитие у детей эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости и творческих способностей. - Обогащение игрового опыта старших дошкольников средствами национальных подвижных игр. - Создание наиболее благоприятного климата в детском коллективе, установить тесный контакт и взаимодействие между детьми, родителями, педагогами, между семьёй и детским садом. - Формирование системы краеведческих знаний: об истории возникновения нашего города, о достопримечательностях, предприятиях, знаменитых и творческих людях, флоре и фауне нашего края. традициях нашего города.
- Воспитание гуманного, экологически целесообразного отношения к природе; любви к родному краю, желания видеть его красивым, экологически чистым.
Методы проекта:
игровые: дидактические игры, словесные, подвижные игры, сюжетно-ролевые;
словесные: беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, рассказывание, развлечения, чтение и рассказывание стихов, считалок, сказок, загадок;
практические: создание развивающей среды, обеспечивающей развитие интереса и любознательности, экскурсии и наблюдения, расширяющие кругозор ребенка, игровая и учебная деятельность;
наглядные: организация выставок, сбор фотоматериалов, рассматривание иллюстраций, картинок.
Участники проекта: воспитатели групп, дети 5 -6 лет, родители воспитанников, специалисты.
Ожидаемые результаты:
Пробуждение интереса к истории и культуре своего города, любви к родному краю.
Формирование чувства национального достоинства, ответственности.
Расширение кругозора детей через экскурсии в Краеведческий музей, к памятникам, посещение общественно-значимых учреждений нашего города, общение с интересными людьми.
Творческое самовыражение воспитанников и их родителей в процессе подготовки и проведения проектной деятельности.
Пополнение развивающей среды групп по теме проекта.
Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по ознакомлению с историческими ценностями нашей культуры, традициями, достопримечательностями, памятниками.
По итогам проведения проекта планируется, что дети:
- Могут знать и называть место проживания: страну, область, город, некоторые предприятия родного города и их значимость; - Могут называть свой домашний адрес, адрес детского сада, испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду, с удовольствием идти в детский сад; - Могут знать и называть место работы родителей, значимость их труда, испытывать гордость и уважение к труду взрослых, проявлять внимание и уважение ветеранам и пожилым людям, оказывать посильную помощь. - Умеют ориентироваться в городе, знают достопримечательности родного города, умеют любоваться и беречь красоту природы родного города (сформирована система представлений о родном городе);
- С помощью взрослого выбирают необходимые способы работы в соответствие с поставленными задачами;
- Используют полученные знания и умения во всех видах деятельности;
- Умеют выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
Реализация проектной деятельности
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине». (В.А. Сухомлинский)
Понятие «Родина» более чем абстрактно для детей. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Любить Родину - значит знать её. Для того чтобы ребёнок проявлял интерес к стране, её истории, нужно, чтобы малая Родина – ближайшее окружение стало объектом его познания. Важно пробудить интерес к истории своей семьи, детского сада, родного села. Следует начинать с более близкого детям понятия – «малой Родины», оно понятно и доступно их пониманию, ведь у детей уже сформированы чувства к близким (к своей семье). В привитии любви к Родине важно соблюдать последовательность: от близкого - к далёкому, от малого - к великому (мой дом - моя улица - моё село - моя страна - моя планета) . Поставив перед собой эту задачу, мы столкнулись с серьёзной проблемой-недостатком материала для проведения систематической работы. Мы решали её с педагогическим коллективом комплексно: для педагогов была поставлена общая цель - наработать и систематизировать материал, доступный для усвоения детьми дошкольного возраста. На начальном этапе работы над темой мы столкнулись со следующими проблемами: - мало методических пособий, особенно по ознакомлению с конкретно нашим краем; -отсутствие пособий по приобщению к нашей малой Родине; -отсутствие наглядной информации (фотографий, иллюстраций, отсутствие дидактических игр, систематизированного художественного слова). Мы должны продумывать, о чём рассказывать детям, особо выделяя характерные особенности нашей местности, доступно показать связь родного города со всей страной. Реализуя данное направления, формируя этнические и патриотические чувства детей, наш коллектив убеждён, что следует сделать акцент в первую очередь на воспитание любви к родному дому, к природе, и культуре малой Родины, познакомить с её историей и достопримечательностями. Мы хотим, чтобы наши дети гордились своей малой Родиной. Воспитывая у детей любовь к малой Родине, самое главное - необходимо подвести к пониманию, что наш город – частица большой Родины - Казахстана.
Важно показать уникальность нашего города, помочь увидеть его неповторимость и красоту. Что здесь в Рудном, как и в других городах страны трудятся люди - это их близкие и родные, они живут дружно, берегут и охраняют природу и т. п. Следует понимать, что мир ребёнка отличается от мировоззрений взрослого человека. Мир ребёнка, в первую очередь - это его дом, семья, улица, ближайшая территория: двор, игровая площадка, лес, река - всё-то, что окружает его и самым непосредственным образом влияет на его жизнь. Работа будет более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители выступают не только как помощники детского сада, но и как участники формирования личности ребёнка. Мы педагоги, и, конечно же, родители должны помочь ребёнку научиться видеть и понимать красоту и величие родных мест (родного края, его малой Родины – это даёт возможность ощутить причастность к большому и прекрасному миру, Родине- Казахстану.
Этапы работы над проектом:
1-ый этап - подготовительный (аналитический):
1.Анкетирование детей и родителей по теме проекта.
2. Определение целей и задач проекта.
3.Составление плана работы по этапам.
4. Подготовка необходимых атрибутов для проекта.
5. Подбор наглядно-иллюстративного материала.
6.Изучение методической литературы по теме проекта.
7. Подбор художественной литературы, музыкального материала.
8. Создание предметно-развивающей среды.
2-ой этап - основной (практический)
Сентябрь
Цель:
Формировать представление о родном городе, своем крае; воспитывать гордость за то, что ты житель своего родного города, желание помогать взрослым в благоустройстве города.
Целевая прогулка по близлежащей улице. Вспомнить (сообщить) название улицы, на которой находится детский сад.
Беседы: «О домашних адресах», «По дороге в детский сад», о профессиях (где и кем работают родители). Беседа о том, что полезного сделали люди. Напомнить, что все сделано руками человека и все надо беречь.
Заучивание с отдельными детьми домашних адресов.
Дидактические игры: «Где я живу?», «Где ты живешь?», «Кто где работает?», «Где живут люди?», словесная игра «Я начну, а ты продолжи» ( о правильном поведении в городе), «Скажи со словом «городской».
Разучивание пальчиковых игр «Саусақ санамақ», «Кел санайық, санамақ»
Казахские народные игры (на свежем воздухе) «Ястребы и ласточки», «Тумалак-Агаш»
Сюжетно-ролевые игры: «Детский сад», «Семья»
Чтение художественной литературы о детском саде Э.Успенский «Чебурашка смотрит телевизор», В. Сутеев «У всех праздник», на казахском языке «Балабақша», «Балабақша жыры»и т.д.(см. Приложение)
Слушание детских казахских песен ( см. диск- приложение)
Конструирование из строительного материала «Мой любимый детский сад»
Знакомство с элементами казахского орнамента «Откізбе», «Қазмойын», «Оркеш», «Солақ»
ОУД «Мой детский сад»
Презентация «Мой детский сад»
Советы родителям: «Расскажите о своей профессии», консультация «Знакомим детей с родным городом».
Подбирать материал к созданию альбома и лэпбуку «Моя малая Родина – город Рудный»
Октябрь
Цель:
Формировать представления детей о городе, в котором они живут, уточнить знания о своей улице, воспитывать любовь к своему городу.
Целевая прогулка по близлежащим улицам: в городе много улиц, у каждой улицы свое название, много домов, у домов свои номера. Обратить внимание на работу дворника, на чистоту территории детского сада.
Беседы: «Кто заботится о нас в детском саду», «О названиях улиц», «Мой город – Рудный», как называют жителей нашего города, что делают его жители, чтобы родной город был красивее, что могут сделать дети, беседа о посильной трудовой деятельности в условиях семьи и детского сада, «Какие ты знаешь города Казахстана»
Дидактические игры: «Путешествие по улице Ленина», «Вот моя улица, вот мой дом», «Кто что делает?», «Где чей дом?». «Какие бывают дома»
Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие по городу», «Машины на нашей улице»
Казахские детские игры «Ак суек», «Орамал»
Чтение стихотворений о родном городе (см. лэпбук), чтение стихотворений о семье на казахском языке («Ата-ана асқар тау алдымдагы», «Отбасым менің –бақытым») (см. Приложение)
Слушание казахских народных мелодий
Разучивание пальчиковых гимнастик о семье «Бір үйде біз нешеуміз?», «Бір алманы беремін атаңа» (см. Приложение)
ОУД «Моя семья»
Рисование «Улицы родного города»
Знакомство с элементами казахского орнамента «Солақ теру», «Таңдай», «Өрмекші», «Иттабай»
Презентация «Мой город – Рудный»
Познакомить детей с картами города Рудный, Костанайской области, Казахстана.
Субботник совместно с детьми и родителями про благоустройству территории ДО «Сделаем наш уголок краше».
Продолжать собирать материал по созданию альбома.
Советы родителям: по дороге домой отметить название улиц, какие предприятия расположены, какие магазины. Предложить родителям побеседовать с детьми о родном городе, рассмотреть фотографии.
Ноябрь
Цель:
Формировать представление о родном городе, его символике, о жилище и образе жизни казахского народа в прошлом, закреплять навыки поведения на улицах родного города, воспитывать любовь к малой Родине.
Беседы: «История возникновения моего города», знакомство с легендой «О Сарыбае», «Символика нашего города»; вспомнить с детьми их домашний адрес, напомнить, что в городе много улиц с разными названиями, «Жилище прошлого» (юрта- одно из семи чудес Казахстана), «Как жили наши предки».
Конструирование образовательной ситуации «Где строят города, поселки, деревни» (в плодородной местности, где много воды;, у источников воды; на пересечении дорог; рядом с лесом, так как древесиной можно отапливать дома, готовить пищу; на холмах, для защиты от врагов; рядом с шахтами, портами – рабочие города и поселки; там, где люди предпочитают отдыхать, курортные города и поселки; где находится правительство страны, столица нашей Родины – Нур-Султан).
Экскурсия в краеведческий музей.
Дидактические игры: « Угадай, где и кем я работаю?», «Было-стало», «Какой наш город», «Собери герб города Рудного», «Сложи юрту»
Казахские народные игры «Балапандар», «Такия тастамак!»
Чтение стихотворений о родном городе, знакомство со стихотворением на казахском языке «Туған жердің»
Слушание казахской инстрментальной музыки.
Рассматривание иллюстраций, фотографий о зданиях нашего города, о национальном жилище казахского народа- юрте .
ОУД «Мой город – Рудный»
Лепка барельефа «Здания нашего города», рисование «Что мы видели в музее»
Знакомство с элементами казахского орнамента «Шұғыла», «Балдақ», «Жұлдыз», «Қармақ»
Просмотр видеоролика «Город Рудный»
Изготовление карты-схемы «Наш район»
Трудовые поручения «Собери на стол» и др.
Пополнение альбома материалом.
Декабрь
Цель:
Формировать представление о том, что наш город – это маленькая частица нашей большой Родины – Казахстана, закрепить знания об историческом прошлом нашего города, познакомить с его достопримечательностями.
Беседы: «Что такое достопримечательности? Какие они в нашем городе?», «О помощи взрослым», «Мое любимое место отдыха в городе», «Исторические памятники и достопримечательности» (из цикла «Семь чудес Казахстана»), побеседовать с детьми, кто, где был в родном городе, что видели, что понравилось, что запомнилось, рассмотреть фотографии.
Проблемные ситуации на тему, почему нужно знать свой домашний адрес, название улицы, номер дома, фамилию.
Вспомнить название улицы, на которой находится детский сад и названия улиц, на которых живут дети.
Ситуативный разговор «Сделаем наш город чище»
Заучивание пословиц и поговорок о родном крае на казахском и русском языках.
Дидактические игры: «Подбери словечко», «Что предмет расскажет о себе», «Придумай названия будущим улицам города», «Угадай фрагмент памятника».
Сюжетно-ролевая игра «Мы-экскурсоводы», «Наша улица»
Казахские народные игры «Ауэ – таяк», « Айгулек», «Алармаж»
Слушание казахских народных мелодий.
Презентация «Памятники и достопримечательности города Рудного»
ОУД «Достопримечательности и памятники нашего города»
Аппликация «Придумай свой памятник»
Знакомство с элементами казахского орнамента «Айшық», «Тұмарша», «Бітпес», «Шынжара»
Рассматривание набора открыток «Города Казахстана», обратить внимание на достопримечательности других городов, их неповторимость.
Экскурсия к памятнику «Комсомольцам. Первым первопроходцам»
Конкурс рисунков «Каким я хочу видеть свой город в будущем»
Пополнение альбома «Моя малая Родина – город Рудный»
Предложить родителям, чтобы они с детьми сходили к одному из памятников в нашем городе и рассказали о нем.
Январь
Цель: углублять и конкретизировать представления о животном и растительном мире нашего края, вызвать желание больше узнать об особенностях природы нашего края, бережно относиться к ней; развивать умение ориентироваться по карте, находить свою страну, свой город, воспитывать любовь к своей Родине, чувство гордости за нее.
Беседы: «Животный мир нашего края», «Домашние животные наших предков», «Какие деревья и кустарники растут в нашем городе?», «Что мы знаем о растениях», «Почему Красную книгу называют «красной», «Для чего нужны географические карты»
Рассматривание иллюстраций, картин, фотографий о нашей природе.
Закрепить работу по географическим картам.
Экскурсия в пожарную часть.
Заучивание стихотворений из цикла «Жабайы аңдар»: «Түлкі», «Қоян», «Қасқыр»,«Аю»,«Ақ тиін»,«Лақ».
Чтение произведений о животных и растениях нашего края.( И. Соколов – Микитов «Беляк», «Еж», «Лисья нора», «Медведи», В. Осеева «Ежинка»,Г. Скребицкий «На лесной полянке. Зима. Весна», «Злючка-Колючка»,Н. Сладков «Как медведь сам себя напугал», «Лесные шорохи», «Топик и Катя», «Как медведя переворачивали», «Непослушные малыши», «Бежал ежик по дорожке», «Сердце леса», «Загадочный зверь», «Плясунья», «Какой заяц длины?» «Отчаянный заяц»,В. А. Сухомлинский. «Как Ёжик готовился к зиме», «Как Хомяк к зиме готовится», Ю. Кушак «Почтовая история»,А. Барков «Белка»), Е. Благинина «Одуванчик», А.К. Толстой «Колокольчики», Н.Сладков «Любитель цветов», К. Ушинский «Спор деревьев», А. Плещеев «Ель».
Слушание песен о городе Рудном
Дидактические игры: «Где находится памятник», «Правильный выбор», «Угадай, что за зверь», «Кто где живет», «С какого дерева листок?», «Что где растет»
Вечер загадок «Кто у нас живет, что у нас растет?»
ОУД «Флора и фауна нашего края»
Коллективная аппликация «Заповедник»
Знакомство с элементами казахского орнамента «Қарғатұяқ», «Балықкөз», «Нәйзекі»
Презентации «Животный мир нашего края», «Растительный мир нашего края»
Попросить родителей принести энциклопедии о диких животных наших лесов и степей, о растительном мире для изучения их детьми.
Работа со схемой «Как дойти до детского сада»
Оформление стенда «Рудный – вчера и сегодня»
Февраль
Цель: Уточнить представление детей о птицах нашего города, закрепить знания о памятниках нашего города. Воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям, приучать заботиться о птицах ближайшего окружения, учить видеть красоту архитектурных сооружений и памятников.
Беседы: « Что мы уже знаем о родном городе?», «Мы – горожане», «Каких птиц ты видел в городе», «Покормите птиц зимой»», «Красная книга Казахстана. Птицы», «Казахская национальная одежда»
Целевая прогулка к памятнику Марите Бежите.
Развивающие, дидактические, подвижные, пальчиковые игры: «Раздели птиц на перелётных и зимующих»; «Лишняя картинка»; «Угадай по описанию»; «Лиса и куры»; «Воробышки и автомобиль», «Собери картинку» (город), лото «Привет из Рудного»
Сюжетно-ролевые « Такси», «В гости к друзьям», «Ателье»
Рассматривание иллюстраций, альбомов с изображением птиц нашего края, альбома с памятниками городов Казахстана, казахской национальной одеждой;
Чтение художественной литературы В.Бианки «Подкидыш», сказка «Две вороны», «Кукушонок», «Сова»; Г.Скребицкий, рассказ «Сорока», «Скворушка»,
М.Пришвин «Лесной доктор», В. Чаплина «Птицы под нашим окном» и т.д.
Слушание аудиозаписи «Голоса птиц», казахских народных мелодий.
Отгадывание загадок, разучивание поговорок, скороговорок про птиц.
Попросить детей принести книги о птицах, поделиться своей информацией о них.
На прогулке внимательно наблюдать за птицами в зимнее время года. Наблюдая, выяснить, какие птицы прилетают на территорию детского сада.
Провести эксперимент «Что дальше улетит?» (бумага, ткань или птичье перо). Убедиться, что перо улетает дальше. Проведя исследование «нефть и перья» необходимо ответить на вопрос: Что происходит, когда птица садится на воду, покрытую нефтяной пленкой? Перья загрязняются, слипаются, и птица не может взлететь, становится добычей хищников.
ОУД «Птицы нашего края»
Оригами «Птица счастья»
Знакомство с элементами казахского орнамента «Сыңармүйіз», «Келінбармақ», «Бестаңба»
Презентация «Птицы нашего края»
Фотовыставка «Улицы моего города»
Задание для детей и их родителей совместно оформить альбомы с изображениями или фотографиями птиц. Приготовить небольшие сообщения о птицах. Сообщения должны содержать в себе информацию: чем каждая птица питается, как себя ведет в разное время года, где и когда гнездится, о её оперении.
Март
Цель: воспитывать любовь к родной Отчизне, чувство гордости за свою страну Казахстан, продолжать знакомить с традициями и обычаями казахского народа, развивать интерес к историческому прошлому нашего народа, нашего города, воспитывать эстетические чувства, умение видеть прекрасное.
Беседы: «Праздники нашего города», «Обычаи и традиции казахского народа», «Праздник Наурыз», «Кто они – творческие люди?» (знакомство с художниками, поэтами, музыкантами нашего города), легенда о домбре (одно из семи чудес Казахстана)
Экскурсия в музыкальный колледж
Дидактические игры: «Угадай, где я нахожусь», «Расскажи о своей картинке», «Сложи узор», «Заколдованный город», «Подбери словечко», «Угадай, что звучит»
Сюжетно-ролевые игры: «Машина времени- путешествие в будущее города»
Рассматривание иллюстрацийо традициях и обычаях казахского народа, праздниках, музыкальных инструментах, картин местных художников.
Слушание казахских народных мелодий, песен рудненских композиторов, знакомство с домброй.
Просмотр видеоролика «15 традиций современного Казахстана»
ОУД «Знаменитые земляки»
Коллективная аппликация «Тюльпаны в степи»
Знакомство с элементами казахского орнамента «Жіліншік», «Балта», «Гүл»
Показ народного обряда «Тусау кесер» (на заседании родительского клуба)
Конкурс чтецов «Край родной мы славим» (на казахском и русском языках)
Проведение праздника « Наурыз келді, алақай»
Предложить родителям сходить с детьми на праздник «Наурыз» на городской площади, поделиться впечатлениями.
Апрель
Цель:продолжать знакомить детей с нашей малой Родиной, предприятиями нашего города, природными богатствами нашего края; воспитывать любовь к нашей малой Родине, где родились, где живем..
Беседы: «Какие предприятия есть в нашем городе», «Что такое природные богатства?», «Что делают из руды», «Сколько лет родному городу», «Зачем казахский надо знать?», люди каких национальностей проживают в нашем городе.
Экскурсия к Доске почета (акимат)
Дидактические игры: «Кем быть?»,« Кому что нужно для работы»,«Узнай и назови блюдо», «Четыре вопроса», «Я начну, а ты продолжи»
Чтение М. Алимбаев «Все работы хороши»,С.Писарева «Сказка о пропавших профессиях», стихи из цикла «Профессии» (сайт Related Posts), А. Барто. «Мы вчера играли в стадо». Л. Разумова. «На уколы, на уколы!», О. Повещенко. «Пришла беда нечаянно…», В. Талызин. «Чистотой встречает дворник…» и т.д.
Заучивание пословиц: «Ағаш жемісімен құнды, адам – ісімен». (Дерево ценно плодами, а человек делами), « Бақыт кілті – еңбекте».(Ключ к счастью – в труде). «Адамды еңбек көркейтедi».(Человека труд красит).
Рассматривание наборов картинок с изображениями людей разных профессий, фотографий с предприятиями города, книжки-малышки «Что делают из руды», альбома «Дети бывают разные…»
Слушание казахской инструментальной музыки
Презентация «Предприятия нашего города»
ОУД «Предприятия нашего города»
Рисование «Все работы хороши»
Знакомство с элементами казахского орнамента «Қайнар », «Омыртка», «Қаңқа»
Развлечение совместно с родителями «Веселые горожане»
Встреча с интересными людьми (пригласить родителей на встречу с детьми для рассказа о своей профессии – фото и презентации приветствуются)
Предложить родителям рассказать детям о своей профессии, предприятии или фирме, где они работают( по возможности сводить туда ребенка)
Май
Цель: Закрепить знания детей о своей малой Родине. Воспитывать в детях любовь к своей Родине, вызвать уважение и восхищение подвигами солдат- рудничан в годы Великой Отечественной войны. Воспитывать гордость за спортивные достижения наших земляков, желание подражать им.
Беседы: «Мой дом- моя крепость», «Они воевали за Родину», «Каким должен быть солдат», «Спортивные достижения рудничан», «Какой вид спорта я люблю». «За что я люблю свой город»
Экскурсия на аллею Памяти воинам, погибшим в годы ВОв
Дидактические игры: игра-путешествие «Прогулки по городу», «Правильный выбор», лото «Рудный», «Кому что нужно», «Угадай по описанию»
Сюжетно-ролевые: «Мы – солдаты», «На границе», «Дом», «В гости к родственникам», «Экскурсоводы»
Чтение Осеева В. А. «Васёк Трубачёв и его товарищи», Гайдар А. «Клятва Тимура», « Сказка о Военной Тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове», Маркуша А. «Я — солдат, и ты — солдат», Паустовский К. «Похождения жука-носорога», Л.Кассиль «Памятник советскому солдату»,С.Алексеев «Первая колонна»
Рассматривание фотографий, слайдов, посвященным Великой Отечественной войне, книги «Солдат Победы» ( о рудничанах, воевавших в годы Вов), альбомов и набора открыток о разных видах спорта, спортсменах.
Слушание песен о Великой Отечественной войне
Просмотр видеофильма «Чевостик- дошкольникам о Великой Отечественной войне»
Презентация «Великая Отечественная война»
ОУД «Спортивные достижения рудничан»
Ручной труд «Звезда Победы»
Знакомство с элементами казахского орнамента «Күн», «Үш гүл», «Бота мойым»
Праздник «День единства народов»
Военно-спортивное развлечение «Зарница»
Выставка рисунков «Вышли деды на парад»
Игра- викторина «Мой любимый город»
3-й этап - заключительный
1.Предоставление разработки проекта.
2. Оценка этапов реализации проекта.
3. Оценка предметно – развивающей среды.
4. Подведение итогов проекта (сравнение предполагаемого результата с достигнутым).
5. Выставка продуктов детской деятельности, деятельности педагогов и родителей.
Заключение:
В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы этнокультурного и патриотического воспитания не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. А при решении задач данного проекта особую значимость имеет тесный контакт с семьями воспитанников. Помощь родителей и их совместная деятельность способствует формированию тесных внутрисемейных отношений, чувству гордости у детей за свою семью, родителей, развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. Используемые в ходе реализации проекта формы работы, максимальное разнообразие приемов и средств, творческий поиск педагогов и родителей позволяют ребенку расширить кругозор, овладеть позитивными образцами поведения в обществе и природе, позитивным отношением к себе и окружающим.
Привлечение семьи к этнокультурному и патриотическому воспитанию детей требует от педагогов особого внимания и чуткости к каждому ребенку. Поэтому сегодня первоочередная задача педагогов воспитывать в детях любовь к Родине, к своему городу, семье, учить помогать друг другу, в общем, воспитывать настоящего, достойного человека – гражданина Казахстана.
Литература:
1. «Национальное воспитание» Типовая учебная программа (экспериментальная). Высшее профессиональное образование. - Алматы, 2010.
2.Закон Республики Казахстан «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 21.02.2019 г.) 3. Назарбаев Н. А. Послание народу Казахстана «Стратегия „Казахстан-2050“. Новый политический курс состоявшегося государства» от 14.12.2012г.
4. Национальное воспитание студенческой молодежи. Курс лекций. - Алматы, 2010. Источник: https://www.bibliofond.ru 5. Алёшина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающей действительностью».
6. Алёшина Н. В. «Знакомим дошкольников с родным городом и страной».
7. Виноградова А. М. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников».
9. Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф. и д.р. «Родной край».
10. Журнал «Дошкольное воспитание», №12 за 2011г., №6,8 за 2013г., №2 за 2015г.
11. Журнал «Ребенок в детском саду», №5-6, 2011г. №1-6 за 2014г.; №1, 5, 6, за 2015год.
12. Земскова-Названова Л. «Люби и знай родной свой край»
13. Кондрыкинская Л. А. «С чего начинается Родина?».
Диагностический материал
Анкета для родителей.
(какими навыками владеет ребёнок) • Знает и называет адрес. • Знает называет свой номер телефона • Называет улицу и номер дома. • Называет название города. • Может назвать своё имя, отчество, фамилию. • Может назвать имя, отчество мамы и папы. • Знает своих бабушек и дедушек. • Где работают родители. • Знают и называют нашу реку Тобол. • Показывают на карте Костанайскую область, Казахстан. • Называют города Рудный, Нурсултан, Алматы, Костанай, (либо другие города Казахстана). • Называют памятники нашего города. • Называют название нашего детского сада «Томирис».
Анкета для детей: Как называется наша страна? Как называется наш город, в котором ты живёшь? Сколько лет городу? Какие улицы знаешь? Что ты хотел бы узнать?
Анкета выявления интересов и потребностей родителей
Проявляет ли ваш ребенок интерес к родному городу?
Как проявляется этот интерес?
Что именно интересует вашего ребёнка?
Как часто вы совершаете с ребенком экскурсии по родному городу?
Были вы с ребенком в музее? (Где?)
Посещаете ли вы с ребёнком городские праздники?
Что вы рассказываете ребенку о своем городе?
Откуда вы получаете знания о родном городе?
Что есть у вас дома, что помогло бы ребенку приобрести знание о своем городе?
Какую помощь вы хотели бы получить от детского сада по данному вопросу?
Хотите ли вы сами больше узнать о родном городе?
Достаточно ли хорошо для своего возраста ваш ребенок знает свой город?
Для чего вашему ребенку могут пригодиться знания о родном городе?
Готовы ли вы помочь работе детского сада по ознакомлению детей с родным городом? Какую помощь вы можете оказать детскому саду в вопросе ознакомления с родным городом?
Анкета выявления положительной динамики как результата работы(для родителей)
Расширились ли знания о своем городе? Что вы узнали нового?
Пригодились ли вам эти знания? Как?
Увеличились ли знания ребенка? По каким признакам это заметно?
Сказалось ли увеличение знаний на общем развитии ребенка? Как?
Уточнились ли ваши знания о том, как можно знакомить ребенка с родным городом? Как вы применяете эти знания на практике?
Усилился ли интерес ваш и ребенка к родному городу? Как вы это заметили?
Можете ли вы сказать, что ваш ребенок любит свой город? Как это заметно?
Личностное отношение ребенка к родному городу.
Ты считаешь, что в твоем городе много интересного, необычного
Он такой, как все
Ты хотел бы больше узнать о своем городе
Ты и так о нем много знаешь
Ты думаешь, тебе пригодятся знания о своем городе
Они не пригодятся
Ты лучше бы посмотрел кино про свой город
Другой фильм
Ты хотел бы уехать из своего города, когда вырастешь
Постоянно жить в нем
Ты хотел бы узнать каким будет твой горд в будущем
Тебе это безразлично
Ты считаешь, что можно сделать твой город красивее
Он и так достаточно красив
Случалось ли тебе нанести вред красоте родного города (что-то сломать, намусорить)
Это никогда не случалось
Ты останавливаешь сверстников, когда они портят красоту города
Ничего им не говоришь
Тебе интересно, как жили люди твоего города в старину
Тебе это не интересно
Хотел бы стать знаменитым и прославить свой город
У тебя нет такого желания
Ты стал бы защищать свой горд , если бы на него напали враги
Пусть это делают другие
Ты хочешь узнать , как и где работают жители твоего города
Тебе это не интересно
Ты лучше поиграл бы с друзьями в музей и экскурсоводов
В корабль и капитанов
Мог бы стать акимом
Это очень трудно
Ты считаешь, что надо беречь и охранять природу в твоем городе
Природе охрана не нужна
При оценке сравнивается количество вариантов ответов в левой и правой колонках.