Роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья - такой и вырастет в ней человек.Семья и ребенок зеркальное отражение друг друга.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект на тему: «Моя семья»»
Проект на тему:
«Моя семья»
Выполнила: Веденеева В. П.
воспитатель высшей категории
Миасс 2018 г.
Ребенок учится тому,
что видит у себя в дому.
Родители пример ему.
С. Бранд
Актуальность проекта.
Роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья – такой и вырастет в ней человек. Семья и ребенок – зеркальное отражение друг друга. Гендерное воспитание в семье состоит в целенаправленном создании условий способствующих идентификации личности как представителя определенного пола, закреплению гендерных ролей, воспроизводству соответствующего социального опыта; формирование гендерной культуры личности.
В настоящее время невозможно заниматься воспитанием подрастающего поколения без взаимодействия с семьей и без воздействия на нее.
Кризисные явления в современном обществе не могут не сказаться на состоянии духовного, физического, нравственного и психического здоровья подрастающего поколения.
Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между "женскими" и "мужскими" профессиями.
Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли как женщину или мужчину.
Актуальность гендерного воспитания на данный момент огромна, т.к. направление программы гендерного воспитания учитывает и то, что современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку.
Гендерное воспитание в ДОУ призывает к тому, что нам всем хочется, чтобы и мальчики демонстрировали не только несгибаемую волю и мускулы. Мы также желаем, чтобы мальчики и мужчины по ситуации проявляли бы доброту, были бы мягкими, чуткими, умели демонстрировать заботу по отношению к другим людям, уважали родных и близких. А женщины умели бы проявить себя, выстроить карьеру, но при этом не потерять свою женственность.
Казалось бы, что гендерное воспитание в семье налажено с рождения. Ведь, как только родители узнают пол своего будущего ребёнка, они начинают готовиться и морально и физически к появлению или мальчика, или девочки. Покупают вещи по цвету, игрушки по полу. Но гендерное воспитание не имеет ничего общего со стереотипами: детские прогулочные коляски у мальчиков тёмные, а у девочек розовые.
Разнополое воспитание в детском саду во многом будет опираться на индивидуальные особенности конкретного ребенка, зависеть от тех примеров поведения женщин и мужчин, с которыми маленький человечек постоянно сталкивается в семье. Многие родители указывают на этот воспитательный момент и считают, что больше ничего делать не нужно. Дети и так скопируют автоматом каждый свою гендерную роль. Проблема состоит в том, что зачастую, современным детям сложно воспитать себя самим. Т.к., например, папа редко бывает дома, а мама ассоциируется сразу с двумя полами. Или же образец с папой вообще недоступен и масса других негативных нюансов существует.
Ребёнку для гармоничного развития его личности необходимы и мать, и отец в равной, степени.
Тип проекта: познавательно - исследовательский.
Продолжительность: 1 неделя
Участники проекта: воспитатели, дети второй младшей группы
Цель проекта:
Создание условий для естественного развития ребенка дошкольного возраста в детском саду и в семье с учетом гендерной идентичности.
Основные задачи:
- расширять у дошкольников представление о себе и других людях как лиц физических и социальных со своими достоинствами и недостатками, типичными и индивидуальными особенностями;
- развивать чуткость и эмпатию, умение чувствовать и распознавать состояние и настроение окружающих людей. Вести себя в соответствии с ними, уметь управлять своими эмоциями и поведением;
- обогащать знания о своей семье, роде, семейных реликвиях, традициях, знакомить с основными функциями семьи как психологической группы и социального института;
- заложить основы для понимания детьми своей социальной роли с учетом принадлежности к конкретному полу;
- повысить активность родителей в совместной деятельности по гендерному воспитанию детей.
Основные этапы реализации проекта.
Подготовительный.
Подбор иллюстрированного материала, художественной литературы, музыкальных произведений, видеоматериала.
План реализации проекта:
Образовательная область
Виды деятельности
Мероприятия по реализации проекта
Физическое развитие
Двигательная.
Физминутки:
«Семья», «Семья 1», «Мама», «Дружба»,
Игровая.
Подвижные игры:
«Космонавты»,
«На рыбалке»,
«Зайцы и волки»,
«Кухарка»,
«Время обеда»,
«Хозяйка и котята».
Игровая обучающая ситуация «Одень Машу (Мишу) на прогулку. Цель: развивать у детей интерес к совместным играм. Формировать навык последовательного сбора на прогулку.
Познавательно – коммуникативная.
Имитационная игра «Испуганный мальчик (девочка)» цель: формировать умение детей передавать жестами и мимикой эмоциональное состояние героя.
Познавательное развитие
Продуктивная
Конструирование из строительного материала «Дом для моей семьи».
Исследовательская
Беседа «Мы - мальчики, мы - девочки».
Игровая
Развивающая игра «Дом добрых дел» цель: формировать представления детей об обязанностях членов семьи, воспитывать желание оказывать помощь членам семьи.
Речевое развитие
Коммуникативная, познавательная
Игровой тренинг «Какие мы нарядные» цель: формировать умение составлять описательные рассказы с опорой на наглядность (отражение в зеркале), формировать чувство уверенности в себе, своих силах.
Коммуникативные игры «Скажи мне, почему?», «Для чего это нужно?»
Рассматривание альбомов «Маленькие принцессы», «Большая прогулка», «Модели машина», «Чем увлекаются наши мальчики» цель: развивать познавательную активность детей, познавательные интересы в соответствии с гендерной принадлежностью.
Коммуникативная
Рассказ воспитателя «Героические профессии отважных мужчин» цель: формировать у детей представления о «мужских» профессиях, понятие о том, почему именно мужчинам свойственно проявление смелости, отваги.
Игровая
Дидактическая игра: «Опасно – неопасно»
Двигательная
Подвижные игры (формировать навыки безопасного поведения в подвижных играх).
Художественно-эстетическое развитие
Продуктивная
Создание коллективной работы, изготовление коллажа «Наша дружная группа». Предложить детям нарисовать друга (подругу) вырезать и сделать коллаж. Цель: закрепить умение рисовать фигуру человека с определенной гендерной принадлежностью.
Творческая
Познавательная
Аппликация на тему «Подарок для друга».
Прослушивание песни «Из чего же?», «Настоящий друг» М. Пляцковского Прослушивание музыкальных произведений о дружбе, друзьях.
Чтение (восприятие)
Чтение произведений Бондаренко «Таня и братик», С. Маршака «О девочках и мальчиках», чтение сказок «Русалочка» и «Добрыня и змей», чтение детям литературных произведений цель: подбор таких произведений, в которых герои самостоятельно разбираются с возникающими трудностями и извлекают некий урок для себя, прослеживаются яркие мужские и женские образы.
Художественная
Рассматривание альбома «Чем увлекаются мальчики (девочки)» цель: развивать познавательный интерес, познавательную активность; продолжать обогащать детей новыми впечатлениями.
Работа с родителями: Оформление стенда для родителей с наглядной информацией «Будущий мужчина», «Будущая женщина», подборка литературы и иллюстраций по теме, создание памятки для родителей «Советы по воспитанию мальчиков и девочек», выставка поделок и рисунков детей совместно с родителями «Умелые руки не знают скуки».
В ходе реализации проекта была обновлена развивающая среда:
Обновлено содержание картотек:
Пословиц и загадок на тему «Моя семья»
Пальчиковых игр на тему «Моя семья»
Стихотворений на тему «Моя семья»
Дидактических игр по гендерному воспитанию
Подвижных игр с учетом гендерного подхода.
Обогащен наглядный материал по теме «Моя семья».
Итог
Изготовили с детьми коллаж «Наша дружная группа».
Литература:
Адлер А. Воспитание детей; взаимодействие полов. - Ростов-на-Дону, 1998.
Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. – М.: Линка-Пресс, 2009. – 212 с
Еремеева В. Д. Мальчики и девочки: Учить по-разному, любить по-разному. - Издательство: "Учебная литература", 2008.
Ефремова В. Д. , Хризман Т. П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологии – учителям, воспитателям, школьным психологам. - М. : ЛИНКА – ПРЕСС, 1998.
Иванова О.И., Щетинина А.А. Формирование позитивной половой идентичности у детей старшего дошкольного возраста: Учебное пособие.- Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2006.-124с.
Казарян С. Ф. Возрастная динамика развития полового самосознания, пути и условия его формирования у детей дошкольного возраста. Автореферат. Ереван, 1993.
Краснощекова Н. В. Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста. – Ростов на Дону, 2007.
Литвинова М. Ф. Подвижные игры и игровые упражнения. - Издательство: "ТЦ Сфера", 2008
Микляева Н. В. Социально-нравственное воспитание детей от 2 до 5 лет: Конспекты занятий. - Издательство: "Айрис-пресс", 2009.
Новогорцева Н. В. Развитие речи детей. Дидактический материал по развитию речи у дошкольников.
Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. – СПб. : Питер, 2003.
Смирнова Е.О., Богусловская З.М. Развивающие игры для детей. – СПб. : Питер, 2003.
Сухин И. Г. 800 загадок, 1000 кроссвордов - Издательство: "ТЦ Сфера", 2008
Фесюкова Л. Б. Беседы по картинкам. Моя семья.
Шелухина И. П. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей дошкольного возраста. - Издательство: "ТЦ Сфера", 2008
Шорыгина Т. А. Родные сказки.- Москва, 2004.
Щетинина А. М. Полоролевое развитие детей 3-7 лет: Методическое пособие. - Издательство: "ТЦ Сфера", 2010.