Актуальность проекта: значимость воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников в современном обществе.
Русская культура не мыслится без народных художественных промыслов – декоративно-прикладное искусство, передаваемое из поколения в поколение, несет историческую информацию о быте, обычаях, традициях русского народа. Продукция русских народных ремесел – это настоящие произведения искусства, представляющие эстетическую и культурологическую ценность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект «Народные промыслы России»»
Рубекина А.А.
Проект «Народные промыслы России»
для средней группы
Проект «Народные промыслы России» для средней группы
Информационно-творческий проект для детей младшей и средней групп «Народные промыслы России»
Тип проекта: информационно-творческий
Продолжительность: краткосрочный
Участники проекта: дети и средней групп, родители, воспитатели
Актуальность проекта: значимость воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников в современном обществе.
Русская культура не мыслится без народных художественных промыслов – декоративно-прикладное искусство, передаваемое из поколения в поколение, несет историческую информацию о быте, обычаях, традициях русского народа. Продукция русских народных ремесел – это настоящие произведения искусства, представляющие эстетическую и культурологическую ценность.
Филимоновская игрушка, хохломская роспись, гжель и другие промыслы
нравятся детям. Они с удовольствием берутся за роспись, лепку, плетение, вышивку. Творческая работа в традиционных народных техниках учит быть терпеливыми – чтобы создать самостоятельное изделие, нужен кропотливый труд. Знакомство с народными ремеслами дает представление о разных материалах, способах их обработки, художественных приемах украшения предметов быта, интерьера, одежды, игрушек. Народные промыслы позволяют ребенку выразить собственное отношение к игрушке, тарелочке, матрешке или другому предмету, которое создается своими руками. Развитие мелкой моторики, цветовосприятия, воображения, навыков работы с инструментами – народные промыслы дают широкий простор для развития и воспитания.
Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира.
Гипотеза проекта: если не знакомить детей в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.
Цель проекта: знакомство детей с народными промыслами нашей страны, формирование у детей познавательного интереса к русской культуре через ознакомление с декоративно-прикладным искусством и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.
Задачи проекта: 1. Познакомить детей с народными промыслами.
2. Развивать и обогащать потребности и желания детей в познании творчества народной культуры: восприятия природы, красивых предметов быта, произведений народного, декоративно-прикладного и изобразительного искусства, чтения художественной литературы, слушания музыкальных произведений.
3. Расширять представления детей о народной игрушке (дымковская игрушка, матрешка и др.)
4. Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи.
5. Воспитывать любовь к своей родине.
6. Развивать навыки художественного творчества детей.
Формы организации:
Игровая деятельность
Чтение художественной литературы
Продуктивная деятельность
Образовательная деятельность
Художественно-речевое творчество
Результативность
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у детей появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, тема декоративно-прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к своей стране.
Вывод
Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка.
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный этап.
Подготовка материалов:
• Составление перспективного плана, разработка конспектов.
• Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки,
плакаты с элементами росписи, предметы народных промыслов).
• Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами;
• Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;
• Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей.
Действия родителей: ознакомление с планом проекта, его задачами.
2. Основной этап.
Познавательная деятельность:
Беседы: «Чем играли наши бабушки?», «Русская народная игрушка», : «Как у нас на Руси веселились от души»
Просмотр презентаций: «Волшебство народных промыслов», «Народные
Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала.
Пальчиковые игры:
«Мы плели-плели», «Цветок»;
Труд: поручения, дежурства, труд совместный, художественный-вышивание салфеток
Интерактивные игры:
«Что где производится» (выбрать лишнее», «Какие предметы подходят для работы»
Решение проблемных ситуаций «Кто может научить азам какого-либо промысла?»;
Экспериментирование:«Свойства глины»; «Дерево и его свойства»; «Выбери ткань»
Коллекционирование:
Изделия народного творчества страны, фотографии, иллюстрации, книги, журналы, открытки для организации мини-музея;
Чтение:
Е. А. Никонова «Семёновские матрёшки», «Подарок из Жостова», «Дымковская игрушка», «Узоры Гжели», «Золотая Хохлома».
П. Воронько «Лучше нет родного края»
К. Ушинский: «Наше Отечество»(отрывок)
З. Александрова: «Родина»
Слушание:
«Камаринская», муз. рус. нар., «Палех», «Наша хохлома» сб. «Ромашковая Русь» муз. Ю. Чичкова, Ансамбль ложкарей «Барыня», «Яблочко» муз. рус. нар., «Хохлома» муз. М. Пахоменко
Разучивание тематических стихотворений и песен: заучивание стихотворения Е. А. Никоновой «Дымковская игрушка», заучивание стихотворения А. Барто «Лошадка»,
Художественное творчество.
Рисование
«Городецкая роспись. Основные элементы росписи».
«Золотая хохлома роспись хохломских досок».
«Дымковская роспись»
Аппликация.
«Декоративная тарелка. Хохлома».
Лепка .
Дымковская игрушка: «Лошадка», «Индюк».
«Хохломская тарелка».
Игровая деятельность:
Подвижные и хороводные народные игры. «Гуси-Лебеди», «Горелки»,
«Каравай», «У медведя во бору», «Ручеек», «Карусели», «Солнышко и дождик».
Сюжетно - ролевые игры. «Угостим матрешек чаем»; «Ярмарка», «Мастерская народных умельцев».
Помощь в сборе предметов народных промыслов для мини-музея.
Ознакомление с папкой – передвижкой «Народные промыслы России».
3. Заключительный этап.
Оформление выставки рисунков и поделок детей.
Оформление мини-музея народных промыслов.
Информационные ресурсы:
1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду—М.: Просвещение, 1991
2. Доронова Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников—М.: Просвещение, 2008
3. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (средняя группа)—М.: Просвещение, 2008
4. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет—М. ТЦ Сфера, 2007
5. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду—М.: «Карапуз», 2009
6. Пензулаева Л. Н. Подвижные игры и игровые упражнения с детьми 3-5 лет—М.: Гуманит, издательский центр ВЛАДОС, 2001
7. Савельева Е. А. Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников—СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001
ПриложениеКартотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе
«Помоги маме найти своих детёнышей».
Цель: Закрепить знания детей о названии детёнышей животных. Соотносить названия животных с их детёнышами.
Ход игры: Предложить детям выложить в ряд картинки с изображениями животных. Под ними выложить карточки детёнышей этих животных. Попросить детей назвать - у кого кто? (У зайчихи – зайчонок, у лисицы – лисёнок и т. д.).
«Деревья».
Цель: Закрепить знания детей о названии деревьев. Развивать слуховое внимание и память детей; обогащять их словарь.
Ход игры: Покажите детям картинки. Спросите, что изображено на них. Попросите назвать эти предметы одним словом (деревья). Предложите детей медленно и четко повторить за вами названия деревьев; разложить картинки в заданной последовательности.
«Построим улицу».
Цель: Ребенок учится из конструктора (настольного) улицу города, используя разные варианты построения. Игра способствует развитию умения коллективной работы, умения объяснять словесно свои действия.
Ход работы: Разделить детей на три подгруппы. Предложить построить из настольного конструктора улицу, располагая сооружения (дома, магазины, машины) и деревья в разных вариантах. Попросить объяснить, почему выбрали именно этот вариант, сравнить его с другими, чем он лучше и почему?
«Едет, плавает, летает».
Цель: Закреплять у детей знания о способах передвижения транспорта. Игра способствует развитию слухового внимания, умению быстро отвечать на поставленный вопрос.
Ход игры: Педагог бросает мяч ребенку и говорит одно из слов: едет, плавает, летает. Ребенок возвращает мяч и называет вид транспорта. Например: педагог – летает, ребенок – самолёт. Можно наоборот: педагог говорит – самолёт, ребенок – летает.
«Кому что нужно?».
Цель: Закрепит знания детей о людях военных профессий и их оружии.
Ход игры: На мольберте картинки (лётчик, танкист, ракетчик, пограничник, моряк). Ребёнок подходит, называет профессию и говорит, что нужно военному этой профессии.
Например: Это лётчик. Лётчику нужен самолет.
«Назови ласково».
Цель: Учить детей называть уменьшительно- ласкательными словами членов семьи.
Ход игры: Педагог дает образец: брат – братик… Затем говорит слово и бросает мяч ребёнку, ребенок, возвращает мяч и повторяет это слово в уменьшительно- ласкательной форме.
«Вспомни, что делает?»
Цель: Сформировать представление ребенка семье, семейных обязанностях. Закреплять и активизировать глагольный словарь детей по теме.
Ход работы:
- Что дома делает мама? (Готовит, убирает, стирает, гладит, читает)
- Что делает папа? (Читает, работает, отдыхает, смотрит)
- Что делает мальчик (Играет, гуляет, рисует, бегает, собирает)
«Наряди куклу».
Цель: Воспитание у детей навыков культурного поведения (следить за своим внешним видом, развитие моторики, речи. Закрепление названий цветов.
Ход работы: Педагог говорит, что кукол пригласили на праздник, и предлагает детям нарядить кукол (надеть носочки, туфельки, дать цветок того же цвета, что и платье).
«Что сначала, что потом?».
Цель: Выделить циклы развития растения.
Ход игры: Педагог рассказывает, как развивается растение. Дети показывают этот процесс с помощью схем (семя – росток – растение – цветок – плод – семя).
Дидактические игры по народному творчеству
Д/и "Назови правильно"
Дидактические задачи: закрепить знания детей о народных промыслах, их признаках. Закреплять умение находить нужный промысел среди других, обосновывать свой выбор, составлять описательный рассказ. Материал: карточки с изображением народных промыслов России. Игровые правила: дети поочередно задают друг другу задание и отгадывают, какой промысел изображен. Поощряется, если ребенок может назвать промысел, место его возникновения и характерные особенности.
Д/и «Укрась поднос»
Дидактические задачи: закреплять знания о жостовской росписи – ее колорите, составными элементами; учить располагать узор; развивать чувство ритма, композиции; формировать эстетическое отношение к народному творчеству. Материал: трафареты подносов разной формы, вырезанные из картона, различные цветы, литья по размеру, форме, цвету. Игровое правило: брать по одному элементу. Игровое действие: выбрав поднос определенной формы расположить узор.
Д/и «Найди лишнее»
Дидактические задачи: учить находить предметы определенного промысла среди предложенных; развивать внимание, наблюдательность, речь – доказательство. Материал: 3-4 карточки с их изображением одного промысла и одна - любого другого. Игровые правила: выигрывает тот, кто быстро и правильно найдет лишнее изделие, т. е. непохожее на другие, и сможет объяснить свой выбор. Ход игры: выставляются 4-5 предметов. Следует найти лишний и объяснить почему, к какому промыслу относится, что ему свойственно.
Варианты: в игре может быть постоянный ведущий. Тот игрок, кто правильно ответит, получает фишку (жетон). Победителем станет тот, кто соберет больше жетонов.
Д/и «Угадай и расскажи»
Дидактические задачи: закрепить знания детей о народной игрушке как об одной из форм народного декоративно-прикладного искусства. Закреплять умение узнавать игрушку по изображению, объяснять свой выбор, выделять элементы росписи, ее колорит и композицию узора на изделии. Развивать эстетический вкус. Материал: карточки с изображением изделий народных игрушек. Игровые правила: дети поочередно друг у друга вытаскивают карточку и отгадывают, игрушка какого промысла изображена. Поощряется, если ребенок может доказать правильность своего ответа.
Д/и «Собери матрешку»
Дидактические задачи: закреплять знания детей о народной игрушке – матрешке, умение собирать матрешку из частей по способу мозаики, выделять элементы украшения. Воспитывать уважение и любовь к народному творчеству. Материал: матрешки из бумаги (картона, поделенные на несколько частей.
Игровые правила: собрать из отдельных частей целую матрешку. Побеждает тот, кто больше собрал матрешек.
Д/и «Городецкие узоры»
Дидактические задачи: закреплять умение детей составлять городецкие узоры, узнавать элементы росписи, запоминать порядок выполнения узора, самостоятельно подбирать цвет и оттенок для него. Развивать воображение, умение использовать полученные знания для составления композиции. Материал: трафареты городецких изделий из бумаги желтого цвета (разделочные доски, блюда и др., набор элементов городецкой росписи (бумажные трафареты). Игровые правила: детям предлагается набор растительных элементов и фигуры коня и птицы. Они должны выложить на трафарете узор методом аппликации.
«Кто где живёт?».
Цель: Знать и различать птиц по внешним признакам, и знать места их обитания.
Ход игры: На мольберте располагают две схемы. Лесные птицы и домашние птицы. Дети должны под ними поместить картинки с изображением домашних и лесных птиц.
Работа с родителями В течении двух недель родители готовят поделки на тему «Матрешка - красавица», подбор дидактических материалов для группы, сбор бросового материала для поделок
Результативность проекта: В результате проведения комплексной работы у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве, декоративно-прикладном искусстве, о жизни русского народа. У детей развивается добропорядочность, любовь к родному краю, к своей стране в целом
раскраски
Тематическая беседа по теме «Русская народная игрушка».
Цель: познакомить с разнообразием русских народных игрушек, воспитывать добрые нежные чувства к русскому народному творчеству.
Ход беседы.
Воспитатель. Вы хотите познакомиться, как появилась игрушка? А как вы думаете, зачем взрослые их придумали? Взрослые заняты работой, а детей чем-то забавлять надо, ведь раньше детского сада не было. Игрушки делали из разного материала, что было под рукой. Потом игрушки стали постепенно совершенствовать. Они становились качественнее, разнообразнее, а те, кто создавал их, становились искусными мастерами. Появились ремесленники, резчики, токари, столяры, художники. Затем изготовление игрушек превратилось в промысел. Стали появляться новые материалы: фаянс, металл. Игрушки были необычайно разные по сюжету, материалу и способу изготовления. Это мастерство передавалось из поколения в поколение, развивалось и совершенствовалось. Весть о таких мастерах выходила далеко за пределы этой округи. И приезжали сюда со всех концов страны, чтобы игрушками полюбоваться, купить своим детям. Слава об этих мастерах шла не только по Руси, но и по всему миру. Прославлялись города, где жили эти мастера, часто техника мастера называлась по названию города или села (село Филимоново - филимоновская игрушка, село Дымково - дымковская игрушка, село Каргополь - каргопольская игрушка). Сюжеты игрушек самые разнообразные. Дымковские барышни, узорные многоцветие сияет, как радуга. Они очень нарядные. А как прекрасны матрешки, выточенные из деревянного бруса. Матрешек делают в Семенове, Сергиевом Посаде, ПолховскомМайдане. Матрешка - символ России. Старинные традиции до сих пор сохраняются, хотя в мире игрушек все изменилось. Но русское искусство сохранилось и не поддается моде.
БЕСЕДА: «Как у нас на Руси веселились от души»
Задачи: Формировать представление о том, как играли дети на Руси. Познакомить с народными играми. Воспитывать патриотические чувства, доброжелательное отношение друг к другу, уважение к национальной культуре. Материал: тряпичная кукла, современные игрушки, картинки с изображением игрушек, народных игр. Ход беседы Дети входят в группу. Воспитатель. Здравствуйте, дорогие мои! Сегодня я хочу предложить вам необыкновенную экскурсию. Предлагает подойти к столам и рассмотреть иллюстрации игрушек. Знакомы ли вам эти предметы, для чего они нужны? Ответы детей. Воспитатель. Все дети во все времена любили и любят играть в игрушки. Игрушка- великое изобретение человечества. в ней воплощены основные жизненные ценности народа, передаваемые из поколения в поколения. Сейчас купить желанную игрушку не составляет труда. Их в большом количестве делают на заводах и фабриках, продаются они в разных магазинах. Из каких материалов делают игрушки? Что могут делать современные игрушки? (двигаться, прыгать, летать, говорить). (Дети отвечают). А вот ребятишки в старину не могли и мечтать о таких чудесах. Их игрушки были просты и неприхотливы. Чаще всего их мастерили сами родители. (Показ иллюстраций, картинок). Но не только самодельными игрушками играли в старину. Можно было купить готовую игрушку у мастера-игрушечника на ярмарке. Показ народных игрушек. Игрушкины частушки. Наши руки крендельком, Щёки будто яблоки. С нами издавна знаком Весь народ на ярмарке. Мы игрушки расписные, Хохотушки вятские – Щеголихи слободские, Кумушки посадские. Дымковские барыни Всех на свете краше, А гусары – баловни – Кавалеры наши. Мы игрушки знатные, Складные да ладные, Мы повсюду славимся, Мы и вам понравимся! Народные мастера создавали игрушки бытовые: детские прялки, глиняную и деревянную посуду, бирюльки (набор маленьких хозяйственных принадлежностей). Из металла делали игрушечные топорики, трещотки, свистульки, дудочки. Хороши были и кони-каталки, расписные в яблоко. Все эти игрушки с ранних лет приучали ребенка к труду и самостоятельности и передавались от старших к младшим. Прошли столетия, изменилась жизнь людей, изменились и игрушки. Теперь они мало похожи на древние игрушки. Назовите игрушки, с которыми вы сейчас играете. Дети рассматривают современные игрушки. Сейчас очень много различных игр, игр – конструкторов, музыкальных, мягких игрушек (предлагаю детям подумать, хотели бы они играть со старинными игрушками, например с поленом, одетым в тряпку). Игрушка. Много игрушек в детском саду, Наши игрушки стоят на виду: Кот в сапогах, длинноухие зайки, И барабаны, и балалайки. Куклы нарядные в косах сидят, Куклы на зайцев и мишек глядят. Мы наши игрушки не бьем, не ломаем, Их у товарищей не отнимаем. Наши игрушки стоят на виду, – Все у нас общее в детском саду. Играть можно не только с игрушками, но и без них. Вы можете назвать какие-нибудь игры, в которые вы играете? А как вы думаете, в старину ваши ровесники знали какие-нибудь игры? (Ответы детей). В старые времена на Руси существовало около 3000 игр. В них с удовольствием играли и дети, и взрослые. (Предлагаю подумать, почему. Наверное, потому что не было телевидения, кино и т.п.). Большинство этих игр дошло и до наших дней. Это: «Жмурки», «Горелки», «Пятнашки», «Гуси-лебеди», «Ручеек», «Лапта» и др. А с чего начинается любая игра? (Ответы детей). Правильно, со считалки. Считалки – это древняя форма гаданий. Когда кому-то выпадал случайный жребий, это воспринималось как воля судьбы. И в игре никто не должен обижаться. А какие считалки вы знаете? (Ответы детей). Играем в подвижную игру «Змейка». Катился горох по блюду. Ты води, А я не буду. Мы сейчас говорили о старинных, забытых играх, забавах, игрушках. Можно подумать, что ваши ровесники только и делали, что играли. Но это не так. С малых лет и девочек, и мальчиков приучали к труду, к работе по дому. Они помогали взрослым. На игры, как правило, оставалось очень мало времени. Поэтому с таким нетерпением не только дети, но и взрослые ждали праздников, выходных дней, когда можно было повеселиться вволю. На всех народных праздников выступают скоморохи. В современной жизни это артисты эстрады, клоуны. Скоморохи веселили, смешили народ, показывали кукольные представления и переодевались в разные смешные костюмы. А теперь давайте и мы немножко поиграем: Конкурс: «Ежовые рукавицы». В рукавицах собрать мелкие предметы. Узнай, кто Описание игры. Один из играющих подкрадывается к водящему (выбирается с помощью считалки) Тара – бара, Домой пора Ребят кормить, Телят поить, Коров доить, Тебе водить! и закрывает ему глаза. Водящий должен по одежде (на ощупь) узнать, кто это и назвать по имени.
Гуси-гуси
Выбираются «хозяйка» и «волк». Остальные играющие «гуси». «Хозяйка» сзывает гусей, «гуси» ей отвечают. Гуси-гуси! Га-га-га Есть хотите? Да-да-да! Ну, летите же домой! Серый волк под горой, Не пускает нас домой, Зубы точит, Съесть нас хочет! Ну летите, как хотите, только крылья берегите!
Ручеек
Играющие выстраиваются парами друг за другом. Каждая пара, взявшись за руки, поднимает их вверх (образует «ворота»). Последняя пара проходит через строй играющих и становится впереди. И так далее. Игра проводится в быстром темпе. Играют, пока не надоест. Воспитатель. Понравилась вам наша экскурсия? Вы получили удовольствие? Ответы детей. Тема: «Городецкая роспись. Основные элементы росписи». Цели и задачи: 1.продолжать знакомить детей с городецкой росписью – её историей, колоритом, составляющими элементами. Закреплять умение расписывать, располагать узор на изделии. 2.Выполнять отдельные элементы росписи(цветы, купавки, листья),использовать для украшения оживки; развивать умение рисовать кистью, а также нетрадиционными средствами-трафареты, ватные палочки. 3.Воспитывать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству. Способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного. Развивать творческие способности. 4. Формировать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами. . Оборудование : • модель для раскрашивания «Кухонная доска» • гуашь • кисти • баночка для воды • трафареты узоров • ватные палочки • салфетки влажные • баночки с красками голубого и розового цвета • поролоновые квочи Оборудование для воспитателя: • образцы городецкой росписи, открытки, репродукции • плакаты «Городецкая роспись» • презентации «Городецкая роспись» • дидактическая игра «Собери целое» • дидактическая игра «Городецкие узоры»
Ход занятия: Организационный момент: Дети заходят .Воспитатель говорит о том что у нас сегодня гости. Просит поприветствовать .Дети приветствуют. Воспитатель –Ребята, а для чего люди приветствуют друг друга?(чтобы показать: я тебя вижу ,выразить радость от встречи, пожелать здоровья, добра) «Здравствуй» означает «будь здоров, живи долго». Давайте покажем на пальчиках добрые посылы этого приветствия: резко разжимая кулачки, направлять пальцы сначала влево, затем вправо, приговаривая: «Будь здоров! Живи долго.» Посмотрите скольким людям вы пожелали сегодня здоровья. Вам было не трудно? Так держать. Основная часть: Ребята, сегодня у нас занятие по декоративному рисованию. Декоративное рисование – это украшение различными орнаментами предметов быта, т. е. украшение посуды, шкатулок, предметов мебели. Орнаменты, которые мастера используют для росписи своих изделий, бывают самые разные. - Ребята, вспомните и назовите, какие росписи вы знаете. (хохломская, гжельская, городецкая) Сюрпризный момент: (звук вертолета, в окне на воздушных шарах посылка, коробка расписана городецкой росписью)Воспитатель читает адрес. Ребята ,это посылка из города Городец, Нижегородского края. Посмотрите вся коробка расписана красивыми узорами. Эти узоры называются –городецкая роспись. Сегодня мы поближе познакомимся с городецкой росписью. Городецкая роспись - как ее нам не знать. Здесь и жаркие кони, молодецкая стать. Здесь такие букеты, что нельзя описать. Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать Желтый вечер, черный конь, И купавки, как огонь, Птицы смотрят из ларца – Чудо-роспись Городца! Л. Куликова. Нам прислали видеописьмо(просмотр презентации)под музыку(русск. народн. песню Ах, не лист осенний) Городецкая роспись по дереву – знаменитый народный промысел Нижегородского края. И название роспись получила от города Городец. Городецкие мастера изготовляли из дерева различные предметы: солонки, коробки, шкатулки, разделочные доски, другие предметы быта. Роспись, которая зародилась в Городце, трудно спутать с какой-нибудь другой – так велико ее своеобразие. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов. Напоминающих купавки, бутоны, ромашки. В течение многих десятилетий мастера отрабатывали приемы рисования цветов (розана, купавки) и выработали определенные правила. - Сначала готовят цветной фон (часто желтый, т.к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой), на него наносят главные фигуры в виде крупных цветовых пятен. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка - голубым. Этот этап называют «подмалевка». - Следующий этап называют «теневка», т.к. здесь используются более темные краски бардовые или синие. Обозначают центр цветка и лепестки. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо. Центр обозначают небольшим кружком. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка - Завершающий этап росписи называют «оживка», т.к. именно после нее весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белой и черной краской. Мастера любили изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников, сцены чаепития. Очень нравилось городецким мастерам рисовать различных птиц (фазанов, петухов, кукушек, голубей) Воспитатель читает стихотворение : Велика Россия наша И талантлив наш народ. О Руси родной умельцах На весь мир молва идет. Городецкие узоры Столько радости для глаз. Подрастают мастерицы, Может быть и среди нас. Ты играй моя гармошка, Ты, подруга, подпевай, Мастеров Руси великой Во весь голос прославляй! Смотрим что в посылке(игра, предложить детям поиграть) Дидактическая игра «Собери целое» (музыка «Я на горку шла») Задачи: закреплять знания детей о декоративном рисовании; учить собирать из нескольких частей целое; развивать мышление, творческое воображение. Игра «Городецкие узоры» Составить городецкий узор из отдельных элементов (перед каждым ребёнком лежит конверт с элементами городецкой росписи) .Дети называют элементы, из которых составили узор. Ребята, а мы с вами сегодня научимся изображать основные элементы городецкой росписи так, как это делают народные мастера. Мы познакомились с элементами росписи. Чтобы приблизиться к ее секретам, стать мастером, нужно учиться Задание. Украсить городецкой росписью разделочные доски. Роспись выполняется в несколько этапов. Украсим доску купавками. Вначале рисуем цветовые пятна с помощью трафаретов. Каким цветом изображены цветы на рисунке(розовые и голубые),середине узора крупное круглое цветовое пятно розового цвета – купавка, слева и справа тоже такие круглые крупные пятна голубого цвета – это будут бутоны. Теперь украшаем основной цветок. Рисуем точку. Далее рисуем лепестки купавки в форме дуг. Купавка готова. Рисуем зелёной краской веточки слева и справа. Примакиванием кисточки рисуем вдоль веточек листочки. Пока подсыхает краска, поиграем Воспитатель: Дети, мы сейчас поиграем в русскую народную подвижную игру "Ручеек для малышей"(под музыку «Во саду ли в огороде») Встаньте все в круг и возьмитесь за руки. Я буду водящим, Мне нужно выбрать себе пару. Водящий, выбрав себе пару. произносит такие слова: "А я Сашеньку люблю и с собой ее возьму", Затем воспитатель и ребенок берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получаются "ворота", через которые, взявшись за руки хороводным шагом, не наталкиваясь друг на друга, проходят остальные играющие дети со словами: В ворота ручей бежит И тихонько так журчит. Ты, дружок, остановись, (дети останавливаются) И друг другу поклонись. (дети поворачиваются лицом в круг и кланяются) После этого, кто был водящим, становится в хоровод, а оставшийся выбирает себе пару, произнося слова: "А я Катеньку люблю и с собой ее возьму) и так же, взявшись за руки, из сцепленных рук делают "ворота". (игра продолжается) . В конце игры, дети, повернувшись лицом в круг и поклонившись, произносят такие слова: Хорошо мы поиграли Все друзей своих назвали. Итак, краска подсохла, можно нанести оживку. Подводим итог. Вопрос: С каким народным промыслом мы сегодня познакомились? Ответ: С городецкой росписью. Вопрос: Какие элементы городецкой росписи мы умеем расписывать? Ответ: Розан, купавка, ромашка. Вопрос: На каких изделиях выполняется роспись? Ответ: Она выполняется на деревянных изделиях (ларцах, шкатулках, мебели, предметах быта, посуде). Вопрос :Вам понравились ваши работы? Выставка работ.
Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе
«Золотая хохлома роспись хохломских досок».
Цель: познакомить детей с хохломской роспись.
Задачи:
- формировать представления об элементах хохломской росписи, изделий хохломских мастеров.
- развивать связную речь, творческое восприятие и воображение, эстетические чувства;
-развивать умение видеть красоту растительного орнамента;
- развивать навыки рисования легкими формообразующими движениями веточки с травным орнаментом и ягодками.
- воспитывать интерес к народному быту, к изделиям декоративно- прикладного искусства, фольклору России;
- воспитывать положительно эмоциональный настрой, интерес к продуктивной деятельности.
Предварительная работа: рассказ воспитателя о том, что такое роспись, ее видах.
Воспитатель: посмотрите вокруг, сколько разных предметов, украшенных яркими нарядными узорами, которые отливают золотом.
Посмотрите, эти вещи нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты,
Чтоб вести нас в мир России, мир приданий и добра,
Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди мастера!
А хотите узнать, ребята, от куда взялась вся эта красота, кто ее придумал?
Воспитатель: все эти предметы сделаны из дерева. Дерево всегда было одним из самых доступных и любимых материалов русских умельцев. Один из деревянных промыслов зародился в Нижегородской области. В окрестностях города Нижний Новгород за рекой Волгой находится село в веселым названием Хохлома. В Хохломе посуду делали из древесины липы, березы и ольхи, затем покрывали слоем глины и пропитывали льняным маслом и олифой, потом пудрили посуду оловянным или алюминиевым порошком, и тогда уж мастер наносил свой замысловатый рисунок, после этого изделие вновь покрывалось олифой и закаливалось в печи, под воздействие жара олифа желтела и приобретала золотистый оттенок. Поэтому хохлому называют золотой. Но посуда изготавливалась также и во многих окрестных селах, затем свозилась на ярмарку в Хохлому и от туда уже расходилась расписная посуда по всему белому свету.
Предлагаю детям исполнить частушки:
Хохлома да хохлома
Разукрашу все дома,
А потом всю улицу
Петуха да курицу
Бабка деда до обеда
Заставляла рисовать
Ведь в красивую посуду
Щи приятней наливать
Я вчера такое видел
Не расскажешь никому
Сидит заяц на березе
И рисует хохлому
Надою я молока
И налью котенку
Разрисую хохломой
Милую Буренку
(Дети рассматривают изделия из хохломы)
Воспитатель: какие цвета использовал художник? (Ответы детей)
Воспитатель: да. Есть красный, черный. Встречается зеленый, но больше всего золотого цвета. Теперь вы понимаете, почему говорят «золотая Хохлома»? Какие основные элементы хохломской росписи существуют? (осочки, травинки, криули, усики, капельки, завитки, ягодки) А как выдумаете, от куда художники берут эти элементы? (из природы) Глядя на эту посуду, какое настроение она у вас вызывает? (радостное, веселое, светлое) А вы хотите научиться рисовать хохломские узоры? Сейчас мы с вами этим и займемся.
Представьте, что вы художники и вам предлагается расписать хохломской росписью чашу, но прежде чем вы приступите к работе, я предлагаю вам провести физкультминутку.
Физкультминутка
А сейчас, а сейчас всем гимнастика для глаз
Глазки крепко закрываем, широко их открываем
Все умеем мы моргать и глазами рисовать
Ветка влево изогнулась и в колечко завернулась
Повернулась мило вправо - получился лис на славу
Рядом с листиком трехпалым – земляника цветом алым
Засеяла, поднялась, а трава, как бахрома
Золотая хохлома.
Воспитатель: проходите в художественные мастерские, займите свои места. Давайте еще раз вспомним, как нужно правильно расписывать изделие (рассматриваем образец, напоминаю как правильно держать кисть, окунать ее в краску, промывать в воде, сушить о тряпочку, рисовать кончиком кисточки). Дети выполняют работу.
После окончания работы воспитатель раскладывает рисунки на отдельном столике.
Воспитатель: молодцы, ребята, вы сегодня настоящие хохломские художники, такие замечательные чаши расписали. А теперь попробуйте выбрать работу, которая вам больше всего понравилась и объясните почему. (Воспитатель по очереди вызывает к столику детей, ребенок должен выбрать любую понравившуюся чашу, показать всем и объяснить, почему он ее выбрал; воспитатель хвалит автора.)
Воспитатель: понравилось вам рисовать хохломские узоры? Где живут хохломские мастера? (за рекой Волгой)Что мастера расписывают хохломскими узорами? (посуду)Из чего делают посуду? (дерево)Какие элементы хохломской росписи вы знаете? (осочки, травинки, криули, усики, капельки, завитки, ягодки)Какие цвета сочетаются в хохломе? (красный, желтый, черный и зеленый)
Воспитатель: молодцы, дети, мне очень понравилось как вы сегодня работали, в дальнейшем мы будем расписывать изделия хохломскими узорами.
Конспект ООД по декоративному рисованию «Дымковская роспись»
в средней группе.
Цель:
Формирование умения, замечать и находить основные средства выразительности дымковской росписи: цвет, разнообразие элементов, знакомство детей с народным промыслом дымковская роспись.
Задачи:
-Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круг, кольцо, прямые и волнистые линии, точки); формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью в изображении элементов (всей кистью, концом кисти, приемом тычка).
- Развивать чувство ритма, цвета, композиции при составлении дымковского узора, интерес к изучению народных промыслов, умение поддерживать беседу.
- Создать условия для привития любви и уважения к народным промыслам.
- Создать развивающую предметно пространственную среду для обогащения знаний детей о дымковской росписи.
Материал и оборудование: образцы декоративно-прикладного искусства; образцы рисунков-упражнений геометрического орнамента дымковской игрушки; шаблоны различных игрушек; гуашь, палитра, кисти, салфетки, стаканчики – непроливайки, мольберт, ватные палочки, домик.
Предварительная работа:
1. Выставка в группе дымковских игрушек.
2. Дидактическая игра: «Собери пазл».
Ход проведения
Воспитатель:
Эмоциональный настрой.
(дети становятся в круг)
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: А сейчас я хочу вас пригласить посетить выставку замечательных умельцев.
Воспитатель: Что вы видите на нашей выставке?
Варианты ответов детей. (Подвести к ответу изделия мастеров).
Воспитатель:
Приготовьте свои ушки,
Это интересно знать:
Всё о дымковской игрушке
Я хочу вам рассказать.
Лет четыреста назад. Жили в одном селе люди. Когда на улице было холодно, и в зимний мороз в домах затапливались печи, дым окутывал крыши, да так, что ничего не было видно, один дым, вот и назвали то село Дымково.
У детей не было тогда таких игрушек как у вас. И взрослые на берегу реки набрали глины и вылепили разные глиняные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом и расписали красками.
Ребята, а давайте-ка мы с вами заглянем в этот дом и посмотрим,что там происходит, (дети рассматривают домик).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, там две мастерицы делают игрушки. Вот они уже вылепили из глины свои чудесные игрушки, а затем обожгли их в печи, чтобы они были прочными и побелили их мелом и
рисуют с любовью дивные узоры яркой краской. (воспитатель показывает силуэт игрушки в белом и цветном варианте)
(из-за домика появляется лошадка).
Ребята, к нам пришла лошадка. Давайте поздороваемся с ней. Почему она грустная? Она скучает без друзей, ведь, оказывается, сегодня она именинница! А какой же праздник без друзей? Давайте поможем ей? Нарисуем ей друзей? Но ведь мы не знаем, как именно это сделать…
Воспитатель: Ребята, а эта лошадка то непростая, а волшебная! Закройте глаза! Воспитатель меняет «наряд» лошадки, 2-3 раза вставляя и убирая готовый узор. - Посмотрите, какая лошадка? - Какие цвета использованы в наряде? -Какие узоры вы видите? - Ребята, а какие мастера на Руси делают такие игрушки? Все игрушки непростые, а волшебно расписные, Белоснежны, как березки; кружочки, клеточки, полоски… Казалось бы, простой узор, но отвести не в силах взор!
Воспитатель: Ребята, какие узоры и цвета использовали мастера для игрушки?
Физкультминутка:
Давайте поедем на лошадках.
Конь меня в дорогу ждет, Руки за спиной «в замок»
Бьет копытом у ворот. Поочередное поднимание ног,
На ветру играет гривой, Покачивание головой,
Пышной, сказочно красивой.
Быстро на коня вскачу,
не поеду – полечу Подскоки на месте
Там, за дальнею рекой, Остановится
Помашу тебе рукой! Помахать руками.
Воспитатель: Вот мы и приехали.
Здесь как в настоящей мастерской, давайте превратим шаблоны в красивые дымковские игрушки. Но сначала я вам покажу, как нужно наносить элементы росписи – кисть держим тремя пальцами за железку; прямая и волнистая линия наносится одним концом кисти (хвостиком); кольцо и круг рисуем концом кисти, но круг потом закрашиваем по форме: точки можно рисовать «тычком» концом кисти или ватной палочкой.
Воспитатель: Дети, закройте глаза, представьте, каким узором вы будете расписывать свою лошадку, цвет узора, как расположите, с чего начнете рисовать.
Самостоятельная работа детей (под спокойную народную музыку (помощь затрудняющимся детям, индивидуальная работа).
Рефлексия: вы красиво расписали свои игрушки, вы - настоящие мастера. И у лошадки стало хорошее настроение, т.к. у неё появилось много друзей. Это вы помогли ей, молодцы!
Итог.
Конспект занятия «Роспись дымковского коня»
Задачи:
Продолжать закреплять знания детей о дымковской игрушке: материал (пластилин); виды (барыня, животные, птицы); мастера, место изготовления (Родина – Дымково); историей промысла).
Учить детей расписывать силуэт коня дымковскими узорами: горошина, точка, соблюдая следующие правила построения композиции: располагать элементы узора в шахматном порядке; начинать роспись сверху вниз; расписывать у коня только внешнюю сторону: туловище, ноги.
Учить детей наносить элементы узора, использую нетрадиционную технику
рисования – ватные палочки: горошины наносить путем прижимания ватной палочки большего размера; точки наносить путем легкого прикосновения ватной палочки меньшего размера.
Учить различать цвета, используемые в дымковской росписи.
Активизировать в речи детей слова: дымковская игрушка, горошина, точка, конь.
Развивать композиционные умения в шахматном расположении элементов узора при расписывании силуэта коня.
Предварительная работа:
Просмотр видеофильма о «Народных промыслах»: Знакомство с дымковскими игрушками, с техникой их выполнения, с мастерами промысла.
Рассматривание иллюстраций и ширм по дымковской игрушке.
Организация мини-музея «Дымковские игрушки».
Д/и «Подбери краски для дымковских игрушек».
Упражнять в рисовании кругов, колец, точек рядами.
Демонстрационный материал:
ковер;
декорации: иллюстрации седа Дымково, дом со ставнями, 2 мастерицы с силуэтами дымковских игрушек (расписные и нет);
Вот и сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие! А в путешествие мы с вами отправимся на ковре-самолете. (Воспитатель расстилает ковер).
Воспитатель: А куда отправимся - будет для вас загадка.
Воспитатель: Усаживайтесь на ковер поудобнее, крепко возьмитесь за руки и закройте глаза. Итак, наше удивительное путешествие начинается! (Звучит музыка, дети сидят на ковре с закрытыми глазами, а воспитатель выставляет декорации)
Воспитатель: Ребята открывайте глаза, мы прилетели с вами на берег реки, где расположилось старинное село под названием Дымково. Здесь живут русские мастера, которые длинными вечерами делают из глины забавные игрушки и украшают их яркими узорами.
Много разных игрушек лепят мастера: это и кони, и птицы, и барышни.
Посмотрите, над нашей избой поднимается голубой дымок над трубой. Мастерицы длинными зимними вечерами топят печь, обжигают глиняные игрушки и все село в дыму. Оттого, наверное, и назвали деревню Дымково, а игрушки – дымковскими.
Воспитатель – Ребята, а давайте-ка мы с вами заглянем в одну из изб и посмотрим, чем там занимаются?
(Воспитатель вместе с детьми подходит к избе и приоткрывает ставни. В комнате сидят 2 женщины. Они занимаются росписью игрушек.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, это две мастерицы готовятся к ярмарке – делают игрушки. Вот они уже вылепили из глины свои чудесные игрушки, а затем обожгли их в печи, чтобы они были прочными и побелили их мелом.
Воспитатель: Интересно, а чем они сейчас заняты, как вы думаете? Дети: они будут расписывать игрушки.
Воспитатель: Правильно, на белоснежном фоне, который так похож на цвет настоящего снега, рисуют с любовью дивные узоры яркой краской. (воспитатель показывает силуэт игрушки в белом и цветном варианте)
Воспитатель: Ребята, скажите, какие цвета используют мастера, когда расписывают глиняную игрушку?
Воспитатель: Ребята, а давайте посмотрим, а какими узорами мастера расписывают свои игрушки?
Воспитатель: ребята, посмотрите и скажите, как называется этот узор? (воспитатель последовательно показывает каждый элемент на карточке)
Воспитатель: мастерицы рисуют простой узор из горошин, колец, точек, прямых и волнистых линий.
Воспитатель: А теперь давайте закроем ставни. Не будем больше мешать.
Д/И «Найди такой же узор»
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю тоже принять участие в дымковской ярмарке, побудем мастерами и распишем вот такого дымковского коня. Давайте на него внимательно посмотрим. Какие части закрашены у коня полностью? (указательный жест) (Хвост, грива, копыта, уши) Какого цвета хвост, грива, копыта? (черного) А какого цвета уши? (Мастера расписывают уши в яркие цвета).
А где располагается узор? (вдоль ног, туловище) Мы у коня расписываем только ноги и туловище. Ребята, посмотрите внимательно мы наносим узор только на внешнюю сторону, внутренняя - остается белой. Ребята, а какими узорами украшен конь? (можно использовать карточки с элементами дымковских узоров).
Мастера украсили коня горошинами и точками. Ребята, а на какую геометрическую фигуру похожи и горошина и точка? (круг) А что больше горошина или точка? Горошина в 3 раза больше чем точка. Ребята, посмотрите внимательно, как расположены горошины и точки? (Показать схему) – В шахматном порядке. А какого цвета горошины? Точки?
Воспитатель: Ребята, узор на дымковскую игрушку наносят сверху вниз. А наносить узор на нашего коня мы будем не кисточками, а ватными палочками. Посмотрите внимательно на ватную палочку: с одной стороны ваты много накручено – это стороной мы будем делать горошины, а с другой стороны - мало, этой стороной мы будем делать точки.
Смотрите внимательно, как мы наносим узор на коня. Сначала опускаем в баночку с краску ту сторону ватной палочки, на которой ваты много накручено. У меня гуашь красного цвета, а вас может быть любого другого яркого цвета.
Затем находим место, где заканчивается грива и начинается туловище и начинаем плотно прижимать ватную палочку, делая горошинки на небольшом расстоянии друг от друга, сверху вниз в шахматном порядке. Ребята, не забудьте, что узор мы наносим только на внешнюю сторону, а внутренняя сторона остается белая.
Воспитатель: Ребята посмотрите, горошины я нанесла, остались точки. Теперь я переворачиваю ватную полочку, и опускаю в баночку уже с другой краской ту сторону палочки, где ваты мало накручено. У меня краска желтого цвета, у вас может быть любого другого. Теперь я начиная точки наносить с того место где заканчивается грива и начинается туловище по одной точки между горошинами, сверху вниз, легким прикосновением палочкой.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, вот такой яркий конь у меня получился.
Воспитатель: Ребята, а теперь пришла ваша очередь игрушек к ярмарке расписывать. Проходите, садитесь за столы.
Воспитатель: Ребята, но прежде чем мы начнем расписывать игрушку, мы попробуем выложить узор на коне с помощью кружочков разных цветов и разных размеров. Большие кружочки – это будут горошины, а маленькие – точки. Пододвиньте к себе тарелочку с кружочками, силуэт коня и начинайте выкладывать, как будто рисуете: не забывайте, что начинаем сверху вниз, в шахматном порядке. (воспитатель следит за правильностью выполнения, исправляет ошибки).
Воспитатель: Все справились!? А теперь начинаем расписывать коней. (самостоятельная деятельность детей)
Воспитатель направляет ход работы, оказывает индивидуальную помощь, следит за осанкой.
Воспитатель: Кто закончил, несем свои работы на ковер, будем выставку оформлять «Веселая дымковская ярмарка».
Вопросы к детям:
- Ребята, а давайте найдем такого коня, у которого самые ровные, самые круглые горошины? Точки?
- Ребята, а найдите, пожалуйста, такого коня у которого горошины и точки в шахматном порядке расположены?
- Ребята, а теперь давайте найдем такого коня, который больше всего похож на коня, которого я расписывала, найдем ему брата близнеца?
- Ребята, давайте найдем такого коня, у которого очень много горошин и точек?
Воспитатель: Молодцы ребята, помогли мастерам к ярмарке приготовиться, расписали таких ярких, веселых, цветных игрушек – коней. А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Садитесь на ковер – самолет, крепко закрывайте глаза. Полетели!
На этом занятие по рисованию «Роспись дымковского коня» завершается.
Конспект по художественно-эстетическому развитию (аппликация)
«Декоративная тарелка. Хохлома».
Цель: выполнить узор для тарелочки с использованием элементов хохломской росписи.
Задачи:
Обучающие: учить декорировать тарелочки симметричными узорами путём вырезания их из бумаги; продолжать знакомство детей с разными видами народного декоративно-прикладного искусства.
Развивающие: развивать навык вырезания с помощью складывания; развивать чувство формы и композиции, сопровождающую, завершающую речь, моторику рук, воображение, внимание; развивать творческие способности детей.
Воспитательные: воспитывать эстетическое отношение к бытовой культуре, интерес к продуктивным видам деятельности.
Оборудование для педагога: альбом для рассматривания «Хохлома»,образец, элементы аппликации для демонстрации.
Оборудование для детей : тарелки и наборы с элементами узора для задания,цветная бумага, заготовки в виде: черного круга (диаметр 20 см, ножницы, клей, кисточки, по количеству воспитанников.
Вводная часть:
Воспитатель: Ребята, я хочу рассказать вам одну печальную историю. «Жила на белом свете одна волшебница по имени Ванесса. Когда-то она была веселой, доброй, у нее было много друзей. Но однажды, она заболела какой-то редкой и странной болезнью – перестала видеть красоту вокруг себя. Окружающее казалось ей нехорошим, некрасивым. Она перестала делать добрые дела, рассорилась со всеми друзьями, стала грустной.
Воспитатель:А вы знаете, что такое «красота». Назовите ассоциации к слову «красота». Назовите красоту вокруг себя. А что для вас является красотой? Когда человек бывает красивым? Что его красит? На какие поступки вы готовы ради других людей? (Ответы детей).
Основная часть:
Воспитатель: Жить в серости и мраке без друзей нельзя. Нужно вылечить Ванессу. Но как? (Ответы детей). Ваши руки, хоть еще и не очень большие, но уже умеют делать красоту. Предлагаю украсить тарелочки элементами хохломской росписи. Эти тарелочки мы покажем волшебнице, чтобы она порадовалась такой красоте и исцелилась.
(Показ альбом для рассматривания «Хохлома»).
Воспитатель: Чем необычны и красивы узоры Хохломы? Что вы знаете об истории хохломской росписи? Какие элементы характерны для этого вида народного промысла. (Ответы детей).
Воспитатель: Сейчас мы подготовим пальчики к работе.
Волшебник.
Если ножницы достану, (изобразить "ножницы")
То волшебником я стану, (руки и кисти вверх)
Сотворю вам из бумаги, (изобразить движения ножницами)
Птиц, машины, лодки, флаги. (изобразить "птиц", движения руля, "лодку", "флаг")
Воспитатель: Наши пальчики размялись и готовы к работе. У вас на тарелочках лежат разноцветные квадраты, прямоугольники. Из них можно вырезать различные элементы хохломской росписи. Какие?
Дети: Цветы, листики, ягодки.
Воспитатель: Ребята, в середине блюда мы располагаем один элемент, а по краям постарайтесь расположить разные элементы. Красиво получится, если соблюдать симметрию. Сказочная музыка поможет нам выполнить красивую работу. (Включается аудиозапись).
Воспитатель: Приступаем к работе. Начнем с украшения середины блюда. Каким элементом можно украсить середину блюда? Кто мне напомнит, как можно вырезать из квадрата цветок?
Дети: Нужно сложить квадрат в несколько раз и срезать уголок с закруглением.
Воспитатель: Давайте вспомним, как вырезать из прямоугольника листики?
Дети: Нужно сложить прямоугольник пополам и срезать уголки.
Воспитатель: Ребята, не забывайте о правилах безопасности при работе с ножницами: нельзя подносить ножницы близко к лицу, и оставлять их с открытыми лезвиями. Расположите ваши элементы узора на блюде, чтобы получился красивый узор хохломы.
Воспитатель: Кто составил узор, может начать его приклеивать. Постарайтесь наклеивать аккуратно, чтобы пятна клея не испортили красоту.
Заключительная часть:
Воспитатель: Какие красивые получились у вас блюда! Кому, какие тарелочки понравились у товарищей? Какая тарелочка выполнена аккуратнее всех? На какой более выразительный узор?
Сейчас мы расположим наши блюда на мольберте. Волшебница Ванесса увидит ваши работы, их красоту и начнет излечиваться от своей странной болезни.
Лепка «Дымковская лошадка» (средняя группа).
Цель:
Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством.
Задачи:
Расширять представление детей о дымковской игрушке.
Развивать желание лепить игрушку своими руками.
Учить лепить лошадку комбинированным способом.
Закреплять различные способы лепки: раскатывание, вытягивание, прищипывание, сглаживание.
Показать характерные особенности дымковской игрушки - коня.
Формировать эстетический вкус средствами народного искусства.
Воспитывать самостоятельность и творчество.
Методические приемы и указания:
Показ игрушки.
Показ и напоминание приемов лепки.
Объяснение, рассказ.
Стихи, потешки.
Предварительная работа:
1. Экскурсии в русскую избу.
2, Рассматривание народных игрушек.
3 Разучивание народных игр, хороводов.
Рассматривание иллюстраций художника Ю.А.Васнецова.
Декоративное рисование салфеток, ковриков и т.д. с использованием элементов дымковской росписи.
-Дети, мы с вами живем в большой и прекрасной стране - Россия. В ней очень много разных городов, сел, деревень, в которых живут настоящие мастера и умельцы. Вот сегодня мы с вами отправимся в гости к таким мастерам в вятское село Дымково:
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок.
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали и село большое
Дымково назвали.
- Вот мы с вами и пришли (на экране появляется русская изба). Когда-то давным-давно у крестьянских ребятишек, которые жили в такой избе, не было столько игрушек, как у вас. И поэтому крестьяне сами мастерили для своих детей игрушки из соломы, тряпочек, дерева, глины. Вот посмотрите, какие веселые игрушки лепили из глины дымковские мастера.
Вечера зимою длинные.
Лепит мастер здесь из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
- Все эти игрушки лепились из глины, затем несколько дней сушились. Потом дымковские мастера помещали игрушки в печь и обжигали их в жарком огне, чтобы они были прочными и легкими. Как только игрушки остывали, мастера и мастерицы покрывали игрушки мелом, разведенном в молоке. И уже по белому фону раскрашивали разноцветными красками.
- Какие цвета есть в дымковской росписи? (Ответы детей).
- А какие узоры использовали мастера? (Точки, колечки, кружочки, волнистые линии, решетки и т.д.)
- Правильно,
Кружочки, клеточки, полоски -
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
- А какие игрушки лепили дымковские мастера? (Петухи, барыни, лошадки, козлики и т.д.)
- А в минуты отдыха русские мастера и мастерицы водили хороводы, играли в народные игры. Давайте-ка и мы встанем в хоровод.
Хоровод «Как на тоненький ледок»
2 часть.
А сейчас мы с вами сами превратимся в дымковских мастеров и попробуем слепить лошадку. Занимайте свои рабочие места.
идет показ приемов лепки.
Скатать цилиндр, один конец цилиндра разрезать пополам до половины, отогнуть одну часть вверх - это щея и голова лошадки, вторая часть отгибается вниз – это передние ноги. Не разрезанный конец цилиндра тоже отогнуть вниз – это задние ноги. Вытянуть путем прищипывания уши. Скатать гриву и хвост.