Просмотр содержимого документа
«Проект "Осенние наблюдения" в старшей группе»
Проект: "Осенние наблюдения"
Тема: "Мир вокруг нас"
Вид проекта: информационный практико - ориентированный, фронтальный, средней срочности
Участники проекта: дети старшей группы №4,педагоги, родители.
Срок реализации проекта: 1.09. 2021 -30.11.2021
Цель проекта: экологическое воспитание и экологическая культура дошкольников и их родителей. Научить детей наблюдать за окружающим миром, замечать изменения, происходящие с объектом или явлением природы, в течение определённого периода – осени. Закрепить знания о живой и неживой природе, о роли растений на Земле, об изменениях в процессе роста и развития растений осенью, процессе взросления животных, о взаимосвязи процессов и явлений, происходящих в природе, между собой, о жизни животных осенью, о влиянии человека на окружающую среду. Развивать мышление, память, внимание, воображение, речь, общую и мелкую моторику рук, ориентацию в пространстве и времени, глазомер. Прививать чувство ответственности за свои поступки, желание беречь и приумножать природу. Формировать внимательность, наблюдательность. Воспитывать доброту, желание заботиться о природе, помогать взрослым.
Актуальность темы: осень богата изменениями в природе, ярко выраженными, контрастными явлениями - подходящий период для наблюдений.
Актуальность проблемы: родители мало обращают внимания детей на окружающий мир и процессы, происходящие в нём, мало читают детям книги. Дети «с пелёнок» получают информацию посредством гаджетов.
Гипотеза: совместные, систематические, целенаправленные наблюдения детей с родителями сформируют внимательность, наблюдательность, ответственность и трудолюбие, как у детей, так и у взрослых. Воспитают желание беречь и заботиться о природе.
Задачи:
- мотивировать родителей и детей на участие в проекте;
- предложить объекты для наблюдений;
- изучить литературу и подобрать материалы для закрепления и пополнения знаний детей об окружающем мире природы;
- организовать ежедневные наблюдения во время прогулки, проводить беседы, игры и читать литературу по данной теме;
- организовать презентацию своих дневников наблюдений детьми.
Этапы проекта:
Подготовительный-
- сбор информации о природных зонах нашего края – водоёмы, парковые зоны, посадки;
- накопление и оформление материала – стихи, приметы, загадки, сказки, рассказы;
- консультации для родителей;
- пополнение уголка природы в группе наглядными пособиями;
- подбор дидактических игр, экологических плакатов, картин и др.
Основной-
Ранняя осень
Беседы: беседа- рассуждение «В чём различия между концом лета и началом осени?», «Отлетают насекомоядные птицы», «Полетела паутинка», «Дни короче - длинее ночи», «Ветер тучи нагоняет», «Хлеб»
Литературные произведения: А. Фет «Осень», Г. Скребицкий «Осень», К. Ушинский «Четыре желания», М. Глинская «Хлеб», укр.нар.сказка «Колосок»,
Игры: лото «Птицы», алгоритм «Как хлеб на стол пришёл», «Полезные - вредные насекомые», «Было, есть, будет»
Труд в природе: сбор семян календулы, листьев малины, осенних цветов для гербария
Изодеятльность: рисование «Что нам лето подарило?», моделирование из мозайки «Птичка», лепка «Батоны, ватрушки, крендельки», аппликация «Паучок на паутинке»
Золотая осень
Беседы: «Труд человека осенью», «Про грибы, про всякие», «Кладовая осени», «Осень золотая!», «Осень - погод восемь»
Литературные произведения: Ю. Тувим «Овощи», рус.нар. сказка «Вершки и корешки», Н.Носов «Огурцы», В. Катаев «Грибы», А.Майков «Осень», А.Пушкин «Осенняя пора…»
Игры: «Из чего приготовлено?», «С какого дерева листок, плод?», «Запасы на зиму», «Явления природы», «Вершки и корешки», «Плод- косточка»
Труд в природе: сбор листьев и плодов деревьев, сгребание граблями листьев в кучи, сбор семян чернобрывцев
Изодеятельность: рисование «Осенний пейзаж», лепка «Корзинка с грибами», аппликация «Урожайный год», поделки из природного материала
Поздняя осень
Беседы: «Птицы улетели», «Водоёмы засыпают», «Как звери готовятся к зиме», «Осень, до свидания»
Литературные произведения: А.Пушкин «Уж небо осенью дышало…», Г.Скребицкий «Ушан», В. Гаршин «Лягушка – путешественница», С. Есенин «Береза», А.Толстой «Белка и волк»
Игры: «Перелётные и зимующие птицы», рассказ о зверях по мнемотаблице,
«Кто где живёт?»,
Труд в природе: развешивание кормушек, наполнение кормом
Изодеятельность: моделирование из геометрических фигур «Птицы», рисование «Белка на дереве», оригами «Лисичка», лепка плоскостная «Грустный пруд»
Заключительный - презентация детьми своих дневников наблюдений, рассказ из личного опыта
Выводы: систематические и целенаправленные наблюдения за объектами и явлениями природы привлекли внимание детей и взрослых к сезонным изменениям. Совместная работа родителей и детей сблизила их, научила интересно и с пользой проводить время, стимулировала совместное творчество. Дети стали более внимательными, стали больше интересоваться процессами, происходящими в окружающем мире: замечать происходящее вокруг во время прогулки и, находясь в группе, обращать внимание на происходящее за окном. У детей проявляются такие качества как доброта, бережное отношение к объектам природы, желание заботиться. Дети с удовольствием принимали участие в трудовой и экспериментальной деятельности, с радостью рассказывают о своём опыте. Все цели и задачи проекта успешно реализованы, гипотеза подтвердилась.