Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ "Мои первые шаги"
Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ "Мои первые шаги"
«Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А. Сухомлинский.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ "Мои первые шаги"»
МБДОУ Детский сад №24 «Золотая рыбка»
Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста
к условиям ДОУ
«Мои первые шаги»
2020-2021 г.
АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА.
«Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А. Сухомлинский.
Участники проекта:
Воспитатель младшей группы – Евтушенко А. Л.
Целевая группа: дети младшей группы и их родители.
Сроки реализации: сентябрь – май
Цель проекта: помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Этим определяются основные задачи, решаемые проектом:
- преодоление стрессовых состояний у детей раннего и младшего возраста в период адаптации к детскому саду;
- формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей:
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
- развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
- развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;
- развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Актуальность проекта
Каждое дошкольное образовательное учреждение, реализует в своей деятельности и прежде всего, позволяет выявить использование индивидуально-дифференцированного подхода к детям, гуманизации (во имя ребёнка, для ребёнка), учитывает интересы, потребности самих детей. Это и задаёт критерии отбора нововведений и их синтеза, а также позволяет рассматривать самые разнообразные комбинации соотношений, изменений в содержании, технологии, организации образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка.
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются две основные критерии успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни.
Педагоги и родители должны помнить, что упущенное в воспитании малыша ничем потом не восполнишь.
«Ранний детский возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие», отмечает В.С. Мухина.
Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям детского сада:
-предусматривает разработку комплексной системы психолого-педагогического сопровождения;
-позволяет определить роль и задачи педагога-психолога в организации процесса адаптации;
-позволяет определить механизм (алгоритм) деятельности воспитателей в организации системы психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации;
-позволяет определить механизм (алгоритм) включения родителей в адаптационный процесс;
-позволяет определить разнообразие организационных форм педагогической работы;
-позволяет определить разнообразие методов и приемов педагогической работы, их эффективность;
-предусматривает подбор и использование диагностического инструментария для определения степени адаптации детей к условиям ДОО;
-направлен на сохранение и укрепление физического и психологического развития детей дошкольного возраста.
В результате осуществления нашего проекта задействованы педагог-психолог, воспитатель группы младшего возраста, родители, что будет способствовать их сплочению. И одно из главных направлений проекта, помощь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям жизнедеятельности. Мы хотим, чтобы ребенок чувствовал себя в этот период комфортно и ходил в детский сад с удовольствием. Длительность этого проекта составляет 9 месяцев, первый год пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Этапы проекта:
1. Организационный этап:
• подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;
• разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;
• пополнение предметно-развивающей среды группы младшего возраста;
• разработка информационного материала для родительского уголка о проведении проекта «Мои первые шаги»;
• подбор анкет для родителей;
• составление перспективного плана мероприятий проекта.
2. Основной этап:
• реализация проекта в соответствии с планом.
3. Итоговый этап:
• анализ проведенной работы;
• диагностика адаптации детей к условиям ДОУ;
• презентация проекта для педагогов и родителей;
• публикация проекта на интернет-сайте.
Формы работы с родителями:
1.Консультирование - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
Консультации на тему:
- «Адаптация ребёнка в детском саду. Адаптационный период»;
- «Что нужно знать родителям, когда ребенок приходит в детский сад»;
- «Моменты утреннего расставания»;
- «Привитие культурно-гигиенических навыков».
Анкетирование:
- «Сведения о ребенке».
Беседы:
- «Завтра в детский сад»;
- «Ваш ребёнок пришёл в детский сад»
2. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду;
3. «Портфолио дошкольника» - интерактивное средство работы с родителями;
4. Выпуск памяток, папок-передвижек, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.
В педагогической литературе в большей степени освещены вопросы адаптации к дошкольному учреждению детей раннего возраста (А.И. Жукова, Н.И.Добрейцер, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Н.Д.Ватутина и др.). Адаптация определяется, прежде всего, как медико-педагогическая проблема, решение которой требует создания условий, удовлетворяющих потребности детей в общении, тесного взаимодействия между семьёй и общественным воспитанием, хорошего медицинского обслуживания детей и правильной организации воспитательного процесса (Н.М.Аксарина, А.И.Мышкис).
Большой вклад в изучение проблем адаптации личности сделан в отечественной (М.Р. Битянова, Я.Л. Коломинский, А.А.Налчаджян, А.В.Петровский, А.А.Реан и др.) и зарубежной психологии (А.Маслоу, Г.Селье, К.Роджерс, А.Фрейд, З.Фрейд, Т.Шибутани, Х.Хартманн и др.).
В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах (Ш.А.Амонашвили, Г.Ф.Кумарина, А.В.Мудрик, И.П.Подласый, Е.А.Ямбург и др.).
При рассмотрении теоретических проблем, относящихся к психологии и педагогике развития личности, адаптация рассматривается как фаза личностного становления индивида, вступающего в относительно стабильную социальную общность (Э.В.Ильенков, А.В.Петровский, Л.С.Выготский, Д.И.Фельдштейн). Развитие личности здесь представляется как процесс ее вхождения в новую социальную среду, адаптация и, в конце концов, интеграция с ней.
Адаптация – процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебания разных факторов внешней среды.
Правильное воспитание увеличивает способность детского организма целесообразно реагировать на изменение окружения. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи и многое другое – всё это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации и ребёнка при поступлении в д/с.
От того, как проходит привыкание ребёнка к новому режиму, к незнакомым людям, зависит его физическое и психическое развитие, помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а так же дальнейшее благополучие, существование в д/с и семье.
От того, насколько ребёнок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие.
Существует 3 степени адаптации: лёгкая, средняя и тяжёлая.
Длительность адаптации:
с 1 до 15 дней – лёгкая степень;
от 15 до 25 дней – средняя степень тяжести;
более 25 дней – тяжелая степень;
Степень адаптации учитывается по таким параметрам:
1. Эмоциональное состояние ребёнка.
2. Социальные контакты ребёнка.
3. Сон ребёнка.
4. Аппетит ребёнка.
При выявлении степени адаптации на каждого заполняется лист адаптации, например: если ребёнок (с 1 до 15-го дня адаптации) показывает хорошие результаты, то по итогам наблюдения в листе пишем «Адаптация лёгкой степени», но наблюдение за этим ребёнком продолжаем, или, если ребёнок показывает положительные результаты от 15-го до 32-го дня адаптации с небольшой нестабильностью, то в листе адаптации пишем «Адаптация средней тяжести», далее продолжаем наблюдение и т.д. на каждого ребёнка. Тяжелая степень адаптации требует комплексного подхода по устранению причин дезадаптации. Наблюдение за ребёнком надо продолжить, так как в том случае, если ребёнок заболел или по другим причинам не посещал детский сад, необходимо определить, как это повлияло на его адаптацию. Наблюдая и делая выводы, воспитатель должен знать и учитывать индивидуальные особенности ребёнка до поступления в детский сад так, например, если у ребёнка до поступления в детский сад был неустойчивый аппетит или он плохо говорил, это не следует рассматривать как показатель адаптации.
План реализации проекта
Сроки реализации
Содержание деятельности
Август-сентябрь
2020 год
Изучение методической литературы;
Подбор информации для анкетирования родителей;
Составление планов работы с детьми, родителями;
Оформление и обновление развивающей предметно-пространственной среды;
-Создание эмоционального комфорта (подбор и оформление картотеки игр);
Составление и подбор информационного материала для родителей.
Рекомендации родителям в период адаптации детей к условиям детского сада.
Анкетирование родителей.
Родительское собрание «Давайте познакомимся. Адаптационный период».
Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада»;
Памятка для родителей «Первые дни пребывания в детском саду»;
Постепенное заполнение группы.
Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации);
Учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциями, аппетитом, сном ребенка в первый месяц
Цель: знакомство со стихотворениями А.Барто, развитие речи детей.
Речевое развитие
Рассказывание воспитателем сказки «Курочка ряба».Беседа по сказке.
Цель: познакомить детей со сказкой, развитие речи детей.
Художественно – эстетическое развитие Конструктивная деятельность: «Башенка из кубиков», «дорожка для кота Леопольда».
Цель: формирование навыков конструктивной деятельности.
Физическое развитие
Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Пузырь», «Зайчик серенький сидит»
Цель: формирование навыков игровой деятельности.
Развивающая предметно -пространственная среда
Тексты к стихотворениям А.Барто, детский набор посуды для игровой ситуации, набор конструктора.
Октябрь
«Мы привыкаем»
Развитие культурно-гигиенических навыков. - Приучение детей к самообслуживанию: показывать, как одеваться, причесываться, держать ложку или чашку, ходить на горшок, мыть руки.
Социально – коммуникативное развитие
«Собираем куклу Машу на прогулку»
Цель: знакомить детей с одеждой, расширять представление о ней.
Познавательное развитие
-Беседа«Как много интересного вокруг».
Цель: познакомить детей с окружающим в группе.
-Беседа«Покажем Мишке уголок природы».
Цель: познакомить детей с уголком природы в группе.
Речевое развитие
Рассказывание воспитателем сказки «Курочка ряба».Беседа по сказке.
Цель: познакомить детей со сказкой, развитие речи детей.
Художественно – эстетическое развитие
-Выкладывание цветной мозаики на тему «Курочка и цыплята».
Цель: развитие мелкой моторики рук,умения работать по образцу.
-«Постройка дорожки»
Цель: развитие конструктивных навыков.
Физическое развитие
Подвижные игры: «Мы топаем ногами», «Карусели», «Курочка и цыплята»
Сложи в коробочку шарики, игровые упражнения с прищепками «Коробочки», «Разноцветный заборчик»
Физическое развитие:
Игры «Кто тише», «Флажок», «Поезд», «Слоны и мышки»
Апрель
«Детский сад-наш дом родной»
Социально-коммуникативное развитие:
Игры «Колечки», «Мы топаем ногами», «Послушный мячик»
Речевое развитие:
Поэзия. З. Александрова. «Прятки»
В. Жуковский. «Птичка»;
Г. Лагздынь. «Зайка, зайка, попляши!»;
С. Маршак. «Слон», «Тигренок», «Совята» (из цикла «Детки в клетке»);
Художественно-эстетическое развитие:
Рисование «Божья коровка»
Муз. игра «Хоровод с Мишкой»
Игра- инсценировка «Сварим из овощей вкусный суп»
Сенсорное развитие
Игры с песком и водой (сенсорный столик)
Конструктивная деятельность
Игры с массажными мячиками «Бежит ежик по дорожке», «Мишутка», «Крепко мячики сжимаем»
Игры с платочками «Помощники», «Прятки» и т.д.
Физическое развитие:
Игры «Идём в лес», «По мостику», «Найди игрушку», «Лягушата и жучок»
Май 2021г.
Оформление газеты «Как мы живем в детском саду»
Мини-выставка творческих работ «Наши первые успехи»
Родительское собрание по итогам адаптации
ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ
Для успешной адаптации ребенка младшего возраста к условиям дошкольного учреждения необходимо, прежде всего, создать у него положительную установку, положительное впечатление о детском саде, чтобы он ходил туда с желанием. А это зависит в первую очередь от воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе.
В ходе рассмотрения выявлен смысл понятия адаптации ребенка младшего возраста к новым условиям (детскому саду). Адаптация происходит в несколько этапов. Не маловажным условием для успешной адаптации ребенка является активное участие родителей и воспитателей детского сада.
Дети младшего возраста уязвимы и не приспособлены к изменяющимся условиям. Следует учитывать уровень развития таких детей в этом возрасте и с этим учетом структурировать работу с детьми.
Особенности психолого-педагогического сопровождения детей младшего возраста сводятся к всестороннему развитию ребенка, создание для него комфортной атмосферы.
Поэтому организация адаптационного периода начинается с повышения профессионального уровня воспитателей, их психологического просвещения с помощью традиционных и новых методов обучения (педсоветы, семинары, тренинги, консультации), развития у них таких качеств, как умение сопереживать, коммуникативные навыки, доброжелательность, организаторские и артистические способности, эмоциональная стабильность и так далее.
Ожидаемый результат:
• Благоприятный адаптационный период детей 2-3 лет.
• Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду. Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико-психолого-педагогической службой ДОУ.
• Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
• Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
• Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004.
2. Губа Г.И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
3. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2012. – 72с.
4. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. – М.: Мозаика-синтез, 2011. – 56с.
5. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004.
6. Губа Г.И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
7. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2012. – 72с.
8. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. – М.: Мозаика-синтез, 2011. – 56с.