МБДОУ « ЦРР – детский сад « Сказка» г. Рославль Смоленская область
Проект
по нравственному воспитанию «Дошколята – добрые ребята»
Средняя группа
Подготовила: Корнеева Г. Н.
2019 г.
Тип проекта: познавательно – творческий, игровой, групповой.
Продолжительность: среднесрочный ( январь – апрель) Участники проекта: воспитатель, дети, родители.
Проблема: Недостаточная сформированность первоначальных представлений о правилах поведения, хороших и плохих поступках, неумение сопереживать близким, сверстникам, осознавать свои поступки, отсутствие готовности сделать хорошее для них.
Актуальность : Духовно – нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема настоящего времени, когда материальные ценности преобладают над духовными. У детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости. Ребенка отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Доброта и милосердие – это высочайшие нравственные ценности, вершина человеческого духа. В них проявляются гармония чувств, мыслей, поступков; активное противостояние всему дурному, борьба со злом; готовность помочь кому-нибудь или простить кого-либо из сострадания. Основу этих взаимоотношений необходимо заложить еще в дошкольном возрасте, когда в ребенке начинает формироваться все человеческое.
Цель проекта : Создание условий для формирования первоначальных представлений о нравственных чувствах и эмоциях.
Задачи проекта : Учить детей ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.
Формировать доброжелательные дружеские взаимоотношения между детьми; положительное отношение ко всем людям.
Воспитывать умение оценивать поступки окружающих.
Развивать негативное восприятие и отношение к плохим поступкам в жизни и литературных произведениях; уверенность в себе и своих возможностях.
Поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки.
Развивать представления детей о понятиях «добро». и «зло», их важности в жизни людей.
Сохранение и укрепление здоровья детей.
Способствовать эмоциональному, духовно-нравственному и интеллектуальному развитию.
Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.
Закреплять знание правил вежливого общения.
Поощрять стремление детей совершать добрые поступки.
Предполагаемый результат : демонстрация детьми личностных качеств, соответствующих показателям духовно-нравственного здоровья.
Схема проекта:
Интеграция образовательных областей :
Социально-коммуникативное развитие.
Физическое развитие.
Художественно-эстетическое развитие.
Речевое развитие.
Познавательное развитие.
Формы и методы реализации проекта :
Образовательная деятельность: развитие речи, рисование, лепка, аппликация, музыка, ознакомление с художественной литературой.
Совместная деятельность: дидактические игры, беседы, игровые ситуации, драматизация, подвижные игры, физкультминутки, ролевая гимнастика, пальчиковые игры, развлечения, досуги.
Самостоятельная деятельность: трудовая деятельность, художественная деятельность, игровая деятельность.
Ресурсное обеспечение
Художественная литература по теме.
Наглядный материал (презентации, картинки, плакаты, фотографии, книги, сказки, м/ф по теме).
Интернет;
Мультимедийное оборудование.
Аудио, видео проигрыватели.
Материалы для детского творчества (цветная бумага, гуашь, карандаши, пластилин, ножницы, цветной картон).
Этапы работы:
План поэтапной деятельности педагога с детьми и родителями в рамках проекта:
Довести до участников важность данной темы.
Подбор методической литературы.
Подбор детской литературы о добре: стихи, сказки, рассказы, загадки, пословицы, поговорки, мирилки, песни.
Подбор картин, фотографий, иллюстраций на данную тему.
Разработка ООД, определение тематики бесед.
Подбор музыкального репертуара.
Изготовление пособий, дидактических игр, тематических альбомов.
Создание комфортной предметно-развивающей среды.
Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
2 этап – основной:
Планирование работы по проекту.
Январь:
1неделя:
Беседа « Подарки к Новому году»
Д/ игра « В гостях у дедушки Мороза»
Чтение русской народной сказки « Морозко»
Ситуативный разговор «Зачем дарить подарки?»
Драматизация сказки «Теремок»»
Рассказ воспитателя « Как можно порадовать родных?»
Словесные игры « Комплимент», « Назови ласково»
2. неделя
Беседа «Как себя вести в детском саду»
Игра «Мое настроение».
Упражнение «Подари улыбку и вежливое слово.
Подвижная игра «Поезд»
Пальчиковые игры « Апельсин», « Сороконожка».
Конспект ООД «С чего начинается дружба».
Рассказывание сказки «Коза и семеро козлят»
Февраль:
1 неделя
Беседы: «Что такое хорошо и что такое плохо?», « Какими могут быть добрые дела?»
Чтение произведений А. Барто « Вовка – добрая душа», сказки « Два жадных медвежонка»
3. Ситуативный разговор « Покормите птиц зимой», ««Добрый или злой»
4. Просмотр мультфильма «Кот Леопольд»
5. «Как мы няне помогали» (помощь в сервировке столов к обеду).
6. Подвижные игры ««Котята и щенята», «Найди себе пару»
7. Пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики»
2 неделя
Конструирование из бумаги «Гирлянда добрых сердец»
Рассказ воспитателя « Собака-друг человека».
Рассматривание книги «Правила поведения дошкольников».
Д/ игры « Угадай настроение», «Хорошо - плохо».
Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «В кафе»,
Совместное творчество воспитателя с детьми « Сказка про жадного мышонка».
Словесные игры: «Похвали друга», « Хороший ли ты друг?
3 неделя
Беседа « Мой папа самый лучший»
Аппликация « Открытка для папы».
Этюд «Улыбнемся друг другу»,
Инсценировка сказки « Маша и медведь»
чтение сказки «Гуси-лебеди»
Д/и «Оцени поступок».
Подвижные игры «Ровным кругом», «Карусели»
4 неделя
Беседа «Наши поступки»
Просмотр серий из мультфильма про Лунтика
П/и «Найди свою пару и обнимись»
Речевая игра «Добрые слова»
Д/ игра « Угадай настроение», « Скажи ласково»
Чтение М. Пляцковский «Урок дружбы»,
Рисование « Подарок другу»
Март
1 неделя
Аппликация « Подарок для мамы»
Беседа « Как я мамочку люблю»
Этюд «Как я помогаю маме»
Рассматривание иллюстраций на тему: « Профессии наших мам»
Словесная игра «Что доброго делают люди этой профессии»
Сюжетно – ролевые игры « Семья «, « Детский сад»
Чтение стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине»
Праздник «Мамин день 8 марта»
2 неделя
Беседа «Добрые слова улучшают настроение».
Рассказ воспитателя «Как отличить хороший поступок от плохого».
Ситуативный разговор «Чем порадовать друга»
Рассказ воспитателя «К чему ведут ссоры?»
Словесная игра « Как помочь другому человеку?»
Игровая ситуация «Ищем добрые слова»
Просмотр мультфильма « Приключения поросенка Фунтика»
Прослушивание песни « Дорогою добра»
3 неделя
Конструирование из бумаги «Цветок добра»
Д/ игра « Путешествие по сказкам»
Подвижные игры «Ровным кругом», «Карусели»
Чтение В. Осеевой «Добрые слова».
Ситуативный разговор «Мои хорошие поступки».
Рисование «Какого цвета доброта»
Разучивание песенки из мультфильма «Крошка Енот».
4 неделя
Разучивание стихотворения «Подарок» Е, Благинина.
Игровая ситуация «Помогаем другу в беде».
Работа с сюжетными картинками «Правила для добрых детей».
Просмотр мультфильма « Как ослик счастье искал»
Чтение сказки «Красная шапочка».
ООД на тему: ««Путешествие в страну Доброты и Вежливости».
Подвижная игра «Что мы делали, не скажем..»
Апрель
1 неделя.
Беседа-обсуждение «Как помочь товарищу в трудную минуту или если он поступает неправильно».
Труд «Уход за комнатными растениями».
Пальчиковая гимнастика « Дружная семейка»
Чтение сказки « Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Этюд « Добрые ладошки»
Дидактическая игра ««Я знаю добрые слова»
Инсценировка проблемных ситуаций «Мой друг меня обидел»
Слушание песенок о дружбе « Вместе весело шагать»,« Песенка друзей»
Пальчиковая гимнастика « Моя семья»
Обсуждение пословиц и поговорок о доброте: «Все любят добро, но не всех любит оно», «Добрые слова лучше мягкого пирога».
Обыгрывание ситуаций из жизни «Плохое настроение»,
Игра «Да – нет».
Аппликация: «Дерево дружбы»
Д/и «Оцени поступок».
3 неделя
Лепка ««Подарок для друга на день рождения».
Игровая ситуация «Почему Баба Яга злая и как ей помочь».
Составление рассказа «Мой любимый сказочный добрый герой».
Чтение В. Осеевой «Что легче?»
Беседа «Природа добрая и злая».
Драматизация сказки « Кот. Петух и лиса»
Просмотр мультфильма « по дороге с облаками»
Этюд ««Улыбнемся друг другу»
Словесная игра «Круг пожеланий»
3. этап. Заключительный. Продукт проектной деятельности.
Фотовыставка «Наши добрые дела».
Выставка рисунков «Добрые герои сказок».
Беседы: «Добрый человек. Что это значит?»
Оформление «Дерева добра» с высказываниями детей о доброте.
Развлечение «Путешествие в страну друзей».
Создание в группе картотеки «мирилок» в стихах и песенках.
Работа с родителями в рамках проекта.
Информация в родительском уголке: «Вежливость воспитывается вежливостью».
Папка-передвижка «Уроки доброты»
Консультация «Нравственное воспитание детей».
Родительское собрание «Азбука общения с ребенком»
Опрос «Как воспитываем доброту?»
Выполнение совместного домашнего задания: «Нарисуй доброго сказочного героя».
Акция «Полечите книгу»
Создание пособия « Наши мирилки»
Список литературы:
Загик Л.В. «Воспитателю о работе с семьёй» Журнал «Дошкольное воспитание»,3/98
Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет, ТЦ « Сфера», Москва,2004г.
Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. М.: Мозаика-синтез, 2008
Семенака С.И. « Уроки добра» - М.,2004г.
Фесюкова Л.Б. Беседы по картинкам (Чувства. Эмоции) демонстрационный материал, Издательствово ТЦ. «Сфера», 2006г.
Шорыгина Т.А. Вежливые сказки «Этикет для малышей», Книголюб, Москва,2004г.