Проект по предупреждению дорожно-транспортного травматизма для детей старшего дошкольного возраста (Возраст воспитанников – 6-7 лет)
Проект по предупреждению дорожно-транспортного травматизма для детей старшего дошкольного возраста (Возраст воспитанников – 6-7 лет)
Обучение детей дошкольного возраста безопасному участию в дорожном движении необходимо рассматривать на равне с другими важнейшими задачами воспитание и обучения подрастающего поколения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект по предупреждению дорожно-транспортного травматизма для детей старшего дошкольного возраста (Возраст воспитанников – 6-7 лет)»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 «Снегурочка»
Проект
по предупреждению дорожно-транспортного травматизма
для детей старшего дошкольного возраста
(Возраст воспитанников – 6-7 лет)
Составитель: Ного Ирина Владимировна
г. Салехард -2018
Пояснительная записка
Актуальность проблемы
Обучение детей в детском саду безопасному участию в дорожном движении необходимо рассматривать наравне с другими важнейшими задачами воспитания и обучения подрастающего поколения.
По данным ГИБДД Ямало-Ненецкого автономного округа и города Салехард уровень детского дорожно-транспортного травматизма в округе продолжает оставаться высоким. 499 ДТП, 45 погибших, 625 получивших травмы. Такова статистика дорожных происшествий на трассах Ямала за 2018 год. Рост аварий зарегистрирован в Тазовском, Шурышкарском и Ямальском районах. Цифры озвучены на заседании окружной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения.
И сколько бы люди не придумывали путей выхода из этой ситуации, пока мы не научим ребенка всем этим осознанно пользоваться, самому о себе беспокоиться, понимать свою ответственность за собственную жизнь, не сформируем устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации – данная проблема останется не решенной.
Жажда знаний, желание открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности, на улицах. Это связано с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым.
В силу своих возрастных особенностей дети не могут запомнить все правила дорожного движения, поэтому наша главная задача – научить ребенка безопасно действовать в любых жизненных ситуациях, и одно из направлений – безопасность на дороге.
Участие ребенка в дорожно-транспортных происшествиях может быть обусловлено многими причинами, такими как, например, обозначил Клочанов Н.И.(«Дорога, ребенок, безопасность»):
расстройства, вызывающие заторможенное или расторможенное состояние ребенка;
снижение обзора во время непогоды из-за зонта, поднятого воротника, капюшона;
плохое состояние дорожного покрытия;
эмоциональное состояние;
отвлечение внимания от транспортных средств, представляющих опасность;
более узкий угол зрения, чем у взрослого человека (у шестилетнего ребёнка он в 10 раз меньше, чем у взрослого, и составляет в горизонтальной плоскости всего 200–220, а в вертикальной – 120–150; рост угла зрения продолжается до 20 лет);
время реакции ребёнка (время от начала обнаружения опасности до начала действия значительно медленнее, чем у взрослого человека, у которого оно составляет 0,6–0,8 с, а у дошкольника- 1,3–1,5 с.);
чем опаснее ситуация, тем медленнее и неправильно принимает ребёнок решение, он теряется;
клетки коры головного мозга легко истощаются, быстро наступает состояние утомления и рассеянности;
отсутствие контроля взрослых (появление малыша одного на дороге должно привлечь внимание всех участников дорожного движения и восприниматься ими как чрезвычайное происшествие).
При обучении детей в детском саду безопасному участию в дорожном движении важно учитывать психофизиологические особенности дошкольников:
непостоянство и быстрое истощение нервной системы;
неспособность правильно оценить обстановку;
быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение;
процессы раздражения и возбуждения сильнее процессов торможения;
потребность в движении преобладает над осторожностью;
специфичность восприятия дорожной ситуации и реакции на приближающийся автомобиль;
отсутствие способности отделить важные факторы от менее важных;
стремление подражать взрослым;
недостаток знаний об источниках опасности
переоценка своих возможностей в реальной ситуации
неадекватная реакция на сильные и резкие раздражители.
Цель данной работы – предупреждение дорожно-транспортного травматизма через формирование у старших дошкольников умения видеть и осознавать реальную опасность на дороге и возможности избежать ее с помощью игр, заданий и упражнений.
Она реализуется путём решения нескольких задач:
развитие психических процессов восприятия дорожной обстановки (внимания, памяти, мышление) у детей;
развитие умения контролировать двигательную активность;
формирование эмоциональной стабильности ребенка;
развитие чувства ответственности за собственные поступки;
обучение правильному речевому общению, навыкам эффективного социального взаимодействия с окружающими людьми.
При обучении учитываются такие факторы, как возраст и индивидуальные способности. Некоторые особенности являются характерными для определённого возраста, а некоторые обусловлены индивидуальным темпераментом ребёнка, его способностями, потребностями и другими свойствами личности.
Программа состоит из 8 занятий, включающих игры, задания, упражнения. Количество детей не должно превышать 6-8 человек, что создает оптимальные условия для индивидуальной работы и обеспечивает вариативность общения. Занятия целесообразно проводить два раза в неделю с продолжительностью 30-35 минут. Они включают в себя задания не только на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, но и упражнения для профилактики нарушения зрения, развития мелкой моторики рук, элементы дыхательной и координационной гимнастики.
В ходе взаимодействия с детьми используются активные формы и методы обучения дошкольников безопасному поведению: разыгрывание проблемных ситуаций, различного рода эксперименты с игрушечным транспортом, моделирование, могут применяться современные компьютерные технологии. На занятиях уделяется внимание развитию у детей произвольности, умения контролировать чувства, эмоции, продумывать последовательность своих действий и выполнять их как во внешнем, так и во внутреннем плане. Виды деятельности, которые предлагаются в программе дают возможность каждому ребенку почувствовать себя частью коллектива, способствуют формированию навыков безопасного поведения на дороге с учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей восприятия дорожных ситуаций.
К данной программе разработан диагностический инструментарий для выявления актуального уровня развития психофизиологических особенностей восприятия детьми дорожной обстановки.
Ожидаемые результаты:
улучшится уровень развития психических процессов (внимание, память, мышление);
повысится чувство ответственности за собственные поступки;
хорошие показатели знаний детей о правилах дорожного движения.
Тематический план
№ зан.
Цель занятия
Содержание
Длит. частей
Общая длит.
1.
формирование и отработка навыков коллективного взаимодействия, установление контакта между детьми, инициативное общение.
1.«Мяч по кругу»;
2. Правила работы группы;
3. «Поздороваться носами»;
4. «Скульптура на дороге»;
5. «Самый внимательный»;
6. «Комплименты»;
7. Рефлексия;
8. «Хорошее настроение».
3 мин.
6 мин.
1 мин.
10 мин.
6 мин.
3 мин.
4 мин.
2 мин.
35 мин.
2.
активизировать процессы внимания и памяти, развитие мелкой моторики рук.
1. «Представиться по-разному»;
2. «Запрещенное движение»;
3. «Светофор»;
4. «Запомни и раскрась знаки»;
5. «Сигнал регулировщика»;
6. «Троллейбус»;
7. Рефлексия;
8. «Улыбка».
3 мин.
4 мин.
6 мин.
10 мин.
3 мин.
4 мин.
4 мин.
1 мин.
35 мин.
3.
Развивать умение контролировать двигательную активность, ориентироваться в пространстве.
1. «Повтори за мной»;
2. «Определи на ощупь»;
3. «Машины и гараж»;
4. «Передай жезл»;
5. «Коктейль движений»;
6. «Озорные щечки»;
7. Рефлексия;
8. «До свидания!»
2 мин.
4 мин.
4 мин.
4 мин.
10 мин.
5 мин.
4 мин.
2 мин.
35 мин.
4.
Развитие глазомера.
1. «Ласковое имя»;
2. «Хлопки»;
3. «Глазомер»;
4. «Дорожка»;
5. «Гляделки»;
6. «Далеко-близко»;
7. Этюд «Звезды»;
8. Рефлексия.
2 мин.
2 мин.
5 мин.
10 мин.
4 мин.
5 мин.
5 мин.
2 мин.
35 мин.
5.
Развитие слухового внимания, логического мышления.
1. «Эхо»;
2. «Снежный ком»;
3. «Стоп»;
4. «Логические дорожки»;
5. «Смирно! Вольно!»
6. «Проблемная ситуация»;
7. Рефлексия;
8. «Прощание».
3 мин.
3 мин.
5 мин.
10 мин.
5 мин.
7 мин.
5 мин.
2 мин.
35 мин.
6.
формирование навыков взаимодействия, развитие умения ориентироваться в ситуации.
1. «Башня любви»;
2. «Красная шапочка и серый волк»;
3. «Паровозики и машины»;
4. «Массаж в кругу»;
5. Рефлексия;
6. «Прощание».
3 мин.
5 мин.
20 мин.
5 мин
5 мин
2 мин.
40 мин.
7.
формирование эмоциональной стабильности, снижение гиперактивности.
1. «Знакомство»;
2. «Узнай по голосу»;
3. «Игры во дворе»;
4. «Слалом-гигант»;
5. «Скамья запасных»;
6. «Эмоции»;
7. Рисование;
8. Рефлексия;
9. Прощание.
2 мин.
3 мин.
7 мин.
5 мин.
3 мин.
5 мин.
8 мин
5 мин.
2 мин.
40 мин
8.
улучшение восприятия информации, развитие любознательности.
1. «Поздороваться за руку с максимальным количеством детей»;
2. «Связующая нить»;
3. «Ночной паровоз»;
4. «Что вы слышали»;
5. «Стимуляция ушей»;
6. «Начальник ГИБДД»;
7. Рефлексия;
8. Прощание.
3 мин.
3 мин.
10 мин.
4 мин.
3 мин.
10 мин.
5 мин.
2 мин.
40 мин.
Литература
Три сигнала светофора: дидактические игры, сценарии вечеров досуга; Книга для воспитателя детского сада: Из опыта работы/ В.А. Добрякова, Н.В.Борисова, Г.А.Панина; сост. Т.Ф.Саулина, - М.: Просвещение, 1989.
Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет/Т.А.Шорыгина, М.: ТЦ Сфера, 2010.
Дошкольникам о правилах дорожного движения: Пособие для воспитателей детского сада/ Э.Я.Степаненкова, М.ФФиленко, - М.: Просвещение, 1979.
Из опыта работы тифлопедагогов ГОУ детский сад компенсирующего вида № 277 Е.Н. Дамян, Т.А. Мельниковой,К.М. Утехиной,И.В. Князевой