ответы на вопросы односложные, словарный запас не достаточно обширный, имеются ошибки при построении предложений, сочетании слов, образовании новых форм слова.
Знакомство с устным творчеством разных народов пробуждает в детях интерес к языку, его истокам, к глубокому пониманию смысла произведений; способствует развитию их духовности и в конечном итоге определяет личность ребенка.
Данный проект способствует развитию словесного творчества старших дошкольников, начиная с обучения составлению небольших репродуктивно-творческих импровизаций по содержанию знакомых сказок и, заканчивая последующим придумыванием собственных сказок, и их драматизацией.
Эта работа способствует созданию благоприятной дружеской атмосферы в группе, а также использованию игровых методов, направленных на развитие связной речи с учетом таких характеристик личности, как активность, самостоятельность, эмоциональная устойчивость, творчество.
Цель:
Развивать связную монологическую речь старших дошкольников через интеграцию речевых задач, охватывающих разные стороны речевого развития: связную речь, словарь, грамматику, звуковую культуру речи, через разнообразные формы организации занятий.
Задачи:
Знакомить с жанровыми особенностями сказок, малых фольклорных форм, с принципами композиции.
Способствовать возникновению интереса к языковым средствам выразительности.
Использовать средства лексической выразительности при создании связных высказываний.
Учить придумывать сказки с использованием традиционных приемов повествования.
- Развитие интереса к русской и зарубежной литературе
- Речь детей станет более распространенной, эмоционально выразительной, грамотной. Дети будут правильно строить предложения, сочетая слова и используя окончания.
- Развитие творческой активности детей, освоение детьми дошкольного возраста различных видов творчества.
- Обогащение словаря детей, совершенствование диалогической речи, использование в речи разнообразных языковых средств.
- Использование речевых игр в свободной деятельности.
- Формирование коммуникативных способностей, эмпатии.
- Пополнение библиотеки книгами по разделу «Сказки»;
- Разработка конспектов мероприятий по проекту;
- Составление картотек с речевым материалом (стихи, загадки, песни о сказочных героях)
Этапы работы:
1 этап - подготовительный
Определение темы (проблемы проекта); вызвать интерес детей и родителей к теме проекта; составление плана-схемы проекта; сбор информации, литературы, дополнительного материала.
2 этап – основной
Реализация плана проекта с детьми, родителями.
3 этап - итоговый
Рефлексивный. Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
4 этап– трансляционный
(на педагогическом совете детского сада, на родительском собрании).
Содержание работы:
- Чтение, пересказ и драматизация сказок разных народов: теремок, репка, петушок и бобовое зернышко, лиса и кувшин и др. Так же авторские литературные произведения из программы для старшей группы.
- Игры с различными видами театра, как на занятиях, так и в свободной игровой деятельности. Показ известных произведений и придумывание своих историй, диалогов.
- Обыгрывание нового вида театра «Театр под одеялом».
- Разработка и внедрение новых игр с бельевыми прищепками, так же игры «Репортеры» и «Телепередача».
- В свободной деятельности детей использование большого спектра дидактических настольных игр для развития речи, например – придумай название, что перепутал художник, четвертый лишний и т.п., так же схемы для описательных рассказов.
Взаимодействие с семьёй:
Родителям предложены литературные произведения для домашнего чтения и пересказа, так же картинки, для составления описательных рассказов.
Изготовление пособий и игр для развития речи детей. Индивидуальные и групповые консультации по данной тематике.
Информирование о групповой и индивидуальной работе по развитию речи детей в группе.
Продукт проектной деятельности:
Изготовление и внедрение в работу новых игр по развитию речи для решения задач проекта и достижения предполагаемого результата.
Дефиле сказочных персонажей.
Заключительное мероприятие – развлечение «Играем в пиратов».
План – схема реализации проекта
№ п/п
Мероприятия
Работа с детьми
1.1
Цикл тематических занятий:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Творческое рассказывание сказки " Курочка ряба" на новый лад»
Конспект занятия «Викторина по сказкам»
Конспект занятия по математике «Путешествие по сказкам»
Конспект по развитию речи «Пересказ русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Конспект НОД рисование с применением нетрадиционных техник рисования "Волшебный аквариум"
Конспект НОД лепка сказочных персонажей из русской народной сказки "Колобок": заяц, волк, медведь, лиса, колобок.
Беседа «По страницам сказок»
Конструирование «Теремок»
1.2
Чтение сказок: Пушкин А. Сказки: Сказка о царе Салтане о мертвой царевне и о семи богатырях. Сказка о золотом петушке. Сказка о рыбаке и рыбке. Андерсен Г. X. Снежная королева. Стойкий оловянный солдатик. Новый наряд короля. Принцесса на горошине. Дюймовочка. Штопальная игла. Дикие лебеди. Родари Д. Приключения Чиполлино., Братья Гримм. Горшочек каши. Мальчик-с-пальчик. Белоснежка и семь гномов. Т. Александрова. «Домовёнок Кузька» В. Катаев «Цветик-семицветик
Загадывание загадок о сказочных героях.
1.3
Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам
1.4
Встреча в видеосалоне (просмотр мультфильмов по теме)
1.5
Театрализация сказки «Три медведя»
1.6
Прослушивание сказок в аудиозаписи: «Бременские музыканты», «Мороз Иванович», «Гадкий утенок».
1.7
Включение дидактических игр в режимные моменты:
«Разрезные картинки», «Составь портрет сказочного героя», кубики «собери картинку» по сказкам.
1.8
Сюжетно-ролевая игра «Театр»
1.9
Творческая мастерская: Предложить детям раскраски на тему сказки; рисование сказочных героев; предложить детям пластилин для свободного творчества по данной теме
1.10
Прослушивание аудиозаписей: «Приходи сказка», «В мире много сказок»