kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект по сенсорному развитию для детей второй группы раннего возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

В соответствии с ФГОС ДО в основной общеобразовательной программе детского сада на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. В программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка. Отдельным разделом в образовательной деятельности «Познания» (программа Детство Логинова) представлено «Сенсорное развитие», которое направлено на формирование у детей всех возрастных групп познавательных интересов и на их интеллектуальное развитие

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект по сенсорному развитию для детей второй группы раннего возраста»

Проект по сенсорному развитию для детей второй группы раннего возраста.

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

По предметно-содержательной области: образовательная область: «Познавательное развитие».

По продолжительности: средней продолжительности (3 месяца)

По количеству участников: групповой.

Участники проекта: воспитанники группы, воспитатели, родители воспитанников. 
Сенсорное воспитание – это целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) (Поддъяков Н.Н.).

Сенсорное развитие – фундамент формирующегося интеллекта.

Формирование сенсорных эталонов:

  • цвет

  • форма

  • величина

Задачи «Сенсорного развития» детей второй группы раннего возраста.

От 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев — продолжение знакомства с цветом, формой, величиной. Задачи сенсорного развития усложняются.

Ориентирование в величине предметов — раскладывают на две группы

игрушки, ознакомление детей с простейшими приемами для определения тождества и различия однородных предметов по величине и понимание слов «такой», «не такой», «большой», «маленький».

Осуществление выбора и соотнесение из двух заданных форм; дети переходят к заданиям на выбор двух форм из четырех разновидностей.

От 1 года 9 месяцев до 2 лет — усложнение сенсорного развития и содержание деятельности с игрушками и дидактическим материалом.

Различение предметов по форме при сборке и раскладывании полых кубов, цилиндров, конусов, полусфер из 2—3-х деталей. Понимание ребенком слов, соответствующих промежуточной величине предмета.

Выполнение задания с одновременной ориентировкой на два свойства.

(программа Детство Логинова)








Актуальность проекта

В соответствии с ФГОС ДО в основной общеобразовательной программе детского сада на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. В программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка. Отдельным разделом в образовательной деятельности «Познания» (программа Детство Логинова) представлено «Сенсорное развитие», которое направлено на формирование у детей всех возрастных групп познавательных интересов и на их интеллектуальное развитие.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью, а истоки способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых 3 лет период наиболее интенсивного физического и психического развития детей.

Сенсорное развитие направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчетливо воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, целостный образ предметов, высоту звуков). С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

Маленькие дети начинают открывать окружающий мир, впитывая в себя потоки сенсорной информации. Обеспечивая приток новых впечатлений, сенсорное воспитание способствует не только развитию органов чувств, но и общему физическому и психическому развитию ребенка. В возрасте 2-3 лет малыш еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, но у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно что бы эти представления были разнообразными.

В данном проекте представлена система работы, помогающая развивать познавательную сферу ребенка раннего возраста, так как в раннем возрасте усвоение новых знаний значительно успешнее происходит в игре. Проект актуален, т. к. его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности, что особенно требует ФГОС ДО. Требования к условиям развития детей - это требования к среде развития ребенка, требования к деятельности педагогов.





Этапы проведения исследовательских проектов

(Т.А. Данилина, Л.С. Киселева, Т.С. Ладога)


I этап Целеполагание

Цель проекта 

- систематизировать работу по сенсорному развитию детей раннего возраста

Задачи проекта:

  • Проанализировать учебно-методическую литературу по вопросам сенсорного развития.

  • Дополнить дидактический материал по сенсорному развитию детей раннего возраста.

  • Разработать программу сенсорного развития детей раннего возраста.

  • Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с сенсорным развитием детей раннего возраста.

  • Сотрудничество и вовлечение родителей в работу по сенсорному развитию и воспитанию детей.


Продукты проекта:

  • Программа по сенсорному развитию детей раннего возраста, составленная с учётом требований ФГОС ДО;

  • Консультации и рекомендации для родителей;

  • Методические рекомендации для воспитателей;

  • Видеотека СОД по сенсорному развитию с включением проблемно - поисковой деятельности;

  • Картотека игр по сенсорному развитию


II этап. Разработка плана действий по достижению цели

1. Подобрать и изучить литературу по теме.

2. Отслеживание сенсорного развития детей в группе.

3. Составить перспективный план работы по сенсорному развитию детей, соблюдая принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий.

4. Изготовить игры и пособия по знакомству с цветом, формой, величиной, целостным образом предметов.

5. Подобрать игры на развитие тактильно – двигательного восприятия.

6. Создать картотеку игр на развитие слухового восприятия.

7. Совместное с родителями изготовление шумовых инструментов для развития слухового восприятия.

8. Вовлечь родителей в процесс изготовления пособий на развитие тактильно – двигательных ощущений детей.

9. Оформить для родителей консультации по теме.

10. Провести «День открытых дверей» (знакомство родителей с играми и пособиями по сенсорному развитию).

11. Анализ полученных результатов, выводы.


Список литературы, статей для изучения

  1. ВенгерА., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. «Воспитание сенсорной культуры ребёнка», М.: «Просвещение», 1988.

  2. Катаева А. А., Стребелева Е. А. «Дидактические игры и упражнения» Москва «Бук-мастер» 1993г.

  3. Павлова Л. Н. «Раннее детство: развитие речи и мышления». Центр «Дошкольное детство» А. В. Запорожца. Для дошкольных образовательных учреждений. М «Мозаика-синтез» 2000г.

  4. Пилюгина Э. Г. «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста». Пособие для воспитателя детского сада. М. «Просвещение» 1983г.

  5. Столяр А. А. «Давайте поиграем». Москва «Просвещение» 1991г.

  6. «Чего на свете не бывает? ». Книга для воспитателей детского сада и родителей. Москва «Просвещение» 1991г.

  7. Швайко Г. С. «Игры и игровые упражнения для развития речи» Москва «Просвещение» 2005г.

Принципы, определяющие особенности организации процесса обучения (Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения// Под ред. А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой)

  • Принцип воспитывающей и развивающей направленности

  • Принцип наглядности

  • Принцип систематичности и последовательности и прочности осваиваемого в процессе обучения материала

  • Принцип активности и самостоятельности 

  • Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей

Тематическое планирование по реализации проекта

Сенсорное развитие интегрируется с:

  • ОО Развитие речи (знакомство с новыми терминами и понятиями; чтение художественной литературы);

- р.н.с. «Колобок»; «Теремок»; «Три медведя»; «Стихи С. Маршак «Мой веселый звонкий мяч»; А.Барто «Мяч».

  • ОО Художественно – эстетическое развитие (рисование, лепка, конструирование, игры с музыкальными инструментами);

Игра «Где звенит». Познакомить детей с колокольчиком. Развивать слуховое внимание и ориентировку в пространстве.

Музыкальная игра «На чем играл зайка». Различать звучание двух резко различных инструментов (барабана и гармони) ; продолжать развивать слуховое внимание.

Игра «Шагаем и танцуем». Различать звучание различных инструментов.

  • ОО Социально - коммуникативное развитие (сюжетно – отобразительные игры).

  • ОО Физическое культура (подвижные игры, игры на развитие мелкой моторики);

Подвижная игра «Бегите ко мне». Продолжать учить осуществлять выбор цвета по образцу, действовать по цветовому сигналу.

Подвижная игра «Светофор». Ориентироваться на цветовой сигнал, действовать в соответствии с ним, рассказать о светофоре: красный цвет запрещает движение (стоп, зеленый разрешает (иди) .

Игровое упражнение «Прокати обруч». Обратить внимание на форму обруча: круглый, катится.


Месяц

Познавательное развитие (сенсорика)

Конструирование

Рисование

Лепка

Сентябрь

1.Тема: «Большие и маленькие»

Цель: научить ребенка чередовать предметы по величине

2. Тема: «Знакомство с формой предметов»

Цель: учить детей выполнять простейшие действия с предметами, учитывая их форму.

3. Тема: «Нанизывание колец на стержень»

Цель: учить действиям с предметами – собирать пирамидку, совершенствовать координацию движений рук

4. Тема: «Помоги матрешке найти свои игрушки» Цель: Закрепление умения группировать однородные предметы и соотносить разнородные предметы по цвету

1. Тема: «Изучение красного цвета».

2. Тема: «Повторение красного цвета. Знакомство с геометрической формой - шар»

3. Знакомство с геометрической фигурой – круг

4. Повторение геометрической фигуры – круг. Знакомство с понятием «один-много».

1. Тема: «Бусинки рассыпались».

2. Тема: «Платье в горошек».

3. Тема: «Косыночка для куклы».

4. Тема: «Тарелочка для собачки».

1.Тема: «Вкусное печенье»

создание объёмных и силуэтных фигурок из теста

2. Тема: «Падают, падают листья»

рельефные изображения из пластилина

3. Тема: «Пушистые тучки».

рельефные изображения из пластилина модульным способом

4. Тема: «Конфеты на тарелке»

учить надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе.

Октябрь

1. Тема: «Кроватка для мишки»

2. Тема: «Кроватка для зайки»

3. Тема: «Стул для зайки»

4. Тема: «Стул и стол для собачки»

1. Тема: «Изучение желтого цвета»

2.Тема: «Повторение желтого цвета, знакомство с геометрической формой - куб»

3.Тема: «Знакомство с геометрической фигурой – квадрат»

4. Тема: «Тихо-громко, повторение геометрической фигуры - квадрат»

1. Тема: «Украсим кукле платье»

2. Тема: «Желтые листочки полетели»

3. Тема: «Яблочки на тарелочке»

4. Тема: «Желтые листочки»

 

1.Тема: « Вот какие ножки у сороконожки!».

Раскатывание столбиков прямыми движениями ладоней

2.Тема: « Вкусное угощение».

Раскатывание комочков теста круговыми движениями ладоней

3.Тема: «Бублики-баранки».

Формирование умения раскатывать столбик (цилиндр) и замыкать в кольцо

4.Тема: «Я пеку, пеку, пеку….. »

Активизировать освоенные способы лепки и приёмы оформления поделок (раскатывание шара, сплющивание в диск и  полусферу, прищипывание, защипывание края).

Ноябрь

1. Тема: «Кровать и стул»

2. Тема: «Собачка сидит на диване»

3. Тема: «Домик для птички»

4. Тема: «Домик на дорожке»

1.Тема: «Изучение синего цвета»

2.Тема: «Повторение синего цвета, знакомство с геометрической формой - кирпичик»

3.Тема: «Повторение геометрической формы – кирпичик. Знакомство с понятиями «Большой-маленький»»

4.Тема: «Закрепление синего цвета, геометрической формы – кирпичик (большой-маленький)»

5.Тема: «Определи на ощупь»

1. Тема: «Дождик капает»

2. Тема: «Из тучки идет дождик».

3. Тема: «Украсим чашечку».

4. Тема: «Салфетка для куклы Тани»

 

1. Тема: «Вот какая неваляшка!».

Закрепить умение раскатывать шар круговыми движениями ладоней. 

2. Тема: «Вот какой у нас мостик!».

Раскатывание колбасок и соединение в соответствии с образом.

3. Тема: «Птенчик в гнёздышке».

Раскатывание шара, лёгкое сплющивание в диск, вдавливание.

4. Тема: «Морковка для зайчика»

совершенствовать умение раскатывать пластилин между ладонями; учить различать красный цвет.






III этап. Основной (практический)

Средствами сенсорного развития детей являются дидактические игры и упражнения, продуктивная изобразительная деятельность, игровая деятельность так как, играя ребенку легче запомнить.


Дидактические игры на развитие восприятия, внимания, памяти:

  • «Собери матрешку»

  • «Разбери матрешку»

  • «Собери пирамидку»

  • «Разбери пирамидку»

  • «Собери машину из двух частей»

  • «Собери пирамидку из пяти частей»

  • Игрушка – трехместная матрешка, одноцветная


Сотрудничество с родителями

Ноябрь

Консультация для родителей «Что такое сенсорика и почему необходимо ее развивать у детей».

Декабрь

Привлечение родителей к изготовлению пособий (дидактических игр) для развития тактильных ощущений детей.

Январь

«День открытых дверей» (знакомство родителей с играми и пособиями по сенсорному развитию).


IV этап. Подведение итогов

Результаты проекта:

Предметно-развивающая среда

  • В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, апробированы дидактические игры;

  • У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию;

  • Родители получили методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по приобретению и изготовлению дидактических игр;

  • Мозаика-вкладыши крупная;

  • Мозаика мелкая;

  • Мозаика – пазлы мелкая;

  • Лото «Фигуры по местам»;

  • Строительный материал (крупный, мелкий, средний);

  • Пирамидки.

В ходе проекта с помощью родителей были изготовлены игры и пособия:

  • «Колеса для машин»;

  • «Спрячь игрушку»;

  • «Подбери по цвету»;

  • «Иголки для ежика»;

  • Оборудован дидактический стол.

Практическая значимость проекта

  • Внедрение и апробирование условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста;

  • Разработан дидактический материал и дидактические игры;

  • Разработаны методические рекомендации для родителей.

Перспективы развития проекта

  • Дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста;

  • Дополнение системы дидактическими играми и материалами;

  • Продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию.





















Приложение 1

Развитие зрительного восприятия

Восприятие формы

В процессе действий с предметами ребенок учится различать их форму. Малыша необходимо научить таким действиям, при которых он мог бы понять, что от умения определить форму зависит результат его действия. Поэтому первые игры и упражнения основаны на практических действиях, требующих опоры на форму предметов. Ребенок может еще не выделять форму зрительно и не знать ее названия. Способом ориентировки в задании являются здесь пробы.

«Чей домик»

Задачи. Соотносить геометрические фигуры в практическом действии с предметами, пользоваться методом проб, отбрасывая ошибочные варианты и фиксируя правильные.

Оборудование. Деревянная подставка с контурами – прорезями геометрических фигур, геометрические фигуры, по размеру подходящие к прорезям.

Ход игры. Взрослый ставит на стол подставку с контурами – прорезями, и одну из геометрических фигур и говорит детям, что сейчас они узнают, где домик для этой фигуры. Одному ребенку предлагает найти домик для фигуры. Побуждает малыша примерить ту или иную форму к отверстию.

Надо помнить, что при выполнении задания результат должен быть закреплен словом взрослого: - Правильно ты подобрал форму, здесь должен находиться круг (квадрат и др.).

«Найди окошко»

Задачи. Учить видеть форму в предмете, соотносить плоскостную и объемную формы в практическом действии с предметами, пользоваться методом проб, отбрасывая ошибочные варианты и фиксируя правильные.

Оборудование. Деревянный куб с прорезями разной формы, объемные геометрические формы, соответствующие прорези коробки.

Ход игры. Взрослый ставит перед ребенком куб, обращая его внимание на прорези, а рядом выкладывает объемные формы так, чтобы основание каждой формы, соответствующее форме прорези, оказалось вверху. Ребенку предлагается опустить все «посылки» в почтовый ящик, т. е. определить, к какой прорези подходит та или иная форма. В случае затруднения взрослый просит ребенка примерить форму к прорези, поворачивая нужной стороной.

«Что катится, что не катится»

Задачи. Сделать форму предмета значимой для ребенка, учить опираться на нее в деятельности.

Оборудование. Воротца, шарик и кубик.

Ход игры. Педагог ставит на столе воротца и на некотором расстоянии от них проводит черту. Предлагает двоим прокатить через воротца до ленточки два предмета: одному - кубик, другому - шарик. Затем дети обмениваются предметами. Естественно, они начинают понимать, что шар катится, а кубик нет. После этого детям предлагают выбрать тот предмет, который можно прокатить через воротца. Те, кто понял зависимость результата от формы предмета, выбирает шар. Педагог, заканчивая игру, говорит: «Шар катится, а кубик не катится».

«Разложи фигуры по местам!»

Задачи. Познакомить с плоскими геометрическими фигурами — квадратом, кругом, треугольником; учить подбирать нужные фигуры разными методами.

Оборудование. Коробка с изображениями геометрических фигур.

Ход занятия. Педагог вынимает фигурки из углублений и предлагает детям поиграть с ними: «Вот веселые разноцветные фигурки. Это круг, он катится — вот так! А это квадрат. Его можно поставить. А теперь фигурки прыгают (танцуют) ». Затем предлагает детям разложить фигурки «по кроваткам»: «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки».

Раздает детям по одной фигурке и предлагает по очереди найти место для каждой из них. Когда малыши разложат фигурки, подводит итог игры: «Вот теперь все фигурки нашли свои кроватки и отдыхают». Затем еще раз показывает и называет все фигурки, не требуя от детей повторения. Эту игру можно повторять многократно, каждый раз изменяя ее сюжет.


Мой весёлый звонкий мяч

Задачи: учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга.

Описание игры: дети стоят лицом к воспитателю, который держит в руках большой красивый мяч. Затем воспитатель показывает детям как легко и высоко прыгает мяч, если отбивать его рукой о пол. Затем просит детей попрыгать высоко, как мячики, произносит слова:

Мой весёлый, звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь?

Красный, жёлтый, голубой,

Не угнаться за тобой!

Потом воспитатель бросает мяч в сторону со словами: «Сейчас мячик вас догонит - убегайте от него!» Дети убегают.



Приложение 2


Зрительное восприятие формы

В этих играх нельзя действовать с помощью практической ориентировки, здесь форму надо увидеть, сопоставить зрительно. Иногда можно практически проверить результат с помощью наложения и приложения.

«Лото» (нахождение формы)

Задачи. Учить вычленять контур предмета, выбирать форму по образцу, учить воспринимать фигуры, закреплять их названия.

Оборудование. Карточки с изображением трех одноцветных форм (1-круг, квадрат, треугольник: 2-круг, овал, квадрат; 3-квадрат, прямоугольник, треугольник и т. п., набор мелких карточек с изображением одной формы для наложения на большие карточки.

Ход игры. Каждому ребенку педагог дает большую карточку, а себе берет маленькие. Поднимает одну карточку, например, круг, и спрашивает: «У кого такая? » (Форма не называется). Те, у кого на карточках есть круг, поднимают руки, и педагог раздает им маленькие карточки с кругами, одновременно проверяя правильность выбора: «Молодцы, у меня круг и у вас круг». Дети накладывают маленькие карточки на соответствующее изображение. Затем педагог переходит к следующей форме и поднимает, например, трапецию. Однако при оценке ответа детей он не называет эту форму, так как с ее названием детей не знакомят, а просто отмечает. Что дети сделали правильно.

По мере усвоения игры детям дают по две, а затем по три карты. Выбор производится уже не из трех, а из шести, девяти форм.

В дальнейшем в роли ведущего может быть ребенок, взрослый садится среди детей и берет себе большую карту.

«Красивая пирамидка»

Задачи. Знакомить с пирамидкой, упражнять в нанизывании колец (1-й вариант) ; учитывать величину в действиях с предметами, соблюдать принцип складывания пирамидки (брать каждый раз самое большое кольцо, проверять свой выбор путем накладывания колец (2-й вариант) ; складывать пирамидку, опираясь на зрительное соотнесение величин, в качестве способа проверки не применять способ наложения (3-й вариант) .

Оборудование. Пирамидки (каждая из четырех колец с колпачком) по количеству детей. В дальнейшем (3-й вариант игры) количество колец увеличивается, берут пирамидки из шаров, полушаров и др.

Ход занятия. Педагог берет одну пирамидку, рассматривает ее, говорит, что она красивая, ровная, гладкая. Проводит рукой по поверхности пирамидки от основания кверху, подходит к каждому и предлагает провести рукой по пирамидке. Затем разбирает пирамидку, просит сложить такую же красивую. Берет одно из колец, говорит: «Большое. (Надевает его на стержень, берет следующее кольцо, смотрит с сомнением.) Это большое или это? (Показывает на другое кольцо.) Сейчас проверю. Вот так. (Накладывает кольца друг на друга, показывает детям.) Одно кольцо выступает, оно больше». (Надевает его на стержень.) То же проделывает с остальными кольцами и закрывает пирамидку колпачком. Показывает детям, какая она стала красивая, гладкая. После этого раздает пирамидки детям, помогает разобрать, смешать кольца. Дети складывают пирамидки, педагог при необходимости помогает им, но только в том случае, когда ребенок не может самостоятельно наложить кольца друг на друга. Когда пирамидки сложены, педагог предлагает детям еще раз убедиться, красивые ли они. С теми, кто не видит ошибки, проводит рукой ребенка по пирамидке, давая ему понять, что пирамидка сложена неправильно. Ребенок еще раз собирает пирамидку. Педагог помогает, каждый раз повторяя: «Вот большое кольцо. Вот поменьше. Еще меньше». И т. д. В заключение педагог хвалит всех детей, ставит все пирамидки на стол, говорит, какие они красивые.

«Сложи снеговика»

Задачи. Развитие умения выполнять действия с предметами разной величины, тренировка мелкой моторики руки.

Оборудование. Белый и цветной картон.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть выложенные перед ними детали, потрогать их, прижать друг к другу.

Затем показывает готового снеговика. Обращает внимание на то, что снеговик состоит из кругов разных размеров: внизу – большой, дальше – средний, наверху – самый маленький. Предложить детям сложить из кругов такого же снеговика.
















Приложение 3

Восприятие цвета

Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины прежде всего тем, что это свойство не может быть выделено практически, путем проб и ошибок. Цвет нужно обязательно увидеть, т. е. при восприятии цвета можно пользоваться только зрительной, перцептивной ориентировкой.

На основе восприятия цвета формируются и представления о цвете. А благодаря этому дети смогут не только применять его в своей деятельности (изобразительной, трудовой, в игре, но использовать цвет как сигнал к действию в быту (например, понимать сигналы светофора).

Различение цветов

Эта группа игр и заданий основана на зрительном различении предметов по цвету при непосредственном их сближении, т. е. примеривание. Сближение позволяет увидеть наличие или отсутствие так называемого цветового перепада между двумя цветами.

Первые игры и упражнения проводятся с предметами, резко различными по цвету, и осуществляется выбор по образцу. Постепенно цветовой перепад будет все меньшим, и уже на расстоянии производиться составление цветов.

«Найди пару»

Задачи. Развивать умение подбирать пары на основе сходного сенсорного признака цвета; развивать зрительное восприятие.

Оборудование. Сшитые из ткани пары рукавиц четырех цветов. Или сделанные из оргалита пары следов – сандаликов четырех цветов.

Оборудование. Пары листочков разного цвета.

Ход игры. Взрослый предлагает детям рассмотреть листочки, просит назвать цвет. Затем предлагает детям подобрать пары цветных листочков.

Усложнение: берется от 4 - 8 листочков.

«Подбери чашки к блюдцам»

Задачи. Учить детей различать основные цвета, использовать названия цветов в речи. Учить соотносить предметы по цвету.

Усложнение. Познакомить с разными оттенками цветов.

Оборудование. Плоскостные изображения чашек и блюдечек разного цвета.

Ход игры. Воспитатель выставляет на фланелеграфе блюдца и говорит: «В магазин сначала привезли блюдца. Продавцы расставили их по полкам. На верхнюю полку поместили вот такие блюдца. Какие? На среднюю вот такие. Какие? На нижнюю?

Потом привезли чашки. Давайте поможем продавцам подобрать к блюдцам нужные чашки. Они должны быть такого же цвета, как блюдца».

Одобряет правильные действия детей. Спрашивает каждого ребенка, какого цвета чашку он подобрал.

Усложнение.

Чашки лежат на столе цветной стороной вниз. Каждый играющий берет по 2-3 чашки и называет цвет блюдец, которые ему нужны. Если ребенок правильно назвал цвет, педагог (а позже – ребенок, который исполняет роль ведущего) подбирает ему нужные блюдца. Если ребенок неправильно определил цвет, блюдце ему не выдается.

«Найди цветок для бабочки»

Задачи. Знакомить с названиями основных цветов. Учить детей различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении; обозначать результат словами «такой», «не такой», знакомить с названиями основных цветов.

Оборудование. Плоскостные изображения цветов и бабочек разного цвета.

Ход игры. Выкладываю на столе цветы четырех цветов и показываю бабочек, объясняю, что бабочки хотят найти свои цветы – сесть на такой цветок, чтобы их не было видно, и никто не смог их поймать. Нужно помочь бабочкам спрятаться. Рассматриваем бабочек, обращая внимание детей на то, что цвет бабочки и цветка совпадают («такой же», бабочку не видно – она спряталась. Затем дети выполняют задание. У каждого ребенка вначале по две пары объектов. В дальнейшем количество пар увеличивается.

В конце занятия воспитатель подводит итог, называет цвет и показывает их: «Желтая бабочка села на желтый цветок и т. д. Они спрятались, их не видно».

Игра усложняется за счет увеличения количества пар (цветков и бабочек) или добавления других цветов спектра.

«Привяжи ленточки к шарикам»

Задачи. Способствовать формированию у детей цветовых представлений.

Обучать соотносить цвета разнородных предметов.

Оборудование. Карточки с изображением трех ниток разного цвета, плоскостные шары тех же цветов.

Ход игры. Показываю детям листок, на котором нарисованы разноцветные нитки и говорю: «Сегодня мы с вами поиграем в воздушные шарики. У каждого из вас на столе лежит листочек. Посмотрите на него и скажите. Что вы на нем видите. Правильно разноцветные ниточки. Теперь посмотрите на шарики, они тоже все разноцветные, как и ниточки. К каждой ниточке нужно подобрать воздушный шарик такого же цвета и «привязать» его к ней. К красной нитке «привязать» красный шарик, к желтой – желтый, к синей – синий и так подобрать и «привязать» все шарики. Посмотрите, как это делается». Прикладывает к нескольким ниткам воздушные шарики соответствующих цветов. Объясняет детям, что эти шарики подобраны правильно и их можно «привязать» к ниткам. Затем показывает неправильно подобранные по цвету шары. Объясняет, что привязывать эти шары к ниткам нельзя, т. к. они неправильно подобраны по цвету. Затем это задание дети выполняют самостоятельно. Если дети затрудняются правильно его выполнить, вначале воспитатель подбирает и «привязывает» по два шарика на их полоске, а последний предлагает найти и «привязать» самостоятельно.

«Спрячь мышку от кошки»

Задачи. Продолжать учить детей различению цветов, подбирать одинаковые цвета на глаз с последующей проверкой; учить ориентироваться на цвет как на значимый признак; закреплять эмоционально – положительное отношение к игре; продолжать знакомить с названиями цветов.

Оборудование. Домики с окошками, в которых изображены мышки, окошки – ставни тех же цветов, игрушка кошка.

Ход игры. Дети сидят на стульях вокруг стола. На столе разложены три – четыре домика разных цветов и на некотором расстоянии вперемешку окошки – ставни к ним. Появляется мышка, она пищит и просит спрятать ее от кошки. Воспитатель прячет мышку в один из домиков и объясняю, что надо закрыть окошко, а то кошка найдет мышку. Обыгрывает этот момент: берет одну ставню, цвет которой не подходит и прикладываю к домику. Убирает. Затем берет окошко такого же цвета, как дом. Наконец находит окошко нужного цвета, закрывает мышку и обращает внимание на то, что окошка не видно: оно слилось с домиком. Выбегает кошка, бегает вокруг домика, ищет мышку, но не находит. Появляется другая мышка. Ее прячет ребенок. Игра повторяется. В конце воспитатель говорит, что дети хорошо спрятали мышек, правильно подобрали окошки к домикам – все домики и окошки одинаковые.

При повторном проведении игры используются домики другого цвета. Можно применять в окраске домиков незнакомые детям цвета и оттенки. Дома располагаются не в ряд, а в случайном порядке.

Подвижная игра «Светофор»

Задачи. Продолжать учить ориентироваться на цветовой сигнал, действовать в соответствии с ним, рассказать о светофоре: красный цвет запрещает движение (стоп, зеленый разрешает (иди).

Оборудование. Самодельный светофор (на ручке картонный круг, обклеенный с одной стороны зеленой, с другой – красной бумагой).

Ход игры. Воспитатель знакомит детей со светофором, показывает, как загорается свет (поворачивает круг зеленой и красной сторонами). Просит детей рассказать, видели ли они светофор на улице, что они о нем знают. Обобщая ответы детей, предлагает поиграть в светофор. Дети встают друг за другом, кладут руки впереди стоящим на плечи – это трамвай. Другой вариант. Дети имитируют движение машин – держат в руках рули. Один ребенок исполняет роль милиционера (действует светофором). При появлении красного сигнала трамвай останавливается, зеленого – едет (дети передвигаются по комнате) 

Игры на составление целого из частей и на воссоздание силуэтов из наборов геометрических фигур

Назначение. Развитие у детей сенсорных умений и способностей, аналитического восприятия. Дети учатся различать геометрические фигуры, составлять из них какие – либо изображения, геометрическую фигуру по образцу.

Упражнять в составлении предмета из отдельных частей (геометрические фигуры).

Развитие тактильно – двигательного восприятия

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.


«Что лежит в мешочке»

Задачи. Продолжать осуществлять выбор по образцу, опираясь на тактильно-двигательный образ предмета, закреплять знание слов-названий предметов, их формы, величины.

Оборудование. Парные предметы – объемные геометрические формы (шар, кубик, овал - яйцо, пирамида и др., предметы разной величины (большой и маленький шары, кубики, машинки, матрешки и др., «чудесный мешочек», салфетка или ширма.

Ход игры. Дети сидят полукругом возле стола. На столе под салфеткой или за ширмой несколько (два-три) предметов (например, сначала шар, кубик и яблоко). В мешочке находится всего один предмет (предположим, кубик). Воспитатель просит одного из детей определить на ощупь, что лежит в мешочке. Потом снимает салфетку с предметов, лежащих на столе, и ребенок находит такой же предмет, какой он ощупывал в мешочке. Предлагает детям проверить выбор, достает из мешочка кубик и показывает. Дети называют предмет. Хвалит ребенка и спрашивает, как он узнал, что там был кубик, помогает выделить грани у кубика, сравниваем его с яблоком, говорит, что оно круглое. В следующий раз задача усложняется: для выбора дается только округлые или только угловатые предметы (например, под салфеткой – матрешка, яблоко и шар, а в мешочке– шар). Ребенку нужно иметь уже более точное представление о предмете, а не только определить на ощупь, что этот предмет округлой формы.

Далее задача еще более усложняется: ребенку нужно установить различия не только по форме и предметной отнесенности, но и различия по величине (например, под салфетку кладут две матрешки: большую и маленькую – и деревянное яйцо). В остальном ход игры остается прежним.

Развитие неречевого слуха

Неречевые звуки играют большую роль в ориентировке человека в окружающем мире. Различение неречевых звуков помогает воспринимать их как сигналы, свидетельствующие о приближении или удалении отдельных предметов или живых существ. Правильное определение направления, откуда идет звук, помогает ориентироваться в дальнем пространстве, определять свое местонахождение, направление движения. Так, шум мотора говорит о приближении или удалении автомашины. Иными словами, хорошо опознаваемые и осознанно воспринимаемые звуки могут определять характер деятельности ребенка.

«На чем играл зайка»

Задачи. Учить различать звучание двух резко различных инструментов (барабана и гармони); развивать слуховое внимание.

Оборудование. Ширма или экран, игрушечный заяц (мишка, кукла, барабан, детская гармошка.

Ход игры. Показываю детям поочередно барабан и гармошку, называю каждый из инструментов, показываю их звучание. Ставлю оба инструмента на стол и снова играю на барабане и на гармошке. Приходит заяц (мишка, кукла, ребенок) и говорит, что хочет тоже поиграть на барабане и на гармошке, только он спрячется, а дети должны угадать, на чем он будет играть. Воспитатель ставит на стол ширму, закрывает ею от детей зайца и инструменты. Бьет по барабану, снимает ширму и спрашивает, на чем играл заяц. Дети отвечают. Заяц снова стучит по барабану в присутствии детей. В третий раз заяц играет за ширмой на гармошке.

«Шуршалки, шумелки»

Задачи. Развивать детское творчество, совершенствовать слуховое восприятие. Способствовать снятию эмоционального напряжении, созданию положительного эмоционального климата в группе.

Оборудование. Различные шумовые инструменты, сделанные из бросового материала (различные пластиковые, металлические емкости, наполненные крупой, деревяшками, монетами и др.).



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проект по сенсорному развитию для детей второй группы раннего возраста

Автор: Бариева Айгуль Айратовна

Дата: 21.09.2019

Номер свидетельства: 520364

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(40) "Проект "Мир сенсорики""
    ["seo_title"] => string(20) "proekt_mir_sensoriki"
    ["file_id"] => string(6) "608353"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1653907567"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства