Просмотр содержимого документа
«Проект "Послушный ветерок" в группе для детей 5-6 лет с ТНР»
Проект:«Послушный ветерок»
в группе комбинированной направленности для детей с ТНР.
Тип проекта: коррекционно-развивающий, практико - ориентированный
Сроки реализации: среднесрочный (1 период обучения: сентябрь-ноябрь 2018 г.)
Участники проекта: учитель-логопед Деева О.А., воспитатели Алексеева Т.П., Алейникова ЛС, воспитанники группы компенсирующей направленности для детей с ТНР с 5 до 6 лет; родители воспитанников.
Актуальность.
Дети с тяжелыми нарушениями речи (5-6 лет), посещающие речевую группу с 03 сентября 2018 г испытывают особые трудности в выработке сильной, направленной воздушной струи. Это вызвало необходимость использования в 1 периоде обучения не только традиционных приёмов, но и поиску действенных методов коррекционной работы. Включения мотивационного компонента в образовательный процесс. Метод образовательного проекта позволит решить задачи речевого развития через включение детей в различные виды деятельности. Особую роль отводим играм. Содержание образовательной деятельности строим на основе изучения материала с опорой на лексические темы (тематический принцип планирования логопедической работы, рекомендованный коррекционной программой Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста»).
Качество речи (ритм, темп, громкость голоса) во многом зависят от речевого дыхания. Дыхание – это физиологический процесс, который включает в себя две фазы: вдох и выдох.
Дыхание можно разделить на два вида: речевое и неречевое. В неречевом дыхании вдох и выдох примерно одинаковы по длительности. Речевое же дыхание характеризуется более длительным выдохом, по сравнению со вдохом.
Для того, чтобы уметь пользоваться в своей речи развёрнутыми фразами с правильной интонацией, необходимо владеть правильным речевым дыханием. Так же дыхание важно для постановки звуков. Произнесение большинства звуков русского языка требует сильной направленной воздушной струи, выработка которой проводится одновременно с артикуляционной гимнастикой.
Цель коррекционно-логопедической работы: Развитие речевого дыхания.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
Формировать у детей понятия о правильном дыхании.
Развивать навыки дифференцированного носового и ротового дыхания, эффективно использовать речевое дыхание.
Способствовать развитию у детей следующих психических процессов: произвольного внимания, логического мышления, зрительного и слухового восприятия, памяти.
Воспитательные:
Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к процессу активного познания. Побуждать детей к совместной деятельности
Привлекать родителей к более тесному сотрудничеству в коррекционной работе.
Повышение компетенции воспитателей в данной области.
Привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей.
Объединение усилий педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений.
Задачи проекта решаются во время непосредственной образовательной деятельности учителя-логопеда, воспитателей, подгрупповых и индивидуальных занятий учителя-логопеда, совместной деятельности воспитателя и детей (НОД, организации коррекционного сеанса, прогулки, ролевые игры, др.), самостоятельной деятельности детей (игры по выбору). Совместной деятельности родителей и детей в играх и выполнение домашних заданий учителя-логопеда.Этообязательные игры на развитие воздушной струи (игры и упражнения, для дошкольников с общим недоразвитием речи, которые просты по содержанию, имеют несложную инструкцию и интересны для детей)
Ожидаемый результат:
Положительная динамика мониторинга речевого развития детей за 1 период обучения.
Раскрытие потенциальных возможностей ребенка. Повышение самооценки и уверенности детей в себе.
Дети и родители - активные участники проекта. Выставка игр-пособий «Послушный ветерок»
Методы, приемы: основной прием – игра (игра - как деятельность предполагает правила, образцы, средства), мотивация детей, проблемные ситуации, НОД, вопросы и ответы. Выставка.
План реализации проекта:
1 этап: подготовительный. Обследование детей, выявление нарушений звукопроизношения, фонематического слуха и речевого дыхания. Подбор информации. Подготовка дидактических упражнений и игр.
2 этап: основной. Проведение НОД, индивидуальных и подгрупповых занятий с использованием дидактических игр и упражнений. Совместная деятельность воспитателя и детей. Беседы с воспитателями и родителями. Подготовка презентаций для родителей.
3 этап: итоговый. Проведение выставок игр и пособий «Послушный ветерок» совместно с родителями. Диагностика речевых умений (1 период).
Ожидаемый результат:
Раскрытие потенциальных возможностей ребенка. Повышение самооценки и уверенности детей в себе. Положительная динамика речевого развития детей за 1 период обучения, успешное развитие коммуникативных и творческих способностей детей.
Повышение педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей с ОНР.
Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.
Оформление выставки «Послушный ветерок». Практическое применение продуктов проекта в коррекционном процессе.
Содержание работы с детьми:
Выработка воздушной струи проводится до артикуляционной гимнастики или одновременно с артикуляционной гимнастикой, поскольку в формировании воздушной струи активное участие принимают щеки, губы, язык. Упражнения подбираются индивидуально в зависимости от нарушений артикуляционного аппарата (и соответственно нарушений звукопроизношения)
Отрабатываем три основных направления воздушной струи :
Воздушная струя направлена прямо по центру языка.
Это характерно для произнесения большинства звуков:
Воздушная струя направлена поцентру языка вверх. Это характерно для произнесения шипящих: [ш], [ж], [щ], [ч] (Кирилл, Вика, Иван, Лиза, Ксения, Семен, Георгий, Максим) звуков и вибрантов: [р], [р'] ( все дети).
Воздушная струя направлена по боковым краям языка.Это характерно для произнесения смычно-проходных звуков: [л], [л'] (все дети)
Для поддержания интереса детей к выполнению упражнений, мотивации на качественное выполнение, упражнения по развитию воздушной струи меняются в зависимости от лексической темы.
Содержание дидактических игр и упражнений стимулирует развитие и активизацию словаря по теме, развивает произвольное внимание, мышление, память.
Ме-сяц
Лексическая тема.
(неделя)
ЛогопедВыполнение дыхательных игр и упражнений с использованием дыхательных пособий
Воспитатели
Выполнение дыхательных игр и упражнений с использованием дыхательных пособий
Родители
Выполнение дыхательных игр и упражнений
сентябрь
2 неделя
«Какие бывают овощи»
Артикуляционные упражнения, выполняемые на выдохе:
«Наказать непослушный язык».
«Пулемет».
«Загони мяч в ворота» (или прожорливые овощи)
«Узнай что спрятано» (назови картинку, которая спрятана - овощ)
Беседы и игровые ситуации о роли правильного дыхания для сохранения здоровья.
«Узнай овощ » - на развитие глубокого вдоха.
Ребёнок и взрослый рассматривают и называют овощи, которые лежат на блюде. Взрослый делает надрез, а ребёнок нюхает и запоминает запах овощей . Затем взрослый предлагает ребёнку с завязанными глазами отгадать по запаху овощ .
Игра на дудочке, губной гармошке.
Дуть в свисток.
3 неделя
««Какие бывают фрукты»
Артикуляционные упражнения, выполняемые на выдохе:
• «Наказать непослушный язык».
• «Пулемет».
• «Надуть два шарика». Надувать щеки и удерживать в них воздух.
«Загони мяч в ворота» (или прожорливые фрукты)
«Узнай что спрятано» (назови картинку, которая спрятана - фрукт)
Беседы и игровые ситуации о роли правильного дыхания для сохранения здоровья.
«Узнай фрукт» - на развитие глубокого вдоха.
Игра на дудочке, губной гармошке.
Дуть в свисток.
4 неделя
«Моя семья»
Дутье при сомкнутых губах. Для укрепления мышц губ и щек «Надуть два шарика». Надувать щеки и удерживать в них воздух.
В процессе коррекционной работы по формированию воздушной струи важно придерживаться следующих методических рекомендаций:
Упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении.
Вдох проводить глубоко и спокойно, через нос. Выдох через рот легко, плавно, длительно, экономно, без напряжения.
Можно выполнять упражнения стоя. Следить за осанкой. Необходимо следить за тем, чтобы он не напрягал плечи, шею и не принимал неверную позу.
Следить за точностью направления воздушной струи.
Дозированность количества и темпа упражнений. Интенсивное дутье проводится не более 5 раз за 1 прием, в течение нескольких секунд. Гипервентиляция легких ведет к обильному снабжению коры головного мозга кислородом, вследствие чего может возникнуть головокружение.
На начальных этапах можно использовать зеркало для привлечения зрительного контроля.
Упражнения могут выполняться под счет.
Приложение 2
Консультация для воспитателей и родителей.
Из книги «1000 игр, заданий и упражнений для развития речи» Ольга Новиковская
Игры и упражнения на развитие дыхания
Учить малыша делать быстрый глубокий вдох, а затем плавный длительный выдох можно с помощью игрушек: дудочек, свистулек, а также при выдувании мыльных пузырей. Чтобы выдох через рот был сильным и целенаправленным, предложите малышу дуть на вертушки, бумажные игрушки, одуванчик, легкое перышко, ватный шарик. Дуя на игрушки, ребенок должен совершать вдох, не поднимая плеч (то есть надувать при этом животик), а выдыхать непрерывно.
Малыш до 3 лет может дуть через губы, сложенные трубочкой, а ребенку постарше необходимо учиться делать легкую улыбку и дуть в щелочку между губами. Важное условие – игрушка, на которую дует малыш, должна находиться на уровне губ ребенка, на расстоянии 10–15 см. Щеки во время дыхательных упражнений ни в коем случае не должны надуваться – можно предложить ему придержать щечки ладошками.
Внимание! Дыхательные упражнения могут привести к гипервентиляции и вызвать головокружение: не делайте более 3–5 упражнений подряд.
Длительность пропевания звуков зависит от возраста. Так, 2‑летний малыш может тянуть один звук в течение 2 секунд (или пропеть подряд два разных гласных звука), 3‑летний ребенок может петь один звук в течение 3 секунд (или подряд три разных гласных звука), 4‑летний тянет звук в течение 4 секунд. Правило простое: у дошкольников длительность пения на одном выдохе в секундах соответствует количеству полных лет.
Поиграй животиком!
Для игры понадобится любая игрушка ‑зверушка. Предложите ребенку лечь в кроватку или на ковер и положить руки себе на живот.
Покажите, как надо глубоко вдохнуть, – надуть животик, а затем через несколько секунд выдохнуть, – животик при этом опустится. Делать упражнение можно не более 5 раз подряд, чтобы не было большой нагрузки на диафрагму и брюшные мышцы. А чтобы малышу было интересно выполнять дыхательное упражнение, положите на животик ребенка небольшую игрушку. Когда малыш вдохнет, игрушка вместе с животом поднимется вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз – как будто она качается на качелях.
? Игра развивает физиологическое дыхание. Длина вдоха по продолжительности равна длине выдоха.
Вертушка
Для игры вам потребуется игрушка‑вертушка, купленная в магазине или изготовленная собственными руками.
Покажите ребенку, как надо подуть на вертушку, чтобы она пришла в движение.
Пусть малыш сам подует на бумажную вертушку.
...
? Игра развивает физиологическое дыхание.
Бабочка
Для игры надо вырезать бабочку из папиросной бумаги и прикрепить ее на нитку длиной 15–20 см.
Покажите ребенку, как можно дуть на бабочку, подвешенную на нитке.
Затем поднесите бабочку к губам малыша и попросите его подуть.
...
? Игра помогает выработать у ребенка навык делать глубокий вдох и продолжительный, целенаправленный выдох.
Танцующая матрешка
До начала игры надо вырезать из бумаги фигурку матрешки, раскрасить ее и прикрепить игрушку на нитку.
Покажите ребенку, как можно дуть на матрешку, подвешенную на нитке. Матрешка начнет кружиться, как будто она танцует.
Затем поднесите бабочку к губам малыша и попросите его подуть самого, чтобы матрешка начала танцевать.
...
? Игра формирует у ребенка навык делать глубокий вдох и продолжительный, целенаправленный выдох.
Сдуй снежинку с рукавички
Для игры понадобятся вырезанная из картона рукавичка и вырезанная из бумаги снежинка.
Покажите ребенку, как можно сдуть бумажную снежинку с рукавички.
Затем вновь положите снежинку на рукавичку, поднесите ее к губам малыша. Попросите ребенка подуть на снежинку.
...
? Игра помогает выработать у ребенка навык делать глубокий вдох и продолжительный, целенаправленный выдох.
Сдуй пушинку
Для игры потребуются легкое перышко, пушинка или кусочек ваты.
Покажите ребенку, как можно сдуть перышко с ладони.
Затем положите перышко на свою ладонь, поднесите ее к губам малыша и попросите его подуть на перышко.
В другой раз дайте задание ребенку сдуть с вашей ладони несколько пушинок или бумажек одним выдохом. Бумажки расположите так, чтобы они находились одна от другой на некотором расстоянии.
...
? Игра помогает закрепить у ребенка навык делать глубокий вдох и продолжительный, целенаправленный выдох.
Карусель
До игры изготовьте пособие «Карусель». Для этого надо вырезать из цветной бумаги 4 круга и согнуть их пополам. Вложите посередине пособия тонкую веревочку, а затем склейте круги.
Покажите ребенку, как надо взять игрушку за концы веревочки и подуть на нее. Под струей воздуха карусель начнет кружиться.
Затем дайте пособие малышу и попросите его подуть.
..
? Игра формирует у ребенка навык делать глубокий вдох и продолжительный, целенаправленный выдох.
Загони мяч в ворота
Для игры понадобятся воротики (их можно заменить двумя кубиками) и кусочек ваты или небольшой скомканный кусочек папиросной бумаги, играющие роль мяча.
Покажите малышу, как можно дуть на легкий «мячик», чтобы загнать его в игрушечные ворота. Попросите ребенка самого загнать мяч в ворота.
...
? Игра вырабатывает у ребенка длительный, сильный, целенаправленный выдох, а также глазомер.
Кораблик
Для игры приготовьте бумажный кораблик, который поставьте на стол с гладкой поверхностью.
Покажите малышу, как надо дуть на бумажный кораблик, чтобы он «доплыл» до противоположного края стола.
...
? Игра вырабатывает у ребенка длительный, сильный, целенаправленный выдох, а также глазомер.
Буря в стакане
Предлагайте ребенку время от времени пить сок с помощью трубочки. Меняйте диаметр трубочек, предлагая малышу трубочки сначала толстые, а потом все более тонкие.
Расскажите ребенку, что можно не только втягивать в себя сок с помощью трубочки, но и выдувать воздух через трубочку. Для этого налейте в стакан воду и покажите, как можно заставить воду пузыриться. Пусть малыш сам попробует создать бурю в стакане воды.
...
? Игра формирует у ребенка навык делать глубокий вдох и продолжительный выдох, развивает подвижность губ, умение плотно смыкать их.
Звуковая ниточка
Покажите малышу, как надо соединить пальцы рук, собранные щепотью, перед грудью (как будто они держат за концы короткую ниточку). Затем вдохните и начните разводить руки в стороны, одновременно пропевая какой‑либо гласный звук (тяните длинную нить).
Можно предложить сначала протянуть короткую ниточку (пропеть звук А в течение 1 секунды), лишь слегка разведя руки в стороны, а затем вытянуть длинную звуковую нить (пропеть звук А в течение нескольких секунд, разведя руки в стороны как можно шире).
В следующий раз предложите малышу пропеть другой гласный звук: У, О или И.
...
? Игра помогает ребенку развивать правильное речевое дыхание, уточнять артикуляцию гласных звуков.
Намотай клубочек
Предложите малышу намотать звуковую ниточку, так чтобы получился клубок. Для этого покажите ребенку, как надо вращать руки одна вокруг другой перед грудью и в это время длительно пропевать гласный звук.
Можно посоревноваться, чья ниточка окажется длиннее, а значит, и клубок будет больше. (Разумеется, взрослому следует время от времени поддаваться.)
Покажите малышу, как после короткого глубокого вдоха надо через стороны поднять руки вверх, пропевая звук А, а затем опустить руки вниз, пропевая на этот раз звук У.
Пусть малыш скопирует вслед за вами движения и услышанные звуки.
В следующий раз можно пропеть другую пару гласных звуков. Например: ИА, УА, ИО и т. п.
...
? Игра формирует правильное речевое дыхание, умение произносить на одном выдохе два гласных звука, закрепляет правильную артикуляцию гласных звуков.
Звуковая зарядка‑2 (с 3 лет)
Продемонстрируйте ребенку, как нужно после короткого глубокого вдоха поднять руки вверх, пропевая звук А, затем развести руки в стороны, про‑певая звук У, и, наконец, опустить их вниз, пропевая звук И.
Пусть малыш скопирует вслед за вами все движения и звуки.
В следующий раз можно пропеть другую тройку звуков, сопровождая их движениями рук. Например: УИА, АОИ, ОУЭ и т. п.
...
? Игра формирует правильное речевое дыхание, умение произносить на одном выдохе три гласных звука.
Слоговая зарядка (с 3 лет)
Продемонстрируйте ребенку, как после короткого глубокого вдоха надо поднять руки вверх, произнося слог ТА, затем развести руки в стороны, произнося слог ТО, и опустить их вниз, произнося слог ТУ.
Пусть малыш скопирует вслед за вами все движения и звуки.
В следующий раз можно предложить ребенку произнести другую тройку слогов, заменив в них согласный звук. Например: ГА, ГО, ГУ или НА, НО, НУ.
...
? Игра формирует правильное речевое дыхание, умение произносить на одном выдохе три слога.
Удлиним фразу (с 3 лет)
Для игры понадобится фотография или рисунок, изображающие жаркий летний день. На картине обязательно должно быть солнце.
Попросите ребенка повторять вслед за вами все те слова и фразы, которые вы будете произносить.
Покажите ребенку картинку «Жаркий день», укажите на солнце и скажите: «Солнце!»
Затем скажите: «Солнце светит!»
После этого произнесите: «Солнце светит ярко!»
Скажите фразу от начала до конца: «Солнце светит ярко – всем нам стало жарко!»
Пусть ребенок попробует повторить каждую фразу.
...
? Игра помогает развивать речевое дыхание, умение произносить на одном выдохе нарастающую по количеству слов фразу.
Приложение 3
Игры и упражнения для развития речевого дыхания
Игра «Чья птичка дальше улетит?»
Цель. Добиваться от каждого ребенка умения делать длительный, непрерывный, направленный выдох.
На двух столах ставят бумажных птичек (у самого края стола) на расстоянии не менее 30 см друг от друга. Вызывают четверых детей, каждый садится напротив птички. По сигналу «птички полетели» дуют на фигурки, остальные следят, чья птичка дальше улетит.
Игра «Пускание корабликов»
Цель. Добиваться от каждого ребенка умения длительно произносить звук «ф» на одном выдохе или много кратно произносить звук «п» (« п – п – п») на одном выдохе.
Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Вызванные дети, сидят на стульчиках, дуют на кораблики, произнося звук ф или п.
Педагог предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука ф. Можно дуть просто вытягивая губы трубочкой, но не надувая щек. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П- п- п…»- дует ребенок. ( При повторении игры нужно пригнать кораблик к определенному месту.)
Игра «Птицеферма»
Цель. Учить на одном выдохе произносить 2-3 слога.
Педагог показывает детям игрушки и воспроизводит 3- 4 раза подряд их звучание. Игрушки убирают. Воспитатель говорит: «Пошли мы с вами на птицеферму. Идем, а на встречу нам …(показывает курицу) курица. Как она поздоровается с нами?» Дети: «ко-ко-ко».
«Пошли мы дальше. Навстречу нам гусь. Как он поздоровается с нами?» Дети: «га- га- га». Далее педагог последовательно показывает оставшиеся игрушки, а дети произносят соответствующие звукоподражания.
Игра «Чей пароход лучше гудит?»
Цель. Добиваться умения управлять воздушную струю посредине языка.
Каждому ребенку дают чистый пузырек. Педагог говорит: «Дети, послушайте, как гудит мой пузырек, если я в нее подую. (Гудит.) Загудел как пароход. А как у Миши загудит пароход?» Педагог по очереди обращается к детям, а затем предлагает погудеть всем вместе.
Игра «Прокати мяч к воротам» («Прожорливые овощи (фрукты)»)
Цель. Добиваться умения направлять воздушную струю в цель.
Дети сидят на стульях напротив друг друга. На столе лежит «футбольное поле» с воротами и мячик из пенопласта. Сперва решают, кто первым начнет игру, и начинают играть. Играющий должен дуть на мяч с целью попасть в ворота. За каждое попадание дается очко. Продолжительность игры – 1-2 минуты.
Подуй на игрушку. Дуют на плавающую игрушку, выдыхая через рот, так, чтобы игрушка перемещалась вперед. Хорошо, если этой игрушкой будет кораблик.
Надуй игрушку. Ребенку дают маленькую резиновую игрушку и предлагают надуть его. В этой игре тоже можно посоревноваться.
Поддувание бумажных листочков. Дети сидят за столом. У каждого есть красивый бумажный листок. Воспитатель показывает, как надо дуть. Потом дети дуют все по очереди. Можно и посоревноваться – кто дальше подует.
Поддувание бумажных султанчиков. Дети одновременно и по одному дуют на свой султанчик, который держат в руке. Дуть надо как можно сильнее.
Поддувание бумажных фигурок. Каждый ребенок по очереди поддувает свою фигурку. Поддувать надо плавно, чтобы фигурка скользила, а не падала.
Поддувание круглых карандашей и другихпредметов, которые могут кататься по плоскости стола.
ТрубачДети подносят к лицу сжатые кулачки, располагая их друг перед другом. На выдохе медленно дуют в «трубу»: «пФ». Логопед хвалит тех, кто дольше сумел дуть в «трубу».
Снежинка Возьмите на ладонь снежинку из салфетки. Поднимите ладонь на уровне подбородка, пусть окажется ото рта на расстоянии примерно 15 см. Сдуйте его быстрым энергичным выдохом через рот. Получилось? Ладонь можно отвести подальше. Выполнить то же самое. Можно посоревноваться.
Падают листья.Детям дается тоже маленькое панно . На панно приклеена веточка, а на веточке прикреплены на нитках листья. Когда дети дуют на веточку, листья должны падать. Упражнение повторяется 2-3 раза.
Узнай что спрятано. Ребенок, сидя на стуле, дует на карточку, разрезанный полосками лист поднимается, становится видно то, что на карточке.