Проект:«Познавательно – исследовательская деятельность детей дошкольного возраста»
Проект:«Познавательно – исследовательская деятельность детей дошкольного возраста»
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владеть знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект:«Познавательно – исследовательская деятельность детей дошкольного возраста»»
Проект:«Познавательно – исследовательская деятельность детей дошкольного возраста».
Воспитатель: Коннова Е.Н.
Вид проекта: информационно – исследовательский.
Продолжительность проекта: сентябрь – май.
Возраст детей: 5-6 лет.
Участники проекта: дети, воспитатель, родители воспитанников.
Актуальность проекта: Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владеть знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы.
Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.
Опираясь на научно – педагогический опыт выдающихся исследователей Савенкова, Венгера и многих других, можно сделать вывод о том, что исследовательская деятельность способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности; способствует творческому развитию личности, являясь одним из направлений развития детской способности быть исследователем.
Интерес у ребёнка будет высоким, если ребёнок будет активным участником педагогического процесса, если у него будет возможность лично исследовать, проявлять самостоятельность под умелым педагогическим руководством взрослого, который будет направлять ребёнка, а не подменять.
Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомление детей с экспериментированием, формирование у детей умение делать выводы на основе практического опыта и применять в самостоятельной деятельности, и с другой – отсутствие целенаправленной системной работы, привели к выбору темы проекта.
Объект проекта: Процесс развития познавательно – исследовательской деятельности.
Предмет проекта:Формы, методы и приёмы, как условия формирования познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.
Цель: Развить творческую, познавательно – исследовательскую активность дошкольников в процессе детского экспериментирования.
Задачи:
Образовательные:
Учить детей приобретать новую информацию через экспериментирование. Формировать умения детей делать выводы, на основе практического опыта и применять в самостоятельной деятельности.
Развивающие:
Развивать познавательную активность ребёнка, коммуникативные навыки, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательные отношения, желание приходить на помощь к другим.
Предполагаемый результат:
Дети проводят исследовательскую работу по проблеме, используя доступные им способы исследования (познавательная литература, помощь родных, телевизор и.т.д.)
Повышение уровня развития речи у детей.
Делают выводы на основе практического опыта и применяют в самостоятельной деятельности.
Проявление интереса родителей к данной проблеме.
Этапы реализации проекта:
Организационный.
Подборка и изучение научно – методической литературы, научно – практических материалов.
1.Дыбина О.В. «Ребёнок в мире песка» -М. Т.Ц. «Сфера», 2009г.
2.Менщикова Л.И. «Экспериментальная деятельность детей 4 -6 лет – Волгоград: Учитель, 2009г.
Сбор методик проведения познавательно – исследовательской деятельности.
Дыбина О. В., РохмановаН.П. «Занимательные опыты и эксперименты».
Паршукова И.Л. «Структура занятий экспериментирования, по организации мини лаборатории.
Методика Ивановой А.И. «Классификация наблюдений и экспериментов, разработки проблемных заданий».
Основной
Задачи
исследования
Содержание опытов
Формы и методы работы с детьми в разных видах
деятельности
Элементы предметно-
развивающей среды
Выводы
Сентябрь
Тема: «Воздух Задачи
1: Подвести детей к пониманию того,
что воздух невидим, прозрачен.
2. Подвести детей к пониманию того,
что воздух есть во всем.
'3. Подвести детей к пониманию того,
что воздух легкий.
4. Подвести детей к пониманию того,
что воздух имеет вес.
1. Взять пустой стакан и банку с
водой, перевернуть стакан вверх дном
и медленно опускать его в банку. Стакан держать ровно.
2. Взять стакан с водой и трубочку, опустить трубочку в стакан и подуть в неё.
З. Взять надувные игрушки и опустить их в таз с водой.
4. Взять палку длиной около 60 см. на ее середине закрепить
веревочку, к обоим концам палки
привязать два одинаковых воздушных шарика. Подвесить палку на веревочку.
Палка весит горизонтально.
Познавательная деятельность:
- беседа с детьми «Откуда берется
воздух, ветер»
- чтение стихотворения о ветре;
- чтение произведения «Легкие планеты».
Чтение: чтение рус. нар сказки – «Пузырь, соломинка и лапоть» и беседа по ней.
Музыкальная деятельность: работа над
дыханием, упражнения на поддувание.
Игровая деятельность: игры с воздушными шарами и мыльными пузырями.
Продуктивная деятельность:
конструирование из бумаги «оригами»
(тюльпаны надуваются с помощью
воздуха).
1. Схемы опытов.
2. Пособия для экспериментов.
З. Картинки: вентилятор,
веер и т. п,
4.. Альбом «Люди и небо».
5. Кроссворд на тему: «Воздух».
Вода не попадает в стакан, так как в нем воздух. Воздух не видим, легкий, но имеет вес.
Октябрь
Тема:«Воздух»
Задачи
1. Подвести детей к пониманию того, что воздух бывает теплым холодным: теплый - легкий, холодный - тяжелый.
2. Дать детям понятие о движении
воздуха.
3. Дать понятие о загрязнении воздуха.
1.Взять две свечи, приоткрыть дверь на улицу, зажечь свечи. Держать одну внизу, другую наверху образовавшейся щели. Определить направление пламени свечи.
2. Взять миски с водой (для каждого ребенка). В каждой миске
свое «море»: красное, черное, желтое. Дети дуют на воду - получаются «волны».
З. Зажечь свечу, подержать над ее пламенем стекло или фарфоровую чашку.
Познавательная деятельность:
- рассматривание иллюстраций с изображением ветра, беседы;
- разгадывание загадок;
- уточнить, что движение воздуха называется ветром.
Чтение:
-чтение сказки «Морозко» и беседа по ней.
Продуктивная деятельность: передать в рисунке ветер: сильный, могучий, слабый и спокойный.
- конструирование из бумаги корабликов, султанчиков.
Игровая деятельность: пускание парусных корабликов по воде.
Зарисовка опытов. Фотографии. Изготовление вееров
Воздух может быть теплым и холодным, когда теплый и холодный воздух встречаются происходит движение воздуха
Ноябрь
Тема: «Вода»
Задачи
1. Подвести детей к пониманию того, что вода бывает теплой, горячей, холодной.. .
2. Подвести детей к пониманию того, что вода прозрачная
З. Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет вкуса.
4. Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет запаха.
1. Во время мытья рук измерить
температуру воды.
2. Взять два стакана - один с водой, другой с молоком. В оба стакана опустить камешки
или монетки.
3.Сравнить на вкус воду, молоко и сок.
4. Сравнить запах в стаканах, с обычной водой и с водой, в
которую добавлен ароматизатор.
Чтение: чтение экологического рассказа «Как люди речку обидели», беседа; заучивание потешек о воде. Продуктивная деятельность: окраска воды с помощью красок.
Музыкальная деятельность: слушание мелодий, передающих журчание воды, капель, шум дождя.
Трудовая деятельность:
опрыскивание
растений в уголке природы.
Игровая деятельность:
дидактическая игра
«Волшебница-вода».
1. Картографы "Свойства воды».
2. Изображения ручья, реки, озера,
моря, океана.
З. Карта мира.
4. Пособие «Круговорот
воды в природе».
Температура воды бывает разной. Вода – прозрачна, не имеет запаха,вкуса.
Декабрь
Тема:«Вода»
Задачи
1.Подвести детей к пониманию того, что вода жидкая и может течь.
2.Подвести детей к пониманию того, что в воде одни вещества растворяются, а другие нет.
3.Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет формы.
1. Переливать воду из одного сосуда в другой.
2. В один стакан положить речной
песок, в другой
сахарный.
3. Налить воду в сосуды разной
формы.
Познавательная деятельность: занятие «Роль воды в жизни людей, животных и растений».
1. Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега, льда.
2.Подвести детей к пониманию защитных свойств снега.
1. В морозный день предложить детям слепить снежки на улице. Принести снег в помещение и предложить слепить снежки здесь.
2.В сильный мороз налить одинаковое количество
воды в три бутылки и зарыть их в снег на разную глубину.
3.Внести снег в помещение и положить на бумажный фильтр.
Познавательная деятельность:
Занятие «Зима».
Коммуникативная деятельность:
Беседа: «Зимние забавы», заучивание стихов И. Сурикова, А.Барто, Ф. Тютчева., беседа: «Польза снега в сельском хозяйстве».
Продуктивная деятельность:
Моделирование из ваты: «Снегири».
Рисование гуашью: «Зима».
1. Картотеки опытов.
2. Книги С.Сахарнова «По морям вокруг земли»,
3. Иллюстрации на тему «Зима».
В тепле снег и лед тают. Влажный снег лепиться. Снег защищает растения от холода.
Февраль
Тема :«Жизнь растений Задачи:
1. Закрепить умения ухаживать за растениями, называть свои действия,
устанавливать простейшие связи
между явлениями природы и жизни
растений.
2. Подвести детей к выводу что растениям нужна благоприятная почва.
3Помочь детям видеть красоту
природы.
1.Проращивать одинаковые семена в двух блюдцах с сухой и влажной ватой.
2.Одно из двух одинаковых растений поместить в темное место, другое в светлое. З.Поставить букет цветов в вазу с подкрашенной водой (через не которое время стебли окрасятся).
Познавательная деятельность: наблюдение за прорастанием семян.
Чтение: чтение произведений о растениях; заучивание стихов.
Продуктивная деятельность: рисование первых весенних цветов.
Игpовая деятельносmь: игры с природным материалом; дидактическая игра "Покажи стебель,
листок, цветок».
Схемы роста растений; блюдца для проращивания семян, коллекция семян. Модель «Огород на окне».
Растениям нужна вода, тепло, свет.
Растениям нужна благоприятная почва
Март
Тема: «Магнит Задачи:
1Систематизировать знания детей о магните и его свойствах притягивать предметы;
2. Выявить материалы, которые могут стать магнетическими.
3.Отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит.
1.Из множества предметов (магнетические и немагнетические), отобрать с помощью магнита только железные.
2. Предложить детям достать железный предмет из таза с водой, не замочив при этом руки.
3.Фокус «Летающая бабочка».
Чтение:
Сказки П. Бажова «Огнивушка – поскакушка», «Малахитовая шкатулка».
Коммуникативная деятельность:
Беседа: «Из чего делают железо?»
Игровая деятельность:
Д/и «Рыболовы», «магнитная геометрическая мазаика», «магнитная касса цифр и букв».
Магнит, коробочка с предметами из разных материалов.
Таблица – схема для занесения результатов, коробка, нарисованные бабочки, нитка, скрепка, скотч, таз с водой.
Магнит притягивает металлические предметы. Магнит может намагничивать некоторые предметы.
Земля- большой магнит
Апрель
Тема: «Песок и глина».
Задачи:
1. Подвести детей к пониманию того,
что почва бывает песчаная и глинистая.
2. Выяснить, что в почве для жизни
живых организмов есть воздух и вода.
3.Познакомить детей со свойствами
песка и глины: рыхлые, сыпучие, твёрдые.
1. Взять стаканы с песком и глиной,
предложить высыпать песок
и глину в чашку, перемешать.
2. Попробовать «посадить» палочку
в стаканчики с песком и
с глиной поочередно.
3. Предложить слепить шарики из
сухой, потом из влажной глины.
Игровая деятельность: игры с песком.
Познавательная деятельность: посадка лука в почву.
Песок, глина, палочки, лупа,
сито, дощечки, семена фасоли, лук.
Песок –рыхлый,
сыпучий.
Глина-слипается комочками,
твердая
Май
Тема :«Песок и глина».
Задачи:
Закрепить и уточнить знания детей о свойствах песка и глины.
1.Предложить детям слепить шарики из влажного песка и глины и оставить их до высыхания.
2.Посадить в стаканчик с песком и глиной семена фасоли.
3.Рассмотреть через лупу, из чего состоят песок и глина, сравнить.
Трудовая деятельность: посадка фасоли.
Познавательная деятельность: экскурсия на огород.
Продуктивная деятельность: лепка
из глины.
1.Стаканчики с землёй и глиной.
2.Семена фасоли.
3.Лупа.
Выставка поделок
из глины.
Песок- состоит из мелких песчинок круглой формы.
Глина- мелкие частички тесно слипшие-
ся между собой.
Работа с родителями
Консультации: «Опытно-исследовательская деятельность детей 4-5 лет дома» «Экспериментируйте с детьми дома!» «Играем, познаем, экспериментируем»
Беседы:«Развитие исследовательской деятельности детей дома»
3)Заключительный
Анализ и обобщение результатов полученных в процессе познавательно – исследовательской деятельности
Консультация для родителей: «Опытно-исследовательская деятельность детей 4-5 лет дома»
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Умозаключения детей основываются на собственном практическом опыте, а не на словесной информации, которую они получают от воспитателя. Следовательно, необходимо использовать практические методы. Дети дошкольного возраста по природе своей очень любопытны – они все хотят знать, понять, исследовать. Экспериментальнаядеятельность значительно развивает логическое мышление детей.
Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития детской познавательной активности, оборудованы уголки экспериментирования, где находятся необходимые предметы: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др., неструктурированные материалы (песок, вода, карты, схемы и т. п.
Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. Например, что быстрее растворится? (морская соль, кусочки мыла, пена для ванн) и т. д.
Кухня – это место, где ребёнок часто мешает маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, и предложите детям растворять в воде различные продукты (крупы, муку, соль, сахар). Поинтересуйтесь у детей, что стало с продуктами и почему? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе, и постараться объяснить результат доступным для него языком.
Эксперимент можно провести во время любой деятельности. Например, ребёнок рисует, У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.
Несколько несложных опытов для детей среднего дошкольного возраста.
Что плавает а, что тонет?
Цель: Выяснить, что не все предметы тонут.
Материалы: жидкость, предметы из различных материалов
Процесс: Поочередно опускать в воду различные предметы и наблюдать, за тем какие предметы тонут, а какие плавают на поверхности.
Вывод: Предметы из дерева не тонут.
Куда деваются сахар и соль?
Цель: Выяснить, что сахар и соль растворяются в воде.
Материалы: Два прозрачных стакана с водой, сахар, соль.
Процесс: Дать ребенку предварительно попробовать воду из стаканов. Затем поместить в разные стаканы соль и сахар, и спросить, куда они делись?
Затем дать ребенку попробовать воду в этих же стаканах.
Вывод: Сахар и соль растворяются в воде.
Какого цвета вода?
Цель: Выяснить, что при смешивании получаются новые цвета.
Материалы: Прозрачные стаканы воды, гуашевые краски (красная, желтая, синяя) .
Процесс: Окрасить воду в желтый цвет и понемногу добавлять красную краску, должна получиться оранжевая вода.
Окрасить воду в желтый цвет и понемногу добавлять синюю краску, должна получится зеленая вода.
Окрасить воду в синий цвет и понемногу добавлять красную краску, должна получиться фиолетовая вода.
Так же можно смешивать и сами краски.
Вывод: При смешении красок определенного цвета получается другой цвет.
Куда девалась вода?
Цель: Выяснить, что ткань впитывает воду.
Материалы:
Процесс: Налить небольшое количество воды в плоскую емкость и опустить туда губку или кусок ткани. Что произошло? Вода исчезла, ее впитала губка.
Вывод: Ткань впитывает воду и сама становится мокрой.
С детьми можно и нужно экспериментировать на прогулке, где много природного материала. Это прекрасный материал для изготовления поделок, с ним можно проводить эксперименты. Например, камешки часто встречается на прогулке, на дне аквариума. Попадая в воду, камешек меняет цвет — становится темнее. Камешек в воде тонет, а есть камни, которые плавают (туф, пемза). А если камешки собрать в жестяную банку, ими можно погреметь. Их можно бросать в цель (в пластиковую бутылку, попадать внутрь ведерка. Камешки интересно собирать в ведерко, а потом считать, рассматривать цвет. Гладкие камешки приятно катать между ладоней.
Косточки от фруктов и крупа, положенные в банки, бутылки издают разные звуки. При помощи пинцета их можно разложить в разные емкости. Такое упражнение развивает мелкую моторику рук. Из природного материала можно выкладывать геометрические фигуры, делать различные картины.
Сухие травы, цветы, сухофрукты хороши для развития обоняния. Их можно нюхать, а также использовать для изготовления поделок.
Чем больше вы с ребенком будете экспериментировать, тем быстрее он познает окружающий его мир, и в дальнейшем будет активно проявлять познавательный интерес.
Что нужно делать, что бы поддержать активность в познавательной деятельности ребенка?
1. Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов на детское «почему? »
2. Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами.
3. Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту.
4. В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия детей, объясняйте, почему этого нельзя делать.
5. Поощряйте ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию.
6. Оказывайте необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию.
7. Учите ребенка наблюдать и делать предположения, выводы.
Беседа «Развитие исследовательской деятельности детей дома»
Познавательно – исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности с ним. Эксперименты и опыты развивают наблюдательность, самостоятельность, желание поставить задачу и получить результат, проявляются творческие способности. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка. Позволяют показать связи между живым и неживым в природе.
В жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, чтобы узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами.
Ребенок рождается исследователем. Важнейшие черты детского поведения вызывают любопытство, постоянное наблюдательность и экспериментирование. Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать.
Задача взрослых – создавать условия для формирования мировоззрения.
Будьте внимательны к своему ребенку, поддерживайте интерес и активность. • Поощряйте ребенка за стремление в поиске новых знаний, умений. • Вместе с ребенком принимайте участие в исследовательской деятельности. • Не забывайте, что путь к детскому сердцу лежит через игру. Именно в процессе игры вы можете передать необходимые знания. • Чаще говорите с ребёнком, поясняйте ему непонятные явления, ситуации, суть запретов и ограничений. Помните!!! Для дошкольника родители – самые главные люди в мире, и поэтому родительские слова становятся руководством к действию.
Консультация для родителей «Экспериментируйте с детьми дома!»
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? Нет! Показываете ребенку как можно чаще предметы, притягивающие его любопытный взор, и рассказываете о них? Исследовательская деятельность вашего ребенка может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка.
Дома можно организовать несложные опыты и эксперименты. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла.
Кухня – это место, где ребёнок часто мешает маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, и предложите детям растворять в воде различные продукты (крупы, муку, соль, сахар). Поинтересуйтесь у детей, что стало с продуктами и почему? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе, и постараться объяснить результат доступным для него языком.
Эксперимент можно провести во время любой деятельности.
Например, ребёнок рисует, У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.
Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:
1. Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)
2. Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)
3. Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)
4. Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)
5. Объясните почему? Доступными для ребёнка словами
Помните!
При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.
С детьми можно и нужно экспериментировать на прогулке, где много природного материала. Это прекрасный материал для изготовления поделок, с ним можно проводить эксперименты. Например, камешки часто встречается на прогулке. Попадая в воду, камешек меняет цвет — становится темнее. Камешек в воде тонет, а есть камни, которые плавают (туф, пемза). А если камешки собрать в жестяную банку, ими можно погреметь. Их можно бросать в цель (в пластиковую бутылку, попадать внутрь ведерка. Камешки интересно собирать в ведерко, а потом считать, рассматривать цвет. Гладкие камешки приятно катать между ладоней.
Их можно исследовать на шероховатость, искать в них трещины, делать гвоздиком царапины. Если на камешки капать соком из лимона, то можно увидеть, как некоторые из них шипят.
Чем больше вы с малышом будите экспериментировать, тем быстрее он познает окружающий его мир, и в дальнейшем будет активно проявлять познавательный интерес.
Что нужно делать, что бы поддержать активность в познавательной деятельности ребенка.
Что нужно делать?
1. Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов на детское «почему? »
2. Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами.
3. Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту при помощи мотива.
4. В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия детей, объясняйте, почему этого нельзя делать.
5. Поощряйте ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию.
6. Оказывайте необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию.
7. Учите ребенка наблюдать и делать предположения, выводы.
8. Создавайте ситуацию успешности.
Чего нельзя делать?
1. Нельзя отмахиваться от вопросов детей, ибо любознательность — основа экспериментирования.
2. Нельзя отказываться от совместной деятельности с ребенком, так как ребенок не может развиваться без участия взрослого.
3. Нельзя ограничивать деятельность ребенка: если что-то опасно для него, сделайте вместе с ним.
4. Нельзя запрещать без объяснения.
5. Не критикуйте и не ругайте ребенка, если у него что-то не получилось, лучше помогите ему.
6. Нарушение правил и детская шалость — разные вещи. Будьте справедливы к своему ребенку.
7. Не спешите делать за ребенка то, что он может выполнить сам. Проявляйте спокойствие и терпение.
8. Дети бывают, импульсивны, будьте терпеливы и спокойны по отношению к ни