Просмотр содержимого документа
«Проект "Природа глазами детей"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОЗЕРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №6
Проект
«Природа глазами ребёнка».
Разработала:
Назаренко Оксана Владимировна
воспитатель первой квалификационной категории
Краснозерское, 2020 год
Вид проекта: социо –культурный.
Участники проекта:
№
Ф.И.О
Должность
1
Назаренко О.В.
Воспитатель средней группы
2
Лопарёв В.И.
Музыкальный руководитель
3
Яшина В. А.
Инструктор по физической культуре.
4
Социум
МБУК Краснозерский художественно – краеведческий музей им. Коробейникова;
МБУК Краснозерский дом культуры;
Межпоселковая библиотека.
5
Родители
Актуальность проекта:
Дошкольный возраст самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально – ценностное отношение к окружающему , которые появляются во взаимодействиях ребёнка огромно. Дети ежедневно в той или иной форме соприкасаются с её объектами или явлениями: на прогулках наблюдают за птицами и насекомыми, падающими снежинками, слушают стихи, рассказы, смотрят телепередачи о животном и растительном мире Земли, ухаживают за растениями и животными. Объекты природы привлекают дошкольников, прежде всего красотой, яркостью красок, разнообразием и это являются источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Установление положительных, эмоциональных окрашенных связей – вот основа экологической воспитанности.
Работая в детском саду, общаясь с детьми, отмечаю, что большинство дошкольников с большим интересом относятся к знаниям о природе, однако нередко эти знания они берут из рекламы, мультфильмов, разговоров взрослых. Дети усваивают определённый объем экологических понятий и знаний о природе механически, не используя их в практической деятельности.
Исходя из этого, считаю актуальным создание экологического проекта:
« Природа глазами детей».
Цель:
-Формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.
Задачи:
-Формирование обобщенных представлений о признаках природных объектов и явлений, умение устанавливать простейшие связи между ними;
-Развитие наблюдательности и любознательности детей в процесcе ознакомления их с явлениями природы, наблюдениями за живыми и неживыми объектами природы.
-Освоение элементарных норм поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом.
Базой реализации проекта является МКДОУ Краснозёрский детский сад №6 Новосибирской области.
Ожидаемые результаты:
- Сформировать у ребенка осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
- Гармонизировать семейные отношения, как одно из важнейших условий успешной социализации детей.
Педагогические технологии, методы и формы работы
В основе отбора и использования образовательных педагогических технологий лежит принцип личностно – ориентированного подхода в обучении и воспитании:
- деятельностные технологии, ориентированные на овладение навыками ручного труда,
- личностно-ориентированные, направленные на развитие личности, в частности на формирование активности личности в учебном процессе,
- когнитивные (мыследеятельностные), направленные на развитие интеллектуальных функций детей;
- групповая технология (групповой опрос, одновременная работа с группой, работа в парах сменного состава);
- игровые технологии (сюжетные, с предметом и т.д.)
-технология исследовательской деятельности, решающий фактор активизации интереса к знаниям;
- технология диалогового обучения, при которой реализуется идея оптимизации обучающихся;
- технология коллективной творческой деятельности ( освоение элементов творчества в практической деятельности; обнаружение в себе способностей создать какие-то творческие продукты).
Методы и приемы:
- словесный метод - на теоретических и практических занятиях ( объяснение, рассказ, беседа, сказка);
- игровой метод - для активизации трудовой деятельности и лучшего усвоения навыков ручного труда;
- наглядный метод служит для концентрации внимания и формирования у обучающихся умения планировать свою предстоящую работу;
- последовательный метод позволяет реже прибегать к прямому обучению, так как ранее усвоенный материал повторяется в той или иной форме;
- познавательный метод формирует у обучающихся навыки самостоятельной работы, способствует активному применению ранее полученных знаний, развивает мыслительную деятельность;
- репродуктивный метод закрепляет навыки последовательной работы;
- объяснительно- иллюстративный метод;
- метод самостоятельной работы;
- создание ситуации успеха;
- метод стимулирования;
- оздоровительный метод.
Проектная деятельность организуется с привлечением наглядных материалов, презентаций, музыкального сопровождения, использованием игровых методик.
Способы организации деятельности:
- игра;
- опытно-экспериментальное действие;
- групповая;
- в малых группах.
Формы организации занятий:
- практические работы репродуктивного и творческого характера,
- познавательная игра,
- интегрированное занятие,
- ролевые игры,
- творческие выставки,
- конкурсы.
Проектная деятельность организуется по общепедагогическим принципам сезонности, систематичности и последовательности «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому», по принципу интереса с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.
Ресурсное обеспечение работы по реализации проекта:
- Центр художественного творчества в группе,
- методический инструментарий,
- наглядный материал: атрибуты для сюжетно – ролевых и дидактических игр и т.д.
Рабочий план реализации проекта: «Природа глазами детей»
Мероприятия с детьми
№
пп
Содержание работы
Сроки
Ответственный
Подготовительный этап
Цель: Выявление уровня экологической воспитанности.
1
Оформление «Уголка природы».
Сентябрь
Назаренко О. В.
2
Диагностические наблюдения за детьми, фиксация их поведения связанные с явлениями и объектами природы.
Цель: Выявление уровня экологической воспитанности.
Сентябрь
Назаренко О. В.
Основной этап
Цель: Формирование начальной экологической культуры к объектам живой и неживой природы.
1
- Цикл наблюдений за цветущими травянистыми растениями участка.
- Занятие «Как заполнять календарь природы?»
- Комплексное занятие «Делаем книгу „Приключения мышонка Пика”»
- Цикл наблюдений за хомяком.
- Занятие «Овощи и фрукты на нашем столе»
Сентябрь
Назаренко О.В.
2
- Цикл наблюдений за хомяком.
- Экскурсия в библиотеку
- Занятие «Растения в нашем уголке природы»
- Занятие «Корова и коза – домашние животные»
- Занятие «Для чего животным хвосты?»
Октябрь –
Назаренко О.В.
3
- Занятие «Жизнь хомяка в природе»
- Занятие «Как лесные звери – медведь и белка – готовятся к зиме»
- Занятие «Лошадь и овца – домашние животные»
- Комплексное занятие «Уходит золотая осень»
Ноябрь
Назаренко О.В.
4
- Цикл наблюдений за елью.
- Комплексное занятие «Письма заболевшим детям»
- Занятие «Станем юными защитниками природы»
- Занятие «Как лесные звери – белка, заяц, медведь, лиса – проводят зиму в лесу»
- Цикл наблюдений за свойствами снега, льда, воды.
Декабрь
Назаренко О.В.
5
- Цикл наблюдений за свойствами снега, льда, воды.
- Цикл наблюдений за птицами, прилетающими на участок.
- Комплексное занятие «Что за зверь!»
- Цикл наблюдений за птицей в клетке: попугаем
- Комплексное занятие «Лес – это дом для многих жильцов»
Январь –
Назаренко О.В.
6
- Цикл наблюдений за птицей в клетке: попугаем
- Посадка растений на зелень: организация «огорода на окне»
Цель: Закрепление осознанно – правильного отношения к явлениям, к объектам живой и неживой природы.
1
Диагностические наблюдения за детьми, фиксация их поведения связанные с явлениями и объектами природы.
Цель: Выявление уровня экологической воспитанности.
Май
Назаренко О.В.
2
Праздник юных любителей природы
Май
Назаренко О.В., музыкальный руководитель.
Работа с родителями.
Цель: Привлечение родителей в образовательный процесс по экологическому воспитанию.
№
пп
Содержание работы
Сроки
Ответственный
Подготовительный этап
1
Анкетирование родителей
Цель: Выявление понимания родителями проблем, связанных с экологическим воспитанием.
Сентябрь
Назаренко О.В.
2
Организация фотовыставки: «Отдыхаем, не вредя!» (семейные фотографии – отдых на природе: парк, лес, на даче).
Сентябрь
Назаренко О.В. родители группы.
Основной этап
1
Создание «Экологического стенда»: «Осень, осень в гости просим» (статьи, стихи, загадки, приметы, словесные игры для разучивания и занятий с детьми дома по теме).
Октябрь
Назаренко О.В.
2
Участие в конкурсе на лучшую экологическую игру для детей.
Ноябрь
Назаренко О.В.,
3
Участие в акции «Зеленая елочка – живая иголочка» (изготовление и распространение плакатов о сохранении елей)
Декабрь
Назаренко О.В. родители группы
4
Сменить материал «Экологического стенда»: «Зимушка – зима в гости к нам пришла»
Декабрь
Назаренко О.В.
5
Родительское собрание в форме круглого стола: «Воспитание доброты в природе».
Январь
Назаренко О.В., родители группы
6
Консультация для родителей: «Использование художественной литературы в экологическом воспитании»
Февраль
Назаренко О.В.,
7
Сменить материал «Экологического стенда»: «Весна – красна»
Март
Назаренко О.В.
8
Оформить фотовыставки: «Природа нашего посёлка».
Апрель
Назаренко О.В. родители группы
9
Оформление педагогической ширмы: «Азбука поведения в природе»
Май
Назаренко О.В.,
Заключительный этап
1
Проведение интеллектуально-творческой игры «В гармонии с природой».
Май
Назаренко О.В.
Взаимодействия с учреждениями социума
Цель: Обогащение эмоциональных впечатлений, эстетическое и познавательное развитие детей.
№
пп
Содержание работы
Сроки
Ответственный
1.
Участие детей в конкурсах и выставках детского творчества.
Ознакомление детей с художественной литературой о природе.
В течение учебного года
Назаренко О.В., сотрудники межпоселковой библиотеки
2.
Посещение детьми выставок, экскурсии детей, организация совместных конкурсов.
В течение учебного года
Назаренко О.В., сотрудники МБУК Краснозерского художественно – краеведческого музей им. Коробейникова
3.
Участие детей в конкурсах и выставках детского творчества
В течение учебного года
Назаренко О.В., сотрудники МБУК Краснозерского дома культуры