Просмотр содержимого документа
«Проект "Рябина за нашим окном"»
Проект
«Рябина за нашим окном»
Воспитатель: Рамазанова А.Н.
План краткосрочного проекта на три месяца (сентябрь – ноябрь)
Содержание:
Введение
Этапы реализации проекта
2.1. Подготовка
2.2. Исследование
- Творческая продуктивная деятельность:
- Наблюдение
2.3. Обобщение результатов
Заключение
Выводы по результатам проведения проекта
Введение
Тип проекта: Творческий, информационно-познавательный.
Длительность: три месяца. С сентября по ноябрь 2019 года.
Объект исследования: дерево рябина.
Проект проводится с воспитанниками старшей группы детского сада (5-6 лет).
Содержание проекта: напомнить детям о том, что за дерево – рябина, как оно связано с остальной природой. Продолжать учить детей бережному отношению к природе. Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации данного образовательного проекта.
Тема проекта актуальна для нашего времени по многим причинам. Дети сейчас редко обращают внимание на растения. Следует вызывать у воспитанников интерес к природе. В осенний период довольно много красивых, важных для экосистемы, деревьев и кустарников. Однако, в определённую погоду почти все они могут за один день облететь и от осенней красоты не останется ни следа.
Рябина выгодно выделяется на фоне остальных, уже утративших свой осенний наряд, деревьев. Алые ягоды отлично видны на общем сером фоне. Более того, на ветках хорошо заметны птицы, живущие всю зиму именно ха счёт рябиновых ягод.
Таким образом, рябина не только продемонстрирует детям пользу и красоту природы, но, так же, наглядно покажет им, как растения связаны с животными и человеком.
Более того, наличие на участке детского сада большого количества рябиновых деревьев позволяет знакомить с ней детей в реальном времени. Порой, из окна, можно увидеть, как птицы клюют ягоды, сидя на ветках. Такое наблюдение за природой вызывает куда больше интереса у воспитанников.
Цель. Углубить естественнонаучные знания детей о рябине, развить их творческое мышление, исследовательские навыки. Формировать активную позицию взрослых и детей по созданию благоприятной среды жизни, изучению и охране деревьев в условиях города.
Задачи:
Показать связь между деревьями, животными и человеком; 2. Способствовать развитию познавательной деятельности в изучении живой природы; 3. Углубление знаний о рябине: особенности строения, произрастания и возможности использования человеком; 4. Формировать представление о том, что у растений может быть разное состояние, видеть основные проявления хорошего и плохого состояния растений; 5. Развивать способность к поисковой деятельности, умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор; 6. Воспитывать гуманное, осознанное отношение к природе, показать значимость действий каждого человека в её сохранении.
Этапы реализации проекта
Подготовка
Постановка проблемы.
Подбор художественной литературы: сказки, загадки, пословицы, стихи, песни.
Подбор познавательной, научной литературы.
Подбор материально-технического оснащения для опытов и экспериментов.
Выставка фотографий.
Показ презентаций о рябине.
Просмотр видеофильмов о природе.
Исследование
Беседы:
«О рябине детям»,
«Рябина – известное лекарственное растение»,
«Лекарственные свойства рябины»,
«Как деревья к зиме готовятся»,
«О народных традициях, рассказ о русском народном празднике «Рябинник»»,
«Почему Сентябрь называют рябинником». Чтение:
Сухомлинский «Птичья кладовая»
И. Ревю «Сказка про рябину»
Природоведческая сказка «Рябина спасительница»
Сказка «Волшебная рябина»
Сказка-быль «Рябина»
Е. Наумова «Рябиновая гроздь»
К. Найденов «Зарумянились рябинки»
М. Пришвин «Разговор деревьев»
«Осенние листики».
Творческая продуктивная деятельность:
1. Аппликация «скатыванием» «Гроздь рябины»
Цель: вызвать у детей радостное настроение от наступившей осени – как самого красивого времени года.Развивать мелкую моторику рук.
Образовательная задача: воспитывать у детей интерес к аппликации; располагать детали в определенном порядке; закреплять умение работать клеем и кисточкой; формировать умение у детей аккуратно наклеивать детали аппликации; учить скатывать шарики из салфеток.
Развивающая задача: развивать творческую инициативу детей, самостоятельность; умение замечать прекрасное вокруг нас; развивать композиционные умения.
Воспитательная задача: воспитывать любовь и бережное отношение к природе; желание беречь природу.
Предварительная работа: на прогулке рассматривание рябины. Обратить внимание детей на вид и форму листа, цвет листьев и ягод. В вечернее время упражнять детей в вырезании листьев путём обрезания двух противоположных углов.
Материалы и оборудование: сюжетная картинка с изображением ветки рябины, цветной картон, клей ПВА, кисточки, клеенка, цветная бумага для аппликации (желтого и зеленого цвета); салфетки красного цвета (для ягод рябины).
Правила обращения с ножницами:
Брать и резать ножницами можно только с разрешения и в присутствии взрослых.
Не размахивать ножницами, чтобы не поранить кого-либо.
Держать ножницы прямо от себя, не раскрывать их широко.
Передавать ножницы друг другу можно только при закрытых «клювиках-ножах», «окошками» - колечками вперед.
Ход занятия.
Подготовительная деятельность
Ребята, отгадайте загадку:
В том лесу, и в огороде,
Только осень на подходе,
Новый у нее наряд,
Бусы красные висят.
Дрозд, снегирь, другая птица,
Могут ею угоститься,
Как усилится мороз,
Возрастёт на пищу спрос.
(Рябина)
Рябина — невероятно красивое дерево, а ее плоды настолько яркие и красочные, что привлекают внимание всех: и людей, и животных, и птиц. Созревают ягоды в начале осени, а вот лакомиться ими можно на протяжении долгой и холодной зимы.
Эта ягода приносит огромную пользу птицам. Она спасает птиц. А каким образом рябина спасает птиц?
Я сегодня принесла в детский сад веточку рябины. Давайте рассмотрим ее. Какого цвета ягоды? Какой они формы? Как ягоды располагаются на веточке? А какие по форме листья рябины?
А сейчас мы с вами, ребята, попробуем изобразить веточку рябины с помощью цветной бумаги. Подумайте о расположении веточки рябины на листе бумаги. Где мы её изобразим?
Перед тем, как начать работу, давайте разомнём наши пальчики и заодно отдохнём.
Пальчиковая гимнастика
С веток ягодки снимаем.
(поочерёдно поглаживаем пальчики, как будто «снимаем ягодки».)
Наших птичек угощаем.
(показываем ладошку)
Птички ягодки склевали
(другой рукой имитируем движение «клюют зернышки»)
И крылом нам помахали
(машем ладошкой.)
Проводим второй раз со сменой рук.
- Практическая деятельность.
Показ приема вырезания листика рябины.
Воспитатель напоминает детям, как вырезать листья (прямоугольник держать в виде ромба за боковой угол; резать с нижнего угла в сторону и к верхнему углу, плавно поворачивая прямоугольник левой рукой; затем перевернуть деталь, взять за обрезанную дугу, и повторить процедуру, обрезая с нижнего угла в сторону и к верхнему углу). Объяснение педагог сопровождает демонстрацией.
Дети приступают к изготовлению листиков рябины, используя цветную бумагу зеленого цвета и ножницы.
Воспитатель помогает советами и наводящими вопросами, следит за работой детей и действиями с ножницами.
Показ приемов наклеивания.
Воспитатель показывает образец ветки рябины, наклеенной на картон. Напоминает о том, что намазывать обратную сторону деталей необходимо аккуратно, стараясь намазать клеем всю поверхность детали; наклеить ее на желтый лист бумаги, рядом с нарисованными маркером веточками рябины; лишний клей убирать кусочком ткани; разгладить деталь кусочком ткани.
Дети приступают к приклеиванию листиков рябины, используя вырезанные листочки (количество 7 штук, клей и кисточку).
Показ приема скатывания ягоды рябины.
Воспитатель отрывает небольшой кусочек красной салфетки, начинает скатывать его между ладоней, формируя ягоду рябины, окунает в клей и размещает на ветке рябины.
Дети повторяют действия воспитателя и начинают работать самостоятельно.
Итог практической деятельности.
Молодцы, ребята! Веточки рябины получились как настоящие!
Готовые работы прикрепляются на доску. Дети любуются веточками рябины, по желанию рассказывают про свою картину: какие цвета использовались для изображения листьев и ягод, понравилась ли им работа, было ли что-то, что не понравилось.
Создание браслетов из рябиновых ягод.
Цель:
Художественно-эстетическое развитие детей.
Образовательная задача:
Уточнить и закрепить представления детей о рябине. Познакомить с приметами, связанными с этим деревом. Выяснить какую роль отводят рябине по отношению к жизни людей и животных. Совершенствовать умения составлять украшения из рябины с помощью доступных средств (нитка и иголка), отрабатывать навыки работы с зубочисткой и леской.
Развивающая задача:
Развивать у детей творческие способности, чувство прекрасного, умение понимать и ценить красоту и богатство окружающего мира, воображение
Воспитательная задача:
Воспитывать любовь к природе, чувства гармонии и красоты природы, уважительное отношение к объектам природы. Развивать самостоятельность, уверенность, активность. Воспитывать эстетический вкус, аккуратность в работе.
Осенью отмечает свои именины одно из красивейших деревьев России. А как называется это дерево, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.
Весною зеленела, Летом загорала, Осенью надела Красные кораллы.
Цветки – пчёлам и шмелям, Плоды – сойкам и дроздам, А кудрявой ветке – Место у беседки.
Догадались? Я предлагаю вам определить на ощупь, что находится под платком. (Дети по очереди обследуют содержимоекорзинки, высказывают свои предположения).
Чьи ягоды лежат в моей корзинке? (Рябины)
Как вы догадались, что там спрятаны ягоды рябины? (Мы рассматривали ягоды рябины во время прогулки. Они мелкие, круглые, жёсткие на ощупь, растут на веточке.) Правильно! (Продемонстрировать детям содержимое корзинки в виде рябиновых ягод.) Сколько ягод на веточке: одна или много? (На веточке много ягод.) Если на одной веточке много ягод, как её можно назвать? (Гроздь, кисть.)
В старину считали, что рябина защищает дом от плохих людей и вестей, она считалась символом счастья и мира в семье, поэтому возле дома всегда старались посадить рябиновое деревце.
Давно забыты старые поверья, но люди продолжают сажать рябину у своих домов, и не за магическую ее силу, а за скромную, но такую трогательную красоту.
Я предлагаю вам посмотреть на экран. (Показ слайдов)
Хороша рябина во все времена года!
Красива она ранней весной, когда едва-едва на ней распустятся молодые светло-зеленые листья с четким резным узором. Легкая и светлая стоит она ранним летом в белой кипени душистых цветов. Не оторвешь от нее глаз и поздней осенью, когда зрелые пунцовые ягоды становятся ярким украшением ее ветвей.
Сравнивали ее с молодой, красивой, часто, грустной девушкой. Рябина считается женским деревом. Именно женщин она в первую очередь берет под свою защиту.
Любят ягоды рябины снегири, дрозды-рябинники, синицы, свиристели, вороны, глухари и рябчики. Упавшими на землю гроздями лакомятся лесные мыши-полёвки, ежи, лоси, медведи, лисы, зайцы, бурундуки. А белочка срывает ягоды на дереве. Зверям тоже нужны витамины.
Древесина рябины очень упруга, она прочна и имеет красивую текстуру, хорошо полируется, поэтому идет на разные поделки, музыкальные инструменты, мебель.
Красоту рябины стали понимать уже очень давно. Не случайно «рябиновые мотивы» издавна начали включать в узоры для вышивания. А роспись по дереву! Ягоды и листья рябины используются в народном промысле Хохлома. В жизни можно встретить как традиционные предметы, расписанные под Хохлому (посуда, матрёшка), так и новые (компьютерная клавиатура, часы).
Издавна рябина применялась в России в лечении специалистами народной медицины. Спелые плоды использовались для настоек и отваров. Плоды рябины широко применяются в кондитерском производстве для приготовления джемов, компотов и других сладостей.
Тот, кто любит и понимает природу, никогда не пройдет мимо рябины: она необыкновенно красива! Резные листья, которые особенно живописно выглядят осенью, окрашиваются в золотистые и красноватые тона, которые как будто горят на фоне других осенних деревьев.
На стол выставляются тарелки с рябиновыми ветками и ягодами.
- Возьмите одну ягоду в руку. Какая она на ощупь? (Ягода твердая, гладкая.) Покатайте ягоду в ладонях, по столу. Какая она по форме? Какого цвета? Все ли ягоды оранжево-красного цвета?
Понюхайте ягоды рябины. Вам нравиться их запах? А ещё, ребята, ягоды рябины использовали в старину чтобы сделать украшения: бусы, браслеты. И сегодня мы с вами займемся изготовлением украшений из рябины. Для этого нам понадобятся ягоды рябины, ножницы, леска и зубочистка.
Воспитатель напоминает правила обращения с острыми предметами – ножницами, зубочисткой. Демонстрирует готовые украшения и объясняет технологию их выполнения детям. По ходу педагог осуществляет индивидуальную помощь, советует, показывает.
Итог занятия:
Воспитатель: Какая красота у вас получилась! Молодцы, вы сегодня хорошо работали, постарались сделать все аккуратно и красиво.
А где вы будете применять эти украшения? (Ответы детей)
Наблюдение
1. Исследование дерева рябины, ее строения и свойств.
Рассматривание через лупу коры рябины, её строения. Тактильный опыт: «Как пахнет кора рябины?». Обследование коры рябины с закрытыми глазами, затем с открытыми.
Вывод: кора рябины блестящая, коричневая, с темными пятнами, на ощупь шершавая, грубая, влажная или мокрая, холодная.
Рассматривание плодов рябины, сравнение их с семенами рябинника.
Вывод: Плоды рябины находятся внутри мякоти ягоды, они не опадают на землю осенью, а остаются висеть гроздьями на ветке. Плоды рябинника опадают на землю осенью, они не имеют мякоти, покрыты створками.
Эксперимент: в прозрачный стакан поместить плоды рябины и рябинника, размять. Что произойдет?
Вывод: мякоть рябины стала рыхлой и отделилась от семян. Створки семян рябинника остались такими же.
Определение на вкус варенья из рябины, вишни и смородины.
Вывод: Варенье из вишни и смородины сладкое, а из рябины — горько-сладкое.
Сравнение вкуса компота из рябины и из яблок.
Вывод: Компот из яблок коричневого цвета, на вкус сладкий. Компот из рябины светло-желтый, горький.
Выложить из подручного материала (палочек, камешков и др.) модели листиков рябины. Сосчитать, сколько маленьких листочков.
Вывод: у многих деревьев листья единичные, а у рябины маленькие листики, расположенные попарно.
Посчитать, сколько стволов в кусте рябины, сколько гроздей.
Рассмотреть через лупу ягоды, листья. Сравнить красную рябину с другими деревьями и кустарниками на территории детского сада
2. Сбор плодов рябины для изготовления украшений: бус, браслетов.
3. Дидактические игры:
«С кем дружит рябина?»
«Что нужно для рябинового компота?»
«С какого дерева листок»
«Подбери пару»
«Что за ягодка?»
«Времена года»
4. Задания на развитие творческого воображения:
«О чем шепчут листья рябины»,
«Кому помогают плоды рябины зимой?»
5. Разучивание хороводных, подвижных игр:
«Кто быстрее до рябинки!»
«По мосточку до рябины»
«Собери ветку рябины»
«Кто больше ягод соберет».
6. Физкультминутка «Рябинка»,
7. Пальчиковая гимнастика «Раз рябинка, два рябинка!»
3. Выставка домашнего творчества «Рябина за нашим окном». 4. Лепка из пластилина «Грозди рябины».
5. Итоговая работа: фенологическое дерево «Рябинушка». Это наглядное пособие мы можем использовать в любое время года, добавляя их признаки во время работы.