Проект«Творческое музицирование в коррекционном детском саду»
Автор проекта – Мовшевич Лариса Евгеньевна
Музыкальный руководитель высшей квалификационной категории
Актуальностьпроекта:
Воспитание творческой личности.
Творческое музицирование – это возможность приобрести многообразный опыт в связи с музыкой - опыта движения и речи, как основы музыки, опыта слушателя, композитора, исполнителя и актера, опыта общения, творчества и фантазирования, самовыражения, опыта переживания музыки, как радости и удовольствия.
Когда Карл Орф задумывал обучение детей музыке в импровизационном музицировании, он думал не только о музыкальном воспитании, а ставил вопрос шире – воспитание творческой личности. Для этого нужны уроки импровизации, поэтому акцент делается на развитие воображения, умения находить новые пути в решении встающих задач.
Таким образом, развивается особое качество – импровизиционность мышления.
Чем больше сегодня мы можем достичь в интеллектуальном развитии детей, используя современные методики, тем серьезней должны задуматься об их эмоционально-душевном благополучии. Дети нуждаются в ежедневных творческих упражнениях для чувств, воображения, образного мышления и творчества.
Занятия музыкой имеют уникальный шанс помочь решению всех этих задач.
Задачи творческого музицирования:
- раскрепостить внутреннее «Я» ребенка,
- создать условия для импровизации посредством музыки и движения,
- формировать и развивать метроритмическое чувство во всем его многообразии,
- ребенку и педагогу на таком занятии участвовать как равноправные партнеры, даря друг другу радость общения,
Воспитание творческой личности с особым качеством – импровизационность мышления.
Это общемировая образовательная необходимость.
Тип проекта: исследовательско – творческий.
Состав участников: музыкальный руководитель, воспитанники и воспитатели подготовительной группы, логопед, родители воспитанников.
Продолжительность проекта: долговременный.
Возраст детей: 6-7лет.
База проведения: ГБДОУ « Детский сад №94» компенсирующего вида, город Дзержинск Нижегородской области.
Формы реализации проекта:
Образовательная деятельность
Фронтальные, тематические и сюжетные занятия;
Разучивание русских народных песен, попевок, танцев, игр, хороводов;
Обучение игре на детских музыкальных инструментах;
Предварительные беседы по темам;
Рассматривание иллюстраций;
Изготовление самодельных детских музыкальных инструментов.
II. Экскурсия на кухню к теме «Металлическая фантазия»
Творческая деятельность.
III. Сочинение сказок по темам.
IV. Создание своих иллюстраций к ним.
V. Выступления перед детьми старших групп.
Выступления на праздниках.
Выступления на родительских собраниях.
Информационные ресурсы:
1 «Бим!Бам!Бом! Сто секретов музыки для детей» Игры звуками. – СПБ.: Музыкальная палитра, 2003.
2 «Видеть музыку и танцевать стихи. Творческоемузицирование, импровизация и законы бытия. Монография.» – М.: УРСС, 2003.
3 «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение» - Материалы семинара №1 – Москва 2009.
4 С.В. Конкевич «Элементарное музицирование как средство творческого развития ребенка» - 5СПБ.: Музыкальная палитра, 2004.
Интернет-ресурсы:
6Internetресурс: www.orff.ru
7http://topreferat.znate.ru/docs/index-39174.htm.
Этапы работы над проектом:
1 этап (постановка проблемы)
- определение цели, задач проекта;
- изучение методической литературы по теме;
2 этап (разработка проекта)
Составление плана совместной деятельности с детьми, педагогами и родителями:
-подбор материала и оборудования для ОД, бесед
-подбор песен, музыкальных игр, танцевальных композиций, связанных с тематикой проекта;
- изготовление (совместно с родителями) шумовых музыкальных инструментов своими руками;
- оформление папок-передвижек по теме проекта, подборка информации, иллюстраций, литературы;
-беседы с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьёзном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.
3 этап (выполнение проекта)
• Работа с детьми
• Работа с педагогами
• Работа с родителями.
Интеграция образовательных областей:
• Познавательное развитие
• Художественно-эстетическое развитие
• Речевое развитие
4 этап (подведение итогов)
- анализ, обобщение опыта работы по теме.
Предполагаемый результат:
Поскольку в основу работы с шумовым оркестром положено формирование и развитие метроритмического чувства, хотелось бы на конец года иметь следующие результаты:
- уметь отмечать сильную долю,
- отмечать окончание фразы,
- отмечать метр различными способами (хлопками, притопами, ударом в бубен и т. д. ,