Просмотр содержимого документа
«Проект "В нашем саду"»
Проект для детей 3-4 лет: «Насекомые в нашем саду»
Вид проекта: творческий Тип проекта: краткосрочный Участники проекта: дети 3-4 лет, воспитатель, родители. Сроки реализации: 1 неделя
Актуальность: Лето - удивительная пора в природе, когда красоту можно увидеть на каждом шагу, в том числе, при встрече с насекомыми. Однако знания дошкольников о насекомых очень скудные, а реакция детей на насекомых является неоднозначной: некоторые выражают интерес, другие испытывают страх, видя их.
Цель: Формирование представления о насекомых, их пользе или вреде. Задачи: • Формировать у детей элементарные представления о насекомых (муравей, муха, паук, жук, гусеница, пчела), о их роли в природе и жизни человека. • Активизировать мыслительную поисковую деятельность детей. • Развивать творческие способности детей. • Развивать речь детей, активизировать словарный запас. • Прививать бережное отношение к живому миру.
• Вовлекать родителей в педагогический процесс ДОУ. Планируемый результат: У детей сформированы элементарные представления о насекомых(умеют называть и различать муравья, жука, муху, пчелу, гусеницу, паука, знают их отличительные особенности), имеют знания о роли насекомых в природе и жизни человека.
Этапы реализации:
- Аналитический (выявление знаний детей о насекомых через беседы) - Подготовительный (Подбор литературы, иллюстрационного материала, изготовление дидактических игр, атрибутов к подвижным играм, составление плана работы, взаимодействие с семьей) - Практический (Реализация проекта) - Заключительный (Физкультурное развлечение «На полянке»)
На первом этапе я определила уровень знания детей о насекомых с помощью бесед «Знаете ли вы кто такие насекомые?», вопросов о пользе насекомых, а так же из разговора с родителями я поняла, что знания детей по данной теме скудны. И в соответствии с этим составила план работы над проектом. На втором этапе сделала подборку методической литературы для себя и художественной литературы для детей: К.Чуковский «Муха-Цокотуха», В.Бианки «Как муравьишка домой спешил» и др., изготовила дидактическую игру: «Собери гусеницу»,атрибуты к подвижным играм, подобрала иллюстративный материал, подобрала консультации для работы с родителями. Весь практический этап посвящен деятельности с детьми, а так же родителями. Все виды деятелности распределила по дням. Заключительный этап провела в форме физкультурного развлечения на полянке, где дети закрепили знания, полученные во время проведения проекта. Продукт проекта:
Физкультурное развлечение «На полянке» Консультация для родителей «Что нужно знать о насекомых?» Папка –передвижка «Опасные насекомые»
Приложение 1
План реализации проекта Понедельник: 1 половина дня: Беседа «Кто такие насекомые?» Чтение сказки К. Чуковского «Муха - Цокотуха», рассматривание иллюстраций к сказке. Прогулка: наблюдение за гусеницей, п/и «Комарики». 2 половина дня: д/и «Соедини по точкам и скажи, кто получился?». Вторник: 1 половина дня: беседа о пользе насекомых, лепка «Гусеница». Прогулка: п/и «Паучок». 2 половина дня: пальчиковая гимнастика «Паучок», работа в книжном уголке «Рассматривание иллюстраций о насекомых». Среда: 1 половина дня: Пальчиковая игра «Насекомые», конструирование «Построим муравейник» Прогулка: наблюдение за муравьями, п/и «Комарики» 2 половина дня: Чтение худ.литературы «Как муравьишка домой спешил» В.Бианки, д/и «Собери гусеницу». Четверг: 1 половина дня: Аппликация с элементами рисования «Жук», отгадывание загадок о насекомых. Прогулка: Рисование на песке «Насекомые», Разучивание «Песенка жука» 2 половина дня: игра малой подвижности «Найди пчелку в группе», чтение сказки К.Чуковского «Тараканище» Пятница 1 половина дня: Рисование «Гусеница», ситуативная беседа «Почему насекомые наши друзья?» Прогулка: наблюдение за насекомыми на участке 2 половина дня: Физкультурное развлечение «На полянке»
Приложение 2
Физкультурное развлечение «На полянке» Программное содержание: • Закрепить представления детей о многообразии насекомых. • Учить детей бережно относиться к насекомым, любоваться их красотой. • Развивать эмоциональность речи, сообразительность, фантазию в процессе отгадывания загадок. • Активировать познавательный интерес к природе. • Развивать воображение, пластику. • Воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, на лугу, у водоёма. • Закреплять умения изображать насекомых по замыслу детей. Материал: спортивные атрибуты, магниты насекомых, карточки с изображением насекомых, цветные мелки. ХОД: Воспитатель: Хоть поверьте, хоть проверьте, Но, вчера приснилось мне, Что в гостях я побывала На неведомой земле. И с тех пор, мне нет покоя – Землю ту хочу узнать, И прошу я вас, ребята, Всё о ней мне рассказать. Воспитатель: Земля это леса, моря, горы,реки, луга и поля.Лес – это дом, где много разных деревьев, животных, птиц, растений, насекомых. Они нужны друг другу! В-ль:! Вот и расскажите нам о жителях земли. Только никого не забудьте. Дети называют, какие звери живут в лесу, каких лесных птиц они знают. В-ль.: Сейчас мы с вами отправимся на полянку. А что это за горка такая, возвышенность? (Показывает на муравейник) Дети: Это муравейник. Там живут муравьи. А ещё в лесу живут жуки, пауки, комары (прикрепляют на картину магниты с насекомыми). В-ль: Молодцы! Скажите как, одним словом можно назвать их всех! Дети: Насекомые… Воспитатель:Кто такие насекомые? Дети: Это животные, у них 6 ног, есть брюшко, голова, умеют маскироваться. Могут прыгать, летать, ползать, ходить Насекомых много на лугу. Воспитатель.: А хотите на некоторое время превратиться в разных насекомых. Хотите? Дети: Хотим! В-ль: Все мои дети стали насекомыми, и все такие разные, кто вы, ребята? п/и «Паучок» Дети отгадывают загадки. Загадки: 1. У этих жучков красные платьица в чёрный горох. На растении оно обитает и вредных тлей уничтожает.божья коровка 2. Не птица, а с крыльями. Над цветами порхает Медок собирает.пчела 3. Над цветком порхает, пляшет, Веерком узорным машет.бабочка 4. Наткёт, напрядёт, сидит и добычу ждёт.паук 5. В лесу у пня суета, беготня Народ рабочий, весь день хлопочет.муравей 6. Очень маленький на вид, Надоедливо звенит . комар. С.м. прилетел жук и просит спеть ему песенку про жука(песня «Жук))
Воспитатель: А сейчас приглашаю всех насекомых-ребят на спортивные состязания. Дети делятся на две команды «муравьишки»-----«гусенички» Спортивная эстафета с мячом, гимнастической палкой. Итог (танец летка-енка)
Стихи о насекомых
Бабочка
Белыми крыльями
Машет капустница.
Только поднимется –
Тут же опустится.
Носиком водит
По краю ромашки:
Мёд или чай
В этой беленькой чашке?
Автор: Г. Глушнев
Бабочка
Бабочка-красавица,
Очень мне уж нравится
Платьице твое!
Ты ж такая недотрога!
Мама говорит мне строго:
«Пусть летит она, не трогай
Крылышки ее!»
Автор: Евгений Корюкин
Бабочка
Живёт, собою Землю украшая,
Порхая с лепестка на лепесток!
При этом тишину не нарушая,
Она сама – летающий цветок!
Автор: И.Ефремов
Божья коровка
Точка, точка,
Два крючочка –
Это лапки у жука.
Два блестящих лепесточка
Раздвигаются слегка.
Справа – точка, слева – точка,
В чёрных крапинках бока.
Я подую на жука –
Улетай за облака!
Словно красный вертолёт,
Прямо в небо он уйдёт.
Автор: Ф. Грубин
Божья коровка
У божьей коровки крылышки тонкие,
Надкрылки красные в чёрных крапинках.
На кончик травинки она заполозает, -
Надкрылки подняв, вертолётом взлетает.
Автор Лев Постолов
Комары
На лужайке у горы
Под зелёной липой
Потеряли комары
Маленькую скрипку.
На лужайке у горы
У тропы-петлички
Ищут, ищут комары
Скрипку-невеличку.
«Светлячок, сюда иди,
Посвети под липкой.
Без тебя нам не найти
Маленькую скрипку!»
Светлячок то там, то тут
Светится, как спичка,
Ищут, ищут – не найдут
Скрипку-невеличку.
Распищались комары
Зло и недовольно
И, наверно, с той поры
Всех кусают больно!
Автор: А. Екимцев
Комариха
Дождь прошел.
Свежо и тихо.
Распищалась комариха: —
Радостно на свете жить,
Но кого бы укусить?
Автор: Алена Зачиняева
Кузнечики
Вечером в траве их встретим,
Слышен стрекот там и тут:
Это мамы малым детям
Колыбельную поют.
Автор: Екатерина Грибанова
Кузнечик
С утра кузнечикскачет по травинкам,
скачет по листочкам,
Будто весь огромный мир
обскакать он хочет.
В полдень выспится, забравшись
в прохладный тенёчек,
И всю ночь ему не спится. -
До утра стрекочет.
Автор Лев Постолов
Кузнечик
Кузнечик прыгнул и исчез
С травой зеленой слился весь.
«Попробуйте на грядке
Со мной сыграйте в прятки».
Автор: Виталий Сибирцев
Муравьи
В лесу мурашки-муравьи
Живут своим трудом,
У них обычаи свои
И муравейник-дом.
Миролюбивые жильцы
Без дела не сидят:
С утра на пост бегут бойцы,
А няньки в детский сад.
Рабочий муравей спешит
Тропинкой трудовой,
С утра до вечера шуршит
В траве и под листвой.
Автор: С. Михалков
Муравей
Муравьишка маленький,
Маленький — удаленький,
Ты работаешь всегда,
Но блуждаешь иногда.
Опоздал ты
В свой домишко,
Только ты ведь
Не трусишка —
Под грибочком ночевал...
Утром с бабочкой играл,
И так резво веселился —
Чуть с грибочка не свалился.
Автор: Степан Козлов
Муха
Летним днём мешает муха
Спать: куснёт то в нос, то в ухо.
Люди с мухами не ладят. -
То на мусор муха сядет,
То усядется на хлеб,-
Не почистив свои лапки,-
То на пряник сядет сладкий.
Спасаясь от такой назойливой соседки,
Вставляют люди летом в окна сетки.
Автор: Лев Постолов
Осы
В тельняшках полосатых осы, как матросы.
Владеют, как кинжалом осы свим жалом.
Того, кто им мешает, злые осы жалят. -
Покуда не ужалят, - в покое не оставят.
Как пчёлы, строят гнёзда. К ним не подходи! -
Не тронь гнездо осиное, - сторонкой обойди.
Автор: Лев Постолов
Оса
Началась в лесу гроза,
Всполошилась тут оса.
«Что за беспорядки,
Не терплю осадки».
Автор: Виталий Сибирцев
Загадки о насекомых.
Шевелились у цветка все четыре лепестка.
Я поймать его хотел - он вспорхнул и улетел (бабочка).
Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет (бабочка).
Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик (стрекоза)
Не солнце, не огонь, а светит (Светлячок)
Кто в лесу без топоров строит избу без углов (муравей)
На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нём миллион (Муравьи)
Самого не видно, а песню слышно;
Летит, пищит, случай не упустит:
Сядет и укусит (Комар)
На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь (Кузнечик)
Он сети, как рыбак, готовит,
А рыбы никогда не ловит (Паук)
Восемь ног, как восемь рук,
Вышивают шёлком круг.
Мастер знает в этом толк.
Покупайте, мухи, шёлк! (Паук)
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь (Жук)
Рогат, да не бык, шесть ног без копыт, летит — воет, сядет — землю роет. (Жук).
Кто над нами вверх ногами
Ходит - не страшится,
Упасть не боится, целый день летает,
Всем надоедает? (Муха)
Домовитая хозяйка
Пролетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком (Пчела)
Лежит кучка поросят, только тронешь - завизжат (пчелы)
Мой хвост не отличишь от головы.
Меня всегда в земле найдете вы (Червяк)
Волосата, зелена,
В листьях прячется она.
Хоть и много ножек,
Бегать все равно не может (Гусеница)
Не моторы, а шумят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят (Осы)
Вдруг зажегся на травинке
Настоящий огонек.
Это с лампочкой на спинке
Сел на травку ...(светлячок)
Пальчиковые игры про насекомых
Насекомые
Дружно пальчики считаем
Насекомых называем:
(сжимаем и разжимаем пальцы)
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом.
(Поочередно сгибаем пальцы в кулак)
Это кто же тут звенит?
(вращаем мизинцем)
Ой, сюда комар летит!
Прячьтесь!
(прячем руки за спину)
***
Стрекоза поспать легла
У кувшинках в лепестках,
В сладком клевере - пчела,
Шмель - в кудрявых васильках.
(поочередно сгибаем пальцы)
В колокольчиках - сверчок,
Муравьишка - у сосны,
В паутине паучок
Смотрит радужные сны.
(Кладем руки по щеку)
Пчела
Прилетела к нам вчера
(бегаем по кругу на носочках и машем воображаемыми крылышками)
Полосатая пчела,
(Загибаем по одному пальчику на обеих руках на каждое название насекомых)
А за нею - шмель-шмелёк
И веселый мотылёк,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза.
(делаем кружки из пальчиков и подносим к глазам)
Пожжужали, полетали,
(опять бежим по кругу)
От усталости упали.
(медленно опускаемся на ковёр)
Стрекоза
Летит стрекоза,
Как горошины глаза.
(Бежим по кругу, расставив руки. Сомкнутым большим и указательными пальцами показываем глаза стрекозы)
Вверх-вниз,
(сначала бежим на носочках, потом в полуприседе)
взад-вперед,
(меняем направление бега)
Как прозрачный самолёт.
(свободно летаем по ковру)
Пчела и жук
(Во время этой потешки нужно сжать обе ладошки в кулаки. Читая стихотворение, вращаем одним кулачком вокруг другого: на первый куплет в одну сторону, на второй куплет - в другую)
Жу-жу-жу -
Пчела жужжит
И вокруг цветка кружит.
Жу-жу-жу -
В цветке том жук:
Хря, пчела, жужжишь вокруг!
С кем дружит цветок
(Для этой игры руки нужно сложить "цветочком": соприкасаются друг с другом только запястья, а пальчики разведены в стороны, как лепестки.)
Цветочек дружит с бабочкой,
(большие пальцы переплетите в замок - ладошки от себя и помашите пальчиками, как крыльями)
Цветочек дружит с пчёлами,
(покружите прямыми указательными пальчиками друг вокруг друга. Остальные пальчики сложены в кулачки)
Цветочек дружит с солнышком,
(поверните ладошки от себя, пальчики подняты вверх и разведены в стороны, как лучики солнца)
С дождинками весёлыми.
(постучите указательным пальчиков одной руки по раскрытой ладони другой руки - это капли дождя)
Труженица пчела
Пчёлка трудится весь день
(Дети руками обрисовывают перед собой круг.)
И работать ей не лень.
(Покачивают указательным пальцем в знак отрицания.)
От цветка летит к цветку,
(Ритмично взмахивают руками-крылышками.)
Клеит на брюшко пыльцу,
(Совершают круговые движения ладонью по животу.)
Хоботком нектар сосёт —
(Одну руку вытягивают вперёд, затем — вниз, наклоняются.)
За день много соберёт.
(Раскрывают перед собой все пальцы.)
Унесёт нектар в тот улей
(Обрисовывают в воздухе треугольник.)
И назад вернётся пулей.
(Резко выбрасывают руку с вытянутым указательным пальцем вперёд.)
В сотах утрамбует мёд,
(Топают ногами.)
Скоро ведь зима придёт.
(Ёжатся.)
Будет пчёлкам чем питаться
(Имитируют движения ложкой.)
Летом надо им стараться.
(Имитируют накладывание мёда в соты.)
Оса
Оса села на цветок,
(вытянуть указательный палец правой руки)
Пьет она душистый сок.
(и вращать им, затем то же самое - пальцем левой руки)
(мизинец и большой пальцы, расслабив, опустить вниз - «лапки»)
Жук
Я веселый майский жук.
(сжать кулачок)
Знаю все сады вокруг.
(указательный палец и мизинец)
Над лужайками кружу,
(развести в стороны - «усы»)
А зовут меня Жу-Жу.
(шевелить пальцами-усами)
Паучок
Паучок ходил по ветке,
(руки скрещены)
А за ним ходили детки.
(пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки)
Дождик с неба вдруг полил,
(кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение - дождик)
Паучков на землю смыл.
(хлопок ладонями по столу/коленям)
Солнце стало пригревать,
(ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качают руками - солнышко светит)
Паучок ползёт опять,
(действия аналогичны первоначальным)
А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке.
("Паучки" ползают на голове)
Улей
Вот маленький улей, там пчелки сидят.
(Изобразить улей: сжать вместе две округленные ладони в вертикальном положении)
Спрятались пчелки - И их не видать.
(Отвести в стороны большие пальцы и заглянуть в образовавшееся отверстие)
Вот солнце пригрело - И пчелки летят,
(Скрестить руки на уровне запястий. Пальцы растопырить, словно это солнечные лучи)
Пчелки летят, меду хотят: «З-з-з…»
Сороконожка
Вот бежит сороконожка (пальцы правой руки щекочут левую ладонь в направлении от кончиков пальцев до основания ладони).
У Алешки по ладошке.
Так щекочут ее ножки,
Что хохочет наш Алешка.
Божья коровка
По цветку ползет букашка (выставить из левого кулака указательный палец и мизинец – это «усы» «божьей коровки») -
На ней красная рубашка.
Накрыть спинку «божьей коровки» правой ладонью.
Маленькая крошка
(правой рукой погладить «божью коровку») -
На спине горошки.
(указательным пальцем правой руки «ставить» точки на «спинке» «божьей коровки»)
Светлячок-червячок
Вот старый пенек
(поставить на стол кулак левой руки),
А в нем огонек
(указательным пальцем показать на «пенек») -
Ползет светлячок
(изобразить ползущего червячка: изгибать указательный палец правой руки),
Ведь он – червячок.
Используемая литература 1. Алябьева, Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты (Текст) Е. А. Алябьева.: - М.: Сфера, 2005. – 160 с. 2. Веретенникова С.А. «Ознакомление дошкольников с природой» М: Просвещение 1973 3. С. Н. Николаева Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 4. Развивающие занятия с детьми 3-4 лет / Под ред. Парамоновой Л. А. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. – 640с.: ил. 5. Горькова, Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию (Текст) Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М.: . Вако, 2008. – 240 с. 6. Журнал «Педагогическое творчество» №6 1999; №6 2000; №3 2003; №3 2004. 7. Журнал «Дошкольная педагогика» №5 2008 год. 8. Саморукова Т.Г. «Как знакомить детей с природой» М: «Просвещение», 1983 9. Т.А. Шорыгина «Насекомые. Какие они?». М., 2003.