Предварительная работа: изучение материала по дыхательной гимнастики; подбор игр, гимнастик, художественной литературы, картинок с изображением весеннего пейзажа;изготовление подвесных бабочек, игры "Колобок", бумажных корабликов и др.; приобретение пластмассовых трубочек.
Ход проекта.
Первый день.
Воспитатель. Ребята, какое время года наступило? Правильно, весна! Давайте посмотрим на картину с изображением весеннего пейзажа. Что вы видите на этой картине?(ответы детей: светит солнышко, летят птицы, снега на земле мало, текут ручьи) Да, это всё признаки весны. Теперь посмотрим на улицу из окна, что вы видите? (ответы детей: снега ещё много, птиц не видно, светит солнышко, небольшие лужи на земле) На улице и на картине разные пейзажи, потому что у нас весна только началась, но скоро и по нашей площадке побегут ручейки.
Воспитатель читает стихотворение.
Кораблик Матросская шапка, Веревка в руке, Тяну я кораблик По быстрой реке, И скачут лягушки За мной по пятам И просят меня: - Прокати, капитан!
Обсуждение стихотворения с рассматриванием иллюстрации.
Ребята, а вы когда-нибудь пускали кораблики по ручейку? (ответы детей)
Сейчас мы с вами попробуем запустить бумажные кораблики, а чтобы они плыли нам нужно немного потрудиться.
Корабли все запущены, но вдруг началась буря.
Второй день.После такого бурления корабли были все затоплены, дети довольны и счастливы, а главное проведена весёлая, дыхательная гимнастика.
Воспитатель. Он от бабушки ушёл и от дедушки ушёл, ребята про кого я говорю. Правильно, это колобок.
Сегодня я приготовила для вас игру, в которой вы будете участвовать в роли колобка. (дети дуют в трубочку, чтобы колобок катился
Наверно колобок очень вкусно пах, раз его хотели все съесть.
Ребята, а какой запах вам нравится.(беседа с детьми, проведение упражнения "чуткий носик")
"Чуткий носик" - закрыть глаза, по запаху определить, что за предмет перед вами (апельсин, духи, варенье и т.д.)
Третий день.
Воспитатель. Вы помните, какое сейчас время года? Правильно, скоро не только прилетят к нам птицы, но и над душистыми цветами будут летать бабочки.
Т. Нестерова Дотронуться хотела я руками До самого красивого цветка. А он, взмахнув своими лепестками, Вспорхнул и улетел под облака!
А пока настоящих бабочек нет, мы для вас вырезали бумажные, давайте подуем на них, чтобы они ожили.
А так же было проведено упражнение "Задуй упрямую свечу"
"Задуй упрямую свечу" - в правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, "гасить свечу".
Четвёртый день.
1. Проведение сюжетно-ролевой игры "Доктор"
Дети совместно с воспитателем находят Медвежонка. - Ой, смотрите кто это? - Давайте с ним поздороваемся. - Медвежонок, а ты почему не здороваешься с нами? -Медвежонок, а печенья хочешь? (мотает головой). - Медвежонок, а варенья хочешь? (мотает головой). - А игрушки у ребят посмотреть новые хочешь? - Может в игру новую поиграть с нами хочешь?
- Медвежонок, ну, что же ты всё время молчишь и не хочешь с нами разговаривать? Что ты сегодня такой грустный? - Ребята, как вы думаете, что случилось с Медвежонком? (Заболел) - Медвежонок, а что у тебя болит? (У меня болит горло и я кашляю, как будто шепчет на ухо) - Ты, наверно, пил слишком холодный лимонад? (Нет, я сосал сосульки и ел снег) - Они же холодные и грязные их есть нельзя. - А вы, ребята, едите снег и сосульки? (Нет) - Раз ты, заболел, давай мы тебя полечим с ребятами. Ложись на кушетку, полежи, отдохни.
Воспитатель берёт стетоскоп, прикладывает к груди медвежонка и просит дышать глубоко, но у медвежонка не получается.
Ребята, давайте научим медвежонка глубоко дышать. (ребята с воспитателем учат игрушку)
Теперь покажи своё горлышко, скажи а-а-а-а-а.
Медвежонок. Я не умею. Ребята, научите меня.
Воспитатель. Набираем побольшевоздуха в лёгкие, открываем широко ротики и произносим звук "а", пока не закончится воздух.
( игра продолжается по желанию детей)
Пятый день.
В утреннюю гимнастику был вставлен комплекс дыхательных упражнений.
Дыхательные упражнения направлены на развитие, улучшение функции дыхательной системы, профилактику бронхита, бронхиальной астмы и др.
После разминки выполняются дыхательные упражнения.
1. «К нам залетел теплый ветерок».
Исходное положение - основная стойка. Глубокий вдох, выдох - удлиненный с мягким звуком «ха».
2. «На нас подул холодный зимний ветер».
Исходное положение - основная стойка. Глубокий вдох носом, выдох со звуком «у-у-у».
3. «К нам в окно влетела пчела».
Исходное положение - основная стойка. Глубокий вдох, выдох через плотно сжатые зубы со звуком «з-з-з».
4. «Щенок хочет с нами поиграть».
Исходное положение - основная стойка. Глубокий вдох, выдох со звуком «рр-рр».
Разминка с различными элементами двигательной активности. Дыхательные упражнения те же, только с добавлением диафрагмального дыхания.
При занятиях необходимо соблюдать следующие требования: - выполнять упражнения каждый день по 3 - 6 мин, в зависимости от возраста детей; - проводить упражнения в хорошо проветриваемых помещениях или при открытой форточке; - заниматься до еды; - заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде; - дозировать количество и темп проведения упражнений; - вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать - через рот; - вдыхать легко и коротко, а выдыхать - длительно и экономно; - в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе; - после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2 - 3 сек.
А так же:
Заключительный этап: на протяжении проекта мы с ребятами проводили дыхательную гимнастику в разных формах. Изначально не у всех ребят получалось дуть в трубочку и поток воздуха направлять на нужный объект. К концу проекта этой проблемы уже не существовало. Много положительных эмоций и радости вызвали каждые из упражнений и игр, которые мы проделывали. Коллеги дали ещё много идей для развития этой темы.
Литература:
- интернет ресурсы;
- стихи А. Барто, Т. Нестерова - Т.В. Климова, Здоровьесберегающий аспект воспитательно-образовательных программ для детей дошкольного возраста, НГПУ - Е.Л. Новикова, Здоровьесберегающая направленность в развитии речевой деятельности дошкольников, М.; 1999
- М.Н. Щетинин, Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей, М.; 2007