Просмотр содержимого документа
«Проект "Времена года"»
Проект в средней- логопедической группе
«Времена года»
«Мы хозяева нашей природы, и
она для нас кладовая солнца
с великими сокровищами жизни.
Мало того, чтобы сокровища эти охранять,-
их надо открывать и показывать»
М. Пришвин
Актуальность проекта. В последние годы, с внедрением ФГОС произошли существенные изменения, связанные с воспитанием детей. Значительному переосмыслению подверглось экологическое воспитания, его роль и значимость в общественной жизни. Экологическое образование в системе дошкольного воспитания – это начальная ступень непрерывного и всеобщего экологического образования. Результат этой деятельности обеспечивает хорошую базу для последующих ступеней системы экологического воспитания.
Экологическое воспитание в современных реалиях потребовало новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса. В его основе – воспитание любви к Родине через любовь к окружающему миру. Именно в дошкольном возрасте формируется любовь к Родине, родному краю, родной природе. Поэтому важно не упустить это время и своевременно развивать экологическое сознание ребенка. Ведь в этот период происходит:
активный рост и интенсивное развитие ребенка;
совершенствование физических и психических характеристик, начало становления личности;
формируются основы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Значимая роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста отводится практической, исследовательской деятельность в условиях природы. Важная задача педагога и родителей - научить ребенка жить в гармонии с природой, оберегать и защищать мир природы. Общение с природой, познание мира растений и животных развивают такие качества, как доброта, терпение, трудолюбие, милосердие, любознательность и др. Заложенные в детском возрасте они станут основой характера человека.
Участники проекта:
родители;
воспитанники средней группы;
воспитатели.
Тип проекта: информационно – практико – ориентированный.
методы, способствующие установлению взаимосвязи между разными видами деятельности;
методы коррекции и уточнения.
По количеству участников: групповой.
По продолжительности: долгосрочный.
Цель проекта. Формирование элементарных представлений о временах года. Воспитание положительного отношения к природе, умения разглядеть прекрасное в разное время года. Раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей.
Задачи проекта:
Обогатить представления детей о мире природы.
Сформировать позитивные установки к различным видам труда.
Развить умение замечать сезонные изменения в неживой природе, зависимость жизни растений и животных от времени года, их приспособляемость к среде обитания.
Развить собственный познавательный опыт.
Развить коммуникативную активность и взаимодействие детей со взрослыми и сверстниками.
Развить связную речь, обогатить словарный запас.
Расширить перспективы развития исследовательской деятельности детей.
Поддержать детскую инициативу, сообразительность, пытливость, критичность и самостоятельность.
Длительность проекта – 1 год
Гипотеза проекта: Экологическое воспитание в среднем дошкольном возрасте будет эффективным только при условии:
Формирования представлений и наблюдений за объектами живой и неживой природы в ДОУ и в семье.
Построения экологического образования на близких, понятных и эмоционально значимых для ребенка материалах, с учетом взаимодействия педагогов, родителей.
Сотрудничества педагогов и семьи.
Систематичного и планомерного формирования экологического воспитания.
Ожидаемые результаты:
1. Сформированы начальные представления о природном мире.
2. Сформировано положительное отношение к различным видам труда.
3. Обеспечено активное общение и взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми.
4. Овладение связной речью, как средством общения.
Этапы работы над проектом
Подготовительный (сентябрь):
создание развивающей среды,
анкетирование родителей,
подбор дидактических игр, наглядного материала, художественной литературы, картотеки пальчиковых и подвижных игр, материалов для экспериментирования.
Практический (октябрь – май) - организация деятельности детей.
Заключительный (май) - определение результата практической деятельности с детьми.
Пост проектная деятельность (июнь – август) - организация деятельности детей в летний период.
Содержание работы
Блок 1 «Разноцветная осень»: сентябрь – ноябрь
Коммуникативная
Беседы: «Осень в гости
к нам пришла».
Д/игра «Что
нам осень принесла».
Д/игра «Что растет в саду?»
Д/игра «Во саду ли во городе»
Д/игра «Узнай и назови»
Д/игра « Большая и маленькая»
Д/игра « Когда это бывает?»
Д/игра « Назови правильно»
Д/игра « Найди, что назову»
Д/игра « Чудесный мешочек»
Д/игра « Два зайца»
Пальчиковая игра: «Вышел дождик на прогулку», « Зайчик»
Сюжетно-ролевые игры с муляжами овощей, фруктов: «Репка», « Овощной магазин»
«Варим компот для мишки»
с/р игра «Кукла Маша готовит салат»
«Зайкин огород», « Мы печем куличи»,
с/р игра «Кукла идет гулять», « Мы грибники»
муз.дид.игра « Репка»,
« Дождик».
Познавательно-исследовательская
Дидактические игры с шишками, листьями, водой:
«Мокрый - сухой»
"Опиши мы угадаем"
«Переливание воды»
«Сколько листочков?»
«Найди домик листочку»
«Сложи картинку»
" Угадай, чей голос?"
«Найди такой же листик»
«Разложи овощи по корзиночкам» Настольные игры: "Разрезные картинки"
Лото «Осень», «Овощи - фрукты», «Грибы – ягоды»
Чтение художественной литературы
И. Бунин «Листопад»,
З. Александрова «Дождик»,
Плещеев «Листопад»,
Е. Бехлерова « Капустный лист»,
И. Соколова " Зимовье"
Е.А.Ульева « Семена цветов», М. Пляцковский " Воробьиный дневник"
« Чудесный листопад», « Букет из листьев», « Урожай овощей», « Запасы хомячка», « Зернышки для воробья», « Ягоды рябины», « Медвежья постель».
Наблюдения на прогулке :
за живой природой и неживой природой:
Наблюдение за осенними изменениями в природе: похолодало, на деревьях пожелтели и опадают листья. Наблюдение за осенними цветами, деревьями, листопадом, птицами, насекомыми, одеждой людей, солнцем, небом, дождем, ветром, лужами, почвой, тучами, дождем с мокрым снегом. Формировать представления о том, что осенью созревают многие овощи и фрукты.
Продуктивная деятельность
Раскрашивание «Морковка для
зайчика».
Лепка «Осеннее дерево».
Аппликация «Дождик, дождик – кап, кап, кап».
Рисование «Дождик».
Аппликация «Яблоки».
Лепка «Грибочки».
Рисование «Листопад»
Аппликация «Мухомор»
Лепка «Мухомор»
Трудовая деятельность
Сбор листьев для гербария
Уборка территории от веток, упавших листьев и отцветших растений. Сбор песка в песочницу.