Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность»
Проект по формированию толерантности у детей дошкольного возраста «Толерантность — дорога к миру».
Участники проекта: воспитатели Архипова О.И, Богданова А.С, дети подготовительной группы № 8 «Чунга-Чанга»
Срок проекта: С 02 -13 ноября 2020 года.
Тип проекта: информационно-познавательный
Паспорт проекта
Целью данного проекта является развитие и укрепление у детей старшего дошкольного возраста толерантных отношений с представителями разных культур, национальностей посредством приобщения к культурным традициям народов России.
Задачи проекта: Разработать и внедрить в практику ДОУ план-проект по формированию толерантных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. Обучить детей правилам игр народов России и умению использовать их в самостоятельной деятельности. Развивать у детей навыки адекватного, уважительного и доброжелательного поведения при взаимодействии с представителями разных культур. Воспитывать у детей интерес и уважение к традициям других национальных культур, путем приобщения детей к искусству народов России. Проект позволит организовать практическую работу по толерантному воспитанию детей старшего дошкольного возраста и разработать систему мероприятий с родителями и педагогами ДОУ в данном направлении, будет обогащена и пополнена среда, способствующая освоению навыков толерантного отношения к представителям различных национальностей и культур. Обоснование необходимости проекта
Наукой сформулированы концептуальные основы понятия межнациональная толерантность; анализируются особенности её проявления в дошкольном возрасте. Толерантность — это личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда — многомерны и, следовательно, взгляды на этот мир различны и не могут, и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу. По отношению к детям старшего дошкольного возраста, межнациональная толерантность рассматривается как интегративное качество личности, обусловливающая желание и умение ребенка осуществлять социальные коммуникации на основе тактичного и уважительного отношения к окружающим людям, вне зависимости от национальности. Межнациональное воспитание — это процесс целенаправленного взаимодействия педагога и детей с целью приобщения их к богатому культурному наследию, накопленному человечеством, формирования дружественных взаимоотношений, позитивного межнационального общения, проявления дружелюбия и симпатии к своему и другим народам, толерантности и деликатности по отношению к ним.
Толерантность, являясь интегративным личностным образованием, не возникает на пустом месте, и не является врожденным. Толерантность подвергается развитию, стимулированию и коррекции. Дошкольный возраст — это период, когда закладываются исходные моральные ценности, нормы поведения, происходит формирование представлений о значимости человеческого достоинства, понимание ценности своей личности и других людей, воспитывается уважение к ним, толерантность, чувство солидарности и стремление к сотрудничеству, умение ненасильственного разрешения конфликтных ситуаций. Благодаря пластичности нервной системы, открытости и влиянию взрослого, ребенок в дошкольном возрасте интенсивно усваивает различные знания о мире, умения и навыки его познания, начинает активно усваивать ценности общества, знакомиться с социальными ролями (Ш. Амонашвили, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков и др.). Таким образом, это наиболее благоприятное время для развития у ребенка интереса и уважения к родной культуре, принятия многообразия и специфичности других культур, воспитания доброжелательного отношения к людям вне зависимости от их национальной принадлежности. Межнациональное воспитание, начиная с дошкольного возраста, должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, ребенок осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой — привить ему уважение к другим культурам. Проанализировав всю вышеперечисленную информацию, мы пришли к выводу о необходимости разработки инновационного проекта, который ориентирован на развитие толерантных отношений детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к культурным ценностям разных народов. Разработанные специально организованные мероприятия позволяют укреплять партнёрские отношения, обогащать детей знаниями культурных традиций разных народов (игр, песен, танцев, праздников и т. п.). Проект может быть использован в различных видах деятельности педагогов и узких специалистов детских дошкольных учреждений.
После реализации данного проекта в группе ожидаются следующие результаты:
Индикаторами оценки эффективности проекта будут служить следующие показатели:
положительное отношение к реализации данного проекта – 100%;
участие родителей в проводимых мероприятиях -80%;
успешное усвоение детьми навыков толерантного отношения друг к другу -100%;
положительный психологический климат в группе – 100%;
участие и помощь педагогов ДОУ в различных мероприятиях по толерантному воспитанию -80%
Характеристика методов и средств реализации проекта:
1.Непосредственная образовательная деятельность, включающая различные виды деятельности: познавательную, художественно-изобразительную, музыкальную, игровую и др.- на основе единого содержания.
2. Беседы. Нам представляется важным использовать беседы в качестве не только словесного метода на занятии, но и самостоятельной формы работы с детьми.
3. Видеопросмотры, которые могут использоваться в НОД, и в свободное время.
4.Развлечения и праздники с этнокультурной тематикой.
Ресурсное обеспечение
1.Географическая карта России;
2.Государственные символы России: герб, флаг, гимн; герб, флаг города
3. Дидактические игры по развитию речи
4. Русские народные детские музыкальные инструменты;
5.Театры – кукольный, настольный, пальчиковый;
6.Музыкальный центр
7. Аудиозаписи с русскими народными песнями
Перспективный план работы над проектом
Этапы работы
дата
мероприятие
Исследовательский этап
02-06 ноября
Анкетирование родителей «Развитие культуры толерантности вашего ребенка»
Диагностика сформированности у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к действительности
Диагностика актуального уровня толерантности в группе сверстников у детей 6–7 лет (социометрическое исследование)
Подготовительный этап
09-10 ноября
Анализ результатов диагностического исследования
Презентация проекта, информирование родителей о проекте
Разработка картотеки «Подвижные игры разных народов»
Подбор музыкальных произведений, костюмов, литературных произведений народов разных стран.
Основной этап –реализация проекта
11-13 ноября
Оформление книжного уголка:
подготовлены:
- иллюстрации по теме толерантности;
- настольно-печатные игры, книжки-раскраски;
- художественная литература, сказки народов мира;
- стихи, пословицы и поговорки.
Беседа-рассуждение на тему: «Зачем нужны традиции?» (коммуникация, социализация, познание)
С/р игра «Путешествие на воздушном шаре в гости к друзьям» (знакомство с традициями разных народов) (социализация, познание, коммуникация)
Использование подвижных игр разных народов в НОД ФИЗО
Словесные игры: «Назови волшебное слово», «Как звучат «волшебные» слова на разных языках?», «Доскажи словечко».
Дидактические игры: «Узнай костюм по описанию", «Найди характерные признаки".
Игровые ситуации: «Как можно найти общий язык», «Правила поведения для воспитанных детей».
Социально-коммуникативная и познавательная деятельность:
Беседы: «Поговорим о дружбе», «Человек без друзей - что дерево без корней».
Презентация: «Национальный костюм», «Путешествие по России», «Колумбия».
Прослушивание аудиозаписи песен: «Вместе весело шагать», «Если с другом вышел в путь», «Я, ты, он, она».
Консультация для родителей на тему: «Мы живем семьей единой»
Заключение
Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние. Таким образом, воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения является необходимым условием формирования личности ребенка в современном обществе.
Литература:
Асташова Н. А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод. Ст. — 2-е изд., стереотип. — М.:, 2003. — С. 74–85.
Бондырева С. К. Толерантность (введение в проблему) / С. К. Бондырева, Д.
В. Колесов. — М.: Издательство Московского Психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — 240 с.
Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года // Век толерантности: научно-публицистический вестник. — М.: МГУ, 2001.