kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектная деятельность в подготовительной логопедической группе на тему "Юные экологи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

рирппмммпеееееееампнминргннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннн

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность в подготовительной логопедической группе на тему "Юные экологи"»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одним из важнейших средств воспитания всесторонней, гармонично развитой личности дошкольника является рисование. Рисуя, ребенок формирует и развивает определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета; развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Систематические занятия рисованием обеспечивают детям радость творчества.

Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют о том, что

художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию,

отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение,

страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное

эмоциональное состояние каждого ребенка.

Проанализировав авторские разработки педагогов, занимающихся

изодеятельностью с дошкольниками, а также передовой опыт работы с детьми

отечественных и зарубежных педагогов и психологов, я заинтересовалась

возможностью применения нетрадиционных приемов рисования в работе с дошкольниками. Меня заинтересовал уникальный метод правополушарного рисования, который успешно применяется в различных художественных школах и студиях, детских садах, кружках и считается верным способом «научиться рисовать каждому».

Метод был создан профессором Бетти Эдвардс в 1979 году на основе

исследований профессора Роджера Сперри. (психобиолог, лауреат Нобелевской

премии в области деятельности головного мозга).

Правополушарное рисование – метод создания произведений искусства,

основанный на активизации работы правого полушария головного мозга. Метод не

только раскрывает истинный потенциал ребенка и помогает ему легче усваивать

материал, но и бережет от перегрузок и стрессов. Люди, у которых развиты оба

полушария, меньше устают и имеют более высокую работоспособность.

Суть метода правополушарного рисования заключается во временном

подавлении работы левого полушария и передачу ведущей роли в рисовании

правому, более пригодному для этой деятельности. При работе игнорируются

мнения из памяти о том, как объект должен выглядеть. Вместо этого художник

«видит объект на самом деле» — сравнивая его размер в целом, размер отдельных

элементов, отношение пространства, света и тени и объединении всего этого в

единую картину. Для этого используется ряд упражнений, облегчающих переход

начинающего художника в «П» режим (термин Бетти Эдвардс).

Таким образом, Методика рисования по Бетти Эдвардс - это набор уроков,

каждый из которых постепенно приучает рисовать с использованием возможностей

правого полушария, а именно:

 видеть контуры вместо фигуры;

 различать негативные и позитивные пространства (менять местами фигуру и

фон);

 видеть перспективу и соотношение предметов (чувствовать пропорции);

 видеть работу света и тени;

 собирать отдельные элементы в целостное восприятие.

Основные навыки

Согласно методу Бетти Эдвард, рисование состоит из 5 базовых навыков и

двух тренировочных.

Базовые навыки:

1. Восприятие краёв.

2. Восприятие пространства.

3. Восприятие соотношений.

4. Восприятие света и тени.

5. Восприятие целостного образа.

Тренировочные навыки:

1. Рисование по памяти

2. Рисование при помощи воображения

Преимущества правополушарного рисования:

1. При правополушарной живописи в работу очень быстро включается правое

полушарие. Это возможность быстро научиться рисовать и значительно улучшить

эффективность любой деятельности, ведь мозг начинает работать в полную силу,

тогда как до этого он функционировал лишь наполовину.

2. Короткий сеанс рисования позволяет быстро восстановиться и сбросить

усталость.

3. Правое полушарие отвечает за «взгляд художника». Воспринимается объем

предметов, глубина картины, переходы цветов.

4. Метод использования правого полушария позволяет очень быстро освоить

искусство рисования. Благодаря нескольким упражнениям появляется возможность

делать то, что прежде было недостижимо: рисование пейзажей, портретов,

натюрмортов.

Польза методики

1. Блокируется работа левого полушария, которое мешает человеку

реалистично изобразить тот или иной предмет. В момент перехода в

правополушарный режим человеку становится намного легче сначала повторить

очертания предмета или момент цветоперехода, а в дальнейшем навык развивается

настолько, что никакого труда не составляет полноценное рисование картин «с нуля»

с использованием одного только воображения.

2. Это волшебное путешествие к источнику собственных творческих

способностей, приобретение чувства вдохновения. Рисование правым полушарием -это психологический тренинг креативности, снятие стереотипов восприятия,

мышления, видения, а также тонкой синхронизации центральной нервной системы и

моторики.

3. «Активированное» правое полушарие остается рабочим и дальше, изменяя и

перестраивая весь образ мышления человека, позволяет внести необходимую долю

творчества в жизни и развитии ребенка, помогает достичь расслабленности и

гармонии внутреннего мира.

4. Гармонизация работы правого и левого полушарий с помощью тренинга по

правополушарному рисованию не только раскрывает истинный потенциал ребенка и

помогает ему легче усваивать материал, но и бережет от перегрузок и стрессов.

Люди, у которых развиты оба полушария, меньше устают и имеют более высокую

работоспособность.

Популярность метода

Человек с развитым правым полушарием находится в режиме творческого

полета. В таком состоянии нужно очень мало энергии на содержание физического

тела. Так же творческие люди могут долгое время работать без усталости,

вдохновенно.

Используемый метод:

– позволяет развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку

ребенка к письму;

– дает возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что

влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формирует эмоционально – положительное отношение к самому процессу

рисования;

– способствует более эффективному развитию воображения, восприятия и, как

следствие, познавательных способностей.

Новизна

Развитие речи и интеллектуального мышления детей через обучение

изобразительным навыкам с использованием метода правополушарного рисования.

Главным содержанием видов деятельности в рамках данной методики выступает

процесс «открытия мира» с использованием установки говорить.

Занятия в кружке для ребенка – это не только овладение техникой рисования и

создание художественного образа; это формирование умения обобщать и передавать

знания и впечатления, полученные в процессе творческой деятельности педагогу,

родителям, другим детям.

Актуальность

Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные

способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования.

Цель - развитие коммуникативных, языковых, интеллектуальных и

художественных способностей детей через методику правополушарного рисования.

Задачи:

Обучающая - учить детей осваивать коммуникативные, языковые,

интеллектуальные и художественные навыки в процессе рисования.

Развивающая - развивать творческую активность, мышцы кистей рук,

поддерживать потребность в самоутверждении.

Воспитательная - формировать положительно – эмоциональное восприятие

окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному

искусству.

Задачи кружка первого года обучения:

1. Вызвать интерес к изобразительной деятельности у ребенка и желание

рисовать.

2. Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности

то, что для них интересно или эмоционально значимо.

3. Создавать условия для освоения цветовой палитры.

4. Создание условий для коммуникативной деятельности детей.

5. Развитие связной речи и интеллектуального мышления.

Задачи кружка второго года обучения:

1. Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя

непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично

способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой

гаммы рисунков.

2. Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования

к изобразительным и коммуникативным умениям и навыкам детей, не делая их

предметом специальных учебных знаний.

3. Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его

деятельности – рисунок, интересен другим.

4. Развивать описательные, комментирующие функции речи. Учить обобщать,

противопоставлять и рассуждать.

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по

разделам:

1. «РАЗВИТИЕ РЕЧИ». На занятиях используется прием комментированного

рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется

непрерывный разговор с детьми, используется художественное слово - потешки,

загадки. Выполняя практические действия, малыши способны усвоить много новых

слов и выражений активного и пассивного словаря детей, идёт развитие

коммуникативной функции речи, развитие связной речи дошкольников.

2. «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ». Для занятий по

изодеятельности подбираются сюжеты, близкие опыту ребенка, позволяющие

5

уточнить усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты

обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни

людей, о жизни животных.

3. «СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ». Занятия по изодеятельности способствуют

усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их

пространственном расположении.

4. «МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ». Рисование по передаче восприятия

музыкальных произведений. Использование рисунков в оформлении к праздникам,

музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа,

выражения собственных чувств.

5. «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА». Использование физминуток, пальчиковой

гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.

Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Занятия

превращаются в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи

разнообразного изобразительного материала, игры, беседы.

В программу включены:

1. Задания, предполагающие знакомство и освоение навыков работы кистью,

гуашью, рисования пальчиками, рисования с игнорированием границ листа,

использование некоторых видов техники нетрадиционного рисования:

 тычок жесткой кистью;

 оттиск печатками из ластика;

 оттиск поролоном;

 восковые мелки и акварель;

 свеча и акварель;

 отпечатки листьев;

 рисунки из ладошек;

 волшебные веревочки;

 кляксография;

 печать по трафарету.

2. Упражнения, которые помогут дать волю правому полушарию и

абстрактному мышлению, будут способствовать развитию воображения.

3. Материалы занятий подобраны таким образом, что позволяет углубить или

сократить задания, данные детям и предполагающие возможность замены одних

художественных приемов другими по выбору педагога и с учетом особенностей и

подготовленности ребенка.

4. Создание индивидуальных и коллективных работ, подготовка творческих

выставок, участие в творческих конкурсах.

Каждое занятие с ребенком в кружке – это маленькая игра, позволяющая детям

чувствовать себя более раскованными, смелыми, непосредственными. Занятия

способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения,

фантазии. Дети не ограничены в возможностях выразить в рисунках свои мысли,

чувства, переживания, настроение.

Организация занятий кружка

Кружок посещают дети от 5 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Продолжительность занятия – 25 минут. Первый год обучения – индивидуальные

занятия.

Принципы проведения занятий:

 системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по данной программе;

 наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного

материала;

 цикличность построения занятия – занятия строятся на основе предыдущего

занятия;

 доступность - комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей

дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному);

 проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения

проблемных ситуаций;

 развивающий и воспитательный характер обучения – занятия направлены на

развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.

Материалы:

 акварельные краски, гуашь;

 ватные палочки;

 поролоновые печатки;

 коктейльные трубочки;

 палочки или старые стержни для процарапывания;

 матерчатые салфетки;

 стаканы для воды;

 подставки под кисти;

 кисти;

 клеенка;

 фартуки и нарукавники.

Формы подведения итогов реализации программы:

 Организация выставок детских работ для родителей.

 Участие в выставках и конкурсах различного уровня в течение года.

Ожидаемые результаты освоения программы:

 Дети узнают новое об окружающем мире, т.к. занятия проходят в соответствии с

определенной темой.

 Учатся использовать в одной работе разные изобразительные материалы.

 Развивается связная речь.

 Учатся уважительно относиться к работам товарищей, при этом объективно

оценивать свою работу.

 Значительное повышение уровня развития творческих способностей.

 Расширение и обогащение художественного опыта.

 Овладение простейшими операциями (работы с гуашью и акварелью, карандашом).

Оценка результативности программы по критерию сформированности уровня

художественно – эстетического развития детей, проводится два раза в год – декабрь и май .



Литература:

1. Б. Эдвартс "Художник внутри вас», Минск: Попурри, 2008 г.

2. Бетти Эдвардс «Открой в себе художника», Минск: изд Попурри. 2010, 288

3. Лана Ф. "Правополушарное рисование", 14 Dec 2013, интернет-ресурс,

www naydisebya ru

4. Зорькина Н. Н. "Рабочая программа кружка "Фантазия", МБДОУ"Золотой

ключик" (материалы электронного журнала "Дошкольник")

5. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по

изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.

6. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие.

Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚»,

1998.– 256с.

7. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.

8. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.

9. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство

«Астрель», 2005. – 63с.

10. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС»,

2003.– 96с.

11. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред.

Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.

12. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества

детей 5-7 лет. – Москва, 2001.

13. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие

дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных

образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.

14. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. –

128с.

15. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного

возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ

«Сфера», 2004 – 128с.

16. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.

17. Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через искусство. – Мн: ООО «Попурри», 2005. –

144с.

18. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми

3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001.

– 64с.

19. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз –

Дидактика», 2006. – 108с.

20. Штейнле Н.Ф. Изобразительная деятельность. – Волгоград: ИТД «Корифей».

2006. – 128с.

21. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.:

КАРО, 2007. - 96с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проектная деятельность в подготовительной логопедической группе на тему "Юные экологи"

Автор: Саенко Татьяна Николаевна

Дата: 02.12.2020

Номер свидетельства: 565229


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства