Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность в подготовительной логопедической группе на тему "Юные экологи"»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одним из важнейших средств воспитания всесторонней, гармонично развитой личности дошкольника является рисование. Рисуя, ребенок формирует и развивает определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета; развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Систематические занятия рисованием обеспечивают детям радость творчества.
Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют о том, что
художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию,
отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение,
страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное
эмоциональное состояние каждого ребенка.
Проанализировав авторские разработки педагогов, занимающихся
изодеятельностью с дошкольниками, а также передовой опыт работы с детьми
отечественных и зарубежных педагогов и психологов, я заинтересовалась
возможностью применения нетрадиционных приемов рисования в работе с дошкольниками. Меня заинтересовал уникальный метод правополушарного рисования, который успешно применяется в различных художественных школах и студиях, детских садах, кружках и считается верным способом «научиться рисовать каждому».
Метод был создан профессором Бетти Эдвардс в 1979 году на основе
исследований профессора Роджера Сперри. (психобиолог, лауреат Нобелевской
премии в области деятельности головного мозга).
Правополушарное рисование – метод создания произведений искусства,
основанный на активизации работы правого полушария головного мозга. Метод не
только раскрывает истинный потенциал ребенка и помогает ему легче усваивать
материал, но и бережет от перегрузок и стрессов. Люди, у которых развиты оба
полушария, меньше устают и имеют более высокую работоспособность.
Суть метода правополушарного рисования заключается во временном
подавлении работы левого полушария и передачу ведущей роли в рисовании
правому, более пригодному для этой деятельности. При работе игнорируются
мнения из памяти о том, как объект должен выглядеть. Вместо этого художник
«видит объект на самом деле» — сравнивая его размер в целом, размер отдельных
элементов, отношение пространства, света и тени и объединении всего этого в
единую картину. Для этого используется ряд упражнений, облегчающих переход
начинающего художника в «П» режим (термин Бетти Эдвардс).
Таким образом, Методика рисования по Бетти Эдвардс - это набор уроков,
каждый из которых постепенно приучает рисовать с использованием возможностей
правого полушария, а именно:
видеть контуры вместо фигуры;
различать негативные и позитивные пространства (менять местами фигуру и
фон);
видеть перспективу и соотношение предметов (чувствовать пропорции);
видеть работу света и тени;
собирать отдельные элементы в целостное восприятие.
Основные навыки
Согласно методу Бетти Эдвард, рисование состоит из 5 базовых навыков и
двух тренировочных.
Базовые навыки:
1. Восприятие краёв.
2. Восприятие пространства.
3. Восприятие соотношений.
4. Восприятие света и тени.
5. Восприятие целостного образа.
Тренировочные навыки:
1. Рисование по памяти
2. Рисование при помощи воображения
Преимущества правополушарного рисования:
1. При правополушарной живописи в работу очень быстро включается правое
полушарие. Это возможность быстро научиться рисовать и значительно улучшить
эффективность любой деятельности, ведь мозг начинает работать в полную силу,
тогда как до этого он функционировал лишь наполовину.
2. Короткий сеанс рисования позволяет быстро восстановиться и сбросить
усталость.
3. Правое полушарие отвечает за «взгляд художника». Воспринимается объем
предметов, глубина картины, переходы цветов.
4. Метод использования правого полушария позволяет очень быстро освоить
искусство рисования. Благодаря нескольким упражнениям появляется возможность
делать то, что прежде было недостижимо: рисование пейзажей, портретов,
натюрмортов.
Польза методики
1. Блокируется работа левого полушария, которое мешает человеку
реалистично изобразить тот или иной предмет. В момент перехода в
правополушарный режим человеку становится намного легче сначала повторить
очертания предмета или момент цветоперехода, а в дальнейшем навык развивается
настолько, что никакого труда не составляет полноценное рисование картин «с нуля»
с использованием одного только воображения.
2. Это волшебное путешествие к источнику собственных творческих
уточнить усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты
обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни
людей, о жизни животных.
3. «СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ». Занятия по изодеятельности способствуют
усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их
пространственном расположении.
4. «МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ». Рисование по передаче восприятия
музыкальных произведений. Использование рисунков в оформлении к праздникам,
музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа,
выражения собственных чувств.
5. «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА». Использование физминуток, пальчиковой
гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.
Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Занятия
превращаются в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи
разнообразного изобразительного материала, игры, беседы.
В программу включены:
1. Задания, предполагающие знакомство и освоение навыков работы кистью,
гуашью, рисования пальчиками, рисования с игнорированием границ листа,
использование некоторых видов техники нетрадиционного рисования:
тычок жесткой кистью;
оттиск печатками из ластика;
оттиск поролоном;
восковые мелки и акварель;
свеча и акварель;
отпечатки листьев;
рисунки из ладошек;
волшебные веревочки;
кляксография;
печать по трафарету.
2. Упражнения, которые помогут дать волю правому полушарию и
абстрактному мышлению, будут способствовать развитию воображения.
3. Материалы занятий подобраны таким образом, что позволяет углубить или
сократить задания, данные детям и предполагающие возможность замены одних
художественных приемов другими по выбору педагога и с учетом особенностей и
подготовленности ребенка.
4. Создание индивидуальных и коллективных работ, подготовка творческих
выставок, участие в творческих конкурсах.
Каждое занятие с ребенком в кружке – это маленькая игра, позволяющая детям
чувствовать себя более раскованными, смелыми, непосредственными. Занятия
способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения,
фантазии. Дети не ограничены в возможностях выразить в рисунках свои мысли,
чувства, переживания, настроение.
Организация занятий кружка
Кружок посещают дети от 5 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Продолжительность занятия – 25 минут. Первый год обучения – индивидуальные
занятия.
Принципы проведения занятий:
системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по данной программе;
наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного
материала;
цикличность построения занятия – занятия строятся на основе предыдущего
занятия;
доступность - комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей
дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному);
проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения
проблемных ситуаций;
развивающий и воспитательный характер обучения – занятия направлены на
развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.
Материалы:
акварельные краски, гуашь;
ватные палочки;
поролоновые печатки;
коктейльные трубочки;
палочки или старые стержни для процарапывания;
матерчатые салфетки;
стаканы для воды;
подставки под кисти;
кисти;
клеенка;
фартуки и нарукавники.
Формы подведения итогов реализации программы:
Организация выставок детских работ для родителей.
Участие в выставках и конкурсах различного уровня в течение года.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Дети узнают новое об окружающем мире, т.к. занятия проходят в соответствии с
определенной темой.
Учатся использовать в одной работе разные изобразительные материалы.
Развивается связная речь.
Учатся уважительно относиться к работам товарищей, при этом объективно
оценивать свою работу.
Значительное повышение уровня развития творческих способностей.
Расширение и обогащение художественного опыта.
Овладение простейшими операциями (работы с гуашью и акварелью, карандашом).
Оценка результативности программы по критерию сформированности уровня
художественно – эстетического развития детей, проводится два раза в год – декабрь и май .
Литература:
1. Б. Эдвартс "Художник внутри вас», Минск: Попурри, 2008 г.
2. Бетти Эдвардс «Открой в себе художника», Минск: изд Попурри. 2010, 288
3. Лана Ф. "Правополушарное рисование", 14 Dec 2013, интернет-ресурс,
www naydisebya ru
4. Зорькина Н. Н. "Рабочая программа кружка "Фантазия", МБДОУ"Золотой
ключик" (материалы электронного журнала "Дошкольник")
5. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по