Актуальность проекта: Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Важно в дошкольном возрасте заложить фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и всё, что ребёнок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда. Поэтому учить детей дорожной грамоте, культуре поведения в общественном транспорте, следует с самого раннего детства. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях. Поэтому изучение Правил дорожного движения, является одной из главных задач на сегодняшний день, а способствовать этому будет работа над проектом, посвящённая изучению Правил дорожного движения. Дети – наше будущее, и их безопасность зависит только от нас самих. Проект «Светофор – наш друг»: исследовательский/ творческий, групповой Необходимые материалы: светофор, знаки «Пешеходный переход», рули, сигналы светофора. Участники проекта: Срок реализации проекта: 1 месяц Цель проекта: Задачи проекта: для детей расширить знания детей о Правилах дорожного движения; развивать у детей любознательности и познавательной мотивации в вопросах безопасности; сформировать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения; формирование привычки правильно вести себя на дороге; воспитывать грамотных пешеходов. для педагога сформировать готовность педагогов правильно и доходчиво объяснять детям о правилах дорожного движения; повышать профессиональную компетентность в работе по проектной технологии. для родителей активизировать знания родителей об особенностях обучения детей правилам безопасного поведения на улицах, в транспорте; сформировать готовность родителей к сотрудничеству с педагогами сада по проблемам развития у детей навыков безопасного поведения. Этапы реализации проекта этап проекта | деятельность педагога | деятельность детей | I этап Подготовительный | 1. определение актуальности и значимости проекта; 2. подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.); 3. подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе; 4. проведение педагогической диагностики в рамках проекта; 5. приглашение родителей к реализации проекта. | 1. участвуют в подборе наглядного материала; 2. участвуют в педагогической диагностики. | II этап Целеполагание | Введение детей в тему: безопасность на дороге - это знание ПДД и их соблюдение. | Дети определяют, как решить проблемную ситуацию: почему Светофор называют другом. | III этап Деятельный | – ознакомление детей с художественной литературой; С. Михалков «Светофор», «Скверная история»; М. Пляцковский «Светофор»; А. Северный «Три чудесных цвета»; Я. Пишумов «Азбука города», «Просто это знак такой…», «Постовой», «Продуктовая машина»; О. Бедарев «Если бы…»; Н. Носов «Автомобиль»; В. Головко «Правила движения». – проведение бесед; «Для чего нужно знать и выполнять Правила Дорожного Движения». «Правила езды на велосипеде» «Наша улица. Правила перехода улицы» − рассмотрение картин и беседы по их содержанию; «Перекресток»; «Наш четырехколесный друг». − работа с родителями ; тест «Грамотный пешеход»; Выставка совместных детско –родительских творческих работ по ПДД. − проведение занятий; Аппликация «Машина»; Рисование на тему: «Светофор»; Рисование на тему: «Виды транспорта»; Лепка «Пешеходный переход». − прослушивание и обсуждение музыкальных произведений; Светофор - обучающая детская песенка мультик про машинки; Маша из мультфильма - Правила дорожного движения (Песня о следах); Детская песенка - Правила дорожного движения. − создание и презентация | Формируют свои представления о правилах безопасного поведения на дороге при помощи художественного слова. Закрепляют свои знания через беседы и рассматривание картинок по ПДД. Дети развивают творческие способности, умения применять полученные знания и информацию при чтении книг, рассматривании иллюстраций. | IV этап Заключительный | Проведение итогового мероприятия викторина «Красный, желтый, зелёный». Презентация проекта родителям на родительском групповом собрании | Участие детей в викторине. | V этап Рефлексия | Анализ реализованного проекта: что удалось? что нет и почему? | Участие в беседе, выявление мотивации к дальнейшему получению знаний. | Ожидаемый результат: для детей: расширятся знания детей о Правилах дорожного движения; у детей разовьются любознательность и познавательная мотивация в вопросах безопасности и т.д. у детей сформируются способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения; сформируются привычки правильно вести себя на дороге; воспитаются чувства грамотного пешехода. для педагогов сформируется готовность правильно и доходчиво объяснять детям о правилах дорожного движения; повысится профессиональная компетентность. для родителей активизируются знания об особенностях обучения детей правилам безопасного поведения на улицах, в транспорте; сформируется готовность родителей к сотрудничеству с педагогами сада по проблемам развития у детей навыков безопасного поведения. Предполагаемый продукт проекта: презентация «Наш друг – светофор» (составленного совместными усилиями детей и их родителей). Приложение 1. Конспект НОД по ОО «Художественно-эстетическому развитию» Аппликация на тему «Машина» для детей дошкольного возраста 5-7 лет Цель ООД: учить детей передавать форму и взаимное расположение частей разных машин. Программные задачи: Обучающие - учить вырезать предметы круглой формы из квадрата путем закругления углов; создавать из элементов целостную композицию; развивать мелкую моторику. Развивающие - закрепить умение работать с бумагой и клеем; закреплять умение вырезывать основную часть предмета прямоугольной формы с характерными признаками (закругленные углы) вырезывать и наклеивать части разной формы. Воспитывающие – проявить интерес в работе с бумагой. Интеграция образовательных областей: ОО «Художественно-эстетическое развитие», ОО «Речевое развитие», ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Физическое развитие». Предварительная работа: Наблюдение за транспортом. Рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме «Транспорт». Беседы, дидактические игры и познавательное занятие о правилах дорожного движения. Методы и приёмы: Игровые, наглядные, практическая деятельность детей, словесная, дидактическая игра, использование художественной литературы и т.д. Материалы и оборудование: Макет дороги, клей – карандаш, ножницы, материал для аппликации. Ход ООД: Сегодня на занятие я принесла вам макет, но на нем ничего кроме проезжей части нет. Что же нам сделать, чтобы наш макет ожил. Чтобы вы могли с ним играть. (нужно сделать машины, дома, людей, деревья и т.д.) Правильно. А что именно мы с вами сегодня сделаем вы попробуйте отгадать. Бежит, гудит. В два глаза глядит, Только красный глазок глянет – Как вкопанный станет. Автомобиль Сегодня каждый из вас сделает вот такой автомобиль. Посмотрите, из каких частей он состоит (кузов, колеса, окна). А как его сделать я сейчас вам расскажу и покажу. У вас на столе есть вот такая геометрическая фигура. Как она называется? (прямоугольник). Вам необходимо согнуть его пополам, чтобы противоположные стороны и углы совпадали. Вот у вас получилась основа для машинки. Теперь мы будем приклеивать окна. Какого цвета нужно взять прямоугольник? (голубого). Согните прямоугольник пополам и разрежьте по линии сгиба. Получилось два окна. Теперь расположите окна на машине и приклейте их. Чего не хватает у нашей машины? (колес). Для колес у вас есть 4квадрата. Что нужно сделать, чтобы у нас получились колеса. (закруглить все углы). Когда все колеса будут готовы, приклей те их к машинке. Два колеса с одной стороны и два с другой. Наша машина готова. А сейчас мы с вами немного поиграем. Приготовили свои пальчики, повторяем за мной. Две педали крутят ноги, мчат колеса по дороге Я рулю куда хочу, вправо, влево покачу, То вперед, а то назад, Нажимаю тормоза. Для того чтобы вам было легче работать, я приготовила для вас схему. (обсуждение схемы) Что мы будем делать сначала. Что потом. Ребята, прежде, чем мы начнем, давайте вспомним правила работы с ножницами. Ответы детей: надо быть аккуратными, концы ножниц всегда держим вниз). Приступаем к работе. Итог: Катя расскажи, какую фигуру ты использовала для кузова машины? Алёша, из какой фигуры у тебя получилось колесо? Что мы делали с квадратом, чтобы из него получился круг. Сложно ли вам было выполнять работу? Что именно было трудным? А теперь давайте поставим ваши машины на макет и когда мы доделаем его (оживим) вы сможете с ними играть. Приложение 2. Конспект НОД по ОО «Художественно – эстетическому развитию» Рисование на тему «Светофор» для детей дошкольного возраста 5-7 лет Цель ООД: продолжать знакомить с разной техникой рисования(рисование пальчиком). Программные задачи: Образовательные задачи: познакомить со значением светофора и его сигналами. Закрепить название красного, желтого, зеленого цветов, закрепить рисовать предметы круглой формы. Развивающие задачи: развивать зрительное восприятие, мелкую моторику. Формировать знания правил перехода улицы по светофору, ориентировку в пространстве, умение действовать по сигналу. Развивать связанную речь. Воспитательные задачи: воспитывать культуру поведения детей на дорогах. Методические приемы: вводная беседа, показ, объяснение, поисковые вопросы, напоминание, сравнение, художественное слово, индивидуальная помощь. Словарная работа: Предварительная работа: чтение и рассматривание картинок по безопасному движению на дорогах, отгадывание загадок, заучивание стихов о светофоре. Оборудование и материалы: Демонстрационный: макет светофора, картинки дорожных знаков, диск с записью песни «Я на солнышке лежу» (автор текста Козлов С., композитор Гладков Г. Раздаточный материал: простой карандаш, акварельные краски, белый лист бумаги, кисточки, баночки с водой, салфетка. Средство И К Т: - Место проведения: старшая группа. Интеграция образовательных областей: ОО «Художественно – эстетическое развитие; ОО «Социально – коммуникативное развитие. Ход ООД Воспитатель: ребята отгадайте загадку и вы узнаете кто придет к нам на занятие: У него всегда три глаза, Он не смотрит всеми сразу: Два любых глазка прищурит, А один не спит, дежурит. Он глазами говорит: «Можно ехать! », «Путь закрыт! », Иль «Внимание! Постой! ». Кто же этот постовой? Дети: Светофор. Воспитатель: Правильно, молодцы (воспитатель показывает макет светофора). А для чего нужен светофор? (ответы детей) . Воспитатель: Три сигнала светофора: красный, жёлтый, зелёный регулируют движение (зажигается красный свет) . Ребята, как вы думаете, можно сейчас переходить дорогу? Дети: Нельзя. Воспитатель: А почему нельзя? Дети: Красный цвет запрещает. Воспитатель: Красным глазом засияет – Нам идти не разрешает, А сейчас какой сигнал светофора горит? (загорается жёлтый свет) . Дети: Жёлтый. Воспитатель: Желтый цвет он в середине, А к нему своя картина: Пешеходы все стоят, В ожидании следят, Как цвет солнца в светофоре Заменяется зелёным. Он предупреждает водителей и пешеходов о том, что сигнал меняется, надо быть очень внимательным. Ребята, а вы знаете, кого называют пешеходами? (Дети думают) . Пешеходы – это люди, идущие по улице. А сейчас какой сигнал светофора горит? (загорается зеленый свет) . Дети: Зелёный. Воспитатель: Молодцы! А зелёный глаз зажжёт – Иди смело, пешеход! Дети, на какой же сигнал светофора можно переходить дорогу? Дети: На зелёный. Воспитатель: А на какой нельзя? Дети: На красный. Воспитатель: Правильно, ребята. Как расположены цвета на светофоре? Дети: сверху- красный, в середине- желтый, внизу- зеленый. Воспитатель: вспомним, где можно переходить проезжую часть дороги. Только на отведённых для этого местах, имеющих пешеходную разметку (зебру или полосу) и дорожный знак «Пешеходный переход». Там, где много машин и полос для их движения, места для перехода оборудуются светофором. Воспитатель: Сейчас проведём игру на внимание. На красный – стой! На желтый – жди! А на зелёный – проходи! Игра проводится с использованием макета светофора и переключением на нём сигналов. На зелёный цвет дети легонько притопывают ногами, имитируя ходьбу; на жёлтый цвет – хлопают в ладоши три раза (внимание) ; на красный цвет – соблюдают полную тишину. Игра проводится до тех пор, пока не будут усвоены правила выполнения сигналов светофора. Воспитатель: а сейчас мы с вами нарисуем простым карандашом светофор, а потом раскрасим красками. Приложение 3 Конкурс “Знаете ли вы?” Право ответа предоставляется той команде, чей капитан первым поднял эмблему. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла, за неполный ответ – 1 балл. Если команда отвечает неправильно, то право ответа переходит к той команде, которая второй подняла эмблему. Вопросы: 1. Что такое тротуар? (Дорога для движения пешеходов.) 2. Что такое зебра? (Разметка дороги, обозначающая пешеходный переход). 3. Кого называют пешеходом? (Человека вне транспорта, находящегося на дороге, но не работающего на ней.) 4. Как правильно обходить трамвай? (Спереди.) 5. Как правильно обходить автобус и троллейбус? (Сзади.) 6. Кого называют водителем? (Человека, управляющего каким-либо транспортным средством.) 7. Где следует ходить пешеходам? (По тротуарам, придерживаясь правой стороны.) 8. Где можно играть детям на улице? (В специально отведенных для игр местах.) 9. С какого возраста разрешается езда на велосипеде по дорогам? (С 14 лет.) 10. В каком возрасте можно получить удостоверение на право управления мотоциклом? (В 16 лет.) 11.По какому краю дороги должны идти пешеходы в тех местах, где нет тротуара? (По левому, навстречу движущемуся транспорту.) 12.Что такое железнодорожный переезд? (Место пересечения железной дороги с автомобильной.) 13.Можно ли детям садиться на переднее сиденье легкового автомобиля? (Можно, при достижении 12 лет.) 14. Разрешается ли водителю мопеда движение по пешеходным дорожкам? (не разрешается). 15. Кого мы называем "участниками дорожного движения"? (пешеходы, водители, пассажиры). 16. Можно ли велосипедисту ехать по дороге, если недалеко имеется велосипедная дорожка? (нет). 17. Какой дорожный знак устанавливают вблизи школ? (дети). 18. Какой поворот опаснее: левый или правый? (левый, так как движение правостороннее). 19. Как называется "зебра" на дороге? (пешеходный переход). 20. Являются ли пешеходами лица, выполняющие работу на дороге? (нет). 21. Какие сигналы подает светофор? (красный, желтый, зеленый). 22. Какой перекресток называют регулируемым? (тот, где есть светофор или регулировщик). 23. Кому должны подчиняться пешеходы и водители, если на перекрестке работают одновременно и светофор и регулировщик? (регулировщику). 24. Зачем нужны стоп-сигналы на автомобиле? (чтобы другие участники дорожного движения могли видеть намерения водителя остановиться или притормозить). 25. Какой стороны нужно придерживаться, шагая по тротуару? (правой стороны). 26. Всегда ли пассажирам нужно пристегиваться ремнями безопасности? (да, всегда). 27. Как велосипедист должен информировать других участников движения о намерении остановиться? (поднять руку вверх). 28. Как следует перейти дорогу, если ты вышел из автобуса? (нельзя обходить транспорт ни спереди, ни сзади, нужно подождать, когда он уедет, и дорога будет просматриваться в обе стороны, а лучше отойти на безопасное расстояние, а если есть пешеходный переход, то переходить через дорогу следует по нему). 29. Можно ли переходить дорогу наискосок? (нет, потому что, во-первых, путь становится длиннее, а во-вторых, сложнее увидеть транспорт, который движется со стороны спины). 30. Какое положение регулировщика запрещает движение всем участникам движения? (рука поднята вверх). |