Профориентация – есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социальной сети. Приобщаясь к ней, ребенок принимает мир взрослых с его проблемами, успехами, решениями. Посредством профориентационной работы удовлетворяются важнейшие социальные потребности: ребенок через игру знакомится с атрибутами разных профессий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Профессиональная ориентация дошкольников»
Профессиональная ориентация дошкольников
Сергеева Людмила Владимировна, воспитатель,
МБДОУ «Детский сад №59 «Ягодка»,
г. Тамбов, Тамбовская обл.
Профориентация – есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социальной сети. Приобщаясь к ней, ребенок принимает мир взрослых с его проблемами, успехами, решениями. Посредством профориентационной работы удовлетворяются важнейшие социальные потребности: ребенок через игру знакомится с атрибутами разных профессий.
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями и трудом взрослых обоснована ФГОС ДО, и входит в социально-коммуникативное развитие, определяющее содержание образовательной работы с детьми в этом направлении. Известно, что интерес к труду, необходимые трудовые навыки, и личностные качества закладываются в детстве. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период.
В связи с этим в нашем ДОУ был проведен месячник по профориентации дошкольников под девизом: «Все работы хороши – выбирай на вкус!»
Цель: формирование интереса и базовых знаний о профессиях.
Задачи:
-продолжать знакомить дошкольников с трудом взрослых;
-расширять знания детей о родных людях, их профессиях и профессиях других людей, значимости их труда для семьи и общества;
-научить устанавливать связи между разными видами труда;
-сформировать понятие о профессиональной деятельности взрослых; учить отображать представления о профессиях в игровой деятельности;
-заинтересовать родителей совместными мероприятиями, привлечь к проведению совместных экскурсий на рабочие объекты;
-воспитать уважение к людям разных профессий, бережное отношение к их труду (результатам труда);
-активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать своё отношение к той или иной профессии.
Чтобы реализовать поставленные нами задачи, был составлен план предстоящей работы по формированию знаний о труде взрослых.
Ознакомление дошкольников с профессиями осуществлялось с учетом принципа интеграции пяти образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников и в соответствии с ФГОС ДО.
В течение месяца мы старались добиться устойчивых результатов в воспитании у дошкольников ценностного отношения к труду, систематизировать и обобщать знания об окружающей действительности, наполнять эмоциональный мир радостью от новых впечатлений, способствовать приобщению малышей к азам трудовой деятельности и формированию личностных качеств современного делового человека.
Мероприятия, проведённые в ДОУ:
Цикл занятий «Кем хочу я стать» - это и познавательная, и продуктивная деятельность (они позволили конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и пр.).
Большое внимание уделялось сюжетно-ролевым играм, так как самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть!В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий (врача, строителя, водителя, парикмахера, педагога и т.д.) В старшей группе игры усложняются. В играх показана работа различных учреждений (банк, магазин, аптека). У воспитанников совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, милиционера, водителя, космонавта, шахтера, спортсмена, летчика). В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. В играх воспитанники пытаются изобразить профессии своих родителей.
Экскурсии по детскому саду (работа повара, рабочего по стирке белья, дворника, старшей медсестры, кастелянши и других).
Экскурсии в библиотеку, аптеку, магазин, школу искусств, общеобразовательную школу.
Беседы с детьми о профессиях, рассказы родителей о своих профессиях.
Встречи: с работником полиции (участковым), с пожарным.
Чтение и обыгрывание (с использованием театра) художественных произведений о профессиях.
Дидактические игры о профессиях.
Создание альбомов о профессиях, конкурсы рисунков.
Просмотр слайдов и видеоматериалов о людях разных профессий.
Составление детьми рассказов на темы: «Моя будущая профессия», «Кем работают мои родители».
Пополнение предметно-развивающей среды в группах и приобретение Кукольного театра: «Мы в профессии играем» (9 кукол-перчаток + авторский сценарий).
Важная роль в процессе ознакомления с профессиями и трудом людей отводилась семье. Семья – это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из нас, взрослых, есть свое представление о работе, которое мы, порой сами того не ведая, передаем ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают ее как средство самореализации, то ребенок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот.
Участие родителей в прежде всего проявилось в доступных детям беседах о себе, своей работе, профессиях родственников. Детям давалось задание узнать, кем работают их родители. В итоге ребята выяснили, мир профессий родителей воспитанников нашего детского сада очень широк и разнообразен. Огромную помощь оказали родители в изготовлении атрибутов к играм, совместных поделок и рисунков, в организации и проведении экскурсий.
Несколько родителей посетили детский город профессий «Талантика» в Магнитогорске, по адресу: ТРК "Семейный Парк", 4 этаж, пр. Карла Маркса, 172. Город профессий "Талантика" – это город, в котором отдыхают, живут и работают дети от 4 до 14 лет, раскрывая свои природные способности и таланты. Это стилизованное «под город» игровое пространство, где есть свой банк, служба занятости и больница, пожарная часть и школа искусств. В Городе представлены профессии творческой, технической и спортивной направленности, а также предприятия сферы услуг. Гражданами "Талантики" могут стать только дети. В городе представлено более 40 профессий, а значит более 40 разных ролей дети смогут примерить на себя. В этом Городе, как в настоящем, бурлит яркая и насыщенная событиями жизнь. Яркие эмоции и восторг - гарантированы!
Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней. Информационно-коммуникационные технологии предполагают моделирование различных профессиональных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать. Поэтому для формирования у детей представлений о разных профессиях наши педагоги использовали в своей работе ИКТ.
Результативность мероприятий: дети знают и называют большое количество профессий, значимость каждого вида профессиональной деятельности, взаимосвязь разных видов труда, высказывают желание, кем хотят стать, когда вырастут, что будут делать, какую пользу принесут людям. У родителей воспитанников появилась твёрдая уверенность в том, что задачами профориентации нужно заниматься уже с дошкольного возраста, а не жить по правилу: «вырастут и сами решат, что делать и где работать».
Выводы: чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него. Реализация модели ранней профессиональной ориентации дошкольников позволит расширить информированность наших воспитанников о профессиях, поможет сформировать у них образ «Я – профессионал» и обеспечит преемственность в рамках непрерывного образования.
Рекомендации, предложения: работу по ранней профориентации необходимо проводить в системе с целью формирования у дошкольников эмоционального отношения к профессиональному миру, предоставления ему возможности использовать свои силы в доступных видах деятельности. Осуществить ориентацию детей на трудовую подготовку, повлиять на выбор востребованных профессий можно, если будут решены проблемы образовательной системы в целом. Важно научить ребёнка понимать, каким образом его мечта будет осуществимой, показать, что при выборе любой профессии нужно научиться приносить пользу себе и людям. Поэтому задача взрослых – поддержать мечту ребёнка и связать стремление к ней с желанием трудиться.
Литература
1. Афоризмы по теме «Работа, труд». URL: http://www.aforizm.info/theme/rabota-trud/
2. Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 136 с.
3. Гусева Т. Кем быть? // Поѐм, танцуем и рисуем. – 2009. – №6. – С. 73-82.
4. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2010. – 244 с.
5. Загадки о профессиях.URL: http://www.prozagadki.ru/ drugie-zagadki/zagadki-o-professijakh/
6. Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам. Социальная сеть работников образования «Наша сеть». URL: http://nsportal.ru/detskii-sad/logopediya/kartoteka-palchikovoi-gimnastiki-po-leksicheskim-temam