Программа дополнительного образования «Я – воспитанный, культурный» для детей младшего дошкольного возраста
Программа дополнительного образования «Я – воспитанный, культурный» для детей младшего дошкольного возраста
В программе «Я – воспитанный, культурный» представлены материалы по обучению дошкольников этикету, приучение дошкольников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования «Я – воспитанный, культурный» для детей младшего дошкольного возраста»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Жар-птица» детский сад № 43 г. Йошкар-Ола
Согласовано:___________ Утверждаю______________
Зам. заведующего Заведующая
______________________ ________________________
«__»__________2016 г. приказ №
«__»____________2016 г.
Программа
дополнительного образования
«Я – воспитанный, культурный»
для детей младшего дошкольного возраста
Срок реализации 1 год
Составитель: воспитатель
Порфирьева Л.Н.
Йошкар-Ола
2016
Авторы:
Порфирьева Любовь Николаевна, воспитатель МБДОУ "Жар-птица" д/с №43 г. Йошкар-Ола
Рецензенты:
Егорова Н.В., заведующая МБДОУ "Жар-птица" д/с №43 г. Йошкар-Ола
Порфирьева Л.Н. Программа "Я – воспитанный, культурный" – 2016 г. – 23с.
В программе «Я – воспитанный, культурный» представлены материалы по обучению дошкольников этикету, приучение дошкольников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.
Данная программа адресована педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений, руководителям кружков дополнительного образования, а так же родителям, интересующихся вопросами художественно-эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Содержание:
Пояснительная записка 4
Содержание программы: 7
Учебно-тематический план 9
Приложение. 18
Пояснительная записка
Культура поведения предполагает различные аспекты поведения человека в обществе: это поведение в семье, в коллективе, в общественных местах и на улице. Через игру, в процессе общения с окружающими, участвуя в любых видах деятельности, ребенок получает первые уроки культурного поведения в обществе. Сегодня в условиях стремительно меняющегося мира, назрела необходимость в активизации художественно-эстетического воспитания. Переход на стандарты нового поколения придает особое значение многим процессам и явлениям социокультурной жизни, по-новому освещает их, выявляя их более глубинные сущности основания.
Эстетическое воспитание является неотъемлемой частью в формировании всесторонне развитой гармоничной личности. Начавшись в раннем возрасте, оно в дальнейшем содействует человеку в развитии его способностей: замечать прекрасное в окружающих предметах и явлениях, постигать посредством собственной изобразительной деятельности их сущность, выражать свои чувства от общения с искусством, а иногда и самому создавать художественные произведения. Художественно-эстетическое воспитание, осуществляемое систематически на всех этапах дошкольного возраста, позволяет предупредить и устранить появление недостатков такого рода, а в дальнейшем оптимальными средствами формировать личность ребенка. Являясь частью всей воспитательной работы, проводимой с детьми в семье и в детском саду, художественно-эстетическое воспитание развивает не какое- то отдельно взятое качество в личности ребенка, а формирует ее в целом.
Немаловажным аспектом данной проблемы является воспитание культуры поведения, общения, то есть привития ребенку определенных этикетных навыков. Стержнем основой истинной культуры общения является гуманное отношение человека к человеку. Поэтому формирование у детей позиции открытости, доверия, дружелюбия - непременное условие воспитания культуры общения. Доброе отношение к людям должно проявляться в понятной для всех форме. Такой формой, качеством общения человека с человеком является вежливость. В обществе существуют принятые формы приветствия, обращение друг к другу, оказание некоторых услуг, формулы благодарности и извинений.
Культура общения не исчерпывается только одной лишь вежливостью. Её непременный атрибут - тактичность, одно из самых симпатичных и привлекательных человеческих качеств, которое состоит в умении понять чувства и настроение окружающих, поставить себя на их место, представить, какую эмоциональную реакцию вызывают у других те или иные поступки. Главным средством общения является язык, речь, слово. Потому как владеет человек этим средством коммуникации, нередко судят о его культуре и воспитанности.
Воспитание культуры речи органически входит в формирование культуры общения. От того, какую речь слышит ребёнок, во многом зависит его речевое развитие. Ведь первоначальное овладение человеческой речью основано на подражательности. Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые и, подражая, копируют услышанное. Говоря о соотношении этикетного, этического и эстетического в поведении можно выделить три основных поведенческих критерия: как вести себя правильно, т.е. в соответствии с принятым в обществе порядком поведения; как вести себя хорошо, т.е. в соответствии с нравственными нормами; как вести себя красиво, т.е. получая от своего поведения и эстетическое наслаждение.
Одной из профессиональных обязанностей воспитателя является обучение ребенка правилам поведения за столом. Ведь умение вести себя за столом - одна из характерных черт культурного человека. Не владея навыками культуры еды, никогда не сумеешь красиво выглядеть за столом. Овладение ими следует начать как можно раньше. Ребенку постепенно внушают разумность этих правил, а с пяти-шести лет преступают к их осознанному обучению, постепенно, в игровой форме с помощью различных методов доводят их до сознания дошкольников. И если к двум годам для детей «высшим пилотажем» считается научиться правильно держать ложку, то с возрастом еда становится более «утонченной». Малыш начинает пользоваться вилкой, есть с бокового края ложки, есть-пить с закрытым ртом и беззвучно, пользоваться салфеткой по правилам, дети учатся сами сервировать стол. И к пяти-шести годам основные правила культуры еды должны быть усвоены.
Актуальность программы по этикету - в создании условий для развития личности ребенка, развитии мотивации к познанию и творчеству, приобщении к общечеловеческим ценностям, для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей, взаимодействии педагога дополнительного образования с семьей. Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого- педагогических, физических особенностей детей среднего дошкольного возраста.
Работа с детьми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка. Дети знакомятся с правилами этикета; учатся правилам поведения за столом, в гостях, в общественном месте. Дети учатся различать посуду по назначению: кухонная, столовая, чайная. Дети знакомятся с правилами сервировки стола, использованием столовых приборов по назначению
Цель: воспитание хороших манер у детей, как часть общей культуры личности: усвоение правил культуры еды; усвоение правил и норм поведения в гостях. Развитие эстетических чувств и желание всё делать красиво (сервировать стол, следить за столом)
Наша задача - воспитать ребенка так, чтобы он в дальнейшем чувствовал себя комфортно в любых жизненных ситуациях, т.е., привить ему определенные этикетные нормы. Воспитанность человека полно и ярко проявляется в том, как он удовлетворяет свои обыденные, бытовые потребности. Правила и нормы бытовой культуры во многом определяются эстетическими воззрениями общества, поэтому формирование развитого вкуса и эстетического отношения к предметам и явлениям повседневной жизни составляет важную задачу воспитания.
Работая не один год над этой проблемой в нашем детском саду, мы стараемся выполнять ряд основных задач воспитания этикетных норм:
Образовательные:
- познакомить детей с азами этических норм,
- учить использовать «специальные слова» в речевом общении,
- помочь освоить нормы этикета,
- познакомить с разнообразными вариантами сервировки стола.
Воспитательные:
- способствовать воспитанию интереса к окружающим людям;
- помочь воспитать чувства взаимоуважения, взаимодоверия, взаимопонимания;
- способствовать воспитанию коммуникабельности и чувства коллективизма.
Развивающие:
- развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на метод сопереживания;
- развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
- развивать навыки самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. За основу своей работы мы берем три основных раздела: культура еды, культура быта и культура общения.
Мы используем следующие методы и приемы воспитания этикетных норм у дошкольников:
Общение со сказочным персонажем (подсказать, найти ошибки, научить чему-либо.)
Словесные приемы (рассказ взрослого и ребенка из личного опыта, вопросы, беседа.)
Использование театрализации (кукольного, настольного, театра фланелеграфе, этюды, сцены.)
Художественное слово (стихи, сказки, рассказы, загадки, пословицы, басни.)
Музыка
Практические действия (сервировка стола, разбор ситуаций из жизни.)
Наблюдение (за действием взрослого и ребенка, любование красотой эстетического оформления: стола, букета, подарка, салфетки.)
Метод проектов («Украшение стола на мамин праздник»; «Скатерти и салфетки-наши помощники») В программе участвуют дети от 3 до 4 лет. Данная программа рассчитана на 1 год обучения.
Ожидаемые результаты:
В результате реализации программы в конце обучения дети будут
Воспитание нравственных и эстетических чувств
Привить детям потребность выполнять правила этикета, поведения, культуры общения.
Развитие личности ребенка, умение продуктивно взаимодействовать с другими людьми
Снижение агрессивности
После завершения программы воспитанники смогут:
Применять имеющие знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
Уметь общаться, обмениваться идеями.
Уважать старших.
К концу изучения программы кружка «Школа этикета» ребенок знает:
правила этикета и социального быта;
вежливые слова;
как вести себя в детском саду, в транспорте, на улице и в других общественных местах;
как помочь товарищу и как принять помощь, как вести себя в кинотеатре, театре, клубе, музее, библиотеке;
гигиенические требования к еде, жилищу, одежде;
основные средства связи;
сущность этических понятий: добро и зло, уважение, добрый человек, честность, любовь к родителям и близким, Родине;
умеет:
для сохранения здоровья соблюдать личную гигиену,
беречь учебные и личные вещи, приводить их в порядок,
употреблять вежливые слова и соблюдать правила этикета.
обучение навыкам общения и сотрудничества;
формирование у дошкольников навыков речевого этикета и культуры поведения;
развитие коммуникативных умений в процессе общения;
введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.
Содержание программы:
Формы и методы реализации программы кружка «Школа этикета»
Основными методами реализации программы кружка являются изучение речевого этикета, приучение дошкольников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.
В процессе работы основная цель – оказать помощь ребенку в формировании представлений о добре, любви, взаимопомощи и дружелюбии. Работа включает следующие элементы: моделирование и оценивание ребенком различных ситуаций поведения в ДОУ, других общественных местах, умение различать допустимые и недопустимые, а также оптимальные формы поведения во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.
Форма занятий – групповая.
Структура занятий:
постоянный ритуал начала занятия;
игры – перевоплощения или игры – беседы с обсуждением и анализом ситуаций;
этические сказки, пластические этюды, игры с элементами музыкальной, изо деятельности;
обсуждение занятий с детьми;
ритуал прощания.
При необходимости вводится «минутка шалости». При комплектации подгрупп для занятий необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, проблемы воспитания и развития. Занятия проводятся в кругу, не за столом, соблюдая все принципы создания развивающей среды. На занятиях всегда присутствуют сказочные персонажи. Проходят в увлекательной форме, они эмоциональны, разнообразны по выбранным формам и методам. Дети играют, поют, ставят небольшие театральные сценки, состязаются в знании нравственных пословиц и поговорок. Занятия рассчитаны не на морализаторское воздействие, а на живое и непосредственное включение ребенка в мир добрых отношений и добрых дел. На занятиях используется дифференцированный подход: возможность высказаться нерешительным, застенчивым детям; дать возможность выразить свои эмоции детям «холерикам»; подвижных детей всегда держать в «поле зрения», использовать все возможные методы и приемы для реализации речевого мышления детей.
Учебно-тематический план
Месяц
Блок
Форма работы
Тема
Задачи
Сентябрь
Вежливость
Беседа
«Что значит быть вежливым?»!
Объяснить детям ,что такое истинно вежливый человек, почему он не только знает вежливые слова, но и старается сделать приятное другим людям.
«Правила поведения во время разговора»
Познакомить детей с правилами поведения во время разговора.
Игра-тренинг
«Школа вежливости»
Поощрять стремление проявлять дружелюбие по отношению к людям Учить детей отображать в речи формулы словесной вежливости.
«Гостеприимство»
Закреплять у детей навыки общения в разных ситуациях; знакомить с правилами этикета .
Дидактическая игра
«Где что можно купить?»
Упражнять детей общаться в совместной деятельности; соблюдать нормы поведения в общественных местах.
Инсценировка
«Телефон».
Упражнять в умении вести разговор по телефону, соблюдая правила этикета.
Сюжетно-ролевые игры
«Транспорт» «Детский сад»
Закрепить знания детей о правилах поведения в общественных местах, рассмотреть различные ситуации; учить детей отображать в речи формулы словесной вежливости.
Практическая деятельность
«Спасибо пчёлкам и цветам».
Объяснить детям как важно уметь благодарить окружающих за то, что они делают ;рассказать , что благодарить можно не только словами, но и поступками.
Чтение художественной литературы
М. Скребцова.
«Как ёжик стал гостеприимным»; В.Осеева
«Волшебноеслово»; В.Солоухин «Здравствуйте!»
Закреплять формулы словесной вежливости (здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста, извините); напомнить детям правила этикета; воспитывать желание быть похожими на положительных героев, подражать им.
Октябрь
Бережливость
Беседа
«Бережём природу!»
Развивать у детей понимание взаимозависимости человека и природы, пользы и вреда, которые человек может принести природе; вызвать желание защищать и беречь природу.
«Неряха- замараха».
Формировать у детей осознанное отношение к порядку в своих вещах, умение следить за своей одеждой и обувью закреплять понятие о культуре внешнего вида.
Практическая деятельность
«Грязи- нет! И пыли нет!»
Воспитывать у детей привычку содержать в порядке свои вещи .
Творческое задание
«Спасибо природе».
Воспитывать бережное отношение ко всему живому; закрепить знания детей о роли человека в жизни природы.
Игра.
«Наши питомцы».
Воспитывать в детях чувство заботы, желание беречь и любить животный мир природы.
Дидактическая игра
«Кто растит хлеб?»
Закрепить представление о ценности хлеба; о том, что хлеб нужен каждому человеку, что его нужно беречь.
Аппликация
«Дом для птиц и зверей».
Систематизировать знания детей о жизни животного мира ; воспитывать у детей желание помогать , бережно относиться к природе.
Чтение художественной литературы
А.Неелова «Майский жук».
Воспитывать чувство ответственности за окружающий мир, желание сохранять и беречь его.
Ноябрь
Трудолюбие
Беседа
«Почему люди трудятся вместе?»
Подвести детей к понятию коллективный труд, к выводу о его ценности, значимости.
«Все работы хороши».
Продолжать знакомить детей с профессиями; формировать представление о важности труда в жизни человека; показать на примерах, чт даже самый простой труд требует определённых усилий.
Дидактическая
игра
«Трудимся с любовью».
Воспитывать у детей желание выполнять посильную работу; подвести к пониманию к осознанию, что труд может принести радость, удовольствие.
Сюжетно- ролевые игры
«Строители»
Расширять знания детей о рабочих профессиях; воспитывать уважение к труду.
Творческое задание
«Маленькое дело».
Поддерживать отношение детей к труду, как к серьёзной деятельности, одобряемой и поощряемой родителям и воспитателями
Чтение художественной литературы.
«Ласточка и воробей». Турецкая сказка; П.Воронько «Березка». М.Скребцова «Кто любит трудиться, тому без дела не сидится».
Формировать навыки культуры поведения в природе, желание выполнять посильную работу на благо природы.
Рисование
«Строим домик».
Вызвать чувство радости за выполненную работу.
Декабрь
Дружба
Беседа
«С кем бы я хотел дружить?»
Формировать у детей понятие о положительных чертах характера и поступках мальчиков и девочек; формирует представление о дружбе между мальчиками и девочками.
«Кто кого обидел?»
Обобщить имеющиеся представления детей о дружбе, учить находить способы безконфликтного решения спора.
Практическое упражнение.
«Этичные и неэтичные
поступки».
Упражнять детей на практике проводить анализ своих поступков; учить договариваться друг с другом, сотрудничать.
Игра-тренинг
«Цветок примирения»
Учить строить отношения со сверстниками , основываясь на положительных эмоциях.
Игровая ситуация
«Давай помиримся».
Научить детей сдерживать негативные побуждения, избегать конфликтов, находить слова для оценки поведения.
Дидактическая игра
«Мы разные».
Учить умению общаться со сверстниками, различать индивидуальные особенности других детей.
Рисование.
«Рисунок для верного друга».
Воспитывать в детях желание проявлять добрые чувства.
Чтение художественной литературы
А.Лопатина. «Настоящий друг». А.Кузнецова «Подружки». Пословицы и поговорки о дружбе.
Расширять представление детей о дружбе; учить понимать, что для того, чтобы дружить, нужно владеть такими качествами: уметь прощать, делиться, не обижаться .бескорыстно помогать.
Январь
Правда-неправда.
Беседа
«Злая неправда»
Формировать у детей представление о правде и лжи; объяснить детям , что особого осуждения заслуживает перекладывание вины на другого, ни в чём не повинного.
«Волшебные подарки».
Развивать фантазию детей, желание помечтать, осознание, что мечты при желании становятся реальностью, подвести детей к выводу, что «Чудеса мы делаем сами». (А.Грин.«Алые паруса»).
Показать детям на примерах, что правдивость и честность всегда радуют взрослых, что эти качества очень ценятся в человеке.
Февраль
МояРодина
Беседа
«Наши защитники».
Формировать моральные качества: храбрость, силу воли;желание защищать свою Родину.
«Наше государство-Российская Федерация».
Дать детям представление о государстве, символах государства; развивать осознанное отношение к красоте и звучности русского языка.
Игра
«Думаем о родине».
Сюжетно- ролевые игры
Мы – военные моряки»
Формировать у детей патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми действиями нашего народа. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к воинам.
«Земля на которой ты родился-золотая». П. Воронько. «Лучше нет родного края» . А. Твардовский. «Рассказ танкиста»
Способствовать формированию у детей понятия «родная земля»; воспитывать чувство ответственности за место, где живёшь, любовь к родному краю. воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающим Родину.
Творческое задание
«Поздравим мужчин».
Изготовить праздничные открытки; вызвать у детей чувство радости за выполненную работу.
Ориентировать детей на положительный образ семьи; развивать понимание роли мамы как хранительницы очага, защитницы детей.
«Когда единства нет».
Формировать у детей понятие ед
инства в семье, в работе, в мире.
Игра
«Заботимся о родителях».
Помочь детям осознать, что семья, родители-самые близкие для них люди.
Творческое задание
«Учимся делиться».
Способствовать пониманию детей, что дарить, делиться, намного приятнее, чем брать; объяснять , что в семье распределяется на всех.
Сюжетно- ролевые игры
«Семья», «Дом».
Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.
Чтение художественной литературы
«Я о маме позабочусь».
Я.Аким
«Стихи о маме».
Г.Сапгир «Семья».
Помочь понять детям, что в семье у каждого есть обязанности, что он тоже должен заботиться о близких.
Рисование
«Чуткие мамины руки».
Отражать в рисунке результаты своих наблюдений, заботу и нежность своих мам.
Апрель
Взаимопомощь
Беседа
«Наши отношения».
Учить детей культуре общения мальчиков и девочек.
«Легко ли человеку, если он один?»
Развить понимание связи и зависимости людей в жизни, знакомить с понятием взаимопомощь.
Творческое задание
«Поможем друг другу»
Воспитывать и развивать осознанные взаимно доброжелательные отношения с ровесниками, понятия о дружбе, друзьях.
Игра
«Палочка-выручалочка».
Учить детей ориентировать в разных жизненных ситуациях; способствовать возникновению желания прийти на помощь
Сюжетно- ролевые игры
«Больница.»
Вызвать у детей интерес к профессии врача;воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения. Помочь детям понять, что помогать нужно не только знакомым, но и незнакомым людям.
Рисование
«Помогаем людям».
Учить детей передавать свои впечатления в рисунке, развить понимание связи и зависимости людей в жизни.
Объяснять детям, что настоящая помощь бескорыстна, но иногда требуется немало сил и времени. Но это всегда компенсируется глубоким чувством удовлетворения от собственной полезности окружающим.
Сформировать положительное отношение к противоположному полу, умение вы сказывать своё отношение.
Практическая деятельность. Тренинг.
«Превращения».
Формировать у детей адекватную самооценку, знакомить с новыми формами поведения; учить снимать напряжение, контролировать свою активности.
Практическая деятельность.
«Дерево добрых дел».
Способствовать формированию у детей умения анализировать свои поступки ;воспитывать желание оказывать помощь нуждающимся без напоминаний.
Игра.
«Подумаем о доброте».
Воспитывать в детях добрые чувства друг к другу; способствовать формированию положительных эмоций в общении детей.
Дидактические игры и упражнения
«Угадай мое настроение», «Передай свое настроение», «Поделись хорошим настроением»
Формировать умение понимать эмоциональное состояние сверстников и взрослых по мимике и жестам.
Творческое задание.
«Чуткое сердечко».
Способствовать проявлению у детей добрых чувств ,вызвать эмоциональный отклик на эти чувства.
Рисование
«Фея Доброты»
Учить передавать в рисунке впечатления, способствовать повышению положительного эмоционального тонуса.
Чтение художественной литературы
«Голос сердца».
Учить детей поступать по совести; видеть проявление равнодушия в разных ситуациях.
«Красивое качество».
Воспитывать в детях умение видеть красоту; вызвать эмоциональный отклик на это чувство.
Мероприятие-
Утренник.
«День Победы».
Воспитывать патриотические чувства, чувство ответственности и гордости за достижения Родины.
Список литературы:
1. Арушанова А. Г. Истоки диалога. – М. : Мозайка – Синтез, 2003
2. Безгина О. Ю. Речевой этикет старших дошкольников. – М. : Мозайка, 2004
3. Белобрыкина О. А. Речь и общение. – Ярославль: Академия развития, 1998
4. Богуславская Н. Е. Веселый этикет. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997
5. Демидова О. Н. Будьте вежливы всегда. – Воронеж, 2009
6. Черенкова Е. Ф. Уроки этикета и вежливости для детей. – М. : Издательство Дом, 2006
Приложение.
Игра – инсценировка: «Секрет волшебных слов»
- Вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в непростое путешествие, а в космическое, по орбите вежливости. Прошу вас надеть защитный шлем, пристегнуться. Удобно садитесь, взлетаем. Звучит космическая музыка.
Первая планета – «Добрых слов»
Добрым быть совсем не просто, не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета, доброта – не пряник, не конфета
Если доброта, как солнце светит, радуются взрослые и дети.
- В каждом из нас есть маленькое солнце - это солнце доброты. Добрый человек всегда пользуется волшебными словами. Я буду солнцем, своим лучиком буду дотрагиваться до вас, вы будете называть «волшебные слова».
Игра «Не ошибись, пожалуйста»
- Я буду просить вас исполнять задание, но выполнять их надо тогда, когда я назову «волшебное слово». Встаньте, пожалуйста, руки вперед и т. д. Пожалуйста, добавьте строки «волшебными словами» (с мячом) .
Растает ледяная глыба, от слова теплого (спасибо) .
Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день) .
Если больше есть не в силах, скажем маме мы (спасибо) .
Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь (здравствуйте) .
Когда бранят за шалости, говорят (прости, пожалуйста) .
Всем вам с большой любовью, желаю крепкого (здоровья) .
Можно провести игры «Вежливый ручеек», «Вежливый стул».
Путешествие продолжается, звучит музыка.
Вторая планета – «Заколдованная»
Мы должны выполнить задания, чтобы расколдовать эту планету, только тогда мы сможем продолжить наше путешествие.
Задание 1.
Шестилетний Миша только что получил подарок от тети. Он сильно сдавил коробку, чтобы узнать, что внутри. Мама: «Миша, прекрати, ты испортишь подарок. Что нужно сказать? » Миша сердито: «Спасибо. Мама: Вот, хорошо».
Объясните, как вы думаете, правильно поступила мама? Почему? Как можно поступить иначе?
Задание 2.
Если дети вмешиваются в разговор взрослых, то, как правило, получают в ответ – «Не мешай! Взрослых перебивать нельзя! Это не вежливо, отстань! ». Как бы вы ответили ребенку в такой ситуации? Например, «Я хочу сначала закончить свой рассказ, а потом будешь говорить ты! »
Задание 3.
Продавец овощного магазина гневно кричит: «Не такой лук, не нравится? Ну и не берите! » Как бы вы ответили, чтобы сгладить ситуацию? – «Раз вы так рассердились, видимо я в чем – то виновата. Извините меня».
- Молодцы! Отлично справились с заданиями, планета расколдована, пришло время отдохнуть.
Физкультминутка «Не собьюсь»
Если показываю красный кружок, нужно хлопать в ладоши и говорить: «Здравствуйте! » Зеленый кружок – топать и говорить : «До свидания! »
Путешествие продолжается.
Следующая планета «Сказочная»
Все вы любите сказки, в сказках встречаются разные герои – добрые, которые ведут вежливо и злые, которые не вежливые.
Игра «Добрый – злой»
Я буду называть героя, если герой добрый вы улыбаетесь, злой – закрываете лицо руками -Дюймовочка, Иван – царевич, Гуси – лебеди, Золотая рыбка, Кощей Бессмертный, Золушка, Баба – Яга, Мальчик – с – пальчик, Бармалей, Доктор Айболит. (По аналогии можно использовать речевые ситуации и поведение).
Наше путешествие подходит к концу. Мы возвращаемся на планету с которой началось наше путешествие. Кто помнит ее название? Планета «Добрых слов». У нашего космического корабля произошел сбой в работе двигателя, переходим на ручное управление.
- Для чего человеку нужны руки?
- Можно с их помощью общаться?
Работа в парах
Выберите себе друга, потрогайте руки друг друга. Что можно о них сказать? Может ли человек обидеть другого, если у него такие теплые руки? Могут ли руки помочь подружиться? Поблагодарите, погладьте руки своего друга и свои. Как мы можем руками поблагодарить всех? (Аплодисменты)
Наше направление было выбрано правильно, мы не сбились с орбиты Вежливости и вернулись на планету «Добрых слов». В слове заключается великая сила. Народ давно заметил: «Доброе слово человеку, что дождь в засуху. Худое слово и сладким медом не запьешь».
Игра с мячом «Что может сделать слово? » Обогатить, растревожить, обидеть, озадачить, успокоить, излечить, побудить, спасти…
Сценарный план непосредственно-образовательной деятельности “Путешествие в город этикета”
Этикет для детей не является формальным заучиванием каких-либо стандартных правил, принятых во взрослом обществе. В первую очередь, это воспитание позитивного восприятия ребенком окружающего мира, умения быть благодарным за то, что есть, формирование сильной и волевой личности, ценящей дружбу и взаимоуважение.
Если мы хотим воспитать жизнеспособную личность, а именно счастливого человека, уверенного в себе и своих возможностях, успешно решающего насущные жизненные проблемы, приятного в общении, богатого дружескими и деловыми связями, любимыми близкими людьми, друзьями, коллегами по работе, тогда с раннего детства необходимо терпеливо и доброжелательно обучать ребенка правилам культурного поведения, объяснять разумность и необходимость их соблюдения, приучать радоваться своим хорошим поступкам и огорчаться из-за неправильных, ошибочных.
Актуальность такого вопроса как этикет для детей дошкольного возраста вытекает из потребности современного общества в развитии поведенческой культуры человека.
“Путешествие в город этикета”
Цель:
Развитие у воспитанников интегративных качеств: любознательности, активности, отзывчивости, овладение основными гигиеническими навыками, способности управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
Задачи:
1. Совершенствовать культуру диалогической речи: выслушивать собеседника, отвечать на вопросы полными распространенными предложениями и фразами, пользоваться средствами интонационной выразительности.
2. Уточнить и систематизировать представления детей о правилах этикета: внешний вид и поведение в коллективе, поведение в транспорте, театральный этикет.
3. Упражнять в использовании вежливых слов, подборе их в соответствии с ситуацией.
4. Продолжать учить детей составлять описательные рассказы по индивидуальным картинкам.
5. Развивать логические операции посредством речевого общения: умение делать обобщение, умозаключение, воображение, внимание, память.
5. Воспитывать у детей нравственные качества и чувства. Формировать навыки культурного, этически грамотного поведения.
Предварительная работа: Заучивание стихов о вежливых словах, чтение и рассматривание иллюстраций книги С.А. Насонкиной “Уроки этикета”.
Материал: влажные салфетки, расческа, щетка для одежды; картинки с изображением ситуаций не правильного поведения; “билеты” в кинотеатр; атрибуты к игре “Автобус”.
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
В: Ребята проходите, посмотрите у нас сегодня гости. Давайте поприветствуем их.
Вбегает грязный Степка-Растрепка.
В: А ты кто такой?
С: Я Степка-Растрепка.
В: И почему себя так ведешь?
С: Я так всегда себя веду.
В: Но это же некультурно, и вообще когда люди встречаются всегда здороваются.
С: Ну здрасте.
В: Здравствуй Степа, почему ты так неопрятно одет?
С: Да торопился, думал и так сойдет. А вы что здесь собрались?
В: Мы сегодня с ребятами отправляемся в город этикета, чтобы повторить правила поведения в общественных местах. В каждом парке города нас будут ждать задания, выполнив которые мы узнаем какой сюрприз нас ожидает.
С: Я тоже хочу в город, возьмите меня с собой.
В: С таким неряхой мы вряд ли бы согласились куда-нибудь поехать. Можно исправить положение. Ребята, давайте поможем привести Степу в порядок.
(Дети по очереди выходят, причесывают, застегивают пуговицы, говоря: “Я возьму расческу, причешу мальчику волосы, и он будет красиво причесан и т.д.” )
В: Вот теперь другое дело. Ребята за то, что привели Степу в порядок, вы получаете первый шарик. Степ, а ты что-то забыл сказать детям?
Дети: Он забыл нам сказать спасибо.
С: Спасибо!
В: Теперь мы можем смело отправиться в город этикета.
А на чем мы поедем, вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Дом по улице идет,
На работу всех везет.
Не на курьих, тонких ножках.
А в резиновых сапожках.
Правильно, это автобус, занимаем свои места, водителем будет Кирилл.
А вот и наш автобус.
(дети подходят к автобусу, один из детей бросает бумажку.)
Воспитатель: Что же ты делаешь? Ребята, красиво ли поступает тот, кто бросает на тротуар мусор.
(Ответы детей, ребенок подбирает мусор.)
Ребенок: Вот теперь, ты поступил правильно. Во всех общественных местах есть специальные мусорные корзины, давайте с вами мусор складывать в эти корзины. Тогда наш поселок будет всегда чистым и красивым.
В автобусе Степа безобразничает.
В: Степа нельзя себя так вести в общественном транспорте, ведь ты мешаешь остальным пассажирам. Существуют определенные правила поведения в общественном транспорте, давайте повторим.
Рассматривание картин по правилам поведения в транспорте.
В: Опять справились с заданием и получаем ещё один шарик.
В: Вот мы и приехали в город этикета. Обратите внимание как здесь красиво. Давайте прогуляемся по его улицам . Парк «Вежливых слов» .
В: Вежливые слова нужно не только знать, но и использовать в своей речи, чтобы не прослыть невежливым человеком и быть понятным своим собеседникам.
Какие Степа вежливые слова ты знаешь?
С: Спасибо, и много…..
В: Таня, какое вежливое слово знаешь ты ? (стихи)
Добрый день.
- Добрый день! — тебе сказали,
- Добрый день! — ответил ты.
Как две ниточки связали -
Теплоты и доброты.
Пожалуйста.
Отменить, что ли, слово «пожалуйста»,
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
Здравствуйте.
- Здравствуйте, — ты скажешь человеку.
- Здравствуй, — улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
Спасибо.
За что мы говорим «Спасибо».
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы
Кому сказали сколько раз.
Будьте добры.
Будьте добры, — это я говорю по секрету
Будьте добры — и не ждите за это конфету.
Будьте добры — без игры и во время игры
Если сумеете, будьте скорее добры.
Воспитатель: Молодцы! Я считаю, что все эти слова заслуживают аплодисментов. А, ведь аплодисменты — это тоже выражение благодарности. Мы с вами заработали ещё один шарик и отправляемся дальше.
В: Перед нами «Парк хороших поступков» игра «Правила поведения»
Перед вами картинки с правильными и неправильными поступками. Давайте разделим их на две группы, как нужно поступать и как нельзя.
Работа детей подведение итогов
Мы заработали ещё один шарик.
В: У нас осталось последнее задание.
Мультфильм
В: А что интересного и нового вы сегодня узнали, понравилась ли вам наше путешествие? (ответы детей).
Я надеюсь, что нашего путешествие поможет вам стать более воспитанными, культурными и взрослым никогда не придется за вас краснеть.
Воспитатель: Прежде чем сесть в автобус, обратите внимание на то, как по-разному ведут себя люди в различных ситуациях.
(дети берут картинки с изображением ситуаций невежливого поведения, составляют рассказы по картинкам, поясняя как нужно поступать в данной ситуации)
Воспитатель: Я надеюсь, что вы усвоили правила поведения в общественных местах и можете пройти в автобус. Наш автобус отправляется, следующая остановка “Поликлиника”. Ребята, обратите внимание, что в автобус зашел пожилой человек.
Как должен поступить воспитанный человек?
Осторожно, двери закрываются. Следующая остановка “Магазин”. А сейчас вошла в автобус мама с дочкой. Как вы должны поступить?
Следующая остановка наша — “ Кинотеатр”
При выходе из автобуса, кого вы пропустите вперед и кому поможете?
Давайте вспомним некоторые правила поведения в кинотеатре.
Можно ли опаздывать к началу киносеанса?
Разговаривать громко?
Разворачивать конфеты?
Для того чтобы попасть на кинофильм, мы должны купить билеты.
Кассир:
Театр открывается!
К началу все готово!
Билеты предлагаются
За вежливое слово.
Ребенок:
Добрый день!
Уважаемый кассир.
Я бы очень попросил,
Дайте лучшие места.
Вот мое “ пожалуйста”
Игра “Вежливое слово”.
Дети покупают билеты за вежливые слова.
Воспитатель: Я хочу вам напомнить, что если ваше место в середине ряда, а ряд уже заполнен зрителями, то проходить к своему месту нужно повернувшись лицом к сидящим.
object(ArrayObject)#889 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(298) "Методическая разработка «Народно-сценический танец в системе обучения на отделении хореографии детской школы искусств по предпрофессиональной программе в ДШИ»"
["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_narodno_stsenicheskii_tanets_v_sisteme_obucheniia_na_o"
["file_id"] => string(6) "545938"
["category_seo"] => string(7) "prochee"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1586444397"
}
}