Просмотр содержимого документа
«Программа предшкольной подготовки детей в условиях дошкольной образовательной организации.»
Программа предшкольной подготовки детей в условиях дошкольной образовательной организации.
Автор: Кособудская Виктория Николаевна,
воспитатель МБДОУ «ДСОВ № 76», г.Братск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предшкольное образование– это система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающая, с одной стороны, развитие способностей каждого индивида, а с другой – вхождение его в это общество (социализацию). Концепция предшкольного образования одновременно решает две задачи:
1) подготовить детей к обучению как новому для них виду деятельности (мотивационная готовность, познавательно"речевое развитие и пр.);
2) подготовить детей к обучению именно в школе (т.е. к работе в коллективе, общению со взрослыми и сверстниками и пр.).
Под содержанием предшкольного образования понимаются те сферы человеческого бытия и человеческой деятельности, которые в том или ином виде и объеме усваиваются (точнее, присваиваются) старшим дошкольником в ходе образования. Это прежде всего то в образовании, что обеспечивает полноценное личностное развитие ребенка, а именно:
– его социальное развитие, т.е. внутреннюю (личностную) подготовку к адекватному участию в жизни окружающих ребенка социальных групп;
– культурное развитие – совокупность знаний и умений, владение которыми диктуется отдельными социальными (особенно возрастными) группами и позволяет присвоить важнейшие элементы человеческого опыта;
– познавательное развитие – собственно знания, умения и другие психологические компоненты развивающейся личности, обеспечивающие познавательную деятельность.
Переход от дошкольного детства к школьному – один из самых ответственных этапов человеческой жизни. Для детского организма адаптация к переменам требует огромного напряжения всех жизненных сил, перестройки работы организма.
В этот период задача всех окружающих ребенка взрослых (родителей, воспитателей, учителей) - обеспечить благоприятные условия для всесторонней полноценной подготовки дошкольника к обучению в школе.
Когда же можно говорить о том, что ребенок готов к обучению в школе? Исследования психологов и многолетний опыт педагогов – практиков показывает, что высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе, у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований. Особое значение в личностной готовности ребенка к школе имеет мотивационный план, т. е. «внутренняя позиция школьника», которая выражается в стремлении ребенка выполнять общественно значимую и оцениваемую деятельность (учебную). Мотивационная готовность старшего дошкольника к обучению в школе находит свое выражение в:
- наличии четких представлений о школе и формах школьного поведения;
- заинтересованном отношении к учению и учебной деятельности;
- наличии социальных мотивов и умении подчиняться школьным требованиям.
«Внутренняя позиция школьника» начинает формироваться благодаря тому, что в детском саду и дома, с 5-6 лет, начинается подготовка детей к школе, которая призвана решать две основные задачи:
- всестороннее воспитание ребенка;
- специальная подготовка к усвоению тех предметов, которые ребенок будет изучать в школе.
Для формирования «внутренней позиции школьника» надо создать условия, чтобы он хоть на несколько минут побыл настоящим учеником: посидел за партой, пообщался с учителем, привык к нему и его требования. Актуальной становится предшкольная подготовка старших дошкольников в стенах школы, когда учитель начальных классов имеет возможность провести коррекцию недостаточно развитых у детей предпосылок к систематическому обучению с целью достижения требуемого уровня готовности к школе и успешной адаптации первоклассников.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
создание образовательной среды, способствующей развитию интеллектуальной, мотивационной и эмоционально-волевой сферы дошкольника;
подготовка дошкольников к новой социальной роли – роли ученика;
формирование положительного отношения к школе.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость и доброжелательность к людям;
сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, готовящихся к обучению в школе;
формировать чёткие представления о школе и формах школьного поведения;
создавать необходимые условия, способствующие формированию предпосылок общеучебных умений и навыков, познавательному, эмоциональному, нравственному развитию ребёнка.
воспитывать у каждого ребёнка чувство собственного достоинства, самоуважения, стремление к активной деятельности и творчеству;
укреплять и развивать эмоционально – положительное отношение ребёнка к школе, желание учиться;
Прогнозируемые результаты программы.
Предлагаемая программа предусматривает, что по окончании курса обучающиеся будут уметь:
соблюдать правила поведения в школе, осознавая свою позицию ученика;
свободно считать в пределах 10; сравнивать числа в пределах 10;
знать «соседей» числа;
решать простые задачи (в одно действие);
на слух выделять звуки в слове, давать им характеристику (гласный-согласный, твёрдый - мягкий, звонкий - глухой);
составлять рассказ по картинке из 5-6 предложений;
пересказывать небольшие тексты;
правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими материалами;
выполнять на слух инструкции для обучающегося;
ориентироваться в пространстве и времени, понимать отношение части и целого,
решать и составлять простые арифметические задачи на сложение и вычитание,
решать логические задачи;
самостоятельно применять изобразительные умения и навыки, передавать форму, величину, пропорции и цвет предмета.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО КУРСА
ИГРЫ:
«Молоточки»
Дети «отстукивают» ритм слов, ударяя на каждый гласный звук в словах, произносимых учителем, палочкой по столу, выделяя ударный звук. Игра помогает закрепить знания о гласных звуках и об ударении.
«Я знаю»
Цели: Развитие речи обучающихся, пополнение словарного запаса, развитие наблюдательности и внимания.
Содержание: Учитель (ребенок), используя мяч, проговаривает следующий текст, ритмично ударяя мячом о пол:
- Я знаю пять имен мальчиков:
Саша - раз,
Дима - два,
Игорь - три,
Денис - четыре,
Володя - пять.
Далее мяч передается следующему игроку. Он называет следующие пять предметов. Это могут быть любые предметы (игрушки, цветы, деревья и т.д.) .
Кто наблюдательнее»
Цель: Закрепление знаний о буквах и звуках, поиск букв в тексте, развитие внимания и наблюдательности.
Содержание: Учитель предлагает детям текст, где обучающиеся находят выбранную учителем букву.
«День - ночь»
Цель: Развитие речи учащихся, умения сосредоточиться на поиске необходимого понятия.
Содержание: Учитель называет слово, дети - противоположное ему по значению: «День - ночь, сладкий - кислый» и др.
«Догадайся, что показал» (пантомима)
Цель: Развивать внимание наблюдательность, речь, терпение.
Содержание: Желающий изображает предмет (живой или неживой), не произнося никаких звуков. Остальные пытаются догадаться что изображается. Возможно использование для пантомимы нескольких желающих.
« Опиши предмет»
Цель: Знакомство с понятиями «свойства и признаки предметов», формирование умения угадывать предмет по его признакам.
Содержание: Учитель или обучающийся задумывает предмет, окружающие задают наводящие вопросы, пытаясь по признакам угадать задуманное.
«Идем в гости»
Дети делятся на группы: хозяева и гости. «Хозяева» должны встретить «гостей», используя «волшебные слова». «Гости отвечают тем же».
«Расшифруй письмо»
Цель: Развитие наблюдательности, внимания, умения сосредоточиться на поиске необходимой буквы или слога.
Содержание: Учитель зашифровывает буквы любыми значками или рисунками и, используя эти обозначения, «записывает» слово. Дети пытаются разгадать слово, находя значки с обозначаемыми ими буквами.
«Сочини сказку о предмете».
Цель: Развитие речи учащихсчя, пополнение словарного запаса.
Содержание: Учитель или дети выбирают любой предмет и пытаются сочинить вместе сказку о приключениях данного предмета.
Игра 16. « Буква заблудилась»
Дети должны «исправить» слова, где перепутались буквы, поставив их на свое место.
Игра способствует развитию внимания, наблюдательности, а так же развитию фонематического слуха.
«Подружи букву»
Дети соединяют звуки в слоги устно, а на письме - записывают пары букв (слоги- слияния)
«Когда это бывает»
Дети отгадывают время года (весна, лето, зима, осень) по изменениям в природе, указанным учителем. В ходе игры повторяются временные категории. Возможно использование иллюстраций.
«Составь слово»
Дети составляют слова из предложенных учителем слогов. Слоги могут быть ярко и красочно иллюстрированы. Например, в виде шаров или цветов, которые надо собрать в один пучок или букет.
«Исправь ошибки»
Смысл игры заключается в поиске звуков или букв, которые были неверно указаны сказочным гостем (Незнайка, Буратино). Игра иллюстрируется.
«Сказочные владения Радуги. Опиши»
Дети описывают предметы, окружающие их, используя знания о цветах радуги, стараясь как можно ярче описать тот или иной предмет.
«Узелки на память»
Дети завязывают узелки каждый на своей веревочке, вспоминая правила, вопросы, звуки и буквы. Все комментируется вслух. Материал подбирается преподавателем.
«Колокольчики»
Смысл игры заключается в поиске звонких согласных в словах, произносимых учителем. Дети изображают колокольчики, которые звонят на каждый звонкий согласный звук. Игра способствует развитию внимания и фонематического слуха детей.
«Разложи по-порядку»
Предлагается ряд иллюстраций, связанных одной темой, но разложенных неверно. Дети должны определить, какая из иллюстраций изображает произошедшее раньше или позже, т.е. разложить по-порядку.
«Время рассердилось и ушло. Догони»
Дети преобразовывают фразы, слова, предложения, используя категории «до, после, потом, сейчас». Составляют свои предложения, исправляют неверно построенные фразы, которые предложил учитель.
«Слова»
Учитель задает вопросы что? кто? какой? что делает? и другие. Дети находят слова, отвечающие на заданный вопрос. В игре используется мяч, передаваемый отвечающим детям.
«Полслова за вами»
Цель: Развивать речь дошкольников, пополнить словарный запас, развивать фонематический слух.
Содержание: Учитель произносит начало слова (название предмета), обучающиеся заканчивают слово. Слова можно подбирать по определенным
«Кто лучше»
Игра организуется на основе игры 5, где дети уже сами зашифровывают слова, используя значки, предложенные учителем. Разгадываем слова вместе, выясняя кто лучше сумел зашифровать слово.
Обучение грамоте, подготовка руки к письму
Номер занятия
Тема обучения грамоте
Тема занятия
Тема по развитию речи
Знакомство. Вводное занятие
Цветы на клумбе
Дифференциация звуков, составление словосочетаний
Буква а
Лес
Лексика и словообразование
Буква о
День
Развитие мышления, устное сочинение
Буква у
Цветы
Развитие мышления, устное сочинение
Буква э
Развитие мышления, устное сочинение
Буква ы
Шары
Образование множественного числа
Буква н
Порядок
Предлог на
Буквы к и т
Кактусы
Решение логической задачи, аргументация
Буквы з– с
Снеговик
Дифференциация звуков [с] – [з], работа над дикцией
Буква л
Лягушата
Звук [л]. Автоматизация звука
Буква р
Краски. Цвета и оттенки
Лексика по теме, словообразование
Буква в
Виноград
Использование предлогов, лексика
Буква е, ё
Елка
Составление пересказа
Буквы б – п
Бабочка
Сочинение-описание
Буква м
Транспорт
Лексика по теме, словообразование
Буквы д – т
Роботы
Дифференциация звуков [д] – [т], работа над дикцией
Буква г
Птичий двор
Использование предлогов, словообразование
Буква ч
Черепаха
Развитие мышления, устное сочинение
Звук ш
Шмель
Дифференциация звуков [ж] – [ш], работа над дикцией
Буква ж
Жук
Дифференциация звуков [ж] – [ш], работа над дикцией
Буква х
Праздничный стол
Составление рассказа
Буква ю
Клюква
Составление пересказа
Буква ц
Цыпленок
Составление пересказа
Буква щ
Щенок и щетка
Развитие мышления, устное сочинение
Буквы ф – в
Фонтан и вода
Дифференциация звуков [ф] – [в], работа над дикцией
Буква я
Ягоды и львенок
Развитие мышления, устное сочинение
Слоги
Часы
Дифференциация звуков [ц] – [ч], работа над дикцией
Слоги
Мыши
Дифференциация звуков [с] – [ш], работа над дикцией
Слова-предметы
Кухня. Игровой материал
Лексика по теме, словообразование
Слова
Листья. Времена года
Лексика по теме, словообразование
Деление слов на слоги
Камень и львенок
Развитие мышления, устное сочинение
Деление слов на слоги
Космос, ракета
Развитие мышления, устное сочинение
Слова-предметы
Колобок
Составление пересказа
Предложение. Составление предложений из слов
Репка
Составление пересказа
Математика
№ п/п
Тематика занятия
Ориентирование на листе тетради. Одинаковый, лишний предмет.
Счет предметов. Больше, меньше, только же. Цифра 0