kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа профессионального развития Тема: «Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет современные ориентиры построения образовательного процесса в дошкольном учреждении. Содержание образовательной работы должно обеспечивать развитие первичных представлений: о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др). Вот это содержание образовательной работы очень привлекло мое внимание при выборе темы по самообразованию.  Жизнь ребенка наполнена многообразием игрушек, форм, красок, разных предметов. Для познания окружающего их мира детям приходит на помощь сенсорное и моторное воспитание, с помощью которого «строится» фундамент умственного развития, от которых будет зависеть успешность ребенка в школе. Поэтому так важно, чтобы сенсомоторное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа профессионального развития Тема: «Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста».»

Программа профессионального развития

Тема: «Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста».



Направление: познавательное

Воспитатель: Харченко Инна Николаевна

Группа: вторая младшая (3-4 года)







Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет современные ориентиры построения образовательного процесса в дошкольном учреждении. Содержание образовательной работы должно обеспечивать развитие первичных представлений: о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др). Вот это содержание образовательной работы очень привлекло мое внимание при выборе темы по самообразованию. Жизнь ребенка наполнена многообразием игрушек, форм, красок, разных предметов. Для познания окружающего их мира детям приходит на помощь сенсорное и моторное воспитание, с помощью которого «строится» фундамент умственного развития, от которых будет зависеть успешность ребенка в школе. Поэтому так важно, чтобы сенсомоторное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка.

Основная цель сенсомоторного развития тесно связана с одной из приоритетных задач ФГОС ДО - сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с миром и самим собой.

Цели:

1. Создать условия для сенсомоторного развития детей в группе (развивающая среда).

2. Изучить новинки методической и психолого-педагогической литературы по теме.

3. Составить перспективный план работы по данному направлению с детьми младшего дошкольного возраста.

Дошкольный период - это один из важных критических периодов развития, характеризующийся высокими темпами психофизиологического созревания. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками – многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает.    Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Полноценное сенсомоторное развитие осуществляется только в процессе  воспитания.





 

Круг задач сенсомоторного воспитания:

1.Совершенствование двигательных функций (развитие и совершенствование мелкой и крупной моторики).

2. Тактильно-двигательное восприятие.
3. Развитие слухового восприятия.
4. Развитие зрительного восприятия.
5. Восприятие формы, величины, цвета.
6. Восприятие особых свойств предметов (вкус, запах, вес).




Исходя из поставленных целей и задач, я постаралась создать в группе условия для сенсомоторного развития. С этой целью, совместно с родителями были изготовлены пособия и игры:

  1. Уголок сенсорного развития;

  2. Центр « песок и вода;

  3. Мягкие модули для развития крупной моторики.

В содержании работы выделила следующие этапы:

Первый этап. Цель: развивать интерес детей к совместному со взрослым обследованию предметов, разнообразным действиям с ними. На данном этапе содержание работы включало в себя следующие формы: наблюдение и дидактические игры:

«Грибочки по местам»

«Собери бусы»

«Найди домик»

«Веселый осьминог»

В группе собрано много материала на развитие тактильных ощущений. Я использую здесь большое количество природного материала: камни, шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое. Сделаны массажные ванночки для рук, которые наполнены фасолью и горохом. Дети с большим удовольствием играют в таких ванночках, одновременно познавая форму, цвет, величину предметов. Они обмениваются предметами, сравнивают их, увлеченно рассматривают материал. Игры на развитие тактильных ощущений:

«Волшебные прищепки»

«Сенсорная тропа для ног»

«Цветные кубики»

«Определи на ощупь»

Второй этап. Цель: развивать у детей умения и формировать навыки различать предметы по цвету, величине и форме. Включать в деятельность экспериментирование. Развивать активность, эмоциональность, общительность. На данном этапе содержание работы включало в себя следующие формы:

Игры –экспериментирования

Проектную деятельность

Художественное творчество

Наблюдение

Дидактические игры

 В своей работе я учитываю ведущий вид деятельности дошкольников и соблюдаю действенный подход к восприятию окружающего мира. Этим условием, в наибольшей степени отвечает такая форма организации активной детской деятельности, как игры- экспериментирования. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: сон, игру, прогулку, занятие, прием пищи. Ребенок сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности- экспериментированию.

Я провожу с детьми игры экспериментирования - поливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, наблюдая за таянием льда, пересыпая песок из ладошки в ладошку, из совочка в формочку и т. д. Дети получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами различных предметов и материалов, развивая мелкую моторику. Использую простейшие способы обследования : рассматривают, дотрагиваются до предметов, гладят его, проводят ладонью, пальцами, трясут, прокатывают, нюхают, слушают звук. Дети очень любят такие игры-эксперименты. 

Третий этап. Цель: воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.)

Развивать умение активно употреблять слова, обозначающие качества, свойства предметов и действия с ними, умение соединения чувственного опыта со словом, формирование плана представлений. Организовать включение сенсорного опыта в деятельность ребенка (предметную, продуктивную, трудовую). При этом главное внимание должно быть уделено тому, чтобы активизировать восприятие, обеспечить реализацию чувственного опыта. Воспитывать бережное отношение к предметам, учить детей использовать предметы в соответствии с назначением и их свойствами. Всю работу в данном направлении организую в тесном взаимодействии с родителями.

Для успешной организации сенсорного развития в группе создана предметно- развивающая среда.

Оформлен сенсорный уголок

Созданы галерея нетрадиционных игр и пособий

Для развития сенсорной культуры младших дошкольников использую дидактические игры, развивающие игры с логическими блоками Дьенеша, с палочками Кюизенера, музыкальные и конструктивные игры, двигательную деятельность, практическую предметную деятельность обследования и сравнения, а также разные виды детской продуктивной деятельности, особенно рисование красками, карандашами, мелками, лепку. Я считаю, что продуктивная деятельность имеет большое познавательное и коррекционное значение.





В своей работе я использую продуктивное творчество взаимодействия педагога и родителей. В нашей группе родители – активисты, помощники и партнеры. Интересными, на мой взгляд, были следующие формы работы:

• Создание родительского клуба «Наши БУСИНКИ».

Клуб начал свою работу в сентябре 2017 года, у нас была всего одна встреча, но она была очень интересной, родители были активными участниками нашего мероприятия. Всем родителям очень понравилась идея создания клуба.

• Помощь в создании центра «Песка и воды».

• Изготовлении мягких модулей.

Проводились индивидуальные беседы с родителями, консультации: «Роль дидактических игр по сенсорному развитию в умственном развитии детей», «Роль развивающих игр для детей 3-4 лет». Сделана подборка игр: «Игры с бумагой», «Игры с бросовым материалом», «Игры на кухне».

Мы установили в группе множество ритуалов, подкрепляя ими режимные моменты: во время утреннего приема мы используем различные виды инсценирования, в которых принимают участие дети; каждое занятие начинается и заканчивается пальчиковыми играми с массажным ежиком; после полдника игры в сухом бассейне, с песком; в уголке сенсорного развития живет фея Полинка, которая знакомит с играми и их правилами.

В общении с детьми я придерживаюсь следующих принципов:

• Отсутствие психологического давления на ребенка;

• Учет конкретных интересов детей в совместной деятельности.

Таким образом, информирование родителей по проблеме вызвало интерес, внимание к вопросам сенсомоторного развития детей. Активное участие родителей в совместной деятельности с детьми позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы сенсорного воспитания детей.

ВЫВОД:

1.Систематическая, планомерная работа, использование дидактических игр помогает развивать познавательную активность детей, развивает речь.

2. Применение предлагаемых направлений позволяет обогащать сенсорный опыт, позволяет открывать новые признаки в восприятии окружающего, расширять представление о мире.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Харченко Инна Николаевна

Дата: 17.10.2017

Номер свидетельства: 432819

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Использование игровых технологий при обучении детей дошкольного возраста русскому языку"
    ["seo_title"] => string(100) "ispol-zovaniie-ighrovykh-tiekhnologhii-pri-obuchienii-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "274087"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1452332357"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства