Программа по дополнительному образованию "Волшебные истории"
Программа по дополнительному образованию "Волшебные истории"
Программа «Волшебные истории» ориентирована на художественно-эстетическое развитие ребёнка, в том числе его творческих способностей и осознании назначения и применения полученных навыков в этом прекрасном мире.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа по дополнительному образованию "Волшебные истории"»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 369» г. Перми
Утверждаю
Заведующий МАДОУ «Детский сад № 369» г. Перми
Мартынова И.В._________
«___»_______________20__г.
Программа по доплнительному образованию .
«Волшебные истории»
Возраст 3-5 лет
Срок реализации программы 1 год
Автор:
Гагаринова Н.В.
Воспитатель 1 категории
Г. Пермь 2015 - 2016 год.
Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне….
Э. Успенский.
Пояснительная записка.
Программа «Волшебные истории» ориентирована на художественно-эстетическое развитие ребёнка, в том числе его творческих способностей и осознании назначения и применения полученных навыков в этом прекрасном мире.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремлённость, усидчивость, чувство взаимопомощи, даёт возможность творческой самореализации личности.
Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки.
Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Дети дошкольного возраста ещё и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному.
Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие у детей – поводил кисточкой по листу бумаги – уже рисунок; оно выразительно – можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно – рисуешь и обязательно что-то получается. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться.
Чем больше ребёнок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребёнка память, мышление, фантазия и воображение.
Концептуальной основой данной программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путём целенаправленного и организованного образовательного процесса.
Главное, развивая у детей творческие способности изобразительной деятельности самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике.
Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес, именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы.
Цель программы — развитие художественно-творческих способностей детей 3-5 лет средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
Развивающие:
Развивать художественный вкус, пространственное воображение, творчество и фантазию, наблюдательность, ассоциативное мышление и любознательность;
развивать желание экспериментировать, проявлять яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового;
развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций, обращать внимание детей на выразительные средства, умение замечать сочетание цветов;
развивать творческие способности детей.
Воспитательные:
воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
воспитывать у детей интереса к изобразительной деятельности;
формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.
Обучающие:
научить приёмам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов(пальчики, ладошки, кулак, ватные палочки, пластиковые вилки, восковые мелки, свечи, манка, соль тычок жёсткой полусухой кистью, по-мокрому, печать, оттиск, монотипия);
познакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой, скульптурой, дизайном) и жанров, выразительными средствами искусства.
научить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы;
научить детей созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
Отличительной особенностью программы является то, что в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые материалы для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Работа ведется с детьми желающими рисовать.
В программе участвуют дети от 3 до 5 лет.
Срок реализации 1 год.
Занятия проводятся по 2 раза в неделю для детей 3- 4 лет по 15 минут, для детей 4-5 лет по 20 минут.
Структура занятий:
Мотивация детей
С учётом возрастных особенностей дошкольников доминирует сказочно-игровая форма преподнесения материала. Сказочное повествование, игровые ситуации, элементы пантомимы, игры- путешествия, дидактические игры, погружение ребёнка то в ситуацию слушателя, то в ситуацию актёра, собеседника придают занятиям динамичность, интригующую загадочность. Педагог может выступать в роли Художницы, прекрасной Волшебницы, которая творит видимый человеком мир по законам красоты и гармонии.
Пальчиковая гимнастика
Известно, что отсутствие элементарных изобразительных навыков затрудняет проявление художественного творчества. Одним из эффективных способов решения данной проблемы является проведение специальной пальчиковой гимнастики перед началом творческого процесса с использованием художественных текстов. Разминка суставов кисти и пальчиков способствует подготовке неокрепших рук к движениям, необходимым в художественном творчестве. Позволяет детям уверенно обрабатывать различные материалы(бумагу, пластилин, глину), без усилий использовать инструменты.
Художественно-изобразительная деятельность
Связана с содержанием конкретного занятия и включает задания, связанные с использованием выразительных возможностей материалов, техник исполнения. Предусматривает использование синтеза видов искусств и художественных видов деятельности. Литературные произведения помогают формированию у детей умения сравнивать, сопоставлять различное эмоционально- образное содержание произведений изобразительного искусства, настроение живой природы. Музыкальное сопровождение побуждает дошкольников через пластические этюды, импровизации передавать эмоции, чувства в практической деятельности: рисовании, лепке, аппликации, дизайн- творчестве.
Ребёнок способен «превратиться» в цветок, показать как он растёт; почувствовать себя птицей, хрупкой веточкой, узнать себя в звуках и красках. На занятиях используются игровые персонажи, которые делают ошибки, допускают неточности, путают. Дети с удовольствием придут на помощь, почувствуют радость, уверенность в себе. Дети учатся проектировать свои эмоции и переживания в красках, изобразительных материалах, замечать необычное в обыденном, в неказистом - выразительное.
- Презентация работ.
Соединение индивидуальных и коллективных форм работы способствует решению творческих задач. Выставки детского изобразительного творчества, индивидуальные вернисажи, совместное обсуждение работ являются хорошим стимулом для дальнейшей деятельности. Позитивный анализ результатов всех воспитанников с позиций оригинальности, выразительности, глубины замысла помогает детям ощутить радость успеха, почувствовать значимость своего труда.
В результате реализации программы дети будут знать:
Май-закрепление всех приёмов рисования, пройденных за год.
«Цветы на полянке»
«Цыплятки-жёлтые ребятки»
«Берёзка»
«Волшебные истории»-открытое занятие для родителей .
1
1
1
-
1
15
7
8
11
8
7
16
8
8
3
1
1
1
2
15
7
8
11
8
7
16
8
8
3
1
Методическое обеспечение программы.
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
На занятиях используется музыкальное сопровождение, что способствует созданию ребенком выразительного художественного образа.
Конспекты занятий.
Вариативные образцы.
Материалы и оборудование для работы:
Краски акварельные.
Кисточки различной жёсткости.
Краски пальчиковые.
Гуашь.
Бумага разного цвета и плотности.
Ватные палочки.
Печатки из различных материалов.
Разные виды материалов (соль, манная крупа, клей)
Карандаши цветные.
Восковые мелки.
Свечи.
Дидактический материал в соответствии с темой.
Наглядный и раздаточный материал в соответствии с темой.
Список литературы:
«Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», Г. С. Швайко, 2002 г.
«Занятия по изобразительной деятельности в детском саду, Т.С. Комарова, 1991 г.
«Игрушки из ладошки. Аппликация. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет», Н.В. Дубровская, 2004
«Изобразительная деятельность в детском саду», И.А. Легкова.
«Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации», И.А. Лыкова, М, 2007
«Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Часть 2. М, 2008г.
«Обучение детей 2 - 4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре», Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон. М., 1992 г.
«Конспекты, методические рекомендации», И.А. Лыкова, М, 2007
«Обучение детей технике рисования», Т. С. Комарова, М., 1976 г.
«Работа с бумагой в нетрадиционной технике», Пищикова Н.Г., М, 2008
«Разноцветный мир, М.Г», Смолякова, СПб, 19
«Рисование с детьми 3-5 лет», Д.Н.Колдина, М, 2008
«Рисунки из ладошки. Рабочая тетрадь для детей 3-5лет», Н.В. Дубровская, 2004 25
«Работа с бумагой в нетрадиционной технике», Пищикова Н.Г., М, 2006г.
«Русское народное творчество в детском саду», А.П. Усова, М.,1961 г.
«Семицветик. Игры на восприятие цвета», В.П. Матвеев, СПб, 1999
«Увлекательное рисование методом тычка с детьми, К. К. Утробина, М., 2000 г.
«Яркие ладошки. Рисунки - аппликации. Рабочая тетрадь для детей 3-4 лет», Н.В. Дубровская, 2004г.