Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования»
Дополнительная общеразвивающая программа
«Волшебная клеточка»
Автор программы:
Юрьева Евгения Анатольевна,
Воспитатель
2019 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1
Направленность
2
2
Актуальность программы «Волшебная клеточка»
2
3
Основные цели
2
4
Задачи
3
5
Возраст детей, сроки реализации
3
6
Структура занятий
3
7
Предполагаемый результат
3
8
Техническое и дидактическое обеспечение
3
9
Методическое обоснование
3
10
Тематический план
7
11
Календарно- тематическое планирование к программе «волшебная клеточка»
7
12
Оценочный материал
8
13
Методическое обеспечение
9
14
Перспективное планирование на год
10
15
Приложение
--
Направленность
Данная программа составлена на основании письма Министерства образования РФ от 18.06.2003 г. № 28-02-84/16 о требованиях к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей; ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» № 273-ФЗ
Программа дополнительного образования дошкольников направленна на освоение воспитанниками образовательной области «Познавательное развитие» в соответствии с установленными федеральными государственными требованиями решает следующие задачи: Программа предназначена в кружковой работе.
Пояснительная записка
Актуальность
Дошкольный возраст-время интенсивного развития у детей ориентировочной основы их действий. Полноценное обучение должно опираться на чувственный опыт ребенка, на его непосредственные наблюдения окружающей действительности. Поэтому одним из принципов обучения дошкольников является принцип наглядности. Иначе говоря, обучение следует начинать в период становления психических функций дошкольника. Опаздывая в обучении, педагоги теряют возможность направлять детское развитие по нужному пути, регулировать этот процесс. Наиболее эффективное использование богатых возможностей ребенка реально только тогда, когда период особой чувствительности к усвоению того или иного материала в его развитии еще не миновал.
На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, нередко встречается зеркальное письмо, ребенок не различает понятие "лево", "право", "лист", "строка", "страница", не укладывается в общий темп работы.
Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, слухового внимания.
Всё это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы первого класса и вызывает необходимость организации в детском саду специальных занятий, цель которых подготовить руку ребёнка к письму.
Основные цели
Формирование компонентов интеллектуальной и сенсорной готовности к школе :
Развитие мелкой моторики руки ребенка.
Развитие слухового внимания.
Развитие графического воспроизведения.
Задачи:
Обучающие:
Развитие тонкокоординированных движений рук. Развитие слухового внимания и графического воспроизведения.
Развивающие:
Развитие графических движений, зрительного восприятия, зрительно- моторных координации.
Воспитательные:
Воспитание старательности, аккуратности, самостоятельности и уверенности в своих умениях.
Возраст детей, сроки реализации
Программа рассчитана на один год (старшего дошкольного возраста). Занятие проводится 1 раз в неделю. 4 раза в месяц. 33 занятий в год. Организовывается во время свободной деятельности детей, после обеденного сна.
Структура занятий
1 часть - Упражнения на развитие координации пальцев рук:
пальчиковая гимнастика.
2 часть - Упражнения на развитие графических движений, зрительного восприятия: штриховка, дорисовка.
3 часть - Упражнения на развитие зрительно- моторной координации и ориентировке на листе: работа в тетради, графические диктанты, вырезание.
Предполагаемый результат
Знать: знать гигиенические правила письма; Знать правильное расположение тетради и ручки при письме; Знать правила штриховки; Знать правила работы с тетрадью; Знать правила работы с ножницами.
Уметь: Уметь сохранять правильную посадку и положение рук при письме; уметь правильно держать ручку, карандаш; Уметь ориентироваться на листе бумаги в клеточку, в тетради; Уметь выполнять штриховку, соблюдая правила; Уметь самостоятельно рисовать простые элементы, фигуры; Уметь ориентироваться в тетради, на строке, на странице; Уметь правильно держать ножницы и работать с ними.
Техническое обеспечение
Карандаши, ластик, ручки, фломастеры, тетради (в клетку), графические карточки (в распечатанном виде), ножницы, емкость под обрезки бумаги.
Рисование по клеточкам по слуховому восприятию (Графический диктант)
Эта работа предполагает систему приёмов и заданий от простого к сложному. Учитывая возрастные особенности старших дошкольников, особенности слухового и зрительного восприятия занятия проводятся в тетради в крупную клетку. Клетка даёт большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также развивает умения ориентироваться в пространстве.
На первом этапе ребёнок знакомится с тетрадью в клеточку, рабочей строкой затем учится выполнять задания в ограниченном пространстве-клетке, совершенствует умения измерять условной меркой-клеткой.
В последующем задания усложнятся, постепенно к сложным слуховым диктантам переходим после того, как у детей уже сформировались достаточно чёткие пространственные ориентиры, и они свободно воспринимают слуховые задания. Занятия рекомендуется проводить один раз в неделю по 25 минут. Перед выполнением задания психологический настрой, а после выполнения - упражнения для кистей рук. Задания можно выполнять различным материалом: шариковой ручкой, фломастером, простым или цветным карандашами.
Все знания и умения, полученные на занятиях кружка "Волшебные клеточки" дети закрепляют в свободной деятельности. Для этого в уголке развивающих игр помещены тетради и листочки в клеточку, ручки, карандаши, образцы различных заданий из книжек издательства "Карапуз из серии "Готовим руку ребёнка к письму", "Математика в клеточку " и другие.
Дети самостоятельно перерисовывают картинки по клеточкам, придумывают различные свои фигуры.
Подготовка руки к письму
Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умение держать карандаш и ручку при письме и рисовании. Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки. Овладение строчкой.
Письмо элементов букв: прямой наклонной короткой палочки, прямой наклонной длинной палочки, палочки с закруглением внизу, длинной палочки с петлей, палочки с закруглением вверху и внизу, полуовала и овала.
Пальчиковая гимнастика
Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Необходимо стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. "Пальчиковые игры" очень эмоциональны и увлекательны. Они как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и др.
Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоил какую-нибудь одну "пальчиковую игру", он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом - домиками, кубиками, мелкими предметами и т.д. Целесообразно каждое занятие по подготовке к письму начинать с "пальчиковых игр", чтобы размять пальчики, активизировать моторику рук для успешного выполнения детьми разнообразных графических упражнений. Время проведения 3 - 7 минут.
Графические упражнения
Выполнение графических упражнений и штриховки способствуют подготовке руки к письму. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично важно для выработки красивого и четкого почерка. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. При прочерчивании прямых линий хорошо видна четкость почерка и уверенность движения руки. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Умение писать с наклоном сверху вниз и снизу-вверх необходимо при формировании почерка. Развитию точности движений, вниманию и контролю за собственными действиями также способствуют графические упражнения.
Штриховка - одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что когда они приступят к письму в тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много писавшего.
Правила штриховки:
Штриховать только в заданном направлении.
Не выходить за контуры фигуры.
Соблюдать параллельность линий.
Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.
Выполняя различные упражнения по подготовке к письму, ребенок и обучающий должны постоянно помнить и соблюдать гигиенические правила письма, доводя их выполнение до автоматизма. Соблюдение гигиенических правил поможет ребенку в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма.
Вырезывание ножницами
Педагог уделяет особое внимание усвоению основных приемов вырезания - навыкам резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Задача состоит в том, чтобы подвести детей к обобщенному пониманию способов вырезывания любых предметов. При объяснении задания необходимо учить детей не только пассивно усваивать процесс вырезывания, но и побуждать их давать словесную характеристику движениям рук педагога при показе способов вырезывания. Получая симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой, дети должны усвоить, что они вырезывают не целую форму, а ее половину.
Старшие дошкольники начинают овладевать без предварительной прорисовки, подготовки линии контура навыками силуэтного вырезывания. Прежде чем приступить к вырезыванию силуэта, следует продумать, откуда, с какого угла, в какую сторону листа, направить ножницы, т.е. учиться планировать предстоящее действие.
Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости. Для дошкольников это трудно, требует скоординированности движений. Симметричное вырезывание, вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов - полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников.
Тематический план
№
Тема
Кол-во занятий
1
Рисование по клеточкам
33
2
Пальчиковые игры
33
3
Дидактические упражнения
33
4
Графический диктант
17
5
Вырезание
16
Календарный – тематическое планирование к программе
«Волшебная клеточка»
месяц
Календарные сроки освоения
занятие
тема
Общее кол-во занятий
сентябрь
-
-
Адаптационная неделя
-
11-13
1
Знакомство с клеточкой
1
18-19
2
Дождик
1
25-27
3
Платочек
1
октябрь
2-4
4
Одежда
1
9-11
5
Флажок
1
16-18
6
Домик
1
23-25
7
Стул
1
ноябрь
6-8
8
Стол
1
13-15
9
Горка
1
20-22
10
Снежок
1
27-29
11
Снеговик
1
декабрь
4-6
12
Сугроб
1
11-13
13
Ёлка Бусы на елку
1
18-19
14
Елка
1
25-27
15
Следы деда мороза
1
январь
15-18
16
Птичка
1
22-24
17
Мышка
1
февраль
5-7
18
Прицеп
1
12-14
19
Вагон
1
19-21
20
Продолжи узор
1
26-28
21
Кораблик
1
Март
5-8
22
Девочка
1
12-14
23
Цветок
1
19-21
24
Продолжи узор
1
26-28
25
Ручеёк
1
апрель
2-5
26
Чашка
1
9-11
27
Ракета
1
16-18
28
Бабочка
1
23-25
29
Гусеница
1
май
6-8
30
Продолжи узор (1ч)
1
14-16
31
Продолжи узор(2ч)
1
21-23
32
Продолжи узор(3ч)
1
28-30
33
Выпускной
1
Итого
Всего занятий в год
33
Оценочный материал: Выставки; тест «Речка»(С.О Филлипова, О.А.Каминский).
Для определения уровня готовности детей к овладению графикой письма был разработан тест «Речка» (С.О.Филиппова, О.А.Каминский). Этот тест, с одной стороны, по своим требованиям совпадает с требованиями процесса письма, с другой - доступен для детей, не умеющих писать и даже не умеющих начальных представлений о технике написания букв. Важными элементами движений при выполнении графического упражнения «Речка» являются темп и ритм. Средний темп человека в пределах от 1,5 до 5 движений в секунду (Н.А.Рокотова, Е.К. Бережная, И.Д. Богина и др. 1971 г.) Средний темп у детей 6-го года жизни равен 0,5 движений в секунду. Что позволило установить интервалы штриховки: для детей 6-го года жизни - 2 секунды. Контур «Речки определен произвольно с учетом периодического (но равномерного) увеличения и уменьшения сечения для штриховки линий. Такое распределение длины штрихов также отражает характерные признаки амплитуды письма. Количество штрихов в графическом упражнении для детей 6-го года - 20 (на тетрадном листе с крупной клеткой), (на тетрадном листе с обычной клеткой) - 30.
Ход тестирования:
Тест выполняется в помещении группы. Все занимающиеся сидят за столами. Перед началом испытания детям объясняется техника выполнения задания. Обращается внимание на точность нанесения линий: не искривляя их и не заводя за «берега речки». По сигналу руководителя испытуемые должны сделать 20 (30) штрихов («мостиков»), соединяя две линии («берега»). Эти штрихи чертятся сверху вниз по вертикальным линиям клеток тетрадного листа. При этом каждый штрих должен наноситься в определенном темпе (через 2 или 1,5 секунды) под удар метронома или счет руководителя. С отсчетом 20 (30) ударов метронома дается команда поднять руки вверх, затем опустить их и положить карандаш на стол. После этого рисовать линии не разрешается.
Тест оценивается по пятибалльной шкале:
5 баллов - задание выполнено полностью, без искажения линий и захождения за «берега речки». Допускается невыполнение одной линии:
4 балла - задание выполнено полностью, но с незначительными искажениями; задание выполнено без ошибок.
3 балла - задание выполнено полностью, но со значительными искажениями: задание выполнено без ошибок, но только наполовину;
2 балла - задание выполнено полностью, но с очень большими искажениями; задание выполнено с небольшими искажениями, но на 3Л; задание выполнено без ошибок, но менее чем наполовину;
1 балл - задание выполнено не полностью и с очень значительными ошибками.
Методическое обеспечение:
Журнал «Умный малыш» от 18.04 2006
Пальчиковые игры в стихах для дошкольников. Савальева Е.А./ -2010 г -64ст. (в Электронном виде)
Т.А. Воробьева, Т.А Гузенко. 50 уроков для подготовки руки к письму.
(в Электронном виде)
Шевелев К. В. Задачки в клеточках: Рабочая тетрадь для детей4—5 лет. —М.: Издательство Ювента», 2008. -16 с: ил. Графические диктанты.
(в Электронном виде)
Т.В. Калинина, Пальчиковые игры в упражнениях для детей 2- 7 лет. 2011 г.- 151 с.( в Электронном виде)
Перспективное планирование к программе
«Волшебная клеточка»
Месяц,
Неделя
наименование
Цели
сентябрь
неделя
Адаптационная
неделя
1.Знакомство с клеточкой
1.Познакомить детей с клеточкой.
2. Выработать навык ориентирования в разлинованной тетради.
3. Закрепить название овощей и фруктов.
4. Учить детей безопасному пользованию ножницами.
2. Пальчиковая игра «Урожай»
стр. - 64; №- 94
Савельева Е.А.
3 Упр. «Дары осени»
Т.А. Воробьева стр15.
4. Произвольное вырезание- знакомство с ножницами и бумагой.
неделя
Дождик
1. Выработать навык ориентирования в разлинованной тетради.
2. Учить проводить линии с опорой на клеточки.
3. Учить не нажимать на карандаш сильно.
4. Воспитывать аккуратность, усидчивость.
Формировать четкие пространственные ориентиры, восприятие на слух.
5.Развивать мелкую моторику рук.
6. Расширить кругозор детей.
Пальчиковая игра «Осенью» стр. - 25; №- 25
Савельева Е.А.
Упр. «Прямые Линии»
Т.А. Воробьева стр. 6
Графический диктант № 1
Шевелев К.В
4. неделя
1.Платочек
1. Выработать навык ориентирования в разлинованной тетради.
2. Учить проводить линии с опорой на клеточки, обводить клетку.
3. Воспитывать аккуратность, усидчивость.
4. Формировать четкие пространственные ориентиры, восприятие на слух.
5.Развивать мелкую моторику рук, память.
6. учиться планировать предстоящее действие.
2.Пальчиковая игра «Мы платочки постираем» картотека
3.Упр. «Кривые линии»
Т.А. Воробьева стр. 8
4.Вырезание «прямые линии».
Октябрь
1 неделя
1.Платок
1. Выработать навык ориентирования в разлинованной тетради.
2. Учить проводить линии с опорой на клеточки, обводить заданное количество клеток.
3. Воспитывать аккуратность, усидчивость.
4.Формировать четкие пространственные ориентиры, восприятие на слух.
5.Развивать мелкую моторику рук, память.
6. Учить заштриховывать фигуры в одном направлении.
2. Пальчиковая игра
«Осенний ветер» № 45; стр. 36
Савельева Е.А.
3. Упр. «Одежда»
Т.А. Воробьева стр. 21
4.Графический диктант
№ 2
Шевелев К.В
2 неделя
Флажок
1. Выработать навык ориентирования в разлинованной тетради.
2. Учить проводить линии с опорой на клеточки.
3. Учить отсчитывать заданное количество клеток для пропуска.
Воспитывать аккуратность, усидчивость, умение довести дело до конца.
4. учиться планировать предстоящее действие.
Пальчиковая игра
«Флажок» Т.В. Калинина, стр. 57
Упр. «ломаные линии»
Т.А. Воробьева стр. 9
Вырезание
«Кривые Линии»
3 неделя
Домик
1. Продолжать учить ориентироваться в разлинованной тетради.
2. Учить проводить линии с опорой на клеточки, обвести заданное количество клеток.
3. Учить проводить линии по диагонали.
4. Учить отсчитывать заданное количество клеток для пропуска.
5. Воспитывать аккуратность, усидчивость, умение довести дело до конца.
6. Формировать четкие пространственные ориентиры, восприятие на слух.
7. Развивать мелкую моторику рук, память.
8. Учить работать с точками.
Пальчиковая игра «Домик»
№ 14; стр. 19
Савельева Е.А.
Упр. «Учимся ставить точки»
Т.А. Воробьева
стр. 11
Графический диктант
№ 3 Шевелев К.В
неделя
Стул
1. Продолжать учить ориентироваться в разлинованной тетради.
2. Учить проводить линии с опорой на клеточки, обвести заданное количество клеток.
3. Учить отсчитывать заданное количество клеток для пропуска.
4. Воспитывать аккуратность, усидчивость, умение довести дело до конца.
5. Формировать четкие пространственные ориентиры, Вырезание по контуру, восприятие на слух.
6.Развивать мелкую моторику рук, память.
7. Закрепить название мебели.
Пальчиковая игра «Стул»
Т.В. Калинина, стр. 58, 73
Упр. «Вертикальные линии»
Т.А. Воробьева стр. 12
Вырезание «Прямые линии»
Ноябрь
1 неделя
Стол
1. Продолжать учить ориентироваться в разлинованной тетради.
2. Учить проводить линии с опорой на клеточки, обвести заданное количество клеток.
3. Учить отсчитывать заданное количество клеток для пропуска.
4. Воспитывать аккуратность, усидчивость, умение довести дело до конца.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(271) "Задания к зачетам «Организация и проведение внеурочной работы и занятий по программам дополнительного образования в области физической культуры»"
["seo_title"] => string(160) "zadaniia-k-zachietam-orghanizatsiia-i-proviedieniie-vnieurochnoi-raboty-i-zaniatii-po-proghrammam-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-v-oblasti-fizichieskoi-kul-tury"
["file_id"] => string(6) "253627"
["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1447613426"
}
}