kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа дополнительного образования "Мир в ладошке" для детей средней группы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной технике письма.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Мир в ладошке" для детей средней группы»

Пояснительная записка

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки,

которые питают источник творческой мысли. Другими словами,

чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»

                                                                                             В.А.Сухомлинский

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной технике письма.

Развитие мелкой моторики рук имеет большое значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Продолжая аналогию руки с мозгом, можно сказать: именно мелкие мышцы рук, подобно высшим отделам головного мозга, обеспечивают работу мысли и функцию речи.

Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи и уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, и имеет большое значение. Поскольку в настоящее время увеличивается число детей с нарушением речевого развития, можно считать проблему развития мелкой мускулатуры рук актуальной.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Поэтому в дошкольном возрасте важно создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Именно поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движении руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.








Актуальность данной программы

Актуальность в развитии навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыком письма.

Наблюдая за детьми, я заметила, что у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук: одни не могли правильно держать ложку, другие собрать конструктор, играть с мячом, третьи - застёгивать и расстегивать застёжки - молнии и липучки на одежде, не говоря о пуговицах и шнурках. Тогда я и решила начать свою работу по развитию мелкой моторики рук. Наиболее интересным, занимательным и любимым мною способом для развития мелкой моторики рук, считаю различные виды ручного труда.

Кружок «Мир в ладошке» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 4-5 лет.


Для развития моторики рук на занятиях данного кружка используются следующие приемы, игры и упражнения:

- самомассаж кистей рук;

- пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;

- выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)

- рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание) аппликация.

Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. В работе используются различные по фактуре материалы (бумага, картон, нитки, крупы, пуговицы и др.)

Образовательная деятельность проводятся 1 раз в неделю в течение всего учебного года.

Форма работы: групповая.

Цель программы: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).

Задачи программы:

Образовательные:

-формировать произвольные координированные движения пальцев рук, глаз, гибкость рук, развивать осязательное восприятие (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);

-формировать практические умения и навыки;

-обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.

Развивающие:

-развить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

-совершенствовать движения рук;

-развивать внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;

-развивать речь детей.

Воспитательные:

-воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);

-воспитывать и развивать художественный вкус;

-воспитывать усидчивость, целенаправленность.

Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:

- Дети познакомятся с различными материалами и их свойствами;

- Освоят навыки работы с ножницами и клеем;

- Научатся некоторым приемам преобразования материалов;

- Разовьют мелкую моторику рук.

Работа с родителями:

1.Беседы, консультации об особенностях психо – физиологического развития детей 4-5 лет, об особенностях и своеобразии детского мышления.

2.Выполнение небольших домашних заданий родителями с детьми.

3.Разучивание пальчиковой гимнастики.


Месяц

Форма работы

Сентябрь

Консультация «Развитие мелкой моторики рук у детей 4-5 лет»»

Октябрь

Стенгазета «Осень»

Ноябрь

Консультация «Обучение детей работе с ножницами. Вырезывание из бумаги»

Декабрь

Рекомендации «Как научить ребенка правильно держать карандаш»

Январь

Изготовление папки-передвижки «Ум ребенка на кончиках пальцев»

Февраль

Консультация «Значение пальчиковых игр в развитии мелкой моторики рук у детей»

Март

Выставка творческих детско-родительских работ «Наши с мамой руки»

Апрель

Памятка «Каталог пальчиковых игр для детей 4-5 лет»

Май

Презентация работы кружка «Мир в ладошке». Подведение итогов работы кружка.


Перспективно - тематическое планирование работы кружка «Мир в ладошке»

Дата


Тема


Задачи

Месяц

Неделя

Сентябрь

0

Диагностика развития мелкой моторики рук

Выявить развитие моторики рук путём пальчиковых игр.

1

«Осень»

1.Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».

2.«Листопад»(порвать лист бумаги на мелкие

кусочки).

3.Самомассаж гранёным карандашом.

4.Рисование пальчиками «Осеннее дерево».


1.Развивать мелкую моторику рук и координацию движений.

2.Формировать умение рисования пальчиками, добиваясь изображения листьев. Вызывать любовь к природе.

2

«Овощи с огорода»

1.Пальчиковая гимнастика «Капуста».

2.«Сушка овощей» Нанизывание пуговиц на шнурок.

3.Самомассаж пуговицами.

4.Апликация «Грибок»

1.Развивать мелкую моторику рук и координацию движений.

2.Учить детей составлять грибок из готовых форм, аккуратно мазать клеем, приклеивать на картон.


3

«Фрукты»

1.Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин».

2.Самомассаж косточками фруктов.

3.Раскрась яблоки (изображение кругов, закрашивание соответствующим цветом).

1.Развивать мелкую моторику рук.

2.Учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур.

4

«Правила дорожного движения» (ПДД)

1.Пальчиковая гимнастика «Лодочка»

2,Самомассаж гранёным карандашом.

3. Аппликация «Светофор» (коллективная работа).


1.Продолжать развивать мелкую моторику рук и координацию движений.

2.Учить детей составлять светофор из готовых форм, аккуратно мазать клеем, приклеивать на картон.


Октябрь

1

«В лесу»

1.Пальчиковая гимнастика

«Грибы».

2.Д/и «В лес за ягодой пойдем» (собирание бусин на ковре).

3.Самомассаж бусинами.

4.Рисуем пластилином «Гриб»

1.Развивать мелкую моторику рук и координацию движений.

2.Упражнять в умении брать мелкие предметы щепотью, учитывая их форму и размер.

3.Продалжать учить детей работать пластилином способом размазывания на листе.

2

«Дикие животные»

1.Пальчиковая гимнастика

«Ёжик»

2.Самомассаж еловыми шишками.

3.Рисование пальчиками «Ёжик»

1.Развивать мелкую моторику рук и координацию движений.

2.Использование нетрадиционной техники рисования.

3

«Дождик»

1.Пальчиковая гимнастика

«Дождик»

2.Самомассаж каштанами.

3.Апликация с элементами рисования «Зонтик» (коллективная работа)

1.Развивать мелкую моторику рук и внимательность детей

2.Закреплять навыки приклеивания; развиваем глазомер и чувство композиции; воспитываем аккуратность.

4

«Дом. Семья»

1.Пальчикова гимнастика «Как у нас семья большая».

2.«Мой дом»-выкладывание из счётных палочек.

3.Самомассаж карандашом.

4.«Семья»-обвести фигуру человека и раскрасить.


1.Развивать мелкую моторику пальцев; ориентировку на плоскости.

2.Формировать графические умения и навыки

Ноябрь







1

«Детский сад и игрушки»

1.Пальчиковая гимнастика «Дружат пальчики».

2.Катание ребристого карандаша между ладонями (массаж).

3.Раскрашивание игрушки.


1.Развивать мелкую моторику пальцев, чувствительность.

2.Продолжать формировать графические навыки.


2

«Детский сад и игрушки»

1.Пальчиковая гимнастика «Дружат пальчики».

2.Игра «Что это?» Определить плоские игрушки на ощупь: кубик, мяч, пирамида.

3.Пластилинография «Мой веселый, звонкий мяч»

1.Развивать мелкую моторику пальцев.

2.Учить примазывать кусочки пластилина заполняя пространство внутри

3

«Профессии»

1.Пальчиковая игра «Капуста».

2.«Рельсы для поезда»-рисование прямых линий.

3.Помоги повару отделить фасоль от гороха.

1.Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

2.Формировать графические умения и навыки.

3.Развивать тактильную чувствительность.

4

«Мой город»

1.Пальчиковая гимнастика «Дом».

2.«Кто в домике живет?» найти фигурку в сухом бассейне.

3.Самомассаж шишками.

4.Выложить дом пластилиновыми жгутиками по контору.

1.Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

2.Упражнять в работе с трафаретами и учить ориентироваться на плоскости.

Декабрь

1.

«Зима пришла»

1.Пальчиковая гимнастика «Зимняя прогулка».

2.Самомассаж граненым карандашом.

3.Дорисуй узор «Снежинка» (рисование по контуру»

1.Продолжать работать над развитием мелкой моторики рук и координации движений.

2.Учить рисовать по контору.

2.

«Зимний лес»

1.Пальчиковая гимнастика «Зима».

2.Самомассаж шишками.

3.Аппликация «Новогодняя ветка» скатывание шариков из салфеток (коллективная работа).

1.Продолжать работать над развитием мелкой моторики рук.

2.Развитие координации и точности движений.

3.

«Зимние забавы»

1.Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы».

2.Хороводная игра «Лепим мы снеговика».

3.Аппликация «Украсим рукавичку»

1.Продолжать работать над развитием мелкой моторики

2.Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими; учим вырезать элементы (квадратики, полоски, треугольники) для украшения варежки.

4.

«Новый год»

1.Пальчиковая гимнастика «Ёлочка»

2.Сасомассаж шишками.

3.Выложи по образцу (выкладывание елочки из треугольников)


1.Продолжать работать над развитием мелкой моторики рук.

2.Совершенствовать умение выкладывать изображение с помощью геометрических фигур.

Январь

1.

«Снежок»

1.Пальчиковая гимнастика «Снежок».

2.Самомассаж камушками.

3.Аппликация «Деревья в снегу»


1.Продолжать работать над развитием мелкой моторики рук.

2.Учить наклеивать готовые формы на лист картона в правильной последовательности, оформлять работу ватой.

2.

«Народные промыслы»

1.Пальчиковая гимнастика «Матрешки».

2.Самомассаж карандашом.

3.Д/упр «Обведи по точкам».

1.Продолжать работать над развитием мелкой моторики рук.


3.

«Снеговичок»

1.Пальчиковая гимнастика «Снеговичок».

2.Самомассаж.

3.Аппликация «Снеговичок» (коллективная работа)

1.Продолжаем работать над развитием мелкой моторики рук.

2.Продолжать формировать навыки вырезывания; развиваем глазомер, чувство цвета, формы и пропорций; воспитываем аккуратность, интерес к аппликации.

Февраль

1.

«Птицы зимой»

1.Пальчиковая гимнастика «Снегири».

2.Угощение для птиц «Сортировка семян»

3.Совместное изготовление кормушки для птиц.

1.Продолжаем работать над развитием мелкой моторики рук.

2.Развивать тактильную чувствительность, любовь и заботу.

2.

«Игрушки»

1.Пальчиковая гимнастика «Игрушки».

2.Самомассаж бусинками.

3.«Пирамидка»-лепка из пластилина.

1.Продолжать работать над развитием мелкой моторики рук.

2.Учить катать из пластилина шарик и сплющивать его пальцами.

3.

«Наша армия»

1.Пальчиковая гимнастика «Наша армия».

2.Самомассаж граненым карандашом.

3.Раскрась военный транспорт.

1.Продолжать работать над развитием мелкой моторики рук.

2.Тренировать в раскрашивании картинки, не выходя за контур.

4.

«Одежда»

1.Пальчиковая гимнастика «Постираем бельё».

2.Самомассаж еловыми шишками.

3.Аппликация «Укрась платье»

1.Продолжать работать над развитием мелкой моторики рук и координации движений.

2.Развивать творческую фантазию.


Март

1.

«Весна»

1.Пальчиковая гимнастика «Цвет весны».

2.Самомассаж бусинками.

3.Потекли ручейки (рисование пальчиками».

1.Продолжать работать над развитием мелкой моторики рук

2.

«Мамин праздник»

1.Пальчиковая гимнастика «Цветы».

2.Самомассаж граненым карандашом.

3.Открытка для мамы.

1.Продолжать работать над развитием мелкой моторики рук.

2.Продолжать развивать творческую фантазию.

3.

«Весеннее солнышко»

1.Пальчиковая гимнастика «Солнышко»

2.Самомассаж камушками.

3.«Солнце светит ярко-ярко» (выложить из счетных палочек солнечные лучи вокруг желтого круга).

1.Продолжать работать над развитием мелкой моторики рук.

2.Работа со счетными палочками.

4.

«Дом»

1.Пальчиковая гимнастика «Дом»

2.Самомассаж граненым карандашом.

3.Мой дом (аппликация из геометрических фигур).

1.Продолжать работать над развитием мелкой моторики рук.

2.Продолжать учить наклеивать готовые формы на лист картона в правильной последовательности.

Апрель











1.

«Водный мир»

1.Пальчиковая гимнастика «Рыбка»

2.Самомассаж камушками.

3.«Ладошка-осьминожка» (рисование ладошками).

1.Продолжать работать над развитием мелкой моторики рук.

2.Использовать технику нетрадиционного рисования.

2.

«Космос»

1.Пальчиковая гимнастика «1,2,3,4,5…в космос полетел отряд»

2.Самомассаж каштанами.

3.Аппликация «Ракета» (коллективная работа).

1.Продолжать работать над развитием мелкой моторики рук.

2.Продолжать развивать творческую фантазию и работу в коллективе.

3.

«Пасха»

1.Пальчиковая гимнастика «Цыплята».

2.Самомассаж бусинками.

3. «Цыпленок» (коллективная работа).

1.Продолжать работать над развитием мелкой моторики рук.

2.Использовать технику нетрадиционного рисования.

4.

«Перелетные птицы»

1.Пальчиковая гимнастика «Встреча птиц»

2.Самомассаж граненым карандашом.

3.Обвести птицу по трафарету и вырезать.

1.Продолжать работать над развитием мелкой моторики рук и координацию движений.

2.Продолжать учить работать с ножницами.

Май

1.

«Насекомые»

1.Пальчиковая гимнастика «Насекомые».

2.Самомассаж фруктовыми косточками.

3.«Украсим бабочке крылья» (рисование пластилином).

1.Продолжать работать над развитием мелкой моторики рук и координацию движений.

2.Продолжать учить детей работать с пластилином способом размазывания на листе.

2.

«Ягоды»

1.Пальчиковая гимнастика «По ягоды»

2.Самомассаж граненым карандашом.

3.Раскрасить клубнику

1.Продолжать работать над развитием мелкой моторики рук и координацию движений.

2.Продолжать тренировать в раскрашивании картинки, не выходя за контур.

3.

«Бабочка красавица»

1.Пальчиковая гимнастика «Бабочка»

2.Самомассаж бусинками.

3.Вырезание бабочек из бумаги.

1.Продолжать работать над развитием мелкой моторики рук и координацию движений.

2.Показать способ вырезания бабочек из бумаги, сложенной пополам; развивать творческое воображение; воспитывать самостоятельность и усидчивость.

4.

«Лето»

1.Пальчиковая гимнастика «Цветы»

2.Самомассаж фруктовыми косточками.

3.Апппликация «Красивый цветок»

1.Продолжать работать над развитием мелкой моторики рук и координацию движений.

2.Учить аккуратно наклеивать детали, создавать красивую композицию.

3.Воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе.



Средства реализации рабочей программы:

Пальчиковая гимнастика.

Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Необходимо стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. "Пальчиковые игры" очень эмоциональны и увлекательны. Они как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. "Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и др.

Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоил какую-нибудь одну "пальчиковую игру", он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку. Время проведения 3 - 7 минут.

Вырезание ножницами.

Педагог уделяет особое внимание усвоению основных приемов вырезания - навыкам резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Задача состоит в том, чтобы подвести детей к обобщенному пониманию способов вырезывания любых предметов. При объяснении задания необходимо учить детей не только пассивно усваивать процесс вырезывания, но и побуждать их давать словесную характеристику движениям рук педагога при показе способов вырезывания. Получая симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой, дети должны усвоить, что они вырезывают не целую форму, а ее половину.

Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости. Для дошкольников это трудно, требует скоординированности движений.


























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Программа дополнительного образования "Мир в ладошке" для детей средней группы

Автор: Павлова Татьяна Владимировна

Дата: 10.12.2019

Номер свидетельства: 531233


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства