Данная рабочая программа составлена на основе следующего материала: О.В.Закревская «система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста» (от 0 до 4 лет); Л.Н.Павлова «Раннее детство: развитие речи и мышления»; учебный центр имени Л.А.Венгера «Игры и упражнения по развитию сенсорных способностей детей 3-4 лет».
Рабочая программа рассчитана на 50 занятий и является комплексной.
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстро запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке. Интеллектуальный труд очень нелегок, и, учитывая возрастные особенности детей, важно помнить, что основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра.
К 3-4 годам довольно высокого уровня достигают восприятие и память ребенка, возрастает устойчивость внимания. Продолжает формироваться наглядно-действенное мышление и появляется образное мышление. Ребенок лучше понимает речь окружающих без наглядного ее сопровождения; может представить по аналогии даже то, что никогда не видел, т.е. значительно обогащается понимание окружающей действительности, расширяются знания и представления о предметах и явлениях.
Интенсивно развивается воображение, в результате овладения новыми видами деятельности: рисование, лепка, аппликация. Формируется понимание обобщенных называний предметов т.е собирательных существительных: одежда, посуда, обувь, мебель, транспорт и др.
Основой для развития мышления ребенка, мыслительных операций, восприятия и других познавательных процессов, является сенсорное развитие. Игры и упражнения представленные в данной программе широко охватывают стороны развития сенсорных способностей, а также учитывают не только формирование представлений о разнообразных свойствах и отношениях, но и овладение новыми действия восприятия (наложение, приложение, сравнение и т.д). Прослеживается усложнение материала ( от простого к сложному). Каждое задание имеет наглядное обеспечение. Эталонная система включает в себя основные цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, а также черный и белый; пять форм геометрических (круг, квадра, овал, треугольник, прямоугольник); три величины (большая, средняя, малая).
В данную программу входят также занятия по изодеятельности (лепка, рисование, аппликация). Лепка – это создание объемных или рельефных фигур, картин или даже целых композиций из пластичных материалов – пластилина, теста, глины, снега и других. Этот материал предоставляет большие возможности для развития и обучения детей – развивается мелкая моторика пальцев, воображение детей, ребенок учится координировать движения рук, приобретает новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса. Рисование пробуждает ребенка к творчеству, учит видеть мир в живых краска, несет элементы психотерапии – успокаивает, отвлекает, занимает. Общение с бумагой –аппликация – способствует укреплению пальчиков ребенка и обогащению сенсорных впечатлений.
рисование – 28 тем.
№ занятия | Тема занятия | Основная дидактическая задача |
Занятие 1 | «Наш огород». | Учить узнавать овощи, выбирая нужную картинку или муляж по просьбе взрослого. Группирование по величине. |
Лото «Цвет» | Цветовое восприятие, подбор предметов по заданному признаку (цвет) с отвлечением от других свойств предметов. |
Аппликация «Овощи». (Здесь и далее аппликация выполняется без использования кисточки для клея. Дети наносят клей пальчиками любой руки). | Наклеивание заготовок моркови, помидор и огурцов на три тарелочки. Учить группировать предметы и располагать их внутри нарисованных кругов. Цветовое восприятие. |
Занятие 2 | «Овощи». | Формировать представление об овощах, как о результатах труда человека. Познакомить с орудиями труда на огороде. |
«Спрячь мышку» . | Закрепление знаний шести цветов спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый и их названий. |
Лепка «Помидора и морковка». | Развитие мелкой моторики. Учить детей лепить овощи и называть их. |
Занятие 3 | «Чего не стало?» (на материале по теме «Овощи»). | Развитие внимания и памяти. |
«В стране фигурок – «Человечков». | Ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их названиями. |
Аппликация «Украсим фартук для бабушки». | Развитие цветового восприятия (цвет выбранных кружочков доложен соответствовать контуру нарисованного фартука.) |
Занятие 4 | «Наш сад». | Учить узнавать фрукты, выбирая нужную картинку или муляж по просьбе взрослого. |
«Волшебный мешочек». | Развитие тактильных ощущений. |
Рисование карандашами. | Продолжать учить рисовать круг, округлую форму фруктов (апельсин, яблоко). |
Занятие 5 | «Фрукты» | Формировать представление о фруктах как результате труда человека. Вводить понятия что сначала, что потом (зернышко-деревце-цветение-плод). |
Д/и «Найди пару: больше – меньше». | Формирование элементарных математических представлений о величине. |
Аппликация. | «Мячики и кубики». Наклеивание заготовок мячиков и кубиков в разные коробки, располагая их в нутрии обозначенного пространства. Развитие мелкой моторики. |
Занятие 6 | «Фрукты и ягоды». | Учить узнавать по вкусу фрукты. Познакомить с блюдами из фруктов. Ввести понятие «урожай фруктов». |
Блоки Дьенеша. | «Мишка». «Зайка», «Грузовика», «Трактор». Восприятие геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) по форме и цвету. |
Рисование пальчиками. «Яблоко». | Развитие мелкой моторики, цветовое восприятие, закрепление цветов. |
Занятие 7 | «Магазин овощей и фруктов». | Учить группировать картинки соответственно их принадлежности к овощам и фруктам. Развитие навыков классифицирования. |
«Салфеточки для фигурок – «Человечков». | Ознакомление детей с овалом и прямоугольником. |
Рисование карандашами «Круглые овощи и фрукты». | Закрепление формы – круг, умение изображать округлые формы. |
Занятие 8 | «Чего не стало?» (на материале темы «Овощи и фрукты). | Развитие у детей внимания и памяти. |
«Спрячь мышку». | Закрепление знаний шести цветов спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый и их названий и соответствующих геометрических фигур. |
Рисование карандашами. | Развитие мелкой моторики с навыком закрашивания готового графического изображения на бумаге карандашом «Мышка в норке». Развитие внимания. |
Занятие 9 | «Осень». | Учить рассматривать картинки с развернутым сюжетом, замечать детали рисунка (из серии «Времена года» - осень). |
Д/и «Найди пару: веселые фигуры». | Формирование геометрической зоркости в умении соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами. |
Рисование пальчиками. «Листочки на деревьях». | Развитие мелкой моторики, закрепление цветов желтый и красный. |
Занятие 10 | «Домашние животные и их детеныши». | Узнавание животных и их детенышей. Называть их (котенок, щенок, козленок, поросенок, ягненок и т.д.). Называть части тела, особенности внешнего вида (шерстина, щетина). |
«Сложи узор» | «Домик для мамы, домик для детеныша». Развитие моторики, цветового восприятия. Умение работать по образцу. Закрепление понятий большой – маленький. |
Лепка «Угощение для Тузика». | Развитие моторики. Умение лепить предмет (кость) из целого куска пластилина. |
Занятие 11 | «Домашние животные и птицы». | Называть части тела животных и птиц, особенности их внешнего вида. Какую пользу приносят домашние животные и птицы. |
«Кто где спит?» | Развитие представлений об эталонах формы (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник). |
Рисуем пальчиками – «Птичка». | Умение выбирать нужный цвет по обозначенным контурам. Эмоциональное и эстетическое развитие. |
Занятие 12 | «Дикие животные и птицы». | Формировать понятие «дикие животные и птицы», реалистическое представление о диких животных. |
Д/и «Фигуры». | Нахождение предметов той же формы, что и образец. Вспомнить как можно больше предметов заданной формы. |
Рисование карандашами «Ежик». | Развитие мелкой моторики. |
Занятие 13 | «Доктор Айболит». | Знакомство с профессией врача. Ввести в активную речь слова: «укол», «бинт», «вата», «йод», «зеленка». Воспитание бережного отношения к животным. |
«Логические блоки Дьенеша ». | «Мишка с шариками». Закрепление формы – круг. Выбор заданной величины из двух величин (большие и маленькие круги). Восприятие по цвету. |
Лепка «Витаминки в баночке». | Развитие мелкой моторики, цветового восприятия. |
Занятие 14 | «Дикие и домашние животные». | Развитие навыков сравнения и обобщения, умение группировать картинки. |
«Сложи узор» - «длинный и короткий заборчики». | Развитие мелкой моторики, восприятие цвета, закрепление понятия длинный - короткий. |
Рисование карандашами «Заборчик». | Умение рисовать вертикальные линии , развитие мелкой моторики. |
Занятие 15 | «Чего не стало?» ( на материале темы «Домашние и дикие животные и птицы».) | Развитие внимания и памяти. |
«Разноцветные комнаты». | Развитие представлений об основных цветах спектра: красном, оранжевом, желтом, зеленом, синем, фиолетовом. |
Рисование пальчиками «Птичка». | Развитие мелкой моторики, цветового восприятия, эмоциональное развитие. |
Занятие 16 | «Мебель». | Развитие речи и мышления, знакомя детей с понятием мебель. Вводить понятия «кухонная мебель», «мебель для спальни». |
«Веселые прищепки» | Группирование по цветовому спектру.. |
Рисование пальчиками «Украсим наволочку для подушки». | Развитие мелкой моторики, умение самостоятельно делать выбор цвета, развитие воображения. |
Занятие 17 | «Игрушки». | Развития мышления. Введение в речевую практику детей слово «игрушки», раскрыв его смысл как существительное с собирательным значением. Умение находить игрушку по ее изображению на картинки. |
Д/и «Парные картинки: съедобное - несъедобное». | Развитие зрительного восприятия, речи, обогащение словарного запаса. Закрепление понятий съедобное – несъедобное. |
Аппликация «Мячики и кубики большие и маленькие» | Группирование по величине, развитие мелкой моторики. |
Занятие 18 | «Одежда». | Формирование функций обобщения. Введение понятия одежда. Находить предметы одежды на картинках и называть их. |
«Попробуй, расстегни». | Закрепление понятия «одежда». Развитие мелкой моторики, навыков самостоятельности. |
Рисование карандашами «Разноцветные пуговицы». | Умение рисовать круглую форму, развитие моторики, восприятие цвета. |
Занятие 19 | «Обувь». | Ввести в активную речь детей слова, обозначающие обувь. Развитие навыков классифицирования «одежда – обувь». |
Шнуровка. | Развитие мелкой моторики, внимания. |
Аппликация «Шапочка и ботиночки». | Эмоциональное развитие, умение подбирать к заданному цвету цветные заготовки, умение работать по инструкции. |
Занятие 20 | «Транспорт». | Формировать понятие «транспорт». Ввести сравнения и обобщения в понимаемой речи на основе предъявления картинок. |
Блоки Дьенеша: «Грузовик», «Трактор». | Восприятие цвета и формы, умение работать по схеме.. |
Рисуем пальчиками – «Самолет». | Развитие мелкой моторики, навыков рисования. Восприятие цветового образца. |
Занятие 21 | «Головные уборы, одежда, обувь». | Уточнять представления детей о назначении предметов. Группирование предметов по их назначению |
Д/и «Корзинки» | Группирование на три размера. Закрепление понятий «большой», «средний», «маленький». |
Лепка «Мухомор». | Развитие моторики, умение придавливать белые горошки на трафарет мухомора. |
Занятие 22 | «Зима». | Развивать умение рассматривать картинки с развернутым сюжетом. Ввести в активный словарь слово «зима» и сочетание слов «зимнее время года». |
«Геометрическое лото». | Ознакомление со способом соотнесения формы изображенного предмета с геометрической фигурой (круг, квадрат). |
Рисование пальчиками. «Снег идет». | Развитие навыков по использованию затонированного пространства, эмоциональное развитие. |
Занятие 23 | «Посуда». | Закреплять знания детей о предметах посуды. Ввести понятие «чайная посуда», «столовая посуда». |
Лото «Цвет». | Развитие представлений об основный цветах спектра, подбор предметов по заданному признаку (цвет) с отвлечением от других свойств предметов. |
Аппликация. «Украсим кастрюлю». | Закрепление знаний о геометрических фигурах. Развитие мелкой моторики. |
Занятие 24 | «Экзотические животные». | Учить узнавать и называть животных на картинках, отмечая их характерные особенности. |
Д/и «Зоопарк». | Развитие зрительного восприятия , внимания. |
Рисование пальчиками «Павлин». | Цветовое восприятие, развитие мелкой моторики, эмоциональное развитие. |
Занятие 25 | «Семья. Люди». | Расширять и активизировать словарь по теме «Семья». Формировать обобщающее слово «Люди». Половозрастная идентификация. |
«Где звенит?» | Развитие слухового внимания, логического мышления, изучение цвета и формы. (Разноцветные коробочки, колокольчик). |
Аппликация. «Моя семья» (использование фотографий членов семьи ребенка). | Развитие мелкой моторики. |
Занятие 26 | «Куда что положить». | Группирование предметов по общему признаку (овощи, посуда, мебель, одежда и т.д.) Подводить ребенка к умению исключать не подходящий к группе предмет. |
«Потрогай и скажи». | Развитие тактильных ощущений. |
Рисование карандашами «Воздушные шарики». | Цветовое восприятие (нарисовать к каждому шарику ниточку того же цвета), развитие внимания. |
Занятие 27 | «Кто что ест?». «Кто где живее?». | Уточнять представления ребенка о том, кто что ест и кто где живет. |
«Построим башню». | Ознакомление со способами соотнесения предметов по величине (наложение и приложение), определение величины предмета по отношению к другим: «большой», «средний», «маленький». |
Рисование карандашами «нарисуй ворсинки к щетке». | Развитие моторики, закрепление цветов красный, желтый, зеленый. Развитие внимания. |
Занятие 28 | «Чего не стало?» ( На материале тем «одежда», «обувь», «мебель», «посуда» и др.). | Развитие внимания и памяти. |
Блоки Дьенеша: слон, игрушка, башня. | Восприятие по форме и цвету. |
Аппликация «Башня». | Цветовое восприятие, развитие моторики. |
Занятие 29 | «Транспорт». | Формировать понятие «транспорт». Ввести сравнения и обобщения в понимаемой речи на основе предъявления картинок. |
Сложи узор – «Трамвай». | Выкладывание методом наложения. Соотношение по цвету. |
Рисуем пальчиками – «Машина». | Развитие мелкой моторики, цветового восприятия. |
Занятие 30 | «Что из чего?» | Развитие мышления (платье из материала, варенье из ягод и т.д.) |
«Гости». | Ознакомление со способом группирования по форме геометрических фигур, различающихся по цвету и величине. |
Рисование пальчиками «Елочка» | Развитие мелкой моторики, умение соотносить цвета с нарисованными контурами, эмоциональное развитие. |
Занятие 31 | «Убери лишнюю картинку». | Развитие навыков классификации предметов по обобщающим понятиям. |
«Волшебные дощечки». | Развитие тактильного восприятия на основе различных фактур. |
Аппликация «Красивый коврик». | Закрепление цвета, формы, величины. Развитие мелкой моторики. |
Занятие 32 | «Убери лишнюю картинку». | Упражнять в группировании предметов по классам, в исключении предмета, не подходящего к данной группе предметов по какому-либо признаку. Объяснять свои действия. |
«Волшебный мешочек» | Тактильное восприятие геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал). |
Аппликация из геометрических фигур. | Развитие мелкой моторики. |
Занятие 33 | «Я – человек!» | Рассматривание изображения человека, нахождение частей тела, развитие мышления. |
Пазл «Девочка». (Блоки Дьенеша – «Человек»). | Целостное восприятие изображения. |
Рисование пальчиками «Рубашки для мальчиков, кофты для девочек». | Развитие моторики закрепление цветов, выполнение словесных инструкций. |
Занятие 34 | «Когда это бывает?» | Закреплять знания ребенка о частях суток, упражнять в подборе сюжетной картинки к символическому изображению частей суток (утро, день вечер, ночь). |
«Подбери по цвету». | Развитие восприятия предметов на картинке, в частности, умение выделять цвет как признак. Сортировать изображения знакомых предметов по цвету. |
Лепка «Любимая игрушка». | Развитие мелкой моторики. Умение лепить из целого куска пластилина. |
Занятие 35 | «Чтение рассказа». | Учить внимательно слушать рассказ и отвечать по его содержанию. Находить нужную картинку из набора предметных картинок, изображающих персонажей рассказа. |
Блоки Дьенеша: мишка, зайка, собачка. | Восприятие цвета и формы, развитие внимания. |
Аппликация «Мишка». | Эмоциональное развитие, восприятие деталей по форме, соотнесение с реальным изображением. |
Занятие 36 | «Кто что делает?» (повар) | Учить узнавать на картинках предметы пруда повара и называть их. Учить строить небольшие рассказы (2-3 предложения). Учить называть кухонную посуду: чайник, кастрюля, таганка и т.д.) |
«Волшебный мешочек». | Развитие тактильных ощущений. |
Рисование пальчиками «Следы на снегу». | Развитие мелкой моторики (участвуют все 10 пальчиков). |
Занятие 37 | «Рассказ без показа». | Учить слушать ребенка небольшой рассказ о событиях, бывших в его опыте без наглядного сопровождения, отвечать на вопросы. |
«Накормим мишек». | Использование способа соотнесения предметов по величине при установлении соответствия между 2-3- предметными рядами. |
Рисование «Сочини рассказ». | Развитие мелкой моторики, воображения. |
Занятие 38 | «Весна». | Учить рассматривать картинку с развернутым сюжетом, замечать некоторые детали в изображении одежды детей. |
«Волшебный мешочек». | Тактильное восприятие мелких игрушек разных по форме ( матрешка, елочка, желудь, грибочек.) |
Рисование пальчиками «Солнышко, домик, зеленая полянка». | Цветовое восприятие, эмоциональное развитие. |
Занятие 39 | «Отгадай, кто это? Что это?» | Умение называть предмет по предложенным признакам, по его словесному описанию, развитие зрительной памяти, воображения, внимания. |
Блоки Дьенеша «Цветы» | Наложение изображения из кругов и треугольников. |
Аппликация «Цветы из геометрических фигур». | Развитие моторики, цветового восприятия. |
Занятие 40 | «Кто что делает?» (Профессии). | Умение называть действия людей разных профессий (врач - лечит, повар - готовит еду и т.д.) |
«Окраска воды». | Ознакомление с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями: «светлый», «темный», «светлее», «темнее». |
Рисование пальчиками «Матрешка». | Зрительное восприятие, развитие мелкой моторики, эмоциональное развитие. |
Занятие 41 | «Какую пользу приносят домашние животные». | Уточнять знания о том, какую пользу приносят домашние животные для человека. Умение отвечать на вопросы. |
Блоки Дьенеша «Гусеница». | Метод наложения, внимание, цветовое восприятие. |
Аппликация «Гусеница». | Действие по образцу. |
Занятие 42 | «Специальные машины». | Закреплять представление о специальных машинах. Учить замечать характерные признаки. |
«Построим домик для фигур». | Развитие представлений о геометрических фигурах с целью их самостоятельного воспроизведения. |
Лепка на тему «Гараж для машины». | Собирание здания из пластилиновых «колбасок». |
Занятие 43 | «Кто что делает?» (парикмахер) | Рассматривание сюжетной картинки. Учить узнавать предметы труда парикмахера, строить небольшие рассказы из 2-3-предложений. |
«Составные картинки». | Овладение умением анализировать изображение предмета сложной формы и воссоздавать ее из частей. |
Рисование карандашами «Цветочная поляна». | Закрепление цветов, умение рисовать вертикальные линии сверху вниз. |
Занятие 44 | «Что мы купили в магазине?» | Узнавать и называть предметы. Учить строить 2-3 предложения, объединенных одним сюжетом. Развитие умственной активности детей, побуждение к диалогу. |
«Сложи узор» - «Флажок». | Развитие внимание, цветового восприятия. |
Аппликация «Разноцветные флажки». | Эмоциональное развитие. Умение работать по инструкции. |
Занятие 45 | «Угадай, кто плавает?» | Рассматривание картинок и муляжей рыб разных видов. |
Игра «Рыбалов». | Развитие ловкости, внимания, зрительное восприятие. |
Рисование пальчиками «Рыбка». | Мелкая моторика, цветовое восприятие. |
Занятие 46 | «Насекомые | Ввести в понимаемую речь собирательное существительное «насекомые». Закреплять знания о бабочках, стрекозах, божьих коровках, учить узнавать их по картинкам. |
«Волшебный мешочек». | Тактильное восприятие мелких игрушек разных по форме ( матрешка, елочка, желудь, грибочек.) |
Аппликация «Божья коровка». | Умение работать по инструкции, развитие мелкой моторики. |
Занятие 47 | Сказка «Курочка Ряба». | Учить самостоятельно воспроизводить последовательность событий при помощи картинок, подробно пересказать сказку с опорой на картинки (без опоры на картинки). |
Лото «Цвет и форма». | Развитие ориентировки на два признака одновременно (цвет и форму) с отвлечением от третьего (величина). |
Рисование «Разноцветные мячики». | Развитие слухового внимания, цветового восприятия, мелкой моторики. |
Занятие 48 | Сказка «Репка». | Учить самостоятельно воспроизводить последовательность событий при помощи картинок, подробно пересказать сказку с опорой на картинки (без опоры на картинки). |
«Радуга». | Ознакомление с системой цветов, включая голубой цвет. |
Рисование «Радуга». | Внимание, цветовое восприятие, развитие моторики. |
Занятие 49 | Сказка «Колобок». | Учить самостоятельно воспроизводить последовательность событий при помощи картинок, подробно пересказать сказку с опорой на картинки (без опоры на картинки). |
Изготовление бус (шнуровка). | Чередование по цвету и форме, развитие мелкой моторики. |
Рисование пальчиками на затонированной бумаге «Поляна с одуванчиками». | Эмоциональное развитие, развитие мелкой моторики. |
Занятие 50 | «Отгадай, кто это? Что это?» | Умение называть предмет по предложенным признакам, по его словесному описанию, развитие зрительной памяти, воображения, внимания. |
Лото «Цвет и форма». | Развитие ориентировки на два признака одновременно ( цвет и форма) с отвлечением от третьего (величины). |
Аппликация «Разноцветный коврик». | Восприятие словесной инструкции, закрепление формы и цвета, развитие мелкой моторики. |