kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа коррекционно-развивающих занятий для детей 3-4 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Данная рабочая программа составлена на основе следующего материала: О.В.Закревская «система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста» (от 0 до 4 лет); Л.Н.Павлова «Раннее детство: развитие речи и мышления»; учебный центр имени Л.А.Венгера «Игры и упражнения по развитию сенсорных способностей детей 3-4 лет».

     Рабочая программа рассчитана на 50 занятий и является комплексной.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа коррекционно-развивающих занятий для детей 3-4 лет»

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе следующего материала: О.В.Закревская «система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста» (от 0 до 4 лет); Л.Н.Павлова «Раннее детство: развитие речи и мышления»; учебный центр имени Л.А.Венгера «Игры и упражнения по развитию сенсорных способностей детей 3-4 лет».

Рабочая программа рассчитана на 50 занятий и является комплексной.

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстро запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке. Интеллектуальный труд очень нелегок, и, учитывая возрастные особенности детей, важно помнить, что основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра.

К 3-4 годам довольно высокого уровня достигают восприятие и память ребенка, возрастает устойчивость внимания. Продолжает формироваться наглядно-действенное мышление и появляется образное мышление. Ребенок лучше понимает речь окружающих без наглядного ее сопровождения; может представить по аналогии даже то, что никогда не видел, т.е. значительно обогащается понимание окружающей действительности, расширяются знания и представления о предметах и явлениях.

Интенсивно развивается воображение, в результате овладения новыми видами деятельности: рисование, лепка, аппликация. Формируется понимание обобщенных называний предметов т.е собирательных существительных: одежда, посуда, обувь, мебель, транспорт и др.

Основой для развития мышления ребенка, мыслительных операций, восприятия и других познавательных процессов, является сенсорное развитие. Игры и упражнения представленные в данной программе широко охватывают стороны развития сенсорных способностей, а также учитывают не только формирование представлений о разнообразных свойствах и отношениях, но и овладение новыми действия восприятия (наложение, приложение, сравнение и т.д). Прослеживается усложнение материала ( от простого к сложному). Каждое задание имеет наглядное обеспечение. Эталонная система включает в себя основные цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, а также черный и белый; пять форм геометрических (круг, квадра, овал, треугольник, прямоугольник); три величины (большая, средняя, малая).

В данную программу входят также занятия по изодеятельности (лепка, рисование, аппликация). Лепка – это создание объемных или рельефных фигур, картин или даже целых композиций из пластичных материалов – пластилина, теста, глины, снега и других. Этот материал предоставляет большие возможности для развития и обучения детей – развивается мелкая моторика пальцев, воображение детей, ребенок учится координировать движения рук, приобретает новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса. Рисование пробуждает ребенка к творчеству, учит видеть мир в живых краска, несет элементы психотерапии – успокаивает, отвлекает, занимает. Общение с бумагой –аппликация – способствует укреплению пальчиков ребенка и обогащению сенсорных впечатлений.

Цель программы: развитие познавательной сферы и сенсомоторное развития.

Основные задачи программы:

  • Развитие логического мышления;

  • Развитие познавательных процессов, мыслительные операции;

  • Развитие творческих способностей;

  • Развитие зрительных ориентировочных реакций, зрительно-моторной координации, ориентировка в форме, величине и цвете (сенсорное развитие);

  • Развитие ручной моторики;

  • Развитие психических функций, связанных с речевой деятельностью.

Ожидаемый результат:

  • Сформированность психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи);

  • Накопление и расширение сенсорного опыта;

  • Сформированность представлений об окружающем мире.














Содержание:

Развитие познавательной сферы – 33 темы

Сенсорное развитие – 34 темы

Изодеятельность:

аппликация – 16 тем

лепка – 6 тем

рисование – 28 тем.













































Учебно-тематический план



занятия

Тема занятия


Основная дидактическая задача

Занятие 1

«Наш огород».

Учить узнавать овощи, выбирая нужную картинку или муляж по просьбе взрослого. Группирование по величине.

Лото «Цвет»

Цветовое восприятие, подбор предметов по заданному признаку (цвет) с отвлечением от других свойств предметов.

Аппликация «Овощи». (Здесь и далее аппликация выполняется без использования кисточки для клея. Дети наносят клей пальчиками любой руки).

Наклеивание заготовок моркови, помидор и огурцов на три тарелочки. Учить группировать предметы и располагать их внутри нарисованных кругов. Цветовое восприятие.


Занятие 2

«Овощи».

Формировать представление об овощах, как о результатах труда человека. Познакомить с орудиями труда на огороде.

«Спрячь мышку» .

Закрепление знаний шести цветов спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый и их названий.

Лепка «Помидора и морковка».

Развитие мелкой моторики. Учить детей лепить овощи и называть их.

Занятие 3

«Чего не стало?» (на материале по теме «Овощи»).

Развитие внимания и памяти.

«В стране фигурок – «Человечков».

Ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их названиями.

Аппликация «Украсим фартук для бабушки».

Развитие цветового восприятия (цвет выбранных кружочков доложен соответствовать контуру нарисованного фартука.)

Занятие 4

«Наш сад».

Учить узнавать фрукты, выбирая нужную картинку или муляж по просьбе взрослого.

«Волшебный мешочек».

Развитие тактильных ощущений.

Рисование карандашами.

Продолжать учить рисовать круг, округлую форму фруктов (апельсин, яблоко).


Занятие 5

«Фрукты»

Формировать представление о фруктах как результате труда человека. Вводить понятия что сначала, что потом (зернышко-деревце-цветение-плод).

Д/и «Найди пару: больше – меньше».

Формирование элементарных математических представлений о величине.

Аппликация.

«Мячики и кубики». Наклеивание заготовок мячиков и кубиков в разные коробки, располагая их в нутрии обозначенного пространства. Развитие мелкой моторики.

Занятие 6

«Фрукты и ягоды».

Учить узнавать по вкусу фрукты. Познакомить с блюдами из фруктов. Ввести понятие «урожай фруктов».

Блоки Дьенеша.


«Мишка». «Зайка», «Грузовика», «Трактор». Восприятие геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) по форме и цвету.

Рисование пальчиками. «Яблоко».

Развитие мелкой моторики, цветовое восприятие, закрепление цветов.

Занятие 7

«Магазин овощей и фруктов».

Учить группировать картинки соответственно их принадлежности к овощам и фруктам. Развитие навыков классифицирования.

«Салфеточки для фигурок – «Человечков».

Ознакомление детей с овалом и прямоугольником.

Рисование карандашами «Круглые овощи и фрукты».

Закрепление формы – круг, умение изображать округлые формы.

Занятие 8

«Чего не стало?» (на материале темы «Овощи и фрукты).

Развитие у детей внимания и памяти.

«Спрячь мышку».

Закрепление знаний шести цветов спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый и их названий и соответствующих геометрических фигур.

Рисование карандашами.

Развитие мелкой моторики с навыком закрашивания готового графического изображения на бумаге карандашом «Мышка в норке». Развитие внимания.

Занятие 9

«Осень».

Учить рассматривать картинки с развернутым сюжетом, замечать детали рисунка (из серии «Времена года» - осень).

Д/и «Найди пару: веселые фигуры».

Формирование геометрической зоркости в умении соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами.

Рисование пальчиками. «Листочки на деревьях».

Развитие мелкой моторики, закрепление цветов желтый и красный.

Занятие 10

«Домашние животные и их детеныши».

Узнавание животных и их детенышей. Называть их (котенок, щенок, козленок, поросенок, ягненок и т.д.). Называть части тела, особенности внешнего вида (шерстина, щетина).

«Сложи узор»

«Домик для мамы, домик для детеныша». Развитие моторики, цветового восприятия. Умение работать по образцу. Закрепление понятий большой – маленький.

Лепка «Угощение для Тузика».

Развитие моторики. Умение лепить предмет (кость) из целого куска пластилина.

Занятие 11

«Домашние животные и птицы».

Называть части тела животных и птиц, особенности их внешнего вида. Какую пользу приносят домашние животные и птицы.

«Кто где спит?»

Развитие представлений об эталонах формы (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник).

Рисуем пальчиками – «Птичка».

Умение выбирать нужный цвет по обозначенным контурам. Эмоциональное и эстетическое развитие.

Занятие 12

«Дикие животные и птицы».

Формировать понятие «дикие животные и птицы», реалистическое представление о диких животных.

Д/и «Фигуры».

Нахождение предметов той же формы, что и образец. Вспомнить как можно больше предметов заданной формы.

Рисование карандашами «Ежик».

Развитие мелкой моторики.

Занятие 13

«Доктор Айболит».

Знакомство с профессией врача. Ввести в активную речь слова: «укол», «бинт», «вата», «йод», «зеленка». Воспитание бережного отношения к животным.

«Логические блоки Дьенеша ».

«Мишка с шариками». Закрепление формы – круг. Выбор заданной величины из двух величин (большие и маленькие круги). Восприятие по цвету.

Лепка «Витаминки в баночке».

Развитие мелкой моторики, цветового восприятия.

Занятие 14

«Дикие и домашние животные».

Развитие навыков сравнения и обобщения, умение группировать картинки.

«Сложи узор» - «длинный и короткий заборчики».

Развитие мелкой моторики, восприятие цвета, закрепление понятия длинный - короткий.

Рисование карандашами «Заборчик».

Умение рисовать вертикальные линии , развитие мелкой моторики.

Занятие 15

«Чего не стало?» ( на материале темы «Домашние и дикие животные и птицы».)

Развитие внимания и памяти.

«Разноцветные комнаты».

Развитие представлений об основных цветах спектра: красном, оранжевом, желтом, зеленом, синем, фиолетовом.

Рисование пальчиками «Птичка».

Развитие мелкой моторики, цветового восприятия, эмоциональное развитие.

Занятие 16

«Мебель».

Развитие речи и мышления, знакомя детей с понятием мебель. Вводить понятия «кухонная мебель», «мебель для спальни».

«Веселые прищепки»

Группирование по цветовому спектру..

Рисование пальчиками «Украсим наволочку для подушки».

Развитие мелкой моторики, умение самостоятельно делать выбор цвета, развитие воображения.

Занятие 17

«Игрушки».

Развития мышления. Введение в речевую практику детей слово «игрушки», раскрыв его смысл как существительное с собирательным значением. Умение находить игрушку по ее изображению на картинки.

Д/и «Парные картинки: съедобное - несъедобное».

Развитие зрительного восприятия, речи, обогащение словарного запаса. Закрепление понятий съедобное – несъедобное.

Аппликация «Мячики и кубики большие и маленькие»

Группирование по величине, развитие мелкой моторики.

Занятие 18

«Одежда».

Формирование функций обобщения. Введение понятия одежда. Находить предметы одежды на картинках и называть их.

«Попробуй, расстегни».

Закрепление понятия «одежда». Развитие мелкой моторики, навыков самостоятельности.

Рисование карандашами «Разноцветные пуговицы».

Умение рисовать круглую форму, развитие моторики, восприятие цвета.

Занятие 19

«Обувь».

Ввести в активную речь детей слова, обозначающие обувь. Развитие навыков классифицирования «одежда – обувь».

Шнуровка.

Развитие мелкой моторики, внимания.

Аппликация «Шапочка и ботиночки».

Эмоциональное развитие, умение подбирать к заданному цвету цветные заготовки, умение работать по инструкции.

Занятие 20

«Транспорт».

Формировать понятие «транспорт». Ввести сравнения и обобщения в понимаемой речи на основе предъявления картинок.

Блоки Дьенеша: «Грузовик», «Трактор».

Восприятие цвета и формы, умение работать по схеме..

Рисуем пальчиками – «Самолет».

Развитие мелкой моторики, навыков рисования. Восприятие цветового образца.

Занятие 21

«Головные уборы, одежда, обувь».

Уточнять представления детей о назначении предметов. Группирование предметов по их назначению

Д/и «Корзинки»

Группирование на три размера. Закрепление понятий «большой», «средний», «маленький».

Лепка «Мухомор».

Развитие моторики, умение придавливать белые горошки на трафарет мухомора.

Занятие 22

«Зима».

Развивать умение рассматривать картинки с развернутым сюжетом. Ввести в активный словарь слово «зима» и сочетание слов «зимнее время года».

«Геометрическое лото».

Ознакомление со способом соотнесения формы изображенного предмета с геометрической фигурой (круг, квадрат).

Рисование пальчиками. «Снег идет».

Развитие навыков по использованию затонированного пространства, эмоциональное развитие.

Занятие 23

«Посуда».

Закреплять знания детей о предметах посуды. Ввести понятие «чайная посуда», «столовая посуда».

Лото «Цвет».

Развитие представлений об основный цветах спектра, подбор предметов по заданному признаку (цвет) с отвлечением от других свойств предметов.

Аппликация. «Украсим кастрюлю».

Закрепление знаний о геометрических фигурах. Развитие мелкой моторики.

Занятие 24

«Экзотические животные».

Учить узнавать и называть животных на картинках, отмечая их характерные особенности.

Д/и «Зоопарк».

Развитие зрительного восприятия , внимания.

Рисование пальчиками «Павлин».

Цветовое восприятие, развитие мелкой моторики, эмоциональное развитие.

Занятие 25

«Семья. Люди».

Расширять и активизировать словарь по теме «Семья». Формировать обобщающее слово «Люди». Половозрастная идентификация.

«Где звенит?»

Развитие слухового внимания, логического мышления, изучение цвета и формы. (Разноцветные коробочки, колокольчик).

Аппликация. «Моя семья» (использование фотографий членов семьи ребенка).

Развитие мелкой моторики.


Занятие 26

«Куда что положить».

Группирование предметов по общему признаку (овощи, посуда, мебель, одежда и т.д.) Подводить ребенка к умению исключать не подходящий к группе предмет.

«Потрогай и скажи».

Развитие тактильных ощущений.

Рисование карандашами «Воздушные шарики».

Цветовое восприятие (нарисовать к каждому шарику ниточку того же цвета), развитие внимания.

Занятие 27

«Кто что ест?». «Кто где живее?».

Уточнять представления ребенка о том, кто что ест и кто где живет.

«Построим башню».

Ознакомление со способами соотнесения предметов по величине (наложение и приложение), определение величины предмета по отношению к другим: «большой», «средний», «маленький».

Рисование карандашами «нарисуй ворсинки к щетке».

Развитие моторики, закрепление цветов красный, желтый, зеленый. Развитие внимания.

Занятие 28

«Чего не стало?» ( На материале тем «одежда», «обувь», «мебель», «посуда» и др.).

Развитие внимания и памяти.

Блоки Дьенеша: слон, игрушка, башня.

Восприятие по форме и цвету.

Аппликация «Башня».

Цветовое восприятие, развитие моторики.

Занятие 29

«Транспорт».

Формировать понятие «транспорт». Ввести сравнения и обобщения в понимаемой речи на основе предъявления картинок.

Сложи узор – «Трамвай».

Выкладывание методом наложения. Соотношение по цвету.

Рисуем пальчиками – «Машина».

Развитие мелкой моторики, цветового восприятия.

Занятие 30

«Что из чего?»

Развитие мышления (платье из материала, варенье из ягод и т.д.)

«Гости».

Ознакомление со способом группирования по форме геометрических фигур, различающихся по цвету и величине.

Рисование пальчиками «Елочка»

Развитие мелкой моторики, умение соотносить цвета с нарисованными контурами, эмоциональное развитие.

Занятие 31

«Убери лишнюю картинку».

Развитие навыков классификации предметов по обобщающим понятиям.

«Волшебные дощечки».

Развитие тактильного восприятия на основе различных фактур.

Аппликация «Красивый коврик».

Закрепление цвета, формы, величины. Развитие мелкой моторики.

Занятие 32

«Убери лишнюю картинку».

Упражнять в группировании предметов по классам, в исключении предмета, не подходящего к данной группе предметов по какому-либо признаку. Объяснять свои действия.

«Волшебный мешочек»

Тактильное восприятие геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).

Аппликация из геометрических фигур.

Развитие мелкой моторики.

Занятие 33

«Я – человек!»

Рассматривание изображения человека, нахождение частей тела, развитие мышления.

Пазл «Девочка». (Блоки Дьенеша – «Человек»).

Целостное восприятие изображения.

Рисование пальчиками «Рубашки для мальчиков, кофты для девочек».

Развитие моторики закрепление цветов, выполнение словесных инструкций.

Занятие 34

«Когда это бывает?»

Закреплять знания ребенка о частях суток, упражнять в подборе сюжетной картинки к символическому изображению частей суток (утро, день вечер, ночь).

«Подбери по цвету».

Развитие восприятия предметов на картинке, в частности, умение выделять цвет как признак. Сортировать изображения знакомых предметов по цвету.

Лепка «Любимая игрушка».

Развитие мелкой моторики. Умение лепить из целого куска пластилина.

Занятие 35

«Чтение рассказа».

Учить внимательно слушать рассказ и отвечать по его содержанию. Находить нужную картинку из набора предметных картинок, изображающих персонажей рассказа.

Блоки Дьенеша: мишка, зайка, собачка.

Восприятие цвета и формы, развитие внимания.

Аппликация «Мишка».

Эмоциональное развитие, восприятие деталей по форме, соотнесение с реальным изображением.

Занятие 36

«Кто что делает?» (повар)

Учить узнавать на картинках предметы пруда повара и называть их. Учить строить небольшие рассказы (2-3 предложения). Учить называть кухонную посуду: чайник, кастрюля, таганка и т.д.)

«Волшебный мешочек».

Развитие тактильных ощущений.

Рисование пальчиками «Следы на снегу».

Развитие мелкой моторики (участвуют все 10 пальчиков).

Занятие 37

«Рассказ без показа».

Учить слушать ребенка небольшой рассказ о событиях, бывших в его опыте без наглядного сопровождения, отвечать на вопросы.

«Накормим мишек».

Использование способа соотнесения предметов по величине при установлении соответствия между 2-3- предметными рядами.

Рисование «Сочини рассказ».

Развитие мелкой моторики, воображения.

Занятие 38

«Весна».

Учить рассматривать картинку с развернутым сюжетом, замечать некоторые детали в изображении одежды детей.

«Волшебный мешочек».

Тактильное восприятие мелких игрушек разных по форме ( матрешка, елочка, желудь, грибочек.)

Рисование пальчиками «Солнышко, домик, зеленая полянка».

Цветовое восприятие, эмоциональное развитие.

Занятие 39

«Отгадай, кто это? Что это?»

Умение называть предмет по предложенным признакам, по его словесному описанию, развитие зрительной памяти, воображения, внимания.

Блоки Дьенеша «Цветы»

Наложение изображения из кругов и треугольников.

Аппликация «Цветы из геометрических фигур».

Развитие моторики, цветового восприятия.

Занятие 40

«Кто что делает?» (Профессии).

Умение называть действия людей разных профессий (врач - лечит, повар - готовит еду и т.д.)

«Окраска воды».

Ознакомление с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями: «светлый», «темный», «светлее», «темнее».

Рисование пальчиками «Матрешка».

Зрительное восприятие, развитие мелкой моторики, эмоциональное развитие.

Занятие 41

«Какую пользу приносят домашние животные».

Уточнять знания о том, какую пользу приносят домашние животные для человека. Умение отвечать на вопросы.

Блоки Дьенеша «Гусеница».

Метод наложения, внимание, цветовое восприятие.

Аппликация «Гусеница».

Действие по образцу.

Занятие 42

«Специальные машины».

Закреплять представление о специальных машинах. Учить замечать характерные признаки.

«Построим домик для фигур».

Развитие представлений о геометрических фигурах с целью их самостоятельного воспроизведения.

Лепка на тему «Гараж для машины».

Собирание здания из пластилиновых «колбасок».

Занятие 43

«Кто что делает?» (парикмахер)

Рассматривание сюжетной картинки. Учить узнавать предметы труда парикмахера, строить небольшие рассказы из 2-3-предложений.

«Составные картинки».

Овладение умением анализировать изображение предмета сложной формы и воссоздавать ее из частей.

Рисование карандашами «Цветочная поляна».

Закрепление цветов, умение рисовать вертикальные линии сверху вниз.

Занятие 44

«Что мы купили в магазине?»

Узнавать и называть предметы. Учить строить 2-3 предложения, объединенных одним сюжетом. Развитие умственной активности детей, побуждение к диалогу.

«Сложи узор» - «Флажок».

Развитие внимание, цветового восприятия.

Аппликация «Разноцветные флажки».

Эмоциональное развитие. Умение работать по инструкции.

Занятие 45

«Угадай, кто плавает?»

Рассматривание картинок и муляжей рыб разных видов.

Игра «Рыбалов».

Развитие ловкости, внимания, зрительное восприятие.

Рисование пальчиками «Рыбка».

Мелкая моторика, цветовое восприятие.

Занятие 46

«Насекомые

Ввести в понимаемую речь собирательное существительное «насекомые». Закреплять знания о бабочках, стрекозах, божьих коровках, учить узнавать их по картинкам.

«Волшебный мешочек».

Тактильное восприятие мелких игрушек разных по форме ( матрешка, елочка, желудь, грибочек.)

Аппликация «Божья коровка».

Умение работать по инструкции, развитие мелкой моторики.


Занятие 47

Сказка «Курочка Ряба».

Учить самостоятельно воспроизводить последовательность событий при помощи картинок, подробно пересказать сказку с опорой на картинки (без опоры на картинки).

Лото «Цвет и форма».

Развитие ориентировки на два признака одновременно (цвет и форму) с отвлечением от третьего (величина).

Рисование «Разноцветные мячики».

Развитие слухового внимания, цветового восприятия, мелкой моторики.

Занятие 48

Сказка «Репка».

Учить самостоятельно воспроизводить последовательность событий при помощи картинок, подробно пересказать сказку с опорой на картинки (без опоры на картинки).

«Радуга».

Ознакомление с системой цветов, включая голубой цвет.

Рисование «Радуга».

Внимание, цветовое восприятие, развитие моторики.

Занятие 49

Сказка «Колобок».

Учить самостоятельно воспроизводить последовательность событий при помощи картинок, подробно пересказать сказку с опорой на картинки (без опоры на картинки).

Изготовление бус (шнуровка).

Чередование по цвету и форме, развитие мелкой моторики.

Рисование пальчиками на затонированной бумаге «Поляна с одуванчиками».

Эмоциональное развитие, развитие мелкой моторики.

Занятие 50

«Отгадай, кто это? Что это?»

Умение называть предмет по предложенным признакам, по его словесному описанию, развитие зрительной памяти, воображения, внимания.

Лото «Цвет и форма».

Развитие ориентировки на два признака одновременно ( цвет и форма) с отвлечением от третьего (величины).

Аппликация «Разноцветный коврик».

Восприятие словесной инструкции, закрепление формы и цвета, развитие мелкой моторики.
























Используемая литература

  1. О.В.Закревская. Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. Москва, 2008г.

  2. Л.Н.Павлова. Раннее детство: развитие речи и мышления. М., Мозаика-Синтез, 2008г.

  3. Л.Н.Павлова, Э.Г. Пилюгина, Е.Б. Волосова. Раннее детство: познавательное развитие. М., мозаика-Синтез, 2008 г.

  4. Л.Н. Павлова. Развивающие игры-занятия с детьми. М., Мозаика-Синтез, 2008 г.

  5. Е.Н.Панова. дидактические игры-занятия в ДОУ. Воронеж, 2007г.

  6. учебный центр имени Л.А.Венгера. игры и упражнения по развитию сенсорных способностей детей 3-4 лет. М., Гном и Д, 2002г.

  7. Е.А.Янушко. Лепка с детьми. М., Мозаика-Синтез, 2009г.

  8. Е.А.Янушко. Аппликация с детьми. М., Мозаика-Синтез, 2009г.

  9. Е.А.Янушко. рисование с детьми. М., Мозаика-Синтез, 2007г.



14




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа коррекционно-развивающих занятий для детей 3-4 лет

Автор: Шихова Светлана Ивановна

Дата: 30.12.2019

Номер свидетельства: 534090


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства