Методы работы. Приемы, применяемые на занятиях кружка
Прогнозируемый результат
Перспективный план взаимодействия с родителями
Цель и задачи программы
Учебно-тематический план
Содержание программы:
- Календарно- тематическое планирование
- воспитательная работа
- методическая работа
- методическое обеспечение программы
8 Список литературы
Пояснительная записка.
Программа кружка рассчитана на детей 6-7 лет на один год обучения и отвечает образовательно-воспитательным задачам современного ДОУ.
Организация кружка в детском саду очень актуальна в наши дни. В дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования личности, характера будущего гражданина, развития интеллектуальной, эстетической и коммуникативной компетенции. Занятия в кружке помогают закладывать у воспитанников основы нравственного, эмоционального и художественного развития. Рисовать дети начинают рано. Они любят фантазировать. Сначала им доставляет удовольствие ритм движения руки. Потом, в процессе художественных занятий, они начинаю понимать, что кроме линии, в изобразительном искусстве есть еще много способов рисования: пластилинография, монотипия пейзажная, цветной грат, рисование песком, мелом. Изображение какого-либо события, образа, предмета, коллективная работа сплачивает детей и взрослых, между которыми возникает полезное сотрудничество. Занятия дают выход детским стремлениям, развивают детское творчество. Занятия в кружке обеспечивают социализацию ребенка, формируют активную позицию и приобщают к человеческой культуре, традициям и обычаям русского народа.
Художественное воспитание планируется подкреплением любого вида деятельности словом, пластическим движением, проигрыванием. Маленький ребенок легко переключается с одного вида деятельности на другой, активно общается и быстро вступает в игру, увлекаясь придуманным образом, действием. Поэтому любой вид творческой работы детей целесообразно подкреплять другими видами художественной деятельности (словом, жестом, игровой ситуацией, игрой-драматизацией).
Итак, игры – один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения – учить играя.
Также кружок ИЗО-деятельности призван оказывать помощь в изготовлении подарков при проведении садовых мероприятий и календарных праздников.
Режим работы: 1 час в неделю.
Понедельник, среда, пятница – с 1545ч. до 1615ч. (1 подгруппа), с 1615ч. до 1645ч. (2 подгруппа).
Проверка знаний, умений и навыков, приобретенных детьми на занятиях кружка, осуществляется в процессе организации тематических выставок во время календарных праздников в саду, перед родителями и малышами младших групп.
Оценка художественной деятельности детей (контроль) проводится два раза в год: в начале и конце обучения.
Методы работы:
Чтение художественной литературы
Беседа с детьми по сюжету сказок, которые будут изображаться, о просмотренных мультфильмах на художественную тему.
Игра, показ.
Экскурсии в природу.
Демонстрация и рассматривание картин знаменитых художников.
Изготовление индивидуальных и коллективных работ.
Оценка художественной деятельности детей (контроль).
Наблюдения в природе, беседа о сезонных изменениях природы.
Беседа по поводу отношения каждого ребенка к героям сказки, анализ сюжета игры, разбор действий и поступков персонажей, их сравнительная характеристика.
Работа с художественными материалами (бумага, пластилин, мел, песок, листья, крупа, цветные палочки) и инструментами (карандаши, кисти, стеки и др.).
Продуктивная деятельность детей.
Прогнозируемый результат:
Знания и умения, которые дети должны получить на занятиях кружка:
Умение изображать объекты живой и неживой природы разными (нетрадиционными) способами.
Знание особенностей жанровой живописи – натюрморта, пейзажа.
Умение видеть красоту окружающего мира.
Умение аккуратно работать с художественными материалами и инструментами.
Знание репродукций картин знаменитых художников, умение дать их краткую сравнительную характеристику.
Перспективный план взаимодействия с родителями:
Октябрь. Консультация «Роль художественно-эстетического развития в жизни детей»
Апрель. Мастер – класс с родителями и детьми
Май. Презентация «Наш кружок»
Выставки детских работ – еженедельно.
I. Цель программы: обучение детей старшего дошкольного возраста изображать объекты живой и неживой природы разными (нетрадиционными) способами.
II. Задачи программы:
Обучающая:
а) закрепить и расширить знания детей о жанровой живописи – натюрморт, пейзаж.
б) формировать умение детей изображать пейзажи через использование в рисунках сдержанной теплой или холодной цветовой гаммы, многоплановой композиции, отражения в воде.
в) познакомить детей со способами нетрадиционного рисования - пластилинография, монотипия пейзажная, цветной грат, рисование песком, мелом.
г) учит детей изображению композиционных узоров дымковской, хохломской, гжельской и Городецкой росписей.
д) помочь детям овладеть навыком рисования цветным песком, мелом.
е) познакомить детей с архитектурой известных зданий города и их архитектурными деталями.
ж) совершенствовать у детей моторику, координацию, плавность, переключаемость и целенаправленность движений;
з) прививать ребятам экологическую культуру, расширять и углублять их знания об окружающем мире.
Воспитывающая:
а) вызвать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость на произведения искусства, желание всматриваться в них, соотносить увиденное с личным опытом.
б) воспитывать интерес к изобразительной деятельности, народному творчеству, художественный вкус, умение видеть прекрасное.
в) создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем, сформировать праздничную культуру.
б) развивать у детей интерес к миру творчества художников-иллюстраторов (Е.М.Рачева и Ю.А.Васнецова).
III. Учебно-тематический план.
Месяц
Тема
Теория
Практика
Сентябрь
Осенние натюрморты.
2ч.
2ч.
Октябрь
Осенние пейзажи.
2ч.
2ч.
Ноябрь
Расписные птицы.
2ч.
2ч.
Декабрь
Русские народные сказки.
2ч.
2ч.
Январь
Зимние пейзажи.
2ч.
2ч.
Февраль
Здания.
2ч.
2ч.
Март
Расписная посуда.
2ч.
2ч.
Апрель
Подводный мир.
2ч.
2ч.
Май
Цветущая весна.
2ч.
2ч.
Итого: 36 часов.
IV. Содержание программы.
Календарно-тематическое планирование
Месяц
Вид занятия
Тема
Цели и задачи
Сентябрь
Ознакомление с правилами безопасности при работе с различными материалами на занятиях.
Опытная деятельность с маслеными красками, пастелью, гелиевыми ручками и др.
Правила пользования материалами и инструментами.
Ознакомление детей с разнообразием средств художественного творчества.
Закрепить с детьми правила техники безопасности и аккуратного обращения с материалом при рисовании. Развивать интерес к художественным опытам. Воспитывать эстетические чувства, самостоятельность, желание творить и получать удовольствие от работы.
Рисование
(2 часа)
«Скатерть-самобранка» (осенний натюрморт)
Закрепить представления о натюрморте. Развивать умение планировать расположение отдельных предметов, дополнять свой рисунок предметами по своему желанию. Продолжать учить работать дружно и аккуратно
Рисование
(1 час)
«Чудесные букеты» (осенний натюрморт)
Учить на основе впечатлений, знаний и умений самостоятельно определять содержание натюрморта, его композицию, цветовую гамму предметов, а также способы изображения в рисунке. Создать радостное настроение.
Октябрь
Рисование
(2 часа)
«Я шагаю по ковру из осенних листьев»
(Осенние пейзажи)
Закрепить умение работать с техникой печатания листьями, по трафарету, набрызгом и тд. Развивать цветовосприятие. Продолжать учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном.
Рисование
(2 часа)
«Мы рисуем осень»
(Осенние пейзажи)
Учить отражать в рисунке впечатления о золотой осени, передавать ее колорит. Закрепить умение рисовать деревья, используя различные цвета красок для стволов, листьев. Совершенствовать свободное экспериментирование.
ноябрь
Рисование
(2 часа)
«Птицы волшебного сада» (Расписные птицы)
Продолжать знакомить с дымковскими игрушками, особенностями их росписи, цветовой гаммой, элементами. Закреплять умение составлять симметричный узор, используя нетрадиционные методы рисования.
Рисование
(2 часа)
«Городецкие птицы»
(Расписные птицы)
Совершенствовать умение рисовать городецких птиц способом трафарета, дополнять их деталями. Учить украшать рисунок цветами и листьями. Развивать ритмичность в исполнении росписи.
декабрь
Рисование
(2 часа)
«Рисуем сказку»
(Русские народные сказки)
Учить передавать в рисунке эпизод из знакомой сказки. Развивать умение рисовать контур изображения простым карандашом, наносить клей равномерно по всему контуру, засыпать контур тонким слоем цветного песка. Использовать все пространство.
Рисование
(2 часа)
«Портрет любимого героя»
Учить рисовать лицо человека, соблюдая необходимые пропорции, соотношение размеров; передавать мимикой нарисованного героя, его характер, настроения.
январь
Рисование
(2 часа)
«Опушка зимнего леса» (Зимние пейзажи)
Продолжать учить детей передавать в рисунке образ зимнего леса, отдельных деревьев. Закрепить приемы тонирования бумаги, рисование деревьев разных пород. Познакомить со способом рисования мелом.
Рисование
(2 часа)
«Зимушка-зима»
Учить детей отражать в пейзаже настроение зимнего леса, совершенствовать навыки рисования различными материалами, красиво располагать изображение на листе бумаги; использовать холодную цветовую гамму в своих рисунках.
февраль
Рисование
(2 часа)
«Мой любимый город» (Здания)
Учить детей передавать в рисунке свои впечатления о своем городе; развивать умение рисовать дома и улицы ночного города
Рисование
(2 часа)
«Лежневская колокольня и храм»
Учить детей создавать при помощи трафаретов композицию строений Лежневской колокольни и храма; дополнять рисунок деталями; передавать красоту храма через сочетание разных красок в рисунке.
март
Рисование
(2 часа)
«Золотая хохлома»
(Расписная посуда)
Учить детей создавать узор с помощью нетрадиционных способов рисования; листья-трафарет или штамп, ягоды- тампон, завитки- кончиком кисти. Развивать чувство ритма, композиции, цветовосприятие.
Рисование
(2 часа)
«Голубая гжель»
Закрепить знания о промысле, колорите, элементах росписи. Учить выбирать узор, кайму для росписи бокала, использовать приемы рисования пастелью. Развивать воображение, цветовосприятне, чувство ритма, композиции. Воспитывать уважение, бережное отношение к предметам искусства.
апрель
Рисование
(2 часа)
«В гостях у Нептуна»
(Подводный мир)
Учить рисовать подводный мир с помощью нетрадиционного способа рисования- цветной граттаж. Закреплять умение тонировать бумагу в разные цвета; придумывать композицию рисунка
Рисование
(2 часа)
«Морские животные»
Расширять представления о море и его обитателях. Учить задумывать композицию рисунка, его содержание. Учить рисовать дельфинов и других обитателей моря восковыми мелками, затем акварелью вливать цвет в цвет для передачи состояния моря.
май
Рисование
(2 часа)
«Вода- зеркало природы»
( цветущая весна)
Учить использовать в весеннем пейзаже многоплановость композиции, отражение в воде. Закрепить умение рисовать по памяти и представлению обнаженные деревья, добиваться выразительности способом монотипии пейзажей.
Рисование
(2 часа)
«Цветущий месяц май»
Учить передавать в рисунке строение веточки сирени, изображать на веточке соцветия собранные в кисти с помощью нетрадиционной техники рисования, передавать их форму и цвет; учить смешивать краски для получения нужного цвета.
Воспитательная работа.
Экскурсии в природу.
Экскурсии в детскую библиотеку, школу искусств.
Поездка в музей.
Поездка в цирк.
Методическая работа.
Посещение педсоветов.
Посещение открытых занятий коллег.
Работа с методической литературой.
Контроль эффективности изобразительных занятий.
Подбор пособий и оборудования.
Методическое обеспечение программы.
Шпикалова Т.Я., Величкина Г.А. «Дымковская игрушка» - рабочая тетрадь по основам народного искусства.
Дорожин Ю.Г. «Городецкая роспись» - рабочая тетрадь по основам народного искусства.
Орлова Л.В. «Хохломская роспись» - рабочая тетрадь по основам народного искусства.
Морозова О.А. «Волшебный пластилин» - рабочая тетрадь по художественному труду.
Дорожин Ю.Г. «Филимоновские свистульки» - рабочая тетрадь по основам народного искусства.
Дорожин Ю.Г. «Акварельные цветы» - обучение детей технике рисования «по-сырому».
Евдокимова М.М. «Волшебные краски», пособие для занятий с детьми по рисованию.
Шпикалова Т.Я. «Волшебный мир народного творчества».
Курочкина Н.А. «Знакомим с натюрмортом» - учебно-наглядное пособие (библиотека программы «Детство»).
Репродукции картин русских художников: В.М.Васнецов, И.Е.Репин».