Просмотр содержимого документа
«Программа логопедического кружка "Говорушка"»
государственное казенное учреждение Самарской области
«Чапаевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
отделение с. Пестравка
УТВЕРЖДАЮ:
Директор
ГКУ СО «Чапаевский СРЦН»
_____________А.А. Трясунова
«___»__________2018 год
Приказ № 65-од от 11.01.2018г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЛОГОПЕДА
«ГОВОРУШкА»
Возраст детей: 4-6 лет
Срок реализации: 6 месяцев
с. Пестравка, 2018 год
Содержание
Стр.
1. Пояснительная записка.
3-4
2. Особенности организация программы. Режим и структура занятий.
5
3.Планируемые результаты освоения детьми дополнительной образовательной программы.
6
4. Содержание программы дополнительного образования детей
7-17
5. Список использованной литературы.
18
Пояснительная записка
Ухудшение в последние годы показателей речевого развития детей дошкольного возраста объясняют следующими причинами:
- слабостью мышц артикуляционного аппарата;
- избирательным нарушением фонематического слуха;
- неблагоприятным речевым окружением;
- недоразвитием речевого дыхания.
Также следует отметить снижение уровня языковой культуры общества в целом. Маленькие дети зачастую слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но и далеко нелитературные выражения. Порой оставляют желать лучшего содержание и речевое оформление программ телевидения. При таком положении вещей ребенок не в состоянии воспринимать языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой речи, правильную постановку речевых звуков.
Главными направлениями профилактической и развивающей работы с детьми с отклонениями в развитии речи выступают: развитие зрительного и слухового восприятия, эмоциональных реакций, общих движений и действий с предметами, понимания речи и предпосылок к активной речи, взаимодействия взрослого и ребенка; нормализация дыхания, мышечного тонуса и работы органов артикуляционного аппарата, кистей и пальцев рук.
При благоприятных условиях воспитания усвоение звуковой системы языка происходит уже к 4 годам (правильное звукопроизношение, становление интонационной стороны речи, умение передать элементарную интонацию вопроса, просьбы, восклицания). Вот почему вводить дошкольников в звуковую систему родного языка необходимо уже с 3-х летнего возраста. Однако в речи многих детей четвертого года жизни отмечаются и другие особенности.
Основная задача развития звуковой культуры речи на данном этапе сводится к вырабатыванию у детей правильного произношения всех звуков родного языка с отчетливым и внятным произношением слов и фраз.
Сложность работы педагога состоит в том, что он занимается с группой и подгруппой детей. Это затрудняет контроль над правильностью произношения звуков. Работу по выработке чёткой артикуляции звуков, по уточнению их произношения в изолированном виде, развитие связной речи поэтому возникла необходимость создания дополнительной программы «Говорушка» для детей от 4 до 7 лет.
Цель программы: развитие звуковой культуры речи у детей 4-7 года через решение следующих задач:
- навыков правильного произношения звуков родного языка с отчётливым и внятным произношением
- формирование навыка слухового и артикуляционного контроля;
- развитие артикуляционного аппарата;
- развитие фонематического слуха;
- формировать умение слышать отдельные звуки в словах;
- развивать слуховое внимание;
- формировать правильно произносить гласные а, о, у, э, и, ы согласные п, б, т, д, к, в,х,м,н и их мягких парных
Работа по программе дополнительного образования ведётся в группе не более 10 детей, у каждого ребёнка есть возможность несколько раз повторить звуковой и речевой материал. К концу обучения по данной программе у детей значительно повышается уровень знаний о звуковой стороне слова, создаются предпосылки к развитию фонематического слуха, происходит усвоение звуковой системы языка: правильное произношение, становление интонационной стороны речи, умение передать элементарную интонацию вопроса, просьбы, восклицания, развивается связная речь.
Курс занятий рассчитан на 6 месяцев. Занятия проводятся 1 раз в неделю в первую половину дня с группой детей, продолжительностью 1 час.
Ожидаемый результат:
- развивается понимание речи, умение вслушиваться в обращённую речь;
- выделять название предметов, действий, признаков, понимать обобщающие понятия;
- понимать и использовать грамматические формы;
- дети осваивают навыки разговорной речи, выражая мысли простыми и сложными предложениями.
- развиваются умения использовать в речи сложные формы предложений, состоящих из главных и придаточных;
- совершенствуется интонационная сторона речи;
- развивается артикуляционный аппарат;
- развивается звуковая культура: темп, дикция, сила голоса;
- формируется фонематическое восприятие и звукопроизношение.
-развивается связная речь
Срок реализации программы кружка – 6 месяцев.
Периодичность занятий: 1 раз в неделю.
Продолжительность занятия:1 час.
Форма проведения занятий: фронтальная.
Содержание программы дополнительного образования детей
№ п/п
Наименование тем
Содержание занятия
1
Знакомство с органами артикуляционного аппарата. Дифференциация неречевых звуков.
-познакомить детей с органами артикуляции
-развитие артикуляционного аппарата
-развитие мелкой моторики
-учить различать неречевые звуки по силе, тембру, высоте
2
Лексическая тема «Осень»
Обучение рассказыванию с помощью опорных картинок
-активизировать и обогащать словарь по теме
-развитие общей моторики
-учить детей отвечать на вопросы и задавать их
-систематизировать знания детей об Осени
3
Развитие слухового восприятия на речевых звуках
-развитие артикуляционного аппарата
-развитие мелкой моторики
-учить различать близкие по звуковому составу слова, состоящие из бездефектных звуков
-развитие фонематического восприятия
4
Лексическая тема «Овощи»
-активизировать и обогащать словарь по теме
-обобщающее понятие
-развитие общей моторики
-учить составлять короткий описательный рассказ с помощью опорных картинок
5
Звук У
-развитие артикуляционного аппарата
-развитие мелкой моторики
-дать характеристику звуку У
-закрепление четкого произношения звука
-определение места звука в слове
-развитие фонематического восприятия
6
Лексическая тема «Фрукты»
Рифмованный рассказ «В саду»
-активизировать и обогащать словарь по теме
-развитие общей моторики
-развитие связной речи
-обобщающие понятие
7
Звук А
-развитие артикуляционного аппарата
-развитие мелкой моторики
-дать характеристику звуку А
-закрепление четкого произношения звука
-определение места звука в слове
-развитие фонематического восприятия
-развитие словесной памяти
8
Лексическая тема «Наши игрушки»
-активизировать и обогащать словарь по теме
-развитие общей моторики
-развитие связной речи
-обобщающие понятие
-развивать умение строить предложения
9
Звуки А-У
-развитие артикуляционного аппарата
-развитие мелкой моторики
-четкое произнесение и сопоставление звуков А-У
-развитие фонематического восприятия
-развитие словесной памяти
10
Лексическая тема «Одежда»
активизировать и обогащать словарь по теме
-развитие общей моторики
-развитие связной речи
-обобщающие понятие
-развитие зрительного внимания
-развивать умение узнавать предмет по описанию и самостоятельно составлять описательный рассказ
11
Звук И
-развитие артикуляционного аппарата
-развитие мелкой моторики
- дать характеристику звуку И
-закрепление четкого произношения звука
-определение места звука в слове
-развитие фонематического восприятия
-развитие словесной памяти
12
Лексическая тема «Посуда»
Заучивание стихотворения «Ложечка»
-активизировать и обогащать словарь по теме
-развитие общей моторики
-развитие связной речи
-обобщающие понятие
-учить красиво с выражением рассазывать стихотворение наизусть
13
Звук Н
-развитие артикуляционного аппарата
-развитие мелкой моторики
- дать характеристику звуку Н
-закрепление четкого произношения звука
-определение места звука в слове
-развитие фонематического восприятия
-развитие словесной памяти
14
Лексическая тема «Домашние животные»
-активизировать и обогащать словарь по теме
-развитие общей моторики
-развитие связной речи
-обобщающие понятие
-развитие графомоторной функции
-развивать словообразование и словоизменение
15
Звук М
-развитие артикуляционного аппарата
-развитие мелкой моторики
- дать характеристику звуку М
-закрепление четкого произношения звука
-определение места звука в слове
-развитие фонематического восприятия
-развитие словесной памяти
16
Лексическая тема «Дикие животные»
-активизировать и обогащать словарь по теме
-развитие общей моторики
-развитие связной речи
-обобщающие понятие
-развитие графомоторной функции
17
Звук П
-развитие артикуляционного аппарата
-развитие мелкой моторики
-четкое произнесение звук П
-закрепление четкого произношения звука
-определение места звука в слове
-развитие фонематического восприятия
-развитие словесной памяти
18
Лексическая тема «Мебель»
-активизировать и обогащать словарь по теме
-развитие общей моторики
-развитие связной речи
-обобщающие понятие
-развитие графомоторной функции
19
Звук Т
-развитие артикуляционного аппарата
-развитие мелкой моторики
- дать характеристику звуку Т
-закрепление четкого произношения звука
-определение места звука в слове
-развитие фонематического восприятия
-развитие словесной памяти,мышления
20
Лексическая тема «Зима»
Составление рассказа по картине
-активизировать и обогащать словарь по теме
-развитие общей моторики
-развитие связной речи
-развитие памяти
-развитие диалогической речи
-развивать умение логически выстраивать свое высказывание
21
Звук К
-развитие артикуляционного аппарата
-развитие дыхания
-развитие мелкой моторики
- дать характеристику звуку К
-закрепление четкого произношения звука
-определение места звука в слове
-развитие фонематического восприятия
-развитие словесной памяти
21
Лексическая тема «Новый Год»
Заучивание стихотворения
-активизировать и обогащать словарь по теме
-развитие общей моторики
-развитие связной речи
-обобщающие понятие
-учить громко, с выражением рассказывать стихотворения
22
Звук К-Т
-развитие артикуляционного аппарата
-развитие дыхания
-развитие мелкой моторики
- четкое произношение и сопоставление звуков К-Т
-развитие фонематического восприятия
-развитие словесной памяти
23
Лексическая тема «Домашние птицы»
«Расскажи о курочке»
-активизировать и обогащать словарь по теме
-развитие общей моторики
-развитие связной речи
-развитие памяти
-развитие пространственного восприятия
24
Звуки П-Т
-развитие артикуляционного аппарата
-развитие дыхания
-развитие мелкой моторики
- четкое произношение и сопоставление звуков П-Т
-развитие фонематического восприятия
-развитие словесной памяти
25
Лексическая тема «Транспорт»
-активизировать и обогащать словарь по теме
-развитие общей моторики
-развитие связной речи
-развитие памяти
-учить определять пространственное расположение предметов
-учить рассказывать о предмете
26
Звуки П-Т-К
-развитие артикуляционного аппарата
-развитие дыхания
-развитие мелкой моторики
-произнесение, хараетеристика, сопоставление
-развитие фонематического восприятия
-развитие словесной памяти
27
Лексическая тема «Профессии»
Пересказ рассказа Я.Тайца «Поезд»
-активизировать и обогащать словарь по теме
-развитие общей моторики
-развитие связной речи
-развитие памяти
-учить пересказывать рассказ
28
Звук Х
-развитие артикуляционного аппарата
-развитие дыхания
-развитие мелкой моторики
-дать характеристику звуку Х
- закрепление четкого произношения звука
-определение места звука в слове
-развитие фонематического восприятия
-развитие словесной памяти
29
Лексическая тема «Дикие животные»
«Зайчонок ищет свою маму»
-активизировать и обогащать словарь по теме
-развитие общей моторики
-развитие связной речи
-закрепление в речи простых предлогов
-развитие диалогической речи(стимулировать речевые реакции, умение отвечать на вопросы)
30
Звуки К-Х
-развитие артикуляционного аппарата
-развитие мелкой моторики
-закрепление произношения и различения звуков К-Х
-развитие фонематического восприятия
-развитие словесной памяти
31
Лексическая тема «Продукты»
«У куклы Маши день рождения»
-активизировать и обогащать словарь по теме
-развитие общей моторики
-развитие связной речи
-учить детей пересказывать рассказ
-обобщающие понятие
32
Звук О
-развитие артикуляционного аппарата
-развитие дыхания
-развитие мелкой моторики
- дать характеристику звуку О
-закрепление четкого произношения звука
-определение места звука в слове
-развитие фонематического восприятия
-развитие словесной памяти
33
Лексическая тема «Семья»
Рассказ по сюжетной картине «Семья»
-активизировать и обогащать словарь по теме
-развитие общей моторики
-развитие связной речи
-учить составлять рассказ по сюжетной картине с помощью плана
34
Звук Хь
-развитие артикуляционного аппарата
-развитие дыхания
-развитие мелкой моторики
- дать характеристику звуку Хь
-закрепление четкого произношения звука
-определение места звука в слове
-развитие фонематического восприятия
-развитие словесной памяти
35
Лексическая тема «Рыбы»
-активизировать и обогащать словарь по теме
-развитие общей моторики
-развитие связной речи
-развитие памяти
-развитие графомоторной фунукции
36
Звук Пь
-развитие артикуляционного аппарата
-развитие мелкой моторики
-характеристика звука Вь
-закрепление четкого произношения звука
-определение места звука в слове
-развитие фонематического восприятия
-развитие словесной памяти
37
Лексическая тема «Весна»
«Ушла Зима-пришла Весна»
-активизировать и обогащать словарь по теме
-развитие общей моторики
-развитие связной речи
-развитие памяти
-учить составлять рассказ с опорой на предметные картинки
38
Звуки Ть
-развитие артикуляционного аппарата
-развитие мелкой моторики
-характеристика звука Ть
-закрепление четкого произношения звука
-определение места звука в слове
-развитие фонематического восприятия
-развитие словесной памяти
39
Лексическая тема «Времена года»
-активизировать и обогащать словарь по теме
-развитие общей моторики
-развитие связной речи
-развитие слухового восприятия
-формирование представлений о смене времен года
40
Звук Кь
-развитие артикуляционного аппарата
-развитие дыхания
-развитие мелкой моторики
- дать характеристику звуку Кь
-закрепление четкого произношения звука
-определение места звука в слове
-развитие фонематического восприятия
-развитие словесной памяти
41
Лексическая тема «Обувь»
«У меня сапоги,а у Вас….»
активизировать и обогащать словарь по теме
-развитие общей моторики
-развитие связной речи
-развитие памяти
-учить правильно употреблять существительные в родительном падеже в уменьшительно-ласкательной форме
42
Звук Ы
развитие артикуляционного аппарата
-развитие дыхания
-развитие мелкой моторики
- дать характеристику звуку Ы
-закрепление четкого произношения звука
-определение места звука в слове
-развитие фонематического восприятия
-развитие зрительного восприятия
43
Лексическая тема «Наш дом»
«Рисуем картину»
активизировать и обогащать словарь по теме
-развитие общей моторики
-развитие связной речи
-учить детей последовательному рассказу о ходе работы
-развитие графомоторной функции
44
Звуки Ы-И
развитие артикуляционного аппарата
-развитие дыхания
-развитие мелкой моторики
-различение звуков Ы-И
-развитие фонематического восприятия
-развитие зрительного восприятия
45
Лексическая тема «Я – человек. Части тела»
«Танечка»
активизировать и обогащать словарь по теме
-развитие общей моторики
-развитие связной речи
-развитие пространственного восприятия
-закрепление названий основных частей тела
-развивать словарь антонимов
46
Звук Ль
развитие артикуляционного аппарата
-развитие дыхания
-развитие мелкой моторики
- дать характеристику звуку Ль
-закрепление четкого произношения звука
-определение места звука в слове
-развитие фонематического восприятия
-развитие зрительного восприятия
47
Лексическая тема «Растения»
Рассказ-сравнение
активизировать и обогащать словарь по теме
-развитие общей моторики
-развитие связной речи
-учить составлять рассказ-сравнение
48
Звуки Ль-Й
развитие артикуляционного аппарата
-развитие дыхания
-развитие мелкой моторики
- четкое произнесение и сопоставление звуков Ль-Й
-развитие фонематического восприятия
-развитие зрительного восприятия
49
Лексическая тема «Насекомые»
Составление Описательного рассказа о пчеле
активизировать и обогащать словарь по теме
-развитие общей моторики
-развитие связной речи
- учить логически последовательно строить высказывание
-закреплять употребление в речи притяжательных прилагательных
50
Звук В
-развитие артикуляционного аппарата
-развитие мелкой моторики
-четкое произнесение звука В
-закрепление четкого произношения звука
-определение места звука в слове
-развитие фонематического восприятия
-развитие словесной памяти
51
Лексическая тема «Лето»
активизировать и обогащать словарь по теме
-развитие общей моторики
-развитие логического мышления и связной речи
-развивать словарь синонимов
52
Звук Ф
-развитие артикуляционного аппарата
-развитие мелкой моторики
-Характеристика звука Ф
-четкое произнесение звука
-развитие фонематического восприятия
-развитие словесной памяти
Используемая литература:
1. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет (конспекты фронтальных занятий). М. 2014.
2. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Альбом упражнений по обучению грамоте детей старшей логогруппы 1 и 2 часть. М. 2014.
3. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. СПб. 2010.
4.Картотека пальчиковых игр
5.Е.М. Косинова Е.М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. «Эксмо» 2007
6.В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко, М.И.Кременецкая. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. «Детство Пресс» 2012
7.Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. СПб., 2005.
8.Суборова Т.А. Дыхательные упражнения в игровой форме. // Логопед. 2010, №2.
9.Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб.1998.
10.Нищева Н.В. рабочие тетради для старшего дошкольного возраста
11. Нищева Н.В. Подгрупповые логопедические занятия в старшей группе детского сада для детей с ОНР СПб.,Детство –Пресс,2008