kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа логопедического кружка "Говорушка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа для детей дошкольного возраста по обогащению активного словаря.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа логопедического кружка "Говорушка"»

государственное казенное учреждение Самарской области

«Чапаевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

отделение с. Пестравка


УТВЕРЖДАЮ:

Директор

ГКУ СО «Чапаевский СРЦН»

_____________А.А. Трясунова

«___»__________2018 год

Приказ № 65-од от 11.01.2018г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЛОГОПЕДА

«ГОВОРУШкА»

Возраст детей: 4-6 лет

Срок реализации: 6 месяцев























с. Пестравка, 2018 год



Содержание

Стр.

1. Пояснительная записка.

3-4

2. Особенности организация программы. Режим и структура занятий.

5

3.Планируемые результаты освоения детьми дополнительной образовательной программы.

6

4. Содержание программы дополнительного образования детей

7-17

5. Список использованной литературы.

18
























Пояснительная записка

Ухудшение в последние годы показателей речевого развития детей дошкольного возраста объясняют следующими причинами:

- слабостью мышц артикуляционного аппарата;

- избирательным нарушением фонематического слуха;

- неблагоприятным речевым окружением;

- недоразвитием речевого дыхания.

Также следует отметить снижение уровня языковой культуры общества в целом. Маленькие дети зачастую слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но и далеко нелитературные выражения. Порой оставляют желать лучшего содержание и речевое оформление программ телевидения. При таком положении вещей ребенок не в состоянии воспринимать языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой речи, правильную постановку речевых звуков.

Главными направлениями профилактической и развивающей работы с детьми с отклонениями в развитии речи выступают: развитие зрительного и слухового восприятия, эмоциональных реакций, общих движений и действий с предметами, понимания речи и предпосылок к активной речи, взаимодействия взрослого и ребенка; нормализация дыхания, мышечного тонуса и работы органов артикуляционного аппарата, кистей и пальцев рук.

При благоприятных условиях воспитания усвоение звуко­вой системы языка происходит уже к 4 годам (правильное звукопроизношение, становление интонационной стороны речи, умение передать элементарную интонацию вопроса, просьбы, воскли­цания). Вот почему вводить дошкольников в звуковую систему родного языка необходимо уже с 3-х летнего возраста. Однако в речи многих детей четвертого года жизни отмечаются и другие особенности.

Основная задача развития звуковой культуры речи на дан­ном этапе сводится к вырабатыванию у детей правильного про­изношения всех звуков родного языка с отчетливым и внятным произношением слов и фраз.

Сложность работы педагога состоит в том, что он занимается с группой и подгруппой детей. Это затрудняет контроль над правильностью произношения звуков. Работу по выработке чёткой артикуляции звуков, по уточнению их произношения в изолированном виде, развитие связной речи поэтому возникла необходимость создания дополнительной программы «Говорушка» для детей от 4 до 7 лет.



























Цель программы: развитие звуковой культуры речи у детей 4-7 года через решение следующих задач:

- навыков правильного произношения звуков родного языка с отчётливым и внятным произношением

- формирование навыка слухового и артикуляционного контроля;

- развитие артикуляционного аппарата;

- развитие фонематического слуха;

- формировать умение слышать отдельные звуки в словах;

- развивать слуховое внимание;

- формировать правильно произносить гласные а, о, у, э, и, ы согласные п, б, т, д, к, в,х,м,н и их мягких парных

- развитие мелкой и общей моторики

- совершенствование фоне­матического слуха, дикции, памяти.

-развитие связной речи

-развитие словаря


Работа по программе дополнительного образования ведётся в группе не более 10 детей, у каждого ребёнка есть возможность несколько раз повторить звуковой и речевой материал. К концу обучения по данной программе у детей значи­тельно повышается уровень знаний о звуковой стороне слова, создаются предпосылки к развитию фонематического слуха, происходит усвоение звуковой системы языка: правильное произношение, становление интонационной стороны речи, умение передать элементарную интонацию вопроса, просьбы, восклицания, развивается связная речь.

Курс занятий рассчитан на 6 месяцев. Занятия проводятся 1 раз в неделю в первую половину дня с группой детей, продолжительностью 1 час.





Ожидаемый результат:

- развивается понимание речи, умение вслушиваться в обращённую речь;

- выделять название предметов, действий, признаков, понимать обобщающие понятия;

- понимать и использовать грамматические формы;

- дети осваивают навыки разговорной речи, выражая мысли простыми и сложными предложениями.

- развиваются умения использовать в речи сложные формы предложений, состоящих из главных и придаточных;

- совершенствуется интонационная сторона речи;

- развивается артикуляционный аппарат;

- развивается звуковая культура: темп, дикция, сила голоса;

- формируется фонематическое восприятие и звукопроизношение.

-развивается связная речь

Срок реализации программы кружка – 6 месяцев.

Периодичность занятий1 раз в неделю.

Продолжительность занятия: 1 час.

Форма проведения занятий: фронтальная.














Содержание программы дополнительного образования детей

№ п/п

Наименование тем

Содержание занятия

1

Знакомство с органами артикуляционного аппарата. Дифференциация неречевых звуков.



-познакомить детей с органами артикуляции

-развитие артикуляционного аппарата

-развитие мелкой моторики

-учить различать неречевые звуки по силе, тембру, высоте


2

Лексическая тема «Осень»

Обучение рассказыванию с помощью опорных картинок


-активизировать и обогащать словарь по теме

-развитие общей моторики

-учить детей отвечать на вопросы и задавать их

-систематизировать знания детей об Осени

3

Развитие слухового восприятия на речевых звуках

-развитие артикуляционного аппарата

-развитие мелкой моторики

-учить различать близкие по звуковому составу слова, состоящие из бездефектных звуков

-развитие фонематического восприятия

4

Лексическая тема «Овощи»



-активизировать и обогащать словарь по теме

-обобщающее понятие

-развитие общей моторики

-учить составлять короткий описательный рассказ с помощью опорных картинок

5

Звук У

-развитие артикуляционного аппарата

-развитие мелкой моторики

-дать характеристику звуку У

-закрепление четкого произношения звука

-определение места звука в слове

-развитие фонематического восприятия

6

Лексическая тема «Фрукты»

Рифмованный рассказ «В саду»

-активизировать и обогащать словарь по теме

-развитие общей моторики

-развитие связной речи

-обобщающие понятие

7

Звук А

-развитие артикуляционного аппарата

-развитие мелкой моторики

-дать характеристику звуку А

-закрепление четкого произношения звука

-определение места звука в слове

-развитие фонематического восприятия

-развитие словесной памяти

8

Лексическая тема «Наши игрушки»



-активизировать и обогащать словарь по теме

-развитие общей моторики

-развитие связной речи

-обобщающие понятие

-развивать умение строить предложения

9

Звуки А-У

-развитие артикуляционного аппарата

-развитие мелкой моторики

-четкое произнесение и сопоставление звуков А-У

-развитие фонематического восприятия

-развитие словесной памяти

10

Лексическая тема «Одежда»



активизировать и обогащать словарь по теме

-развитие общей моторики

-развитие связной речи

-обобщающие понятие

-развитие зрительного внимания

-развивать умение узнавать предмет по описанию и самостоятельно составлять описательный рассказ

11

Звук И

-развитие артикуляционного аппарата

-развитие мелкой моторики

- дать характеристику звуку И

-закрепление четкого произношения звука

-определение места звука в слове

-развитие фонематического восприятия

-развитие словесной памяти

12

Лексическая тема «Посуда»

Заучивание стихотворения «Ложечка»



-активизировать и обогащать словарь по теме

-развитие общей моторики

-развитие связной речи

-обобщающие понятие

-учить красиво с выражением рассазывать стихотворение наизусть


13

Звук Н

-развитие артикуляционного аппарата

-развитие мелкой моторики

- дать характеристику звуку Н

-закрепление четкого произношения звука

-определение места звука в слове

-развитие фонематического восприятия

-развитие словесной памяти

14


Лексическая тема «Домашние животные»


-активизировать и обогащать словарь по теме

-развитие общей моторики

-развитие связной речи

-обобщающие понятие

-развитие графомоторной функции

-развивать словообразование и словоизменение


15

Звук М

-развитие артикуляционного аппарата

-развитие мелкой моторики

- дать характеристику звуку М

-закрепление четкого произношения звука

-определение места звука в слове

-развитие фонематического восприятия

-развитие словесной памяти

16

Лексическая тема «Дикие животные»

-активизировать и обогащать словарь по теме

-развитие общей моторики

-развитие связной речи

-обобщающие понятие

-развитие графомоторной функции


17

Звук П

-развитие артикуляционного аппарата

-развитие мелкой моторики

-четкое произнесение звук П

-закрепление четкого произношения звука

-определение места звука в слове

-развитие фонематического восприятия

-развитие словесной памяти

18


Лексическая тема «Мебель»


-активизировать и обогащать словарь по теме

-развитие общей моторики

-развитие связной речи

-обобщающие понятие

-развитие графомоторной функции


19


Звук Т


-развитие артикуляционного аппарата

-развитие мелкой моторики

- дать характеристику звуку Т

-закрепление четкого произношения звука

-определение места звука в слове

-развитие фонематического восприятия

-развитие словесной памяти,мышления

20

Лексическая тема «Зима»

Составление рассказа по картине


-активизировать и обогащать словарь по теме

-развитие общей моторики

-развитие связной речи

-развитие памяти

-развитие диалогической речи

-развивать умение логически выстраивать свое высказывание


21

Звук К

-развитие артикуляционного аппарата

-развитие дыхания

-развитие мелкой моторики

- дать характеристику звуку К

-закрепление четкого произношения звука

-определение места звука в слове

-развитие фонематического восприятия

-развитие словесной памяти

21

Лексическая тема «Новый Год»

Заучивание стихотворения


-активизировать и обогащать словарь по теме

-развитие общей моторики

-развитие связной речи

-обобщающие понятие

-учить громко, с выражением рассказывать стихотворения


22

Звук К-Т

-развитие артикуляционного аппарата

-развитие дыхания

-развитие мелкой моторики

- четкое произношение и сопоставление звуков К-Т

-развитие фонематического восприятия

-развитие словесной памяти

23

Лексическая тема «Домашние птицы»

«Расскажи о курочке»


-активизировать и обогащать словарь по теме

-развитие общей моторики

-развитие связной речи

-развитие памяти

-развитие пространственного восприятия


24


Звуки П-Т


-развитие артикуляционного аппарата

-развитие дыхания

-развитие мелкой моторики

- четкое произношение и сопоставление звуков П-Т

-развитие фонематического восприятия

-развитие словесной памяти

25

Лексическая тема «Транспорт»

-активизировать и обогащать словарь по теме

-развитие общей моторики

-развитие связной речи

-развитие памяти

-учить определять пространственное расположение предметов

-учить рассказывать о предмете


26

Звуки П-Т-К

-развитие артикуляционного аппарата

-развитие дыхания

-развитие мелкой моторики

-произнесение, хараетеристика, сопоставление

-развитие фонематического восприятия

-развитие словесной памяти


27


Лексическая тема «Профессии»

Пересказ рассказа Я.Тайца «Поезд»

-активизировать и обогащать словарь по теме

-развитие общей моторики

-развитие связной речи

-развитие памяти

-учить пересказывать рассказ


28


Звук Х


-развитие артикуляционного аппарата

-развитие дыхания

-развитие мелкой моторики

-дать характеристику звуку Х

- закрепление четкого произношения звука

-определение места звука в слове

-развитие фонематического восприятия

-развитие словесной памяти


29


Лексическая тема «Дикие животные»

«Зайчонок ищет свою маму»

-активизировать и обогащать словарь по теме

-развитие общей моторики

-развитие связной речи

-закрепление в речи простых предлогов

-развитие диалогической речи(стимулировать речевые реакции, умение отвечать на вопросы)


30

Звуки К-Х

-развитие артикуляционного аппарата

-развитие мелкой моторики

-закрепление произношения и различения звуков К-Х

-развитие фонематического восприятия

-развитие словесной памяти

31

Лексическая тема «Продукты»

«У куклы Маши день рождения»


-активизировать и обогащать словарь по теме

-развитие общей моторики

-развитие связной речи

-учить детей пересказывать рассказ

-обобщающие понятие


32

Звук О

-развитие артикуляционного аппарата

-развитие дыхания

-развитие мелкой моторики

- дать характеристику звуку О

-закрепление четкого произношения звука

-определение места звука в слове

-развитие фонематического восприятия

-развитие словесной памяти


33

Лексическая тема «Семья»

Рассказ по сюжетной картине «Семья»


-активизировать и обогащать словарь по теме

-развитие общей моторики

-развитие связной речи

-учить составлять рассказ по сюжетной картине с помощью плана


34

Звук Хь

-развитие артикуляционного аппарата

-развитие дыхания

-развитие мелкой моторики

- дать характеристику звуку Хь

-закрепление четкого произношения звука

-определение места звука в слове

-развитие фонематического восприятия

-развитие словесной памяти


35

Лексическая тема «Рыбы»

-активизировать и обогащать словарь по теме

-развитие общей моторики

-развитие связной речи

-развитие памяти

-развитие графомоторной фунукции


36

Звук Пь

-развитие артикуляционного аппарата

-развитие мелкой моторики

-характеристика звука Вь

-закрепление четкого произношения звука

-определение места звука в слове


-развитие фонематического восприятия

-развитие словесной памяти

37

Лексическая тема «Весна»

«Ушла Зима-пришла Весна»


-активизировать и обогащать словарь по теме

-развитие общей моторики

-развитие связной речи

-развитие памяти

-учить составлять рассказ с опорой на предметные картинки


38

Звуки Ть

-развитие артикуляционного аппарата

-развитие мелкой моторики

-характеристика звука Ть

-закрепление четкого произношения звука

-определение места звука в слове

-развитие фонематического восприятия

-развитие словесной памяти

39


Лексическая тема «Времена года»


-активизировать и обогащать словарь по теме

-развитие общей моторики

-развитие связной речи

-развитие слухового восприятия

-формирование представлений о смене времен года


40


Звук Кь


-развитие артикуляционного аппарата

-развитие дыхания

-развитие мелкой моторики

- дать характеристику звуку Кь

-закрепление четкого произношения звука

-определение места звука в слове

-развитие фонематического восприятия

-развитие словесной памяти


41


Лексическая тема «Обувь»

«У меня сапоги,а у Вас….»

активизировать и обогащать словарь по теме

-развитие общей моторики

-развитие связной речи

-развитие памяти

-учить правильно употреблять существительные в родительном падеже в уменьшительно-ласкательной форме


42

Звук Ы

развитие артикуляционного аппарата

-развитие дыхания

-развитие мелкой моторики

- дать характеристику звуку Ы

-закрепление четкого произношения звука

-определение места звука в слове

-развитие фонематического восприятия

-развитие зрительного восприятия


43

Лексическая тема «Наш дом»

«Рисуем картину»


активизировать и обогащать словарь по теме

-развитие общей моторики

-развитие связной речи

-учить детей последовательному рассказу о ходе работы

-развитие графомоторной функции


44


Звуки Ы-И


развитие артикуляционного аппарата

-развитие дыхания

-развитие мелкой моторики

-различение звуков Ы-И

-развитие фонематического восприятия

-развитие зрительного восприятия


45

Лексическая тема «Я – человек. Части тела»

«Танечка»


активизировать и обогащать словарь по теме

-развитие общей моторики

-развитие связной речи

-развитие пространственного восприятия

-закрепление названий основных частей тела

-развивать словарь антонимов


46


Звук Ль


развитие артикуляционного аппарата

-развитие дыхания

-развитие мелкой моторики

- дать характеристику звуку Ль

-закрепление четкого произношения звука

-определение места звука в слове

-развитие фонематического восприятия

-развитие зрительного восприятия


47


Лексическая тема «Растения»

Рассказ-сравнение

активизировать и обогащать словарь по теме

-развитие общей моторики

-развитие связной речи

-учить составлять рассказ-сравнение


48


Звуки Ль-Й


развитие артикуляционного аппарата

-развитие дыхания

-развитие мелкой моторики

- четкое произнесение и сопоставление звуков Ль-Й

-развитие фонематического восприятия

-развитие зрительного восприятия


49


Лексическая тема «Насекомые»

Составление Описательного рассказа о пчеле

активизировать и обогащать словарь по теме

-развитие общей моторики

-развитие связной речи

- учить логически последовательно строить высказывание

-закреплять употребление в речи притяжательных прилагательных

50

Звук В

-развитие артикуляционного аппарата

-развитие мелкой моторики

-четкое произнесение звука В

-закрепление четкого произношения звука

-определение места звука в слове

-развитие фонематического восприятия

-развитие словесной памяти

51


Лексическая тема «Лето»


активизировать и обогащать словарь по теме

-развитие общей моторики

-развитие логического мышления и связной речи

-развивать словарь синонимов

52

Звук Ф

-развитие артикуляционного аппарата

-развитие мелкой моторики

-Характеристика звука Ф

-четкое произнесение звука

-развитие фонематического восприятия

-развитие словесной памяти



Используемая литература:

1.​ Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет (конспекты фронтальных занятий). М. 2014.

2.​ Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Альбом упражнений по обучению грамоте детей старшей логогруппы 1 и 2 часть. М. 2014.

3.​ Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. СПб. 2010.

4.Картотека пальчиковых игр

5.Е.М. Косинова Е.М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. «Эксмо» 2007

6.В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко, М.И.Кременецкая. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. «Детство Пресс» 2012


7.Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. СПб., 2005.

8.Суборова Т.А. Дыхательные упражнения в игровой форме. // Логопед. 2010, №2.

9.Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб.1998.

10.Нищева Н.В. рабочие тетради для старшего дошкольного возраста

11. Нищева Н.В. Подгрупповые логопедические занятия в старшей группе детского сада для детей с ОНР СПб.,Детство –Пресс,2008









16



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Программа логопедического кружка "Говорушка"

Автор: Коптева Наталья Александровна

Дата: 17.01.2019

Номер свидетельства: 495798


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства