kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект : «Формирование художественно-эстетических навыков и умений у детей дошкольного возраста через продуктивную деятельность »

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогический проект:

«Формирование художественно-эстетических навыков и умений у детей дошкольного возраста через продуктивную деятельность »

Тип проекта: образовательный, творческий

По содержанию – детское творчество.

Участники проекта: педагогический персонал, дети, посещающие ДОУ, родители воспитанников;

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект : «Формирование художественно-эстетических навыков и умений у детей дошкольного возраста через продуктивную деятельность »»



муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад

№ 388 Красноармейского района






Педагогический проект:


«Формирование художественно-эстетических навыков и умений у детей дошкольного возраста через продуктивную деятельность »



Тип проекта: образовательный, творческий

По содержанию – детское творчество.

Участники проекта: педагогический персонал, дети, посещающие ДОУ, родители воспитанников;





Сроки реализации проекта: 12 месяцев (долгосрочный)










Авторы проекта : Еременко Л.П.



Волгоград 2017





Цель:

Формирование у дошкольников художественного творчества и активизации творческого потенциала через нетрадиционные техники рисования

Задачи:

  1. Выявление уровня художественных способностей в художественном творчестве детей.

  2. Разработка и внедрение программы в практику работы детского сада способствующей развитию художественно-творческих способностей у дошкольников;

  3. Создание развивающей среды на основе различных видов искусства, предметного окружения.

  4. Привлечение родителей к сотрудничеству в развитии творчества детей.

  5. Развитие у дошкольников творческих способностей, через нетрадиционные техники .

Содержание проекта

  • Направление деятельности и её этапы

  • Задачи

Содержание и форма проекта

I этап – информационно-аналитическое обеспечение проекта

Задачи:

  1. Сбор и анализ информации

  2. Анализ, совершенствование материально-технической базы

  1. Подбор и изучение литературы по вопросам проектной деятельности.

  2. Изучение передового педагогического опыта работы по развитию художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

  3. Консультирование с старшим воспитателем

  4. Подбор методов педагогической диагностики воспитанников, родителей.

  5. Анализ результатов педагогической диагностики.

  6. Организация в группе творческой мастерской (оснащение различными художественными материалами).

II этап – методическое обеспечение проекта

Задача: Оптимизация проектирования воспитательно-образовательного процесса

  1. Составить перспективный тематический план по развитию у детей старшего дошкольного возраста художественно-творческих умений.

  2. Согласно задачам и содержанию определить формы организации: традиционные и нетрадиционные.

  3. Подобрать согласно задачам дидактические игры, игровые упражнения, тренинги и оформить их в виде картотек.

  4. Отобрать литературный материал и оформить его в виде картотеки «Литературная радуга».

  5. Составить словарь терминов.

III этап – работа с детьми

Задачи:

  1. Развитие художественно-творческих и речевых способностей детей через продуктивные виды деятельности.

  2. Совершенствование у детей технических навыков в изобразительной деятельности.

  3. Развитие у детей таких качеств, как самостоятельность, инициативность, творческая активность; снижение напряженности, скованности, закомплексованности.

  1. Проведение педагогической диагностики через наблюдения, игру.

  2. Разработка и реализация циклов игр-занятий в рамках проектной деятельности

  3. Формы организации детской деятельности: 
    а) традиционные (игры-занятия, развлечения, самостоятельная, совместнаяи художественно-творческая и речевая деятельность); 
    б) нетрадиционные (детско-взрослые проекты)

  4. Методические приемы:

а) организация творческих выставок, совместных экспозиций, выпуск фотоколлажей и др.;
б) обсуждение и обыгрывание выставочных экспозиций;
г) чтение художественной литературы, заучивание.

IV этап – работа с родителями

Задачи:

  1. Поиск путей развития и сотрудничества.

  2. Повышение уровня самообразования:

    • взаимообогащение и нахождение общих интересов;

    • повышение творческого потенциала.

  1. Вовлечение родителей в проектную деятельность.

  1. Подготовка консультативного материала для родителей.

  2. Оформление ширм-фотоколлажей с привлечением родителей.

  3. Участие родителей в оформлении группового помещения.

  4. Участие родителей в мероприятиях в рамках проекта.

V этап – подготовка к презентации и презентация проекта

Задача: демонстрация опыта работы

  1. Обобщить опыт работы и оформить в виде папки. Материал представить в методический кабинет ДОУ.

  2. Презентация профессиональной деятельности через представление образовательного проекта.

Ожидаемый результат проектной деятельности:

  • для педагога:

    • повышение уровня педагогической компетентности; профессиональный рост;

    • удовлетворенность работой;

    • систематизация и повышение качества работы с детьми речевой группы по развитию художественно-творческих и речевых способностей через различные виды продуктивной деятельности.

  • для детей:

    • развитие детского творчества в изобразительной деятельности; воспитание эстетического восприятия детей; повышение уровня речевой культуры;

    • способность к речевому планированию (активизация планирующей функции речи);

    • приобщение к миру искусства;

    • развитие способности к освоению и преобразованию окружающего культурного пространства;

    • совершенствование ручной моторики; воспитание интереса и совершенствование устойчивых технических навыков в рисовании, аппликации, лепке;

    • развитие «чувства инициативы»;

    • умение работать в группе активно, сообща;

    • умение самостоятельно искать нужное решение;

    • умение выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;

    • умение самостоятельно анализировать полученные результаты и делать выводы;

    • способность осуществлять практическое моделирование и экспериментирование;

    • способность к эстетической оценке своих работ и работ других детей;

    • навыки коммуникативного общения;

    • обогащение эмоциональной сферы; формирование ярких положительных эмоций у детей в процессе их творческого взаимодействия и художественно-деятельного общения со взрослыми.

  • для родителей:

    • осознанное отношение к художественно-творческому процессу детей;

    • бережное отношение к продуктам детского творчества;

-партнерские отношения родителей и педагогов в совместной деятельности.



























Реализация Проекта


  1. Создание развивающей среды на основе различных видов искусства, предметного окружения.

Для рисования необходимы разнообразные художественные материалы, от качества которых в известной мере зависят результаты обучения детей.

Необходимые изобразительные материалы:

Акварельные краски, гуашь, карандаши, фломастеры, мелки, свечи восковые, вату, кисточки разных размеров, клеевые щетки, кусочки поролона, детские ножницы с тупыми концами, ткани, природный материал, копировальную бумагу различных цветов, остатки шерстяных или полушерстяных ниток, сюжетные открытки, клей, бумагу цветную, картон, красивой формы гладкие камушки, ракушки, кусочки разнообразных тканей.


  1. Реализация Проекта через реализацию изобразительной деятельности

1 этап - На занятиях по рисованию познакомить детей с техникой монотипии, сухого тычка, тиснения, тычкования, оттиска печатками, рисования пальчиками, рисования ладошкой, черно - белого граттажа.

Учить комбинировать различные ранее освоенные элементы в новых сочетаниях. Учить использовать в рисовании различные материалы: ватные палочки, трубочки для коктейля, нити, сухие листья, мятую бумагу, поролон,


2 этап – Учить создавать выразительные образы животных, птиц, людей, используя различные техники и материалы.

Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материа­лами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

3 этап – Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материа­лами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Развивать умение выбирать самостоятельно технику.


Выполнение проекта:


Сентябрь


Тема занятий

Нетрадиционная

техника

Программное содержание

Оборудование

1



Летний луг.

Восковые мелки,

Акварель.

Учить использовать нетрадиционные приемы при создании рисунка.

Учить по- разному использовать технику рисования мелками

Бумага ф.А4, поролон, восковые мелки, акварель.

2

Укрась вазу для цветов.

Печать (печатками, по трафарету).

Закрепить умение составлять простые узоры, используя технику печатания и технику «старая форма – новое содержание» для рисования формы вазы.

Развивать чувство композиции

Предметы круглой и овальной формы (например, поднос, блюдце), печатки и трафареты, простой карандаш, поролоновые тампоны, гуашь в мисочках

3

Бабочки, которых я видел летом

Монотипия, обведе­ние ладошки и

кула­ка.

Познакомить детей с техникой монотипии. Закрепить умение использовать технику «старая форма — новое содержание» (ла­дошка с сомкнутыми пальцами — боль­шое крыло, кулачок — маленькое). Позна­комить детей с симметрией (на примере бабочки). Развивать пространственное мышление.

Силуэты симметричных и несимметричных предметов в иллюстрации бабочек, лист бумаги, белый квадрат, гу­ашь, кисть, простой каран­даш.

4

Ветка ряби­ны

(с нату­ры).

См. приложение

Рисование пальчи­ками.

Учить анализировать натуру, выделять ее признаки и особенности.

Закрепить уме­ние рисовать пальчиками,

прием приманивания

(для листьев).

Развивать чувство композиции.


Лист формата А4, ветка рябины, гуашь

(в том числе оранжевая и алая) в мисоч­ках, кисти.

Октябрь

1

Осенние листья.


Тиснение.

Познакомить с техникой тиснения. Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать тиснение на них. По желанию рисовать на общем листе пейзаж осени (без листьев).

Шаблоны листьев разной формы, материал

для тиснения (предметы с различной фактурой), ват­ман, гуашь, кисти.

2

Осенний

Пейзаж.

Тычкование.

Учить использовать в рисовании

жесткие кисти для изображения крон деревьев, разных животных. Развивать чувство композиции.

Ватные палочки, краски, жесткие кисти.

3

Астры или

георгины в вазе

(с нату­ры).

Пастельные мелки.

Учить анализировать натуру, выделяя ее особенности (форму вазы, вид и величину цветов, форму лепестков) натюрморт.

Букет осенних цветов, листы бумаги цветные,

пастельные мелки.

4


По замыслу.

Различные.

Совершенствовать умения и навыки в сво­бодном экспериментировании с материа­лами, необходимыми для работы в нетра­диционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятель­но технику и тему

Все имеющиеся в наличии.

5

Я шагаю по ковру из осенних листьев.

Печатание листьями, печать или набрызг по трафарету.

Познакомить с техникой печатания ли­стьями.

Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Разви­вать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати.

Листы формата A3 черного цвета, опавшие листья, гу­ашь, кисти, поролоновые тампоны, трафареты.

Ноябрь

1

Я люблю пушистое,

я люблю ко­лючее.

Тычок жесткой ки­стью, оттиск ском­канной бумагой, поролоном.

Упражнять в умении детей в различных изобразительных техниках.

Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции.

Тонированная или белая бумага, жесткая кисть, гуашь (для графики — только чер­ная), скомканная бумага, поролоновые тампоны, эскизы, фотографии, иллюстрации.

2

Первый снег.

Монотипия. Рисо­вание пальчиками.

Учить рисовать дерево без листьев в технике монотипии, сравнивать способ его изображения листьями. Закрепить умение изображать снег, используя ри­сование пальчиками.

Лист формата А4 темно-голубого, темно-серого, фиолетового цветов, черная гуашь или тушь, белая гуашь в мисочках, салфетки.

3

Натюрморт из овощей

«Что нам осень пода­рила?»

(с натуры).


Закрепить умение составлять натюрморт, анализировать его составляющие и их расположение, упражнять в рисовании пастелью торцом мелка и всей его поверх­ностью. Развивать чувство композиции

Овощи или муляжи, бумага темного цвета, пастель, эски­зы и картины (репродукции) с изображением натюрморта.

4

Заиндевелое

Дерево.


Развивать умение самостоятельно пользоваться знакомыми приемами нетрадиционных техник.

Развивать чувство композиции и цвета.

Восковые мелки, акварель, черная и цветная тушь, листы бумаги (20x20 см).

Декабрь

1

Животные, которых я сам приду­мал.

Все знакомые техники.

Развивать умение самостоятельно пользоваться знакомыми приемами нетрадиционных техник.

Развивать чувство композиции и цвета.

Восковые мелки, акварель, черная и цветная тушь, листы бумаги, гуашь или фломастеры.

2

Елочка нарядная.

Тычкование,

печатание, ватные палочки.

Упражнять в умении пользоваться техникой тычкования, украшать силуэт елочки, используя ватные палочки.

Краски, ватные палочки, жесткие кисти, печатки различных форм.

3

Мои люби­мые снежин­ки (декора­тивные).


Учить украшать тарелочки и подносы узо­ром из снежинок различной формы и раз­мера. Упражнять в рисовании концом кис­ти.

Закрепить умение смешивать в мисоч­ке белую гуашь с синей, фиолетовой.

Раз­вивать воображение, чувство композиции

Тарелочки и подносы, выре­занные из черной бумаги, белая, синяя, фиолетовая гуашь, иллюстрации, эскизы.

4

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в сво­бодном экспериментировании с различ­ными материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему.

Все имеющиеся в наличии.

Январь

1

Я в волшеб­ном еловом лесу.

Печать пороло­ном по трафарету.

Совершенствовать умение в художествен­ных техниках печатания и рисования паль­чиками.

Развивать цветовое восприятие, чувство ритма.

Палочка для процара­пывания, черная тушь, уголь, кисти, поролоновые тампо­ны, иллюстрации, эскизы.

2

Филин.

Тычок полусухой жесткой кистью.

Совершенствовать умения и навыки в сво­бодном экспериментировании с материа­лами, необходимыми для работы в нетра­диционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятель­но технику и тему.

Бумага формата A3, уголь, жесткая и мягкая кисти, чер­ная гуашь, иллюстрации, эскизы, рисунки детей за прошлые годы.

3

4


Пингвины на льдинах

2-а заня­тия


Учить изображать снег, лед и полярную ночь, используя гуашь различных цветов, смешивая ее прямо на бумаге.

Упражнять в аккуратном закрашивании всей поверхности листа. Закреплять умение выбирать самостоятель­но технику и тему.

Белый лист формата A3, гуашь, кисти, салфетки, эскизы, иллюстрации.

Февраль

1

Конспекты занятий по конструированию в старшей группе

См.приложение









Март

1

Мини- Проект непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми средней группы, выстроенный с учетом принципа интеграции образовательных областей « Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Социализация» на тему « Открытка для любимой мамочки».

См.приложение


Печать по трафаре­ту, рисование паль­чиками.

Учить украшать цветами и рисовать паль­чиками открытку для мамы.

Закрепить умение пользоваться знакомыми техника­ми для создания однотипных изображе­ний. Учить располагать изображения на листе по-разному. ладошками

Лист формата A3, согнутый пополам, гуашь в мисочках, зеленая гуашь в банке, кисти, трафарегы цветов, пороло­новые тампоны, салфетки, иллюстрации, открытки.

2

По замыслу.

Различные.

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании

с материа­лами,

необходимыми для работы в нетра­диционных изобразительных техниках.

Закрепить умение выбирать самостоятель­но технику и тему.

Все имеющиеся в наличии.

3

Подснежники

для моей мамы.

Акварель + восковой мелок.

Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращая особое внимание на склоненную головку цветов.

Учить с по­мощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие.

Акварель, восковые мелки, иллюстрации, эскизы.

4







Фрукты на блюде

(с натуры).







Мелки

акварельные.

Продолжать учить составлять натюр­морт из фруктов, определять форму, величину, цвет и расположение различ­ных частей, отображать эти признаки.

Упражнять в аккуратном за­крашивании акварельными мелками фрук­тов, создании созвучного тона с помо­щью акварели.

Фрукты или муляжи, тарел­ка (блюдо), бумага формата

А4, акварельные мелки пастель, кисти, эскизы.

Апрель

1

Моя воспитательница.

Сангина,

угольный карандаш.

Продолжать учить пользоваться различными графическими средствами (линия, пятно, штрих) для создания выразитель­ного образа человека.

Закрепить умение передавать настроение человека в ри­сунке. Упражнять в рисовании сангиной, угольным карандашом.

Бумага различного формата, сангина,

угольный карандаш, эскизы.

2

Звездное небо.

Набрызг, печать поролоном по тра­фарету.

Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету.

Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помо­щью данных техник.

Бумага формата A3, кисти, гуашь, трафареты, поролоно­вый тампон, жесткая кисть и картонка для набрызга, эски­зы, иллюстрации.

3

Чудесный букет.

Монотипия.


Закрепить знание детей о симметричных и несимметричных предметах, навыки рисо­вания гуашью. Учить изображать букет в технике монотипии.

Бумага формата А4, A3, гу­ашь, кисти, иллюстрации, эскизы, рисунки детей за прошлые годы.

4

По замыслу.

Различные.

Совершенствовать умения и навыки в сво­бодном экспериментировании с материа­лами, необходимыми для работы в нетра­диционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятель­но технику и тему.

Все имеющиеся в наличии

Май

1

Мое любимое дерево.

Кляксография,

монотипия,

набрызг.

Совершенствовать умения в данных тех­никах. Учить отображать облик разных деревьев наиболее выразительно, использовать необычные материалы для создания выра­зительного образа.

Белая бумага формата А4, цветной картон формата А4, восковые мелки, акварель, кисти, салфетки, зубные щетки, гуашь.

2

Березовая роща.

Рисование свечой.

Закрепить умение рисовать свечой и аква­релью.

Учить создавать выразительный образ березовой рощи.

Развивать чувство композиции.

Бумага формата A3, свеча, акварель, простой карандаш, гуашь, кисти, репродукции пейзажей.

3

Игрушки.

По желанию.

Закрепить умения продумывать располо­жение рисунка на листе, обращаться к натуре в процессе рисования, соотносить размер форм и частей.

Совершенствовать умение использовать нетрадиционные приемы рисования для повышения выразитель­ности рисунка.

Палитра для смешивания красок, салфетки, гуашь, кисти, бумага формата A3 эскизы.

4

В волшебном лесу.








Различные.

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании

с материа­лами,

необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Закрепить умение выбирать самостоятель­но технику и тему.

Все имеющееся в наличии.

Итог: Выставка детских рисунков «В мире фантазии».

3. Система работы проекта


Работа с педагогами

Работа с родителями

Совместная деятельность родителей и детей

1. Консультации:

Темы:

1. «Развитие творческого мышления о воображения у детей через творческие игры и упражнения».

2. «Нетрадиционные техники и материалы в детском художественном творчестве».

3. «Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности».


2. Мастер - класс для воспитателей

(середина Проекта):

Тема:

1. «В волшебной стране».


3. Семинар – практикум

(середина Проекта):

Тема:

1. « Роль нетрадиционных художественных техник в развитии художественных способностей у детей дошкольного возраста».


4. Комплексные занятия с воспитателями:

Темы:

1. «Что нам осень принесла».

2. «Зимушка-зима».

3. «В подводном царстве».

1. Консультации:

(1 раз в квартал):

Темы:

1. «Использование нетрадиционных приемов рисования в развитии креативность детей».


2. «Развивайте творчество детей».

3.«Развитие общения детей и родителей в процессе занятий по рисованию».


2. Семинары практикумы:

Темы:

1. «Обычные вещи, необыкновенные превращения».

2. «В стране Вообразили».


3. Беседа с элементами практикума

Тема:

«Рисуя – играем».

Цель: показать родителям значение совместных творческих игр в семье для творческого развития ребенка; ознакомить с традициями и формами игрового досуга в семьях; изучить игры на развитие творческого воображения.


4. Подбор и изготовление нетрадиционных пособий и материалов для изобразительной деятельности.


5. Пополнение уголков по изобразительной деятельности нетрадиционными материалами рисования (зубные щетки, ватные палочки, нитки, свечи, пробки т.д.).

1. Открытые занятия:

(1 раз в квартал):

Темы:

1. «Мы с мамой».

2. «Вместе весело творить».

3. «Очень умелые ручки».



2. Развлечения по изобразительной деятельности

(1 раз в квартал):

Темы:

1. «В волшебной стране Рисовании».

2. «КВН в стране красок».

3. «Семейная мастерская».

4. «Конкурс семейного творчества».

(в конце проекта)


3. Выставки рисунков

Темы:

1. «Ах, вернисаж».

2. «Волшебные ладошки».

3. «Животные, которых я сам придумал».

4. «Времена года».


3.Выставка работ семейного творчества с экспозицией в городском музее

Тема:

«В мире фантазии».






4. Перечень творческих игр и упражнений на развитие творческого воображения для использования в свободное от занятий время, на прогулках и развлечениях.


Игры на развитие фантазии и образного мышления

Упражнения на развитие зрительного воображения

  1. Три краски

  2. Чернильные пятна

  3. Закончи рисунок

  4. Дорисуй кружок

  5. Портрет

  1. Чудо - юдо

  1. Что и как использовать?

  2. Волшебные очки

  1. Нарисуй с помощью фигур

  2. Чудесный лес

  3. Истории из мешка

  1. Быстрые превращения

  1. Рисунки на спине

  2. Я – уникальный

  3. Волшебный карандаш

  4. Придумай сказку

  5. Что снится дереву?





































Результаты диагностики художественных способностей детей


начало Проекта



Замысел рисунка

Выразительность образа



Выбор техники рисунка и

изобразительных материалов


Оригинальность рисунка



Сравнив результаты диагностики по разделам видно, что дети испытывают затруднение в разделах: «Выбор техники рисунка и изобразительных материалов», «Оригинальность рисунка». Следует вести целенаправленную, углубленную работу по развитию творческого воображения и способов его реализации: через дидактические игры на развитие воображения, занятия по рисованию.



Условные обозначения:

Высший уровень

Низкий уровень

средний уровень














Р



езультаты диагностики художественных способностей детей

конец Проекта


Замысел рисунка


Выразительность образа

Выбор техники рисунка и

изобразительных материалов

Оригинальность рисунка




Целенаправленная работа по развитию художественно-творческих способностей через нетрадиционные приемы рисования на первом этапе дала положительный результат. Динамика развития умений и навыков в художественном творчестве воспитанников возросла. Следует продолжать вести целенаправленную работу по развитию творческого воображения и совершенствования приемов работы с нетрадиционными материалами и техниками.













Изучение творческого потенциала взрослых

  1. Тестирование по методу А.Н. Лука «Какой ваш творческий потенциал?».

  2. Анкетирование родителей по изучению художественных интересов детей.

Контрольно-оценочный блок по работе с родителями.

  1. Книги отзывов.

  2. Оценочные листы развития умений и навыков эффективного сотрудниче­ства у родителей и детей.

  3. Экспресс-диагностика — удовлетворенность родителей результатами взаимодействия и парт­нерских взаимоотношений с педагогами и специалистами детского сада.

  4. Опросы.

  5. Собеседование.









Используемая литература:

  1. Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания детей двух-семи лет. Красота. Радость. Творчество. - М.: Педагогическое общество России, 2000.

  2. Швайко Г.С. Программа по изобразительной деятельности с детьми четырех - семи лет. - М.: ВЛАДОС, 2002.

  3. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1978.

  4. Р.Г.Казакова, Т.И.Сайганова Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий Под ред. Р.Г.Казаковой М.:ТЦ, 2006.

  5. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Педагогика, 1990 .

  6. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. - М.: Просвещение, 1981.

  7. Художественное творчество в детском саду/под. ред. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 1974.

  8. Доронова Т.Н. «Развитие детей в изобразительной деятельности». – «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2005. – 96с.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Еременко Любовь Павловна

Дата: 05.02.2017

Номер свидетельства: 388168


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства