Авторы проекта : Еременко Л.П.
Формирование у дошкольников художественного творчества и активизации творческого потенциала через нетрадиционные техники рисования
-партнерские отношения родителей и педагогов в совместной деятельности.
Для рисования необходимы разнообразные художественные материалы, от качества которых в известной мере зависят результаты обучения детей.
Акварельные краски, гуашь, карандаши, фломастеры, мелки, свечи восковые, вату, кисточки разных размеров, клеевые щетки, кусочки поролона, детские ножницы с тупыми концами, ткани, природный материал, копировальную бумагу различных цветов, остатки шерстяных или полушерстяных ниток, сюжетные открытки, клей, бумагу цветную, картон, красивой формы гладкие камушки, ракушки, кусочки разнообразных тканей.
Учить комбинировать различные ранее освоенные элементы в новых сочетаниях. Учить использовать в рисовании различные материалы: ватные палочки, трубочки для коктейля, нити, сухие листья, мятую бумагу, поролон,
Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
Сентябрь |
№ | Тема занятий | Нетрадиционная техника | Программное содержание | Оборудование |
1 | Летний луг. | Восковые мелки, Акварель. | Учить использовать нетрадиционные приемы при создании рисунка. Учить по- разному использовать технику рисования мелками | Бумага ф.А4, поролон, восковые мелки, акварель. |
2 | Укрась вазу для цветов. | Печать (печатками, по трафарету). | Закрепить умение составлять простые узоры, используя технику печатания и технику «старая форма – новое содержание» для рисования формы вазы. Развивать чувство композиции | Предметы круглой и овальной формы (например, поднос, блюдце), печатки и трафареты, простой карандаш, поролоновые тампоны, гуашь в мисочках |
3 | Бабочки, которых я видел летом | Монотипия, обведение ладошки и кулака. | Познакомить детей с техникой монотипии. Закрепить умение использовать технику «старая форма — новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами — большое крыло, кулачок — маленькое). Познакомить детей с симметрией (на примере бабочки). Развивать пространственное мышление. | Силуэты симметричных и несимметричных предметов в иллюстрации бабочек, лист бумаги, белый квадрат, гуашь, кисть, простой карандаш. |
4 | Ветка рябины (с натуры). См. приложение | Рисование пальчиками. | Учить анализировать натуру, выделять ее признаки и особенности. Закрепить умение рисовать пальчиками, прием приманивания (для листьев). Развивать чувство композиции. | Лист формата А4, ветка рябины, гуашь (в том числе оранжевая и алая) в мисочках, кисти. |
Октябрь |
1 | Осенние листья. | Тиснение. | Познакомить с техникой тиснения. Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать тиснение на них. По желанию рисовать на общем листе пейзаж осени (без листьев). | Шаблоны листьев разной формы, материал для тиснения (предметы с различной фактурой), ватман, гуашь, кисти. |
2 | Осенний Пейзаж. | Тычкование. | Учить использовать в рисовании жесткие кисти для изображения крон деревьев, разных животных. Развивать чувство композиции. | Ватные палочки, краски, жесткие кисти. |
3 | Астры или георгины в вазе (с натуры). | Пастельные мелки. | Учить анализировать натуру, выделяя ее особенности (форму вазы, вид и величину цветов, форму лепестков) натюрморт. | Букет осенних цветов, листы бумаги цветные, пастельные мелки. |
4 | По замыслу. | Различные. | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему | Все имеющиеся в наличии. |
5 | Я шагаю по ковру из осенних листьев. | Печатание листьями, печать или набрызг по трафарету. | Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати. | Листы формата A3 черного цвета, опавшие листья, гуашь, кисти, поролоновые тампоны, трафареты. |
Ноябрь |
1 | Я люблю пушистое, я люблю колючее. | Тычок жесткой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном. | Упражнять в умении детей в различных изобразительных техниках. Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции. | Тонированная или белая бумага, жесткая кисть, гуашь (для графики — только черная), скомканная бумага, поролоновые тампоны, эскизы, фотографии, иллюстрации. |
2 | Первый снег. | Монотипия. Рисование пальчиками. | Учить рисовать дерево без листьев в технике монотипии, сравнивать способ его изображения листьями. Закрепить умение изображать снег, используя рисование пальчиками. | Лист формата А4 темно-голубого, темно-серого, фиолетового цветов, черная гуашь или тушь, белая гуашь в мисочках, салфетки. |
3 | Натюрморт из овощей «Что нам осень подарила?» (с натуры). | | Закрепить умение составлять натюрморт, анализировать его составляющие и их расположение, упражнять в рисовании пастелью торцом мелка и всей его поверхностью. Развивать чувство композиции | Овощи или муляжи, бумага темного цвета, пастель, эскизы и картины (репродукции) с изображением натюрморта. |
4 | Заиндевелое Дерево. | | Развивать умение самостоятельно пользоваться знакомыми приемами нетрадиционных техник. Развивать чувство композиции и цвета. | Восковые мелки, акварель, черная и цветная тушь, листы бумаги (20x20 см). |
Декабрь |
1 | Животные, которых я сам придумал. | Все знакомые техники. | Развивать умение самостоятельно пользоваться знакомыми приемами нетрадиционных техник. Развивать чувство композиции и цвета. | Восковые мелки, акварель, черная и цветная тушь, листы бумаги, гуашь или фломастеры. |
2 | Елочка нарядная. | Тычкование, печатание, ватные палочки. | Упражнять в умении пользоваться техникой тычкования, украшать силуэт елочки, используя ватные палочки. | Краски, ватные палочки, жесткие кисти, печатки различных форм. |
3 | Мои любимые снежинки (декоративные). | | Учить украшать тарелочки и подносы узором из снежинок различной формы и размера. Упражнять в рисовании концом кисти. Закрепить умение смешивать в мисочке белую гуашь с синей, фиолетовой. Развивать воображение, чувство композиции | Тарелочки и подносы, вырезанные из черной бумаги, белая, синяя, фиолетовая гуашь, иллюстрации, эскизы. |
4 | По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с различными материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему. | Все имеющиеся в наличии. |
Январь |
1 | Я в волшебном еловом лесу. | Печать поролоном по трафарету. | Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. | Палочка для процарапывания, черная тушь, уголь, кисти, поролоновые тампоны, иллюстрации, эскизы. |
2 | Филин. | Тычок полусухой жесткой кистью. | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему. | Бумага формата A3, уголь, жесткая и мягкая кисти, черная гуашь, иллюстрации, эскизы, рисунки детей за прошлые годы. |
3 4 | Пингвины на льдинах 2-а занятия | | Учить изображать снег, лед и полярную ночь, используя гуашь различных цветов, смешивая ее прямо на бумаге. Упражнять в аккуратном закрашивании всей поверхности листа. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему. | Белый лист формата A3, гуашь, кисти, салфетки, эскизы, иллюстрации. |
Февраль |
1 | Конспекты занятий по конструированию в старшей группе См.приложение
| | | |
Март |
1 | Мини- Проект непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми средней группы, выстроенный с учетом принципа интеграции образовательных областей « Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Социализация» на тему « Открытка для любимой мамочки». См.приложение | Печать по трафарету, рисование пальчиками. | Учить украшать цветами и рисовать пальчиками открытку для мамы. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками для создания однотипных изображений. Учить располагать изображения на листе по-разному. ладошками | Лист формата A3, согнутый пополам, гуашь в мисочках, зеленая гуашь в банке, кисти, трафарегы цветов, поролоновые тампоны, салфетки, иллюстрации, открытки. |
2 | По замыслу. | Различные. | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему. | Все имеющиеся в наличии. |
3 | Подснежники для моей мамы. | Акварель + восковой мелок. | Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращая особое внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие. | Акварель, восковые мелки, иллюстрации, эскизы. |
4 | Фрукты на блюде (с натуры). | Мелки акварельные. | Продолжать учить составлять натюрморт из фруктов, определять форму, величину, цвет и расположение различных частей, отображать эти признаки. Упражнять в аккуратном закрашивании акварельными мелками фруктов, создании созвучного тона с помощью акварели. | Фрукты или муляжи, тарелка (блюдо), бумага формата А4, акварельные мелки пастель, кисти, эскизы. |
Апрель |
1 | Моя воспитательница. | Сангина, угольный карандаш. | Продолжать учить пользоваться различными графическими средствами (линия, пятно, штрих) для создания выразительного образа человека. Закрепить умение передавать настроение человека в рисунке. Упражнять в рисовании сангиной, угольным карандашом. | Бумага различного формата, сангина, угольный карандаш, эскизы. |
2 | Звездное небо. | Набрызг, печать поролоном по трафарету. | Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник. | Бумага формата A3, кисти, гуашь, трафареты, поролоновый тампон, жесткая кисть и картонка для набрызга, эскизы, иллюстрации. |
3 | Чудесный букет. | Монотипия. | Закрепить знание детей о симметричных и несимметричных предметах, навыки рисования гуашью. Учить изображать букет в технике монотипии. | Бумага формата А4, A3, гуашь, кисти, иллюстрации, эскизы, рисунки детей за прошлые годы. |
4 | По замыслу. | Различные. | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему. | Все имеющиеся в наличии |
Май |
1 | Мое любимое дерево. | Кляксография, монотипия, набрызг. | Совершенствовать умения в данных техниках. Учить отображать облик разных деревьев наиболее выразительно, использовать необычные материалы для создания выразительного образа. | Белая бумага формата А4, цветной картон формата А4, восковые мелки, акварель, кисти, салфетки, зубные щетки, гуашь. |
2 | Березовая роща. | Рисование свечой. | Закрепить умение рисовать свечой и акварелью. Учить создавать выразительный образ березовой рощи. Развивать чувство композиции. | Бумага формата A3, свеча, акварель, простой карандаш, гуашь, кисти, репродукции пейзажей. |
3 | Игрушки. | По желанию. | Закрепить умения продумывать расположение рисунка на листе, обращаться к натуре в процессе рисования, соотносить размер форм и частей. Совершенствовать умение использовать нетрадиционные приемы рисования для повышения выразительности рисунка. | Палитра для смешивания красок, салфетки, гуашь, кисти, бумага формата A3 эскизы. |
4 | В волшебном лесу. | Различные. | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему. | Все имеющееся в наличии. |
Итог: Выставка детских рисунков «В мире фантазии». |
Сравнив результаты диагностики по разделам видно, что дети испытывают затруднение в разделах: «Выбор техники рисунка и изобразительных материалов», «Оригинальность рисунка». Следует вести целенаправленную, углубленную работу по развитию творческого воображения и способов его реализации: через дидактические игры на развитие воображения, занятия по рисованию.
Целенаправленная работа по развитию художественно-творческих способностей через нетрадиционные приемы рисования на первом этапе дала положительный результат. Динамика развития умений и навыков в художественном творчестве воспитанников возросла. Следует продолжать вести целенаправленную работу по развитию творческого воображения и совершенствования приемов работы с нетрадиционными материалами и техниками.