*учить детей осваивать полученные результаты, развивать желание и
умение делиться своим опытом.
План экспериментальной деятельности:
Земля
Цель: выявить свойства земли: имеет вес, чёрного цвета, сухая- сыплется,
а сырая - собирается в ком.
Материал и оборудование: земля в контейнерах.
Вода
Цель: выявить, насколько вода необходима для роста растений.
Материал и оборудование: контейнеры с посаженным в них луком,
которые поливают регулярно и контейнеры с посаженным в них луком,
которые начали поливать на 5 дней позже и в последствии поливали не
регулярно. (для наглядности).
Солнце
Цель: определить роль солнца в жизни растений.
Материал и оборудование: 2 контейнера с землёй и проросшим луком
(один постоянно стоит на солнце, а другой с определённой периодичностью перемещаем в тень).
Человек
Цель: выявить, насколько растение нуждается в уходе человека.
Материал и оборудование: 2 контейнера с землёй и проросшим луком
(один контейнер регулярно поливаем, рыхлим землю, он стоит на солнце,
а в другом контейнере землю не рыхлим, поливаем не регулярно,
периодически ставим этот контейнер в тень)
Работа с родителями:
1. предложить родителям приобрести контейнеры, землю и принести
в группу лук (проросший и не проросший - также для сравнения в ходе
посадки и дальнейшего роста в контейнере).
2. Домашнее задание: найти загадки и пословицы о луке;
по возможности показать детям дома разные сорта лука-репки: (белый, красный,
жёлтый), сравнить их вкус, а также сравнить внешний вид, вкус и запах
лука и чеснока.
Ожидаемые результаты:
1.дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут знать о том , что лук-кладезь витаминов и его можно выращивать холодной уральской
зимой на подоконнике у себя дома;
2.у детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях.
Способы оценки: опыты, наблюдения, беседы.
Гипотеза: если детей с ранних лет приучать к любознательности, познанию нового, то мы воспитаем творческих, умных, желающих покорять неизведанное в мире детей.
Этапы реализации проекта:
1.подготовительный;
2.основной (исследовательский);
3.заключительный.
1 подготовительный этап:
*постановка цели и задач;
*определение методов исследования;
* подбор наглядно-иллюстрационного материала;
* изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр (шапочки овощей и фруктов для с/р игры «Повар»).
Предметно-развивающая среда:
Наглядно-дидактические пособия: иллюстрации с изображением разных сортов лука и картинок коллективного его выращивания в фермерских
хозяйствах; предметы быта (посуда для приготовления салатов и супов);
атрибуты к c/р играм «Магазин продуктов», «Повар».
Создание условий для самостоятельной деятельности детей
*оформление альбомов для рассматривания;
*экскурсия на кухню: наблюдения за приготовлением салата и поджарки из лука и морковки.
И так: для работы мы приготовили 3 контейнера: 2-с землёй, а в третий контейнер наливаем воду; крышка этого контейнера разбита на ячейки
для каждой луковицы отдельно, в них-то мы и сажаем луковицы.
2 основной (исследовательский) этап.
Перед посадкой рассматриваем луковицы, рассказываю, что лук – это растение с крупной луковицей, состоящей из утолщенных листьев-чешуй,
в них и находятся все питательные вещества. Лук издаёт резкий запах,
если луковицу разрезать. Здесь же можно сравнить запахи лука и чеснока.
Про запах чеснока и лука говорит народная пословица: «Убивает микробы наповал».
Одновременно знакомимся со свойствами приготовленной для посадки
земли (чёрная, рыхлая, рассыпается).
В два контейнера с землёй сажаем луковицы донцем с маленькими сухими корешками в землю, а верхушкой наружу, причём есть уже проросшие
луковицы. Обратить внимание детей на то, что ростки лука в данный момент
жёлтые (от недостатка света, т.к. лук хранился в тёмном ящике)
Следом сажаем луковицы в контейнер с водой, каждую луковицу в свою
ячейку на крышке. С водой соприкасаются только донце луковицы с маленькими сухими корешками.
Все контейнеры ставим на подоконник и объясняем детям, что у нас
началась большая работа по выращиванию лука на окне.
Буквально через день в контейнере с водой у луковиц уже стали появляться корни (очень удобно наблюдать, подняв крышку над контейнером).
К началу второй недели появляются ростки на всех луковицах,
( разные по высоте). Обратить внимание на луковицы, которые
сажали проросшими (ростки на свету позеленели). Удивляет лук в контейнере с водой: луковые перья ещё малы, а корни растут «не по дням,
а по часам».
Когда луковицы проросли в обоих контейнерах с землёй - начинаем
экспериментировать с поливом и с солнечным светом:
один контейнер с луком убираем в тень и прекращаем полив на 5 дней.
Затем сравниваем луковые перья: на подоконнике в контейнере перья зелёные, сочные и выше того лука, который находился в тени,
.Луковые перья в тени - вялые, с желтоватым окрасом.
Такие же манипуляции с контейнерами проводим ещё раз (опять убираем
этот же контейнер в тень….)
По прошествии пяти дней вместе с детьми убеждаемся, что для хорошего роста лука необходима вода, солнечный свет и тепло.
За корнями лука в контейнере с водой наблюдали ежедневно (детям
очень нравится): таких длинных, белых и сочных корней у лука, убеждаю вас, дети не видели никогда.
Кстати, перед посадкой лука, чтобы перьев у луковицы было больше,
верхушку у луковицы надо состричь ножницами (только в том случае, если
луковицы не проросшие)
Результаты наблюдений на протяжении всего проекта воспитатель
вместе с детьми отражала в таблице.
Мы сфотографировали все интересные моменты по ходу реализации
данного проекта и оформили альбом.
Работа с детьми
*НОД;
*образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
*совместная деятельность воспитателя и детей с учётом интеграции;
*самостоятельная деятельность детей.
Познавательная деятельность детей по знакомству со свойствами
лука и чеснока.
*тематические занятия;
*отгадывание загадок;
*чтение художественной литературы по теме;
*рассматривание альбома «Алгоритм роста и ухода за комнатными растениями».
Исследовательская деятельность:
*определи на ощупь (овощи);
*определи по запаху (лук, чеснок, яблоко…).
Образовательные ситуации:
*ситуативные беседы во время приёма пищи о пользе лука и чеснока,
о профилактических его свойствах во время эпидемий вирусных инфекций.
Игровая деятельность:
*с/р игра «Магазин продуктов», «Повар»;
*д/игра «Свари компот, свари суп», «Определи по запаху».
Продуктивная деятельность:
воспитатель, младший воспитатель вместе с детьми сделали салат
из овощей и выращенного лука на нашем подоконнике и съели его
во время обеда. Дети были очень рады тому, что сами принимали участие
в выращивании лука и приготовлении салата.
3этап-заключительный (обобщающий):
*оформление фотоотчёта о проделанной нами работе;
*выставка родительских салатов из овощей с луком с последующей дегустацией;