Просмотр содержимого документа
«Проект по социально-нравственному воспитанию детей "Русь - Матушка родная"»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад № 102 г. Томска
Проверено: Утверждаю:
Старший воспитатель Заведующий МАДОУ № 102
И.И. Синогина_________ О.В. Кузнецова__________
«___»________2015г. «___»________2015г.
ПРОЕКТ
по социально – нравственному
воспитанию детей
«Русь - Матушка родная»»
Воспитатель:
А.Н. Микова
Томск – 2015г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
В последние годы государство вновь возвращается к вопросам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, так как воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная в наше время. Она отражена в Законах Российской Федерации «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» и в «Конвенции о правах ребёнка», принятой резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989г.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Но воспитание у ребёнка уважения, гордости за землю, на которой он живёт, не может быть успешно без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Приобщение к родной культуре должно стать основной частью развития каждого ребёнка – гражданина своего Отечества. Предметы, окружающие ребёнка с детства, пробуждающие в его душе чувство красоты и восхищения, должны быть национальными. А совместное проживание детьми и взрослыми разнообразных событий, заданных годовым кругом христианских «самых главных праздников» помогает воссоздать духовно-нравственный уклад жизни наших предков, понять содержание и нравственный характер их общения с внешним миром, окружающими людьми, близкими и родными.
Никто из нас не станет отрицать, что детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его обычаев, традиций, быта поможет в дальнейшем научить наших детей, быть отзывчивыми к сверстникам и старшим, развивать способность к сопереживанию, умению мирно решать конфликты, что поможет исправить и предупредить негативные проявления и порочные наклонности ребёнка в будущем. Поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
.
ТИП ПРЕКТА: информационно-практический, творческий;
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: долгосрочный
(сентябрь 2015г. – апрель 2016г.)
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети подготовительной группы; воспитатели; педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности; музыкальный руководитель; родители.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕТА
Цель: развитие духовно-нравственных качеств дошкольников на основе знакомства с православными праздниками.
Задачи:
Познакомить детей с православными праздниками, особенностями подготовки и проведения праздников.
Формировать знания о традиционном укладе жизни русского народа (традициях, обрядах, обычаях)
Прививать интерес к устному народному творчеству (загадки, потешки, пословицы, поговорки), народным песням и танцам.
Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали, любовь и привязанность к своей Родине.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Дети познакомятся с православными праздниками «Покров», «Рождество», «Масляница», «Пасха», с особенностями подготовки и проведения этих праздников.
У детей будут сформированы знания о традиционном укладе жизни русского народа (традициях, обрядах, обычаях, быте).
Дети будут испытывать интерес к устному народному творчеству (загадки, потешки, пословицы, поговорки), народным песням и танцам.
Совместно с педагогами и родителями в группе будет оформлен уголок «Русская изба», оформлены выставки детских поделок и рисунков.
Совместно с педагогами и родителями будут проведены детские театрализованные праздники «Покров», «Рождество», «Масленица», «Пасха».
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Принцип интеграции духовно-нравственного и художественно-эстетического воспитания дошкольников;
Принцип интеграции образовательных областей: познавательного развития, художественно-эстетического и речевого развития дошкольников;
Принцип интегративного взаимодействия педагогов ДОУ: воспитателей, педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности и музыкального руководителя.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРЕКТА
Подготовительный этап (сентябрь 2015г.)
- Изучение и подготовка материала (литература, пособия, дидактические игры, демонстрационный материал и др.);
- Разработка тематического плана;
- Мониторинг;
- Анкетирование родителей
2. Основной этап (октябрь2015г.- апрель 2016г.)
- знакомство с православными праздниками;
- знакомство с бытом русского народа;
- изготовление атрибутов и оформление уголка «Русская изба»;
- знакомство с устным народным творчеством (разучивание потешек, поговорок, посовиц)
- разучивание народных, подвижных и хороводных игр;
- разучивание песен, частушек, русских народных танцев;
- подготовка к проведению православных праздников;
- проведение праздников «Покров», «Рождество», «Масленица», «Пасха».
3. Заключительный этап (апрель 2016г.)
- мониторинг;
- подведение итогов,оформление документации
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Не менее важным условием работы в проекте является тесная взаимосвязь с родителями. В настоящее время работа с родителями актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Поэтому через работу в проекте необходимо донести до родителей то, что семья является первым наставником ребёнка в духовно-нравственном воспитании, а прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням, способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
Основные формы работы с родителями:
знакомство с содержанием проекта через беседы, консультации, папки-передвижки;
привлечение родителей к совместной деятельности по реализации проекта (обеспечение художественными материалами детей для изготовления экспонатов для уголка «Русская изба», сувениров, украшений для народных праздников, разучивание пословиц, поговорок, потешек, частушек);
оформление и презентация уголка в группе «Русская изба»;
оформление выставок детских работ;
оформление творческого отчёта о проделанной работе;
подготовка к проведению праздников «Покров», «Рождество», «Масленица», «Пасха».
ЛИТЕРАТУРА
Евдокимова Е.С. «Технология проектирования в ДОУ» – М.: ТЦ Сфера, 2008г.;
Карачунская Т.Н. «Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ», ТЦ «Сфера» М.2005г.;
Коротаева Е.А., Параскун О.А. «Мини-музей как форма художественно-эстетического развития дошкольников», ОГБОУ «ТГПК», Томск-2013г.;
Лыкова Л.Д., Васюкова Н.Е. «Изодеятельность и детская литература» - М.: ТЦ Сфера, 2009г.;
Смирнова О.Д. «Метод проектирования в детском саду» - М.: Скрипторий 2003, 2011г.;