Просмотр содержимого документа
«Проект"Птички-невелички"»
Комплексно – тематическая модель организации образовательного процесса
Образовательная система МБДОУ детского сада№8 г.Донецк реализуется через комплексно – тематическую модель подачи материала.
Комплексно – тематическая модель – объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»
Главная задача комплексно-тематической модели построения образовательного процесса – сделать жизнь детей интересной, связать ее с окружающей действительностью. Используется более органичная организация образовательных содержаний: тема как сообщаемое знание о какой-либо сфере деятельности, представлена в эмоционально- образной, а не в абстрактно-логической форме. Построение образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовывать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.
Предварительный подбор взрослым основных тем придает систематичность и культуросообразность образовательному процессу. В то же время, проекция «темы» на разные виды детской активности, ( «проживание» ее ребенком в игре, рисовании, конструировании) и возможность их выбора самим ребенком делают эту модель менее жестокой, обеспечивают развитие инициативности детей.
Отвечая психологическим особенностям дошкольного возраста, комплексно-тематическая модель предъявляет очень высокие требования к общей культуре, гибкости, творческому потенциалу и интуиции взрослого, без которых модель просто не работает. Реализация темы в комплексе разных видов деятельности как бы вынуждает взрослого к более свободной позиции, нежели учительская; ее можно обозначить как позицию партнера, сотрудника. Более гибкой в этой модели становится и организация предметной среды, постоянно подстраиваемо под развивающие задачи и инициативу детей.
Блок свободной самостоятельной деятельности детей наполняется образовательным содержанием за счет создания воспитателем разнообразной предметной среды, которая для самих детей обеспечивает широкий выбор деятельности, соответствующей их интересам, позволяет включаться во взаимодействие со сверстниками или действовать индивидуально. Это материалы для традиционных детских деятельностей – игры, рисование, лепки, конструировании, а также предметное оснащение для самостоятельных физических упражнений, книги, художественный альбомы, материалы для дидактических упражнений.
Интегративный подход складывается из взаимосвязанных компонентов обучающей модели, а именно:
Определение значимого содержания в контакте тем недельного погружения;
Содержательного детализирования основной темы через все образовательные области;
Интегративной поддержки заявленной тематики через игровую деятельность, режимные моменты, прогулку;
Привлечение родителей воспитанников к осмысленному поддержанию познавательного интереса изучаемой тематики;
Осуществления социокультурной поддержки со стороны музеев, театров, выставок и т.д. в рамках научного осведомления;
Пополнение предметно-развивающей среды тематической, дидактической, наглядностью, видео- и аудиотекой, костюмами, энциклопедическим материалом, произведениями живописи и музыкального искусства.
Полноценная реализация « темы» невозможна без интеграции не только содержания дошкольного образования. Но и ее организационных форм, в которых в той или иной степени будут интегрироваться и различные виды деятельности.
Детская деятельность
Формы работы
Двигательная
- Подвижные дидактические игры
-Подвижные игры с правилами
-Игровые упражнения
-Соревнования
Игровая
- Сюжетные игры
- Игры с правилами
Продуктивная
- Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества